kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние суточных хронотипов на работоспособность современного школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человеку важно учитывать свои индивидуальные биоритмы при разработке и обосновании различных режимов деятельности, так как обнаружено, что они могут влиять на работоспособность, а также на успеваемость.

Просмотр содержимого документа
«Влияние суточных хронотипов на работоспособность современного школьника»

Филиал МБОУ СОШ села Суляевки в селе Верешим научно- практическая конференция «Старт в науку» « Влияние суточных хронотипов на работоспособность  современного школьника » Автор: Ханина Анастасия Александровна ученица 9 класса филиала МБОУ СОШ села Суляевки в селе Верешим Руководитель: Ханина Юлия Викторовна учитель биологии

Филиал МБОУ СОШ села Суляевки в селе Верешим

научно- практическая конференция «Старт в науку»

« Влияние суточных хронотипов

на работоспособность

современного школьника »

Автор: Ханина Анастасия Александровна

ученица 9 класса филиала МБОУ СОШ села Суляевки в селе Верешим

Руководитель: Ханина Юлия Викторовна

учитель биологии

Любое живое существо, в том числе человек, содержит внутри себя своеобразные часы ход их регулируется многими периодическими процессами внешней среды и самого организма. В.Н. Ягодинский

Любое живое существо, в том числе человек,

содержит внутри себя своеобразные часы ход

их регулируется многими периодическими

процессами внешней среды и самого организма.

В.Н. Ягодинский

Цель работы:  выявление взаимосвязи между параметрами работоспособности, успеваемостью и хронотипом учащихся  5-9 классов филиала МБОУ СОШ с.Суляевки в с.Верешим   Задачи исследования:

Цель работы:

  • выявление взаимосвязи между параметрами работоспособности, успеваемостью и хронотипом учащихся

5-9 классов филиала МБОУ СОШ с.Суляевки в с.Верешим

Задачи исследования:

  • изучить литературу по данной проблеме;
  • провести тестирование обучающихся по определению хронотипа;
  • проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с особенностями работоспособности и успеваемостью обучающихся;
  • разработать рекомендации по улучшению работоспособности обучающихся.
Биологический ритм – это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организме человека.

Биологический ритм – это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организме человека.

Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические.   Физиологические  Экологические

Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические.

Физиологические

Экологические

Основные биологические ритмы У человека выявлены и исследованы среди многих других четыре основных биологических ритма:  Полутора часовой  Суточный  Месячный  Годовой

Основные биологические ритмы

У человека выявлены и исследованы среди многих других четыре основных биологических ритма:

Полутора часовой Суточный

Месячный Годовой

Историческая справка Основателем хронобиологии — науки о биоритмах, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда , который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии. Первые серьезные научные исследования в этой области начали проводиться в начале XX века, в том числе российскими учеными И.П. Павловым, В.В. Вернадским, А.Л. Чижевским и другими. А.Л. Чижевский В.В. Вернадский И.П. Павлов

Историческая справка

Основателем хронобиологии — науки о биоритмах, принято считать немецкого врача Христофора Вильяма Гуфелянда , который в 1797 году обратил внимание коллег на универсальность ритмических процессов в биологии.

Первые серьезные научные исследования в этой области начали проводиться в начале XX века, в том числе российскими учеными И.П. Павловым, В.В. Вернадским, А.Л. Чижевским и другими.

А.Л. Чижевский

В.В. Вернадский

И.П. Павлов

Хронотип – это характеристика работы организма, его работоспособности и определение пика активности для каждого конкретного человека.  «Жаворонок» «Сова» «Голубь»

Хронотип – это характеристика работы организма, его работоспособности и определение пика активности для каждого конкретного человека.

«Жаворонок» «Сова» «Голубь»

Жаворонки в большинстве своем отличаются аналитическим складом ума, поэтому они часто становятся математиками, физиками, инженерами и военными. Жаворонки Характерные признаки биоритмов по типу

Жаворонки в большинстве своем отличаются аналитическим складом ума, поэтому они часто становятся математиками, физиками, инженерами и военными.

Жаворонки

Характерные признаки биоритмов по типу "жаворонки":

- лёгкое пробуждение по утрам, часто без будильника;

  • максимальная утренняя работоспособность и высокая энергичность в первой половине дня;

  • во второй половине дня тонус организма снижается;

  • как правило, не поздно отходят ко сну.

Это интересно:

Голуби или аритмики Характерные признаки биоритмов по типу

Голуби или аритмики

Характерные признаки биоритмов по типу " голуби " :

- пик активности физиологических функций отмечается с 10 до 18 часов;

  • приспособляемость к любому рабочему дню;
  • важен распорядок дня, для поддержания организма в тонусе;
  • физическая нагрузка должна быть меньше чем у “жаворонков”, но больше чем у “сов”.

Это интересно:

При 3-х часовой разнице во времени у аритмиков возникает бессонница ночью, вялость и усталость днём.

Совы Характерные признаки биоритмов по типу

Совы

Характерные признаки биоритмов по типу "совы":

  • тяжёлое пробуждение по утрам;
  • в первой половине дня наблюдается вялость и сонливость;
  • максимальная вечерняя работоспособность и высокая энергичность во второй половине дня;
  • легче приспосабливаются к работе в ночную смену;
  • позднее отхождение ко сну, часто под утро .

Это интересно:

Память и мышление у сов развиты лучше, чем у жаворонков.

Исследование суточного хронотипа школьников. Всего испытуемых: 12 человек. Цель эксперимента: определение хронобиологического типа учащихся. Методики которые я использовала для определения хронотипа  - Социологический опрос.  - Тест для определения хронотипов  - По времени появления на свет.  - Индекс Хильделбрандта ………………………………………………… .  - На основании измерения  температуры тела и подсчёта  пульса

Исследование суточного хронотипа школьников.

  • Всего испытуемых: 12 человек.
  • Цель эксперимента: определение хронобиологического типа учащихся.
  • Методики которые я использовала для определения хронотипа

- Социологический опрос.

- Тест для определения хронотипов

- По времени появления на свет.

- Индекс Хильделбрандта

………………………………………………… .

- На основании измерения

температуры тела и подсчёта

пульса

Хронотип «Жаворонки» 5 класс 2 6 класс «Совы» «Голуби» - 7 класс - 8 класс - - 2 - 1 2 9 класс Итого 1 - - 17% - 2 33% 2 50%

Хронотип

«Жаворонки»

5 класс

2

6 класс

«Совы»

«Голуби»

-

7 класс

-

8 класс

-

-

2

-

1

2

9 класс

Итого

1

-

-

17%

-

2

33%

2

50%

Зависимость успеваемости обучающихся от индивидуальных хронотипов

Зависимость успеваемости обучающихся от индивидуальных хронотипов

Рекомендации 1 . После окончания учебных занятий рекомендуется побыть на свежем воздухе. 2. Стремитесь к правильному распределению умственной и физической нагрузки в течение дня: -  К выполнению домашнего задания старайтесь приступать не позже 19ч. - Для рационального обучения советуем учитывать трудность предметов. - Соблюдайте режим продолжения сна (не менее 8-8,5ч.) и правильного времени отхода ко сну (не позже 23ч.) 3. Рекомендации для «ГОЛУБЕЙ»: - Не сбивать свои идеальные биологические часы Наибольший объем работы выполнять в пик максимальной работоспособности  в интервалах между 10-12 и 16-18 часами 6. Рекомендации для «СОВ». - Сон – не позднее 22-23 часов - Обязательно завтракать с утра - Утренняя разминка (5-10 минут) 7. Рекомендации для «ЖАВОРОНКОВ». - Не оставлять сложные дела на вечер - Чередовать труд и отдых, всякую работу делать ритмично.

Рекомендации

1 . После окончания учебных занятий рекомендуется побыть на свежем воздухе.

2. Стремитесь к правильному распределению умственной и физической нагрузки в течение дня:

-  К выполнению домашнего задания старайтесь приступать не позже 19ч.

- Для рационального обучения советуем учитывать трудность предметов.

- Соблюдайте режим продолжения сна (не менее 8-8,5ч.) и правильного времени отхода ко сну (не позже 23ч.)

3. Рекомендации для «ГОЛУБЕЙ»:

- Не сбивать свои идеальные биологические часы

  • Наибольший объем работы выполнять в пик максимальной работоспособности

в интервалах между 10-12 и 16-18 часами

6. Рекомендации для «СОВ».

- Сон – не позднее 22-23 часов

- Обязательно завтракать с утра

- Утренняя разминка (5-10 минут)

7. Рекомендации для «ЖАВОРОНКОВ».

- Не оставлять сложные дела на вечер

- Чередовать труд и отдых, всякую работу делать ритмично.

Вывод  Для человека важно не только знать и использовать свои внутренние ритмы жизни, но и найти пути управления ими. Самый важный из них – это соблюдение режима дня, который является главным правилом сохранения здоровья.

Вывод

Для человека важно не только знать и использовать свои внутренние ритмы жизни, но и найти пути управления ими. Самый важный из них – это соблюдение режима дня, который является главным правилом сохранения здоровья.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние суточных хронотипов на работоспособность современного школьника

Автор: Ханина Юлия Викторовна

Дата: 25.03.2020

Номер свидетельства: 544226

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства