Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Секреты мозга, шаг к медицине"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОКОЛ»
Рассмотрено Утверждаю
на педагогическом совете Директор
ГБОУ ДО РК «ДОЦ «СОКОЛ» ГБОУ ДО РК «ДОЦ «СОКОЛ»
Протокол № от ___________ ___________И.А.Середа
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Тайны мозга, шаг к медицине »
Срок реализации: 21 день (4 часа)
Возраст обучающихся: 6-17лет
Программу разработала:
Борецкая Кристина Александровна
педагог дополнительного образования
с. Соколиное,
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Программа «Тайны мозга, шаг к медицине » имеет естественно-научную направленность и нацелена на ознакомление обучающихся с анатомией человека, процессами, происходящими в его организме, сохранение здоровья человека; включает теорию и практику здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в неё включены практические работы, развивающих навыки определения личных показателей здоровья, что позволяет сформировать ответственное отношение к себе и окружающим. Программа является интегрированным курсом, включающим в себя дополнительные знания и умения по анатомии, гигиене, основам безопасности жизнедеятельности.
Актуальность данной программы. Раздел «Анатомия» является одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии, а «Основы физиологии» в школьном курсе по биологии не предусмотрены. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать практикум по анатомии и физиологии человека. Использование такого подхода в преподавании анатомии и физиологии человека развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает
возможность преподавателям осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися. дополнительной общеразвивающей программы обусловлена тем, что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. В этой перспективе вопросы здорового образа жизни.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Конституция Российской Федерации
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» ст.1,15.
"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования дете
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).
Устав ГБОУ ДО РК «ДОЦ «Сокол»
Положение о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировке дополнительной образовательной программы
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 13.07.1992 г. №293.
Цель программы: овладение знаниями об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Программа направлена на решение следующих задач:
Образовательные:
сформировать представления об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
усвоить знания о человеке как биосоциальном существе;
обучить умениям применять биологические знания для обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;
способствовать формированию умений проводить наблюдения за своим организмом;
Развивающие:
Развивать творческие способности формировать навыки проведения
биологического эксперимента;
Развивать способность усваивать знания об особенностях строения организма человека как единого целого;
Воспитывающие:
привить интерес к познанию своего организма и к профессиям, связанным с медициной.
Контроль за усвоением материала проводится в форме выполнения самостоятельной работы, тестового контроля, зачета.
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа
рассчитана на одну лагерную смену (21 день), объёмом 4 часа. Возраст обучающихся 6– 17 лет.
Обучающиеся должны знать:
-Изучить теорию по вопросу функциональной асимметрии полушарий головного мозга у человека;
-Апробировать известные методики и тесты по выявлению асимметрии головного мозга у учащихся;
-Оценить влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на успеваемость учащихся;
- уметь рационально организовывать труд и отдых, соблюдать правила поведения в окружающей среде;
- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- научится особенностям организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
-новые технологии в изучении человеческого организма, меры профилактики вредных привычек и распространенных заболеваний человека;
Обучающиеся должны уметь:
Объяснять понятие - межполушарная асимметрия головного мозга» и определение ее роли при организации учебного процесса.
объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;
осуществлять элементарные приемы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;
оказывать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях.
Данный курс способствует развитию у учащихся коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться её (например, при защите проекта).
Форма подведения итогов освоения образовательной программы:
В течение всего периода обучения педагог проводит поэтапную диагностику успешности усвоения программного материала:
- входящий контроль (проверка знаний обучающихся на начальном этапе освоения программы) проводится в формате наблюдения и беседы.
- текущий контроль (в течение всего срока реализации программы) проводится в форме тематических тестов.
- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации программы) проводится в формате теста.
Входящий контроль проводится в первые дни обучения по программе и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, для того чтобы скорректировать учебно-тематический план.
Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала и уровня их подготовленности к занятиям. Этот контроль должен повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материал. Он позволяет своевременно выявить отстающих, а также опережающих обучения с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний и умений.
Виды диагностик:
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.
Письменные работы выполняются в форме тестирования. Тестовый материал составляется на основе изученных тем каждого раздела. Также письменная работа может состоять из кратких описаний определений терминологии по предмету.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Интерактивные методы
Творческие задания;
Работа в малых группах;
Обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры);
Разминки;
Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий
анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;
деловые игры.
2.Календарно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего
часов
Теория
Практика
Формы аттестации / контроля
Дата
1.
Введение.ТБ. Организм человека. Общий обзор
1
0,5
0,5
Диагностическая беседа.
2.
Образ жизни современного человека. Здоровый образ жизни.
1
0,5
0,5
Таблицы, самоконтроль
3.
Поведение и психика, Мозг, Нервная система.
1
0,5
0,5
Таблицы, опорные схемы, памятки, рекомендации, дидактические материалы
1.Тема: Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира.
Теория: Место и роль человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них.
Формы занятий: лекция с элементами беседы.
Методы и приемы: словесные, наглядные.
Формы подведения итогов: заполнение таблицы.
2. Тема:Образ жизни как фактор здоровья. Трудовая деятельность.
Внешние и внутренние факторы здоровья. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Гигиена. Образ жизни. Факторы образа жизни. Культура питания, движений, эмоций. Труд и отдых. Неблагоприятные профессиональные факторы. Выбор профессии – одно из самых важных решений в жизни.
Форма проведения: ситуационная игра.
Методы и приемы: словесный, наглядный.
Формы подведения итогов: диспут.
3.Тема:Особенности высшей нервной деятельности человека.
Теория: Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Память. Виды памяти, приемы запоминания.
Форма проведения: ситуационная игра
Методы и приемы: словесный, наглядный.
Формы подведения итогов: диспут.
4.Тема:Строение и функции отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий.
Теория: Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус.
Форма проведения:лекция.
Методы и приемы:словесный, наглядный.
Формы подведения итогов:заполнение таблицы.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Занятия по программе «Тайны мозга, шаг к медицине» проводятся в кабинете, где имеется все необходимое оборудование:
-компьютер;
- микроскопы, микропрепараты.
- комплекты таблиц по анатомии, физиологии, гигиене;
-методические материалы:
компетентностно-ориентированные задания;
методические разработки занятий;
технологические карты, карточки – задания;
викторины, кроссворды, тесты, загадки по изученному разделу;
альбомы, иллюстрации.
Литература
Биология в таблицах и схемах. – ООО «Виктория плюс», 2004. – 128с.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272с.
Кузнецов А.Ю. Атлас анатомии человека для художников. Феникс, Ростов-на-Дону, 2002г.