kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вид:критерии и структура

Нажмите, чтобы узнать подробности

слайд 2. Одной из главных особенностей биологической материи на нашей планете является ее дискретность или как сказал основатель учения о микроэволюции Тимофеев-Ресовский "квантированность". Это выражается в том, что она представлена отдельными видами. Видовое многообразие живых организмов на нашей планете очень велико.

слайд 3. Вид совокупность сходных особей (Аристотель)

слайд 4 Джон Рей английский биолог. Наибольшее значение для развития зоологической и ботанической систематики имела научная деятельность Джона Рея. Он утверждал, что, несмотря на значительные различия между женскими и мужскими особями, эти обе формы относятся к одному виду, т.к. производят плодовитое потомство, похожее на своих родителей. Иными словами, Д.Рея можно считать основоположником понятия "вид".

слайд 5. Карл Линней - основоположник современной биологической систематики видов растений и животных. Вид состоит из многих схожих особей, дающих пложовитое потомство.

слайд 6. Он говорил, что виды - это объективно существующие в природе образования, которые не скрещиваются между собой. Так, например, явно различаются между собой по внешним признакам медведь и волк. В то время как волк, шакал и лисиа внешне более сходны, так как они принадлежат к одному семейству - волчьих.

слайд 7 Еще большя степень сходства во внешности у видов внутри одного рода.

слайд 8 Чарльз Дарвин. Виды реально существуют в природе; Виды возникают, исчезают, развиваются, изменяются, дают начало другим видам;

Вид является определенным звеном в эволюции живой природы, хорошо обособленным от других видов благодаря механизмам, выработанным у него в процессе эволюции.

слайд 9. Эрнст Майр. Биологическое определение вида: группа особей, сходных по морфолого-анатомическим, физиолого-экологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.

слайд 10. Вид - это совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биологических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни, занимающих в природе определенный ареал.

слайд 11. Современное представление. Вид - это жизненные формы, которые свободно обмениваются генетической информацией.

слайд 12. Внут­ри од­но­го вида от­ли­чия ма­ло­зна­чи­мы, по­это­му вид на­ча­ли рас­смат­ри­вать как ос­нов­ную клас­си­фи­ка­ци­он­ную еди­ни­цу Виды не смешиваются, т.к. ?имеют разные ареалы обитания, 

различаются половым поведением и сроками размножения, ?используют разную сигнализацию (способы), имеют закрытый генофонд.

слайд 13-19. Критерии вида. Совокупность признаков, отличающих один вид от другого.
?Морфологический
?Эколого-географический
?Генетический
?Исторический
?Физиологический
?Биохимический

слайд 20. 

При­зна­ки, по ко­то­рым один вид можно от­ли­чить от дру­го­го, на­зы­ва­ют­ся кри­те­ри­я­ми вида. Особи од­но­го вида обыч­но нерав­но­мер­но за­ни­ма­ют весь ареал, они об­ра­зу­ют скоп­ле­ния, внут­ри ко­то­рых воз­мож­но сво­бод­ное скре­щи­ва­ние.

Вид со­сто­ит из со­во­куп­но­сти по­пу­ля­ций.

Для каж­до­го вида ха­рак­тер­на своя по­пу­ля­ци­он­ная струк­ту­ра.

Вид – это ос­нов­ной так­сон био­ло­ги­че­ской клас­си­фи­ка­ции. Внут­ри вида особи раз­би­ва­ют­ся на по­пу­ля­ции.

слайд 21. Со­во­куп­ность осо­бей од­но­го вида, за­ни­ма­ю­щих общую тер­ри­то­рию и сво­бод­но скре­щи­ва­ю­щих­ся между собой, на­зы­ва­ет­ся по­пу­ля­ци­ей.

Примеры популяций: Окунь обыкновенный, живущий в прибрежных зонах и питающийся мелкими животными и окунь, живущий в глубоководной зоне, питается рыбой и икрой.

слайд 22. Популяция - элементарная структурная единица вида, форма его существования. Популяция - это единица эволюции.

слайд 23. Используемые ресурсы. 

}trevel.obozrevatel.com

}loseng.org

}www.radioretplus.ru

}bygaga.com.ua

}avivas.ru

}allphoto.in.ua

}Interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вид:критерии и структура»

Тема данного видео – «Вид, его структура и особенности». В ходе урока вы узнаете о том, что такое вид  Учитель расскажет о структуре вида и его основных особенностях.

 

Джо­на­тан Свифт в одном из «Пу­те­ше­ствий Гул­ли­ве­ра» на­се­лил ост­ро­ва лю­дь­ми-ли­ли­пу­та­ми. Ан­глий­ский пи­са­тель не знал о таком яв­ле­нии, как ост­ров­ная кар­ли­ко­вость, но до­воль­но точно его опи­сал. Ис­хо­дя из ана­ло­гии в жи­вот­ном мире, ве­ли­чи­на от­дель­ных видов мле­ко­пи­та­ю­щих, оби­та­ю­щих на про­тя­же­нии мно­гих по­ко­ле­ний на ост­ро­вах без хищ­ни­ков, в ходе ви­до­об­ра­зо­ва­ния су­ще­ствен­но умень­ша­ет­ся. На­при­мер, еще ты­ся­чу лет назад на Ма­да­га­ска­ре жили бе­ге­мо­ты раз­ме­ром с по­ро­сен­ка, а по Сре­ди­зем­но­мор­ским ост­ро­вам 9 тысяч лет назад хо­ди­ли слоны, не пре­вы­ша­ю­щие по вы­со­те обыч­ную ло­шадь. Эти жи­вот­ные от­де­ли­лись от ос­нов­ной по­пу­ля­ции, и в ходе ты­ся­че­ле­тий эво­лю­ции со­зда­ли свои, от­дель­ные виды.

По­ня­тие «вид» в эво­лю­ци­он­ной тео­рии

Вид – это со­во­куп­ность осо­бей, сход­ных по био­хи­ми­че­ским и мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ским при­зна­кам, спо­соб­ных скре­щи­вать­ся между собой, да­вать пло­до­ви­тое потом­ство и об­ра­зо­вы­вать общий ареал. Особи, при­над­ле­жа­щие к од­но­му виду, не скре­щи­ва­ют­ся с осо­бя­ми дру­го­го вида.

Вид непре­ры­вен во вре­ме­ни. Он воз­ни­ка­ет, су­ще­ству­ет в неиз­мен­ном виде неопре­де­лен­но долго или по­сто­ян­но ме­ня­ет­ся.

Одни виды ис­че­за­ют бес­след­но, а дру­гие дают на­ча­ло новым вет­вям (Ис­точ­ник). Вид – это ос­нов­ной так­сон био­ло­ги­че­ской клас­си­фи­ка­ции.

Рис. 1

Тер­мин «вид» был вве­ден еще в XVII веке ан­глий­ским уче­ным Джо­ном Рэем (см. Рис. 1).

Рэй от­ме­тил, что особи раз­ных видов от­ли­ча­ют­ся по стро­е­нию и не скре­щи­ва­ют­ся друг с дру­гом.

Боль­шой вклад в даль­ней­шую раз­ра­бот­ку по­ня­тия «вид» внес в XVIII веке швед­ский уче­ный Карл Лин­ней (см. Рис. 2).

Рис. 2

Он го­во­рил, что виды – это объ­ек­тив­но су­ще­ству­ю­щие в при­ро­де об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые не скре­щи­ва­ют­ся между собой.

Рис. 3

Так, на­при­мер, явно раз­ли­ча­ют­ся между собой по внеш­ним при­зна­кам мед­ведь и волк (см. Рис. 3). В то время как волк, шакал и ли­си­ца внешне более сход­ны, так как они при­над­ле­жат к од­но­му се­мей­ству – вол­чьих (см. Рис. 4).

Рис. 4

Еще боль­шая сте­пень сход­ства во внеш­но­сти у видов внут­ри од­но­го рода (см. Рис. 5).

Рис. 5

А внут­ри од­но­го вида от­ли­чие и вовсе ма­ло­зна­чи­мо, по­это­му вид на­ча­ли рас­смат­ри­вать как ос­нов­ную клас­си­фи­ка­ци­он­ную еди­ни­цу (см. Рис. 6).

Рис. 6

Это имело огром­ное зна­че­ние для раз­ви­тия си­сте­ма­ти­ки. При­зна­ки, по ко­то­рым один вид можно от­ли­чить от дру­го­го, на­зы­ва­ют­ся кри­те­ри­я­ми вида. Особи од­но­го вида обыч­но нерав­но­мер­но за­ни­ма­ют весь ареал, они об­ра­зу­ют скоп­ле­ния, внут­ри ко­то­рых воз­мож­но сво­бод­ное скре­щи­ва­ние.

Такая со­во­куп­ность осо­бей од­но­го вида, за­ни­ма­ю­щих общую тер­ри­то­рию и сво­бод­но скре­щи­ва­ю­щих­ся между собой, на­зы­ва­ет­ся по­пу­ля­ци­ей.

Таким об­ра­зом, вид со­сто­ит из со­во­куп­но­сти по­пу­ля­ций. Ино­гда такие по­пу­ля­ции могут пе­ре­се­кать­ся, ино­гда они от­сто­ят очень да­ле­ко друг от друга.

Неко­то­рые виды могут быть пред­став­ле­ны во­об­ще од­ной-един­ствен­ной по­пу­ля­ци­ей. Таким об­ра­зом, для каж­до­го вида ха­рак­тер­на своя по­пу­ля­ци­он­ная струк­ту­ра.

Рис. 7

Ви­до­об­ра­зо­ва­ние, со­глас­но со­вре­мен­ным дан­ным, свя­за­но с изо­ля­ций от­дель­ных по­пу­ля­ций, ко­то­рые дают на­ча­ло новым видам. Раз­де­ля­ют виды или непре­одо­ли­мые пре­пят­ствия, на­при­мер гор­ные хреб­ты, реки (см. Рис. 7), или про­сто неудоб­ные для жизни и необес­пе­чен­ные пищей ре­ги­о­ны (см. Рис. 8).

Рис. 8

Реже к изо­ля­ции при­во­дят на­кап­ли­ва­ю­щи­е­ся от­ли­чия в по­ве­де­нии, чаще всего в брач­ном по­ве­де­нии.

Любая изо­ля­ция от­но­си­тель­ная. Так, на­при­мер, две дуб­ра­вы, от­сто­я­щие на ки­ло­метр, при воз­мож­ном пе­ре­но­се пыль­цы на сотни мет­ров можно счи­тать изо­ли­ро­ван­ны­ми. Од­на­ко во время бури пыль­ца может пе­ре­но­сить­ся на несколь­ко ки­ло­мет­ров, и эти дуб­ра­вы уже не могут счи­тать­ся изо­ли­ро­ван­ны­ми.

Таким об­ра­зом, вид – это ос­нов­ной так­сон био­ло­ги­че­ской клас­си­фи­ка­ции. Внут­ри вида особи раз­би­ва­ют­ся на по­пу­ля­ции.

Ха­рак­тер рас­пре­де­ле­ния осо­бей между по­пу­ля­ци­я­ми на­зы­ва­ет­ся по­пу­ля­ци­он­ной струк­ту­рой вида.

Кри­те­рии вида. Итак, виды могут от­ли­чать­ся друг от друга опре­де­лен­ным на­бо­ром свойств, ко­то­рые можно объ­еди­нить в груп­пы – кри­те­рии.

Кри­те­рии вида:

  • Мор­фо­ло­ги­че­ский кри­те­рий – опре­де­ля­ет сход­ство внеш­не­го и внут­рен­не­го стро­е­ния осо­бей од­но­го вида.

  • Ге­не­ти­че­ский кри­те­рий – опре­де­ля­ет сход­ства на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции этих осо­бей.

  • Фи­зио­ло­ги­че­ский кри­те­рий – опре­де­ля­ет прин­ци­пы функ­ци­о­ни­ро­ва­ния ор­га­нов и тка­ней.

  • Био­хи­ми­че­ский кри­те­рий – прин­ци­пы стро­е­ния био­ло­ги­че­ских по­ли­ме­ров.

  • Эко­ло­ги­че­ский кри­те­рий – опре­де­ля­ет при­спо­соб­ля­е­мость к усло­ви­ям среды.

  • Гео­гра­фи­че­ский кри­те­рий – опре­де­ля­ет раз­ли­чие в аре­а­лах.


Си­сте­ма­ти­ка Карла Лин­нея. Швед­ский уче­ный Карл Лин­ней внес боль­шой вклад в раз­ви­тие био­ло­гии, опи­сав огром­ное ко­ли­че­ство видов рас­те­ний и жи­вот­ных (см. Рис. 9). Рис. 9

Его на­зва­ни­я­ми видов уче­ные поль­зу­ют­ся по сей день, од­на­ко более общая клас­си­фи­ка­ция живых су­ществ К. Лин­нея, объ­еди­не­ние их в се­мей­ства, от­ря­ды и клас­сы, была очень при­ми­тив­ной.

Ко­ли­че­ство по­пу­ля­ций и био­ло­ги­че­ский про­гресс. Под био­ло­ги­че­ским про­грес­сом по­ни­ма­ют успеш­ное су­ще­ство­ва­ние вида, то есть общее ко­ли­че­ство его осо­бей и ве­ли­чи­ну аре­а­ла.

Еще важ­ным по­ка­за­те­лем био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са яв­ля­ет­ся ко­ли­че­ство по­пу­ля­ций внут­ри вида. Боль­шое ко­ли­че­ство по­пу­ля­ций го­во­рит о вы­со­кой сте­пе­ни био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са. А одна или две по­пу­ля­ции го­во­рят о пло­хом со­сто­я­нии вида.

 

Спи­сок ли­те­ра­ту­ры

  1. Ма­мон­тов С.Г., За­ха­ров В.Б., Ага­фо­но­ва И.Б., Сонин Н.И. Био­ло­гия. Общие за­ко­но­мер­но­сти. – М.: Дрофа, 2009.

  2. Па­сеч­ник В.В., Ка­мен­ский А.А., Крик­су­нов Е.А. Био­ло­гия. Вве­де­ние в общую био­ло­гию и эко­ло­гию. Учеб­ник для 9 кл. 3-е изд., сте­рео­тип. – М.: Дрофа, 2002.

  3. По­но­ма­ре­ва И.Н., Кор­ни­ло­ва О.А., Чер­но­ва Н.М. Ос­но­вы общей био­ло­гии. 9 класс: Учеб­ник для уча­щих­ся 9 кл. об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний / Под ред. проф. И.Н. По­но­ма­ре­вой. – 2-е изд., пе­ре­раб. – М.: Вен­та­на-Граф, 2005.

 

До­маш­нее за­да­ние

  1. Чем яв­ля­ет­ся вид для эво­лю­ции?

  2. На­зо­ви­те ос­нов­ные раз­ли­чия между ви­да­ми и вы­де­ли­те глав­ное.

  3. Может ли из­ме­не­ние ре­лье­фа по­вли­ять на ви­до­об­ра­зо­ва­ние?

  4. Как со­от­но­сят­ся между собой по­ня­тия «вид» и «по­пу­ля­ция»?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Вид:критерии и структура

Автор: Конева Марина Петровна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 295059


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства