kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательных компетенций предлагает привлечение предметных различных знаний, например: химии, биологии, для решения какой-либо проблемы.

    Целью современной школы является формирование компетентностной личности, готовой к жизни в условиях  современного общества с рыночной экономикой.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с.Новоселовка Екатериновского района

Саратовской области









Доклад на тему:

"Формирование учебно - познавательных компетенций на уроках биологии "

















Подготовила:

учитель химии и биологии

Филькина Л.Ф.







2017 – 2018 учебный год


"Формирование учебно - познавательных компетенций на уроках биологии "

Развитие познавательных компетенций предлагает привлечение предметных различных знаний, например: химии, биологии, для решения какой-либо проблемы.

    Целью современной школы является формирование компетентностной личности, готовой к жизни в условиях  современного общества с рыночной экономикой.

   Компетентность — это способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

     Быть компетентным фотографом, ученым, пожарником, учителем, родителем и т.д. —  значит иметь набор специфических компетентностей разного уровня (наблюдать, быть глубоко осведомленным в предмете, самостоятельно ставить вопросы, писать деловые письма, доказывать собственную правоту, справляться с межличностными конфликтами и т.п.).

Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования анализа, рефлексии, самооценки 

Основные функции компетенций

  • отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;

  • быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении,

  • задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;

  • соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;

   На уроке    возможна подготовка  творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании.    Возможность развивать творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.  

  Развивая познавательный интерес учащихся, мы, обеспечиваем разностороннее развитие ребенка.  Кроме того, развитие интереса к биологии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивает формирование у обучающихся активной жизненной позиции. Таким образом, формирование ключевых компетенций способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач стоящих перед школой.

 Развитие познавательного интереса в области биологических дисциплин способствует формированию у обучающихся естественнонаучной картины мира,   об  единстве и необходимости гармоничного сосуществования общества и природы. Поиск, сбор, изучение, анализ, обобщение, оценка информации способствует развитию на уроках информационной компетентности ученика.

На своих уроках  использую  разнообразные формы и методы урочной и внеурочной деятельности:  проблемного и проектного обучения, тризы,  исследовательских, эвристических методов обучения. Использую   как элементы  урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.  Причем использую  эти формы  работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Принцип интенсивного восприятия предполагает максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний. При изучении биологии можно использовать не только слуховое и зрительное восприятие, но и осязание, обоняние.  Это позволяет учащимся ближе знакомиться с явлениями и объектами живой природы, что с одной стороны порождает массу вопросов, а с другой, позволяет найти ответы на многие вопросы, тем самым открывает путь к новым знаниям.

 Познавательная деятельность отвечает запросам тех, кто углубляется в предмет, практически - интересы тех, кто стремится непосредственно видеть результаты своей работы. Общение способствует обмену опытом, обеспечивает эмоциональный подъем, формирует социальные мотивы.

Создание на уроке проблемной ситуации.

    Проблемное обучение воспитывает навыки творческого мышления, учит учащихся применять знания и умения при решении учебной проблемы.

Проблемность  обучения обеспечивает развитие у обучающегося качеств, как умение видеть и формулировать проблему, выдвигать и обосновывать гипотезы, способность применять усвоенные прежде знания в новых ситуациях, находить новые способы решения поставленных задач. При этом перспектива решения проблемы собственными силами вдохновляет учащихся,  повышает познавательную активность, способствует проявлению творческих способностей.

Потребность общества в инициативных, творчески мыслящих, самостоятельных, способных  активно адаптироваться к изменяющимся условиям молодых людей, возрастает.

     Нет сомнения в том, что проблемное обучение не одинаково эффективно в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни, как интеллектуальных затруднений, так и их познавательной деятельности: самостоятельность ученика может быть очень высокой, или почти полностью отсутствовать.

     В связи с этим выделяют три вида проблемного обучения, которые правильнее всего различать по соответствующим видам творчества.

    Первый вид – научное творчество, т. е постановка и решение теоретических учебных проблем.

     Второй вид – практическое творчество, поиск способа применения знания в новой ситуации, конструирование, изобретение.

     Третий вид – художественное творчество, отображение действительности  на основе творческого воображения, сочинения, рисование.

        На уроках предполагается деятельность учащихся по разрешению проблемных вопросов, задач и ситуаций, создаваемых первоначально учителем, а по мере приобретения умений - учениками под руководством учителя или самостоятельно. В результате проблемного обучения происходит не только творческое овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и развитие их способностей к осмыслению и усвоению новой научной информации.

      На мой взгляд, самый интересный раздел в биологии для учащихся «Биология. Человек». На уроках в 8 классе учащиеся познают себя. Открывают новое, ранее неизвестное в своем организме. Для педагога важно, чтобы уроки не были скучными, и не сводились бы к простому пересказу учебника, поэтому на уроке стараюсь создать атмосферу учебной – познавательных компетенций,    которые  позволяют учащимся думать, размышлять, находить скрытые возможности своего организма, спорить и приходить к общему мнению.

В этом мне помогает использование на уроках проблемного обучения. Например, активную мыслительную деятельность учащихся вызывают вопросы, требующие установление сходства и различия. На уроке по теме «Систематическое положение человека» прошу учащихся найти сходства и различия между организмом человека и млекопитающих. Основываясь на знаниях, полученных на уроках зоологии, учащиеся выделяют различия, а также и сходства. А на уроках по изучению органов чувств: прошу учащихся определить общие черты в строении глаза, уха, языка. При этом обращаю внимание на полное внешнее различие этих органов. Одна из форм умственного поиска – установление причинно – следственных связей. Практически во всех темах использую задания типа:

1.В чем отличие строение эритроцитов человека от эритроцитов лягушки? Чья кровь переносит больше кислорода? Почему?

2.У человека в крови появились эритроциты серповидной формы. О чем может свидетельствовать этот факт и каковы его последствия?

3.Некоторые родители учат детей рано ходить в возрасте 7-9 месяцев. К каким последствиям могут привести столь ранние упражнения в ходьбе?

4.В каких экологических условиях развивались предки людей? Как эти условия повлияли на формирование вида человек разумный?

5.Считается, что степень развития извилин головного мозга влияет на мыслительные способности человека. Как это можно объяснить.

На уроках  ученики с интересом решают проблемные задачи. Для этого класс делится на  несколько групп (по принципу взаимной симпатии), пять-шесть человек. Компетенции такого урока  заключается в следующем: проблемное видение различных объектов, коммуникативные компетенции, аналитическое мышление, способность выдвигать собственные гипотезы, аргументировано, их обосновывать (ценностно-смысловые компетенции).

Положительными моментами проблемного обучения  активизация учебно-познавательных компетенций, развивающего потенциала обучения, самостоятельной поисковой деятельности, коммуникативные компетенции.

Использования элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для мыслительной творческой деятельности учащихся. Самое главное сохраняется интерес к изучению предмета.

Познавательный интерес на своих уроках развиваю,  давая учащимся творческие задания:   написать  сказку, придумать задачу  и т.д.    Творческие проекты, предлагаемые учащимся на уроках биологии, очень разнообразны и могут быть использованы на разных этапах урока. Подобные задания привлекают   наличием множества вероятных способов выполнения задания и возможностью выбора собственного пути достижения цели. В то же время они требуют применения усвоенных ранее знаний,   развивают познавательный интерес и творческие способности учащихся.   Например, изучая тему "Цветок", учащиеся выясняют, строение цветка, и независимо от своей формы цветы имеют одинаковые части цветка.   После этого они получают задание придумать и зарисовать  цветок со всеми частями цветка.   В  изучении  разных курсов биологии учащиеся проявляют свои способности, изготавливая разнообразные наглядные пособия по предмету.

Исследовательское обучение

На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. На уроках данного типа  можно использовать разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

В современной педагогике различается 3 уровня реализации “исследовательского обучения”.

1. Уровень. Самый простой, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение находит сам ребенок.

2. Уровень. Взрослый ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск.

3. Уровень. Высший. Все осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения. (Как показали исследования, даже дошкольники способны работать на любом уровне).

 Структура учебного исследования. Его этапы.

  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

  • выдвижение гипотез;

  • поиск и предложение возможных вариантов решения;

  • сбор материала;

  • обобщение полученных данных;

  • подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);

  • защита проекта.

Все эти этапы на первый взгляд кажутся пугающими сомнительными. Но сразу все рассеивается, как только начнется исследовательская работа. 

На уроках по биологии я  предлагаю обучающимся темы из всех трех групп. Как правило, фантастические темы по общей биологии 11 класс, по темам: Происхождение человека, Возникновение жизни на Земле. Теоретические: Моя родословная,  Экологические проблемы земли…

Правила выбора темы 

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).

  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).

  • Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).

Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины.  

Исследовательская деятельность учащихся начинается с накопление информации. После этого следует постановка проблемы и выбор темы исследования, планируются эксперименты, проведение эксперимента, составление таблиц, графиков. Формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований, написание творческого сочинения, реферата. Компетенциями исследовательской деятельности: формирование и развитие творческих способностей, развитие умения ставить проблемы и самостоятельно решать.

Творческие задания.

Будучи еще детьми, мы начинаем думать творчески. Любая ситуация была для нас новой и требовала столь же Нового разрешения. По мере того, как накапливается опыт, мы начинаем успешно справляться с новыми ситуациями, в нас вырабатываются поведенческие стереотипы. Повзрослев и попав в новые обстоятельства, мы используем обычно ранее приобретенные навыки мышления, вместо того чтобы искать новые пути решения своих проблем. Мы становимся ограниченными и забываем, что можем быть творческой личностью.

Исследования показывают, что мы используем лишь десятую часть возможностей нашего мозга. Но те же исследования говорят: мы можем неограниченно совершенствовать   свои умственные способности. Дело не в том, чтобы иметь мозги, а в том, чтобы  пользоваться ими.

Развитию творческих способностей учащихся в значительной мере способствуют задачи, требующие использования жизненного опыта и повседневных наблюдений. Жизненный опыт часто вступает в противоречие с полученными  на занятиях сведениями, порождая проблемные ситуации,  дискуссии, споры, что является предпосылкой для создания   творческой атмосферы на уроке.

Творческая задача - это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач  непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений.

Творческие задачи позволяют:

  • обобщить, повторить и усвоить учебный материал;

  • развивать творческие способности, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление;

  • развивать творческие способности, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление.

  • формировать учебно-познавательные компетенции.

Творческие задачи применяю на  уроках оп различным темам. Предлагаю ученикам открытые задачи. Такие задачи содержат противоречия, разные пути решения, для их решения требуется применение знаний из разных наук.

Например, в 7 классе, изучая пресмыкающих, даю такую задачу: почему змеи заползают на спящих людей?

      В ходе изучения различных тем учащимся предлагается проявить свои творческие способности: написать стихотворение, сказку и т.д. Несмотря на сложность таких заданий, практически в каждом классе выявляются дети, с удовольствием выполняющие их.  

     Творческие задания, предлагаемые учащимся на уроках биологии, очень разнообразны и могут быть использованы на разных этапах урока. Подобные задания привлекают ребят наличием множества вероятных способов выполнения задания и возможностью выбора собственного пути достижения цели. В то же время они требуют применения усвоенных ранее знаний, тренируют волевые и интеллектуальные качества, развивают познавательный интерес и творческие способности учащихся.

      В своей практике   я убедилась, что решение задачи – это не только ответ на вопрос задачи, а система умственных действий на основе анализа, рассуждений рассматривающих описанное явление,   постепенного её решения и формулирования ответа и выводов по рассмотренному явлению.

На уроках биологии творческие задачи, я использую в 7, 8 классах. Некоторые задачи использую как проблему урока при изучении новой темы. Например: 8 класс тема: «Пищеварение в желудке», в начале урока зачитываю задачу:

Больной жалуется врачу на боли в желудке. Анализ показал, что у него нулевая кислотность. Переваривание, каких веществ затруднено в желудке? Как можно помочь больному?

В конце урока мы находим ответ на вопросы, при этом обучающиеся    учатся из задачи выводить проблему и находить решение этой проблемы.  

Зимой  пруды  в рыбных хозяйствах покрываются толстым льдом, и рыба может погибнуть от недостатка кислорода. Как быть? Предложите дешевое и простое решение проблемы.

Литература:

  1. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина  «Современный урок. Часть III. Проблемные уроки»   Учитель 2006г.

  2.  Е. В. Тяглова «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии».  Москва Глобус 2008г.

  3. Современные технологии обучения. Под редакцией Г. В. Борисовой Санкт-Петербург  2002г.

  4. И. Н. Пономарева «Общая методика обучения биологии» Москва 2007г.

  5. Демидова М.  Компетентностно - ориентированные задания в естественно-научном образовании./ Народное образование 4/2008г.

  6. О. Е. Лебедев Компетентностный подход в образовании / Технология образования: теория и опыт.

  7. Я. И. Кузьминова Профессиональный стандарт педагогической деятельности / Вестник образования 7/2007г.


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему "Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии"

Автор: Филькина Людмила Федоровна

Дата: 30.08.2018

Номер свидетельства: 476769

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства