Областной семинар руководителей ШЛ
Доклад
« Роль совета школьного лесничества в организации самоуправления, трудового и экологического воспитания учащихся.»
Руководитель ШЛ
Краснокардонской ОШ : Соболева Т.В.
Катарколь апрель 2014г.
Сегодня, кажется, уже никого не надо убеждать, что лес оказывает на окружающую среду и организм человека огромное влияние. Всё, что составляет сегодня лес, сейчас как никогда нуждается в защите. К сожалению, мало кто помнит, что лес – зеленое золото нашей страны – Республики Казахстан. Уметь понимать и чувствовать живой лес доступно немногим. Это возможно только тогда, когда лес становится призванием и делом всей жизни. И еще, когда тебе с детства помогают сделать первые шаги на этом пути. Невозможно заниматься охраной природы, сбережением природных богатств: лесов, рек и озер, птиц и зверей, недр и воздуха без привлечения к этой работе подрастающего поколения. И мы это успешно внедряем, через организацию школьного лесничества « Лесничий» на базе Краснокардонской ОШ.
Экологическое воспитание – одно из перспективных направлений Краснокордонской основной школы является базой для постановки целевых и плановых экологических показателей, планирования и реализации экологических программ.
Целью экологического образования является воспитание экологической культуры у учащихся повышение экологических знаний , экологического мышления, сознания и чувств, экологически оправданного поведения в окружающей среде. Данная цель реализуется школьным лесничеством « Лесничий» через средства массовой информации, выполнения трудовых общественных поручений, природоохранных акций и других мероприятий. В экологическом воспитании подрастающего поколения Краснокордонской основной школе ведущая роль принадлежит школьному лесничеству «Лесничий», которое имеет особую роль, в профессиональной ориентации школьников и выборе будущей профессии. Школьное лесничество – это объединение школьников, увлечённых единым делом – изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков закрепленных (кварталов), оказанием помощи лесничествам в охране и уборке леса. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам. Кто знает, может быть, именно работа в школьном лесничестве поможет школьникам выбрать дальнейший жизненный путь.
Успех работы школьного лесничества « Лесничий» Краснокардонской ОШ заключается в организации самоуправления через Совет ШЛ на основе трудового и экологического воспитания всех членов школьного лесничества. Структура совета ШЛ Краснокардонской ОШ состоит из 3-х человек: представитель ГУ ГНПП «Кокшетау», руководитель ШЛ, ученик школы. В нашем, конкретном случае самоуправление осуществляет лидер – организатор Гущина Т. на протяжении 4 лет.
Совет школьного лесничества работает по следующим направлениям:
- осуществляет общее руководство школьным лесничеством;
-разрабатывает план работы;
-определяет структуру и штат членок ШЛ
- утверждает тематику опытнических и исследовательских работ и планы их проведения, обязанности и права членов школьного лесничества;
- организует проведение практической, опытно-исследовательской, пропагандистской, познавательной, культурно-массовой работы, соревнований участников в школьном лесничестве
- проводит общее собрание членов лесничества по итогам выполненной работы
Совет лесничества собирается не реже одного раза в месяц. Успешной работа школьного лесничества обычно бывает там, где в его деятельности заинтересованы руководитель и специалисты лесничества так и руководители и педагоги образовательного учреждения.
Направления деятельности школьного лесничества « Лесничий»
теоретическая и практическая;
ведение лесного хозяйства (использование, охрана, защита, воспроизводство лесов) на территории лесного участка, закрепленного за школьным лесничеством, под руководством специалистов лесничествр;
осуществление исследовательских работ, направленных на применение знаний для достижения практических целей;
природоохранное просвещение, лесоохранная агитация и пропаганда.
В нашем школьном лесничестве работу учащихся можно разделить по секторам. У учащихся нашей школы разные интересы, так как члены ШЛ разновозрастные — кому-то нравится сажать лес, кому-то — изучать жизнь растений и животных или охранять муравейники и других лесных обитателей. Все члены лесничества обязаны заботиться о природе, участвовать в работе лесничества, но это не значит, что нельзя выбрать себе занятие по душе.
Сектора:
1. Лесной сектор. Работа лесного сектора непосредственно связана с уходом за лесом и лесоразведением. За школьным лесничеством закрепляется лесная площадь, разделённая на участки — обходы (или кварталы по данным лесоустройства), обходы закреплены за конкретным лесником, под руководством которого члены школьного лесничества осуществляют свою помощь лесу.
Члены лесного сектора организуют зимнюю подкормку птиц и зверей, изготавливают и развешивают искусственные гнездовья, сажают деревья и кустарники, очищают лес и родники от мусора. Лесные бригады работают на питомниках в лесхозах или на пришкольных питомниках лесничества.
2. Сектор борьбы с браконьерством . Сектор состоит из девятиклассников, задача которых — помогать лесничеству в борьбе с браконьерством. Зимой проводятся целевые операции «Ёлочка», весной — «Берёзовый сок» и «Первоцветы». В летний период особое внимание уделяется охране лесных массивов от пожаров. Основная задача этого сектора —предупреждение нарушений, информирование лесничеств и органов охраны природы о каких-либо факторах, представляющих угрозу природным объектам, разъяснительная работа среди населения о правилах поведения на природе.
3. Биологический центр. Учащиеся изучают жизнь животных и растений, ухаживают за ними. Здесь ведется работа по паспортизации и ограждению муравейников, выявлению на территории леса детенышей оставшихся без родителей и многое другое.
4. Сектор экологического просвещения. Задачи этого сектора включают в себя проведение экологических занятий в младших классах, экологических игр в детских садах. Чаще всего наши кружковцы организовывают природоохранные акции и семинары в своем селе, округе, районе. Ведут экологическую рубрику в местных газетах.
5. Экологический театр. Состоит из учащихся, склонных к артистичности. Сценарии пишутся по произведениям писателей или самостоятельно. Одна из главных тематик — природоохранная. Эти ученики защищают честь нашей школы на районном и областном уровне.
6. Малая академия. Этот сектор помогает учащимся правильно организовать исследования в природе, проводит подготовку к конкурсам и научно- практическим конференциям. Ведутся работы по изучению экологической обстановки в окрестностях населённого пункта Красный Кордон. Некоторые исследования проводиться совместно с научными организациями и природоохранными службами.
В деятельности лесничества используются следующие организационные принципы: добровольность вступления, обязательность участия вступившего в дела лесничества, самоуправление учеников, отсутствие авторитарности, сочетание труда и отдыха, подкрепление теоретической базы практическими и исследовательскими навыками.
Работа школьного лесничества – это не эпизодические мероприятия, а целостная система, спланированная круглогодичная система учебной, трудовой, исследовательской, просветительской и культурной деятельности учащихся.
Чтобы внести свою малую лепту в сохранение леса, в 1972 году на базе Краснокордонской основной школе создано школьное лесничество. С 2007 года школьное лесничество « Лесничий» функционирует под руководством учителя биологии Соболевой Т.В. За членами школьного лесничества была закреплена лесная территория общей площадью 1 га (кв № 42,кв № 52, кв № 65 ) , под контроль было взято 2 озера ( Пожарный водоем, Коровье), 6 родников. В лесничестве собрались ребята 5-9 классов, в количестве 26 учащихся объединенные общей идеей - любовью к родной природе, родному краю. Школьное лесничество создано с целью проведения внеклассных работ по интересам, расширения кругозора школьников, оказания помощи в сохранении близлежащих лесов и озеленении территории населённого пункта. А также воспитания у учащихся бережного отношения к природе, углубления знаний в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных, оздоровительных и иных полезных природных функций леса.
Задачи школьного лесничества « Лесничий»:
экологическое образование учащихся и подготовка из их числа будущих кадров лесного хозяйства.
оказание практической помощи Зерендинскому лесничеству в деле воспроизводства, охраны и защиты леса, использования лесных богатств.
обучение школьников специальным навыкам исследования природы леса.
профессиональная ориентация школьников.
Ежегодно активное участие члены лесничества принимают в акции «Расцвет села –расцвет Казахстана», в ходе, которой проводятся рейды, экосубботники, экологические десанты по очистке от бытового мусора территории села и прилегающей к нему лесного массива, занимаются озеленением и благоустройством территории школы и села.
Ежегодно проводятся экологические операции и природоохранные акции по различной тематике: «Помоги дереву», «Зеленый патруль», «Живи, родник», «Каждой пичужке гнездо и кормушка», «Шишка», «Спаси лес», «Живи, елка», «Покорми птиц зимой», «Скворечник», «Чистая улица», «Посади дерево», «Операция - Муравейник», «Марш парков».
Целью проведения такого рода экологических мероприятий является формирование способности воспринимать красоту природы и развивать чувство личной ответственности за судьбу природы, содействовать привитию нравственных начал каждому.
В летний период проводятся групповые научно- исследовательская работы, членами школьного лесничества Крымкиной А. и Гущиной Т. на тему: «Изучение привитых деревьев. Прививки кедра сибирского на сосну обыкновенную». Актуальность исследовательской работы заключалась в том, что, в дальнейшем появится возможность выращивать привитый кедр в условиях нашего региона и получать плоды. В 2013-2014г на районном и областном уровне защитили научный проект на тему « Особенности морфологии и химического состава некоторых дикорастущих растений Северного Казахстана».
Таким образом, сочетая в деятельности у учащихся активную практическую направленность с глубокими теоретическими знаниями по основам лесоведения, удается прививать им глубокие исследовательские начала, содействовать экологическому воспитанию.
Экологический вклад школьного лесничества и его результативность:
1.выступление с докладами на научно- практических конференциях, конкурсах (занимают призовые места)
2.создана производственная бригада - 26 учеников;
3.уход за посадками - 0,5га;
4.озеленение (посажено деревьев)- 0,5 га
5.изготовлено скворечников – 37 шт, кормушек – 25 шт
6.уборка захламлённости делянки - 1 га;
7. обустроены и постоянно очищаются 3 родника
8.огородили все муравейники на закрепленной территории -8.
9. экологические субботники на территории леса и содержание в чистоте прибрежной зоны местного водоема в летний период.
9.пропаганда экологических знаний среди населения:
- публикации в местной печати -11статей
- акции по пропаганде противопожарной безопасности-3
- выпуск бюллетеней в защиту природы- 25
Мы неоднократно принимали участие в районных конкурсах. Много полезных дел на счету школьного лесничества. Ежегодное благоустройство на территории школы, разбили цветники, клумбы. Зимой изготавливаем скворечники, вывешиваем кормушки для птиц. На пришкольном участке выращиваем растения семейства тыквенные , которые реализует школьное самоуправление.. Весной благоустраиваем близлежащие территории, убираем мусор по берегам водоемов, лесных массивах примыкающих к селу.
Развитие школьного лесничества
Для членов школьного лесничества « Лесничий» самая высокая оценка их деятельности – это признание лучшим школьным лесничеством в районе и области на основе оценок их работы, достижений при проведении различных конкурсов, смотров и других мероприятий.
Достижения:
Члены нашего школьного лесничества были участниками всех четырех слетов, где были удостоены призовых мест и награждены в 2010 году «Диплома первой степени», в 2011 году «Диплома второй степени», в 2012 году «Диплома второй степени» и 2013г «Диплома второй степени». Я считаю что это система в работе нашего лесничества.
Вывод: система непрерывного экологического образования образованная через школьное самоуправление на базе школьного лесничества «Лесничий» в Краснокардонской ОШ позволяет воспитать из учащихся любознательных, творческих личностей, любящих Природу Родины и бережно относящимся к ее богатствам. Воспитание будущего поколения, более активного и с большим багажом знаний необходимо для современного конкурентноспособного общества – приоритетное направление школьного лесничества. Для развития лесной отрасли важно, чтобы учащиеся уже со школьной скамьи всесторонне осознавали экологическую, экономическую и социальную значимость лесов для своего родного края и страны. И хочется надеяться на то, что подрастает достойная смена, за которой будущее нашей страны и будущее лесного хозяйства РК.