Влияние суточных хронотипов на работоспособность современного школьника
Влияние суточных хронотипов на работоспособность современного школьника
Человеку важно учитывать свои индивидуальные биоритмы при разработке и обосновании различных режимов деятельности, так как обнаружено, что они могут влиять на работоспособность, а также на успеваемость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние суточных хронотипов на работоспособность современного школьника»
Филиал МБОУ СОШ села Суляевки в селе Верешим
научно- практическая конференция «Старт в науку»
«Влияние суточных хронотипов
на работоспособность
современного школьника»
Автор: Ханина Анастасия Александровна
ученица 9 класса филиала МБОУ СОШ села Суляевки в селе Верешим
Руководитель: Ханина Юлия Викторовна
учитель биологии
Любое живое существо, в том числе человек,
содержит внутри себя своеобразные часы ход
их регулируется многими периодическими
процессами внешней среды и самого организма.
В.Н. Ягодинский
Цель работы:
выявление взаимосвязи между параметрами работоспособности, успеваемостью и хронотипом учащихся
5-9 классов филиала МБОУ СОШ с.Суляевки в с.Верешим
Задачи исследования:
изучить литературу по данной проблеме;
провести тестирование обучающихся по определению хронотипа;
проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с особенностями работоспособности и успеваемостью обучающихся;
разработать рекомендации по улучшению работоспособности обучающихся.
Биологический ритм – это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организме человека.
Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические.
Физиологические
Экологические
Основные биологические ритмы
У человека выявлены и исследованы среди многих других четыре основных биологических ритма:
Полутора часовойСуточный
МесячныйГодовой
Историческая справка
Основателем хронобиологии — науки о биоритмах, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда , который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии.
Первые серьезные научные исследования в этой области начали проводиться в начале XX века, в том числе российскими учеными И.П. Павловым, В.В. Вернадским, А.Л. Чижевским и другими.
А.Л. Чижевский
В.В. Вернадский
И.П. Павлов
Хронотип –это характеристика работы организма, его работоспособности и определение пика активности для каждого конкретного человека.
«Жаворонок» «Сова» «Голубь»
Жаворонки в большинстве своем отличаются аналитическим складом ума, поэтому они часто становятся математиками, физиками, инженерами и военными.
Жаворонки
Характерные признаки биоритмов по типу "жаворонки":
- лёгкое пробуждение по утрам, часто без будильника;
максимальная утренняя работоспособность и высокая энергичность в первой половине дня;
во второй половине дня тонус организма снижается;
как правило, не поздно отходят ко сну.
Это интересно:
Голуби или аритмики
Характерные признаки биоритмов по типу"голуби":
- пик активности физиологических функций отмечается с 10 до 18 часов;
приспособляемость к любому рабочему дню;
важен распорядок дня, для поддержания организма в тонусе;
физическая нагрузка должна быть меньше чем у “жаворонков”, но больше чем у “сов”.
Это интересно:
При 3-х часовой разнице во времени у аритмиков возникает бессонница ночью, вялость и усталость днём.
Совы
Характерные признаки биоритмов по типу "совы":
тяжёлое пробуждение по утрам;
в первой половине дня наблюдается вялость и сонливость;
максимальная вечерняя работоспособность и высокая энергичность во второй половине дня;
легче приспосабливаются к работе в ночную смену;
позднее отхождение ко сну, часто под утро .
Это интересно:
Память и мышление у сов развиты лучше, чем у жаворонков.
Исследование суточного хронотипа школьников.
Всего испытуемых: 12 человек.
Цель эксперимента: определение хронобиологического типа учащихся.
Методики которые я использовала для определения хронотипа
- Социологический опрос.
- Тест для определения хронотипов
- По времени появления на свет.
- Индекс Хильделбрандта
………………………………………………… .
- На основании измерения
температуры тела и подсчёта
пульса
Хронотип
«Жаворонки»
5 класс
2
6 класс
«Совы»
«Голуби»
-
7 класс
-
8 класс
-
-
2
-
1
2
9 класс
Итого
1
-
-
17%
-
2
33%
2
50%
Зависимость успеваемости обучающихся от индивидуальных хронотипов
Рекомендации
1 . После окончания учебных занятий рекомендуется побыть на свежем воздухе.
2. Стремитесь к правильному распределению умственной и физической нагрузки в течение дня:
- К выполнению домашнего задания старайтесь приступать не позже 19ч.
- Для рационального обучения советуем учитывать трудность предметов.
- Соблюдайте режим продолжения сна (не менее 8-8,5ч.) и правильного времени отхода ко сну (не позже 23ч.)
3. Рекомендации для «ГОЛУБЕЙ»:
- Не сбивать свои идеальные биологические часы
Наибольший объем работы выполнять в пик максимальной работоспособности
в интервалах между 10-12 и 16-18 часами
6. Рекомендации для «СОВ».
- Сон – не позднее 22-23 часов
- Обязательно завтракать с утра
- Утренняя разминка (5-10 минут)
7. Рекомендации для «ЖАВОРОНКОВ».
- Не оставлять сложные дела на вечер
- Чередовать труд и отдых, всякую работу делать ритмично.
Вывод
Для человека важно не только знать и использовать свои внутренние ритмы жизни, но и найти пути управления ими. Самый важный из них – это соблюдение режима дня, который является главным правилом сохранения здоровья.