kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Секреты мозга, шаг к медицине"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннкая программа является краткосрочной-21 день, возраст обучающихся 7-17 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Секреты мозга, шаг к медицине"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОКОЛ»





Рассмотрено Утверждаю

на педагогическом совете Директор

ГБОУ ДО РК «ДОЦ «СОКОЛ» ГБОУ ДО РК «ДОЦ «СОКОЛ»

Протокол № от ___________ ___________И.А.Середа




Краткосрочная дополнительная общеразвивающая образовательная программа

«Тайны мозга, шаг к медицине »




Срок реализации: 21 день (4 часа)

Возраст обучающихся: 6-17лет








Программу разработала:

Борецкая Кристина Александровна

педагог дополнительного образования







с. Соколиное,

2022г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Программа «Тайны мозга, шаг к медицине » имеет естественно-научную направленность и нацелена на ознакомление обучающихся с анатомией человека, процессами, происходящими в его организме, сохранение здоровья человека; включает теорию и практику здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в неё включены практические работы, развивающих навыки определения личных показателей здоровья, что позволяет сформировать ответственное отношение к себе и окружающим. Программа является интегрированным курсом, включающим в себя дополнительные знания и умения по анатомии, гигиене, основам безопасности жизнедеятельности.

Актуальность данной программы. Раздел «Анатомия» является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии, а «Основы физиологии» в школьном курсе по биологии не предусмотрены. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать практикум по анатомии и физиологии человека. Использование такого подхода в преподавании анатомии и физиологии человека развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает

возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися. дополнительной общеразвивающей программы обусловлена тем, что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. В этой перспективе вопросы здорового образа жизни.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Конституция Российской Федерации

  3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15.

  4. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

  5. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства

  6. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам»

  7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  8. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования дете

  9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  10. Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).

  11. Устав ГБОУ ДО РК «ДОЦ «Сокол»

  12. Положение о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировке дополнительной образовательной программы

  13. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 13.07.1992 г. №293.

Цель программы: овладение знаниями об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Программа направлена на решение следующих задач:



Образовательные:

  • сформировать представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;

  • усвоить знания о человеке как биосоциальном существе;

  • обучить умениям применять биологические знания для обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;

  • способствовать формированию умений проводить наблюдения за своим организмом;

Развивающие:

  • Развивать творческие способности формировать навыки проведения

биологического эксперимента;

  • Развивать способность усваивать знания об особенностях строения организма человека как единого целого;



Воспитывающие:

  • привить интерес к познанию своего организма и к профессиям, связанным с медициной.


Контроль за усвоением материала проводится в форме выполнения самостоятельной работы, тестового контроля, зачета.

Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа

рассчитана на одну лагерную смену (21 день), объёмом 4 часа. Возраст обучающихся 6– 17 лет.

Обучающиеся должны знать:

-Изучить теорию по вопросу функциональной асимметрии полушарий головного мозга у человека;

 -Апробировать известные методики и тесты по выявлению асимметрии головного мозга у учащихся;

 -Оценить влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на успеваемость    учащихся;

- уметь рационально организовывать труд и отдых, соблюдать правила поведения в окружающей среде;

- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

- научится особенностям организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

-новые технологии в изучении человеческого организма, меры профилактики вредных привычек и распространенных заболеваний человека;


Обучающиеся должны уметь:

  • Объяснять понятие - межполушарная асимметрия головного мозга» и определение ее роли при организации учебного процесса.

 объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;

 осуществлять элементарные приемы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;

 оказывать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях.


Данный курс способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться её (например, при защите проекта).





Форма подведения итогов освоения образовательной программы:

В течение всего периода обучения педагог проводит поэтапную диагностику успешности усвоения программного материала:

- входящий контроль (проверка знаний обучающихся на начальном этапе освоения программы) проводится в формате наблюдения и беседы.

- текущий контроль (в течение всего срока реализации программы) проводится в форме тематических тестов.

- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации программы) проводится в формате теста.

Входящий контроль проводится в первые дни обучения по программе и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, для того чтобы скорректировать учебно-тематический план.

Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала и уровня их подготовленности к занятиям. Этот контроль должен повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материал. Он позволяет своевременно выявить отстающих, а также опережающих обучения с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний и умений.

Виды диагностик:

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

  • Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.

  • Письменные работы выполняются в форме тестирования. Тестовый материал составляется на основе изученных тем каждого раздела. Также письменная работа может состоять из кратких описаний определений терминологии по предмету.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Интерактивные методы

  • Творческие задания;

  • Работа в малых группах;

  • Обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры);

  • Разминки;

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий

  • анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;

  • деловые игры.




































2.Календарно-тематический план



Наименование разделов и тем

Всего

часов

Теория

Практика

Формы аттестации / контроля

Дата

1.

Введение.ТБ. Организм человека. Общий обзор

1

0,5

0,5

Диагностическая беседа.


2.

Образ жизни современного человека. Здоровый образ жизни.

1

0,5

0,5

Таблицы, самоконтроль


3.

Поведение и психика, Мозг, Нервная система.

1

0,5

0,5

Таблицы, опорные схемы, памятки, рекомендации, дидактические материалы


4.

Межполушарная асимметрия .

1

0,5

0,58

Таблицы, опорные схемы, карточки-задания, ситуационные задачи, презентации, лабораторная работа, памятки
























Содержание программы


1.Тема: Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира.

Теория: Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них.

Формы занятий: лекция с элементами беседы.

Методы и приемы: словесные, наглядные.

Формы подведения итогов: заполнение таблицы.


2. Тема:Образ жизни как фактор здоровья. Трудовая деятель­ность.

Внешние и внутренние факторы здоровья. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Гигиена. Образ жизни. Факторы образа жизни. Культура питания, движений, эмоций. Труд и отдых. Неблагоприятные профессиональные факторы.  Выбор профессии – одно из самых важных решений в жизни.

Форма проведения: ситуационная игра.

Методы и приемы: словесный, наглядный.

Формы подведения итогов: диспут.

3.Тема:Особенности высшей нервной деятельности человека.

Теория: Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Память. Виды памяти, приемы запоминания.

Форма проведения: ситуационная игра

Методы и приемы: словесный, наглядный.

Формы подведения итогов: диспут.

4.Тема:Строение и функции отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора боль­ших полушарий.

Теория: Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус.

Форма проведения: лекция.

Методы и приемы: словесный, наглядный.

Формы подведения итогов: заполнение таблицы.



Методическое обеспечение образовательного процесса.


Занятия по программе «Тайны мозга, шаг к медицине» проводятся в кабинете, где имеется все необходимое оборудование:

-компьютер;

- микроскопы, микропрепараты.

- комплекты таблиц по анатомии, физиологии, гигиене;

- методические материалы:

  • компетентностно-ориентированные задания;

  • методические разработки занятий;

  • технологические карты, карточки – задания;

  • викторины, кроссворды, тесты, загадки по изученному разделу;

  • альбомы, иллюстрации.







































Литература

  1. Биология в таблицах и схемах. – ООО «Виктория плюс», 2004. – 128с.

  2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272с.

  3. Кузнецов А.Ю. Атлас анатомии человека для художников. Феникс, Ростов-на-Дону, 2002г.

  4. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. – М: «Медицина», 1985. – 657с.

  5. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Ревазов В.С. Анатомия человека. В 2-х томах. – М.: Медицина, 2001г.

  6. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4-х томах. – М.: Медицина», 1996г.

  7. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие.– Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2003. – 416с.

8.Балонов Л.Я. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. - Л.: Наука, 1976. - 218 с. Брагина Н.Н.,

9. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург: Литур, 2001. - 320 с.

10. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина.: 1966. - 349 с.

11. Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1999. - 298 с.

12.Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: асимметрия мозг








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кристина Александровна Борецкая

Дата: 26.07.2022

Номер свидетельства: 611333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства