Доклад «Эмоциональная разгрузка учащихся на уроках биологии как средство формирования познавательного интереса и экологической этики »
Доклад «Эмоциональная разгрузка учащихся на уроках биологии как средство формирования познавательного интереса и экологической этики »
Доклад на педсовет«Эмоциональная разгрузка на уроках биологии как средство формирования познавательного интереса и экологической этики с использованием инновационных методов обучения и внедрения в образовательный процесс методов здоровье сберегающих технологий для сохранения душевного равновесия и здоровья учащихся».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Эмоциональная разгрузка учащихся на уроках биологии как средство формирования познавательного интереса и экологической этики »»
«Эмоциональная разгрузка на уроках биологии как средство формирования познавательного интереса и экологической этики с использованием инновационных методов обучения и внедрения в учебный процесс методов здоровье сберегающих технологий для сохранения душевного равновесия и здоровья учащихся»
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
Для создания такой атмосферы можно использовать различную деятельность учителя и учеников. Так меня заинтересовали небольшие моменты на уроках в виде эпиграфов, загадок, биологических идиом, стихотворений и т.п. в сочетании с музыкой, картинками, которые можно использовать при применении ИКТ
Традиционно в школьной биологии большое внимание уделяется развитию познавательного, ценностного, творческого потенциалов, т.е. процессу овладения учащимися знаниями и умениями, к которым в программах предъявляются определенные требования. Такой компонент образования, как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, остается в стороне.
На сегодняшний день проблема развития художественного потенциала учащихся в процессе обучения биологии остается недостаточно разработанной, в то время как данный курс обладает широкими возможностями развития именно художественных способностей личности. Эти возможности вытекают из самой сути естественных наук, центральной проблемой которых являются взаимоотношения в системе "природа — человек".
Органично вплетённые в систему уроков художественное слово или картины родной природы позволяют воздействовать на эмоциональный мир школьника, позволяют учащимся глубже почувствовать красоту природы, величие человека, острее воспринять материал как об отрицательном воздействии человека на природу, так и о положительном его влиянии. Всё это рождает и укрепляет любовь к своей родине, ответственность за её судьбу, то есть способствует развитию эстетических взглядов и художественного вкуса у ученика. Приступая к планированию, обязательно нужно анализировать содержание каждого урока с точки зрения допустимости и возможности включения в него литературы, музыки и материала других предметов. К каждому вычлененному с этих позиций уроку подбираются соответствующие эпиграфы, стихи, отрывки из художественной прозы. Все эти элементы композиции урока должны вызвать эмоциональный подъём у учащихся, но и создавать ту эмоциональную атмосферу, которая способствовала бы более глубокому восприятию и осознанию школьниками учебного материала, их эстетическому и нравственному совершенствованию.
На уроках повторения, обобщения и систематизации знаний уместны будут следующие высказывания:
Без повторений нет глубины. /Л.Ландау./
Порядок больше всего помогает ясному усвоению. /Цицерон./
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты. /Д.Хевелси/
Для практических и лабораторных работ:
« Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта». Иммануил Кант (1724-1804гг.)
Аристотеля: «Сперва собирай факты и только после этого связывай их мыслью».
Гете говорил, что «Самое трудное – увидеть то, что перед глазами».
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Практика – лучший учитель. /Цицерон. /
Кто слишком спешит, позже справляется с делом./ Ливий./
Посмотреть в микроскоп может каждый, но лишь немногие могут судить об увиденном. /Фонтане, итальянский естествоиспытатель./
Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик, напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать
Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества(Д. И. Менделеев).
При изучении различных тем по ботанике.
например,
по теме «Класс Однодольные. Семейство Лилейные»
«Друзья, родства живые нити
Ищите в мире красоты.
И как любовь свою, храните
Тюльпаны – дикие цветы».
/Д.Н.Кугультинов./
К теме «Корень»
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
/В.Жак/
По теме охране природы:
Человек он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат. И восход.
И четыре в нем времени года
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он зима. Или лето
Или осень с грозой и дождем.
Он вместил в себя Версты и время
И от атомных бурь он ослеп
Человек – он и почва и семя
И сорняк среди поля. И хлеб
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
Человек он ведь тоже природа ...
Так давайте природу беречь!
Дети должны получить не только знания, но и практический опыт, пережитый ими в культурной практике. Реализация культурологического подхода к преподаванию биологии позволяет достичь высокой продуктивности образовательного процесса и создает условия для успешного воспитания экологической культуры ребенка и сохранение его душевного здоровья.
Тема «Грибы»
предполагает знание съедобных и ядовитых грибов для сохранения здоровья и жизни детей. Поможет настроить учеников на запоминание это стихотворение:
Грибы-двойники существуют в природе.
Внимательным будь, в лес идя, не забудь:
Ошибка закончит жизненный путь.
Грибы ядовитые выучи, знай,
В лесу безошибочно их узнавай.
Поганка, опенок иль гриб боровик –
На тихой охоте грибной знай язык.
Сомненье возникло? Оставь, не срывай,
От ложных грибов себя охраняй!
Корзинка наполнится, верь, не спеши,
Порадуешь дома родных от души.
А вот и мои попутчики лесные. Запомните их!
При изучении темы «Земноводные»
“Ода лягушке”
Голая кожа, холодная кровь,
В воде и на суше умеет дышать
По весне у водоёма квакает вновь
Чтобы свой род на земле продолжать.
И день, и ночь весёлое “ква”
Раздаётся над водой,
И вот уже поплыла икра,
Потом головастики замельтешились,
Скоро в лягушек они обратились.
Большие грустные глаза
С надеждой смотрят на тебя.
Когда не станем презирать
Когда же будем охранять?
Её лапки в ресторанах поедают,
Тоннами во Францию с юга поставляют.
Во многих странах лягушка – изысканная еда
А человечество здоровьем обязано ей всегда!
Ведь сколько важных открытий сделать она помогла!
В Париже и в Токио памятники лягушкам совсем не нужны,
Молча и гордо ждут справедливости
В отношении к роду они.
Чтобы камни в неё не летели,
Чтобы с презрением вслед не смотрели
Чтобы колёсами не давили,
Чтобы тоннами не ловили
При изучении Голосеменных
Мы своим зелёным видом
Круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несём
Никогда мы не цветём.
Литературные произведения используются на уроках анатомии, физиологии человека в 9 классе .Так, рассказ Ю. Григорьевича "Гуттаперчивый мальчик" служит прекрасной иллюстрацией к теме "Железы внутренней секреции", так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение выработки кальцитонита, снижающего концентрацию кальция в крови. Этот элемент "вымывается из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, "закручивать" ноги, руки. Именно это и мог делать "гуттаперчивый мальчик".
При изучении функций собственно щитовидной железы уместно будет вспомнить известную повесть А. Кронина "Цитадель", в которой блестяще описывается заболевание, связанное с недостатком гормона щитовидной железы – тироксина: "Это был тот же Имрис, но черты его лица как-то неуловимо погрубели, исказились. Лицо имело отёчный вид, ноздри расширены…Весь он был какой-то вялый, точно сонный. Эндрю заговорил с ним. Имрис пробурчал в ответ что-то непонятное. Потом… разразился какой-то бессмысленной враждебной тирадой".
Данное заболевание носит название миксидема, что при дословном переводе с греческого означает "слизистый отёк".
Сказки как художественные средства на уроках биологии играют важную роль в среднем звене. Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, сказок, загадок, пословиц и т.п. отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала. А также побуждает учащихся к творческой деятельности, активизирует познавательную деятельность.
по теме «Кишечнополостные» «Сказка про Гидру»
В пруду, в подводном царстве на стебле растения жила – была гидра, и вид у неё был такой необычный, что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались. Не было у неё головы, а были щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И снаружи, и внутри в два слоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный рот! Со всех сторон он был окружён щупальцами, которые расходились в разные стороны наподобие лучей. Так и жила она: лениво передвигалась – то подошвой шаг сделает, то щупальцами, словно кувыркается только очень медленно. Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра – непонятная, необычная и очень одинокая.
Тема урока: Простейшие. Особенности организации.
Один день из жизни амёбы обыкновенной.
В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась. В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём. И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. " Вот и пришёл мой последний час" - успела подумать амёба и заснула крепким сном.
Тема Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека.
Как дружат деревья и грибы.
В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.
Тема: Размножение и развитие насекомых.
Приключения майского жука.
Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух. Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром. Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.
"Кто ты?" - спросил майский жук.
"Я – твоя личинка" - ответила толстая уродина. "Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.
"Ну и ну"- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям.
Загадки –к теме "Биоценозы»
1. Медведь в тайге рос, тайга – естественный (биоценоз)
2. Хоть щеночек наш и мал, у него есть территория (ареал)
3. Пете от родителей досталась ответственность,
Это понятно, это (наследственность)
4. Пыльцеед не любит хлеб.
Ему нравится пыльца
А зовут его (оса)
5. Спуск в этот биоценоз крут, а биоценоз называется (пруд)
6. Нелегко зайцу вкусная трава далась,
Это прямая пищевая (связь)
на уроках «Ботаники»
1. Летом пан на воду пал. Не плывёт, не тонет. (лист)
2. Много рук, а нога одна. (дерево)
3. Ни жар, ни огонь, а возьмёшь в руки, опалит. (крапива)
4. Без головы, а шляпе. Одна нога и та без сапога. (гриб)
5. Платье потерялось, а пуговки остались. (рябина)
6. Стоит Егорка в красной ермолке, кто не пройдет, всяк поклон отдаст. (земляника)
7. Он в лесу стоял, никто его не брал. В красной шапке модной, никуда не годный. (мухомор)
8. Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)
9. Стоят в поле сестрички, желтый глазок белые реснички. (ромашки)
10. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (орех)
11. Как во поле, на кургане стоит курица с серьгами. (овес)
12. На горе шумит, а под горой молчит. (лес.)
Перечисленные некоторые приемы, создают неповторимую атмосферу биологических уроков. Они позволяют вести работу интерактивно, получая обратную связь, и позволяют включиться в работу даже не очень успешным ученикам. Без использования ИКТ, к тому-же, это было бы не так зрелищно и эмоционально.