Обобщение опыта по теме самообразования.В основе "Технологии полного усвоения" положежена психолого-дидактическая концепция ДЖ.Керолла и Б.Блума. Построение учебного процесса в рамках обсуждаемой технологии, направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями.
Просмотр содержимого презентации
«Обобщение опыта»
Автор : учитель биологии МБОУ «Азовская СОШ «ОВЦ» Ильина Алла Александровна
«Технологии полного усвоения» положена психолого-дидактическая концепция
Дж. Керолла и Б. Блума
В рамках
обсуждаемой технологии построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями.
- Авторы этой технологии Дж. Кэрролл и Б. Блум
- в качестве рабочей гипотезы выбрали предположение о том, что способности ученика определяются не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. И авторы абсолютно правы, конечно, для этого потребуется произвести изменения в организации урока, так как для всех учеников в классе дается одно и то же учебное время, содержание, условия труда и т.д. Смысл технологии полного усвоения заключается в том, что задается единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.
- Основным понятием этой технологии
- служит определенный критерий полного усвоения, то есть планируемый результат обучения, который должен быть достигнут всеми учащимися. Этот критерий задается в определенном виде с помощью конкретных целей. И постановка этих целей должна быть доведена до уровня однозначного понимания учителем и учащимся планируемых показателей полного усвоения учебного содержания. Для этого категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должны выполнять обучающиеся, чтобы подтвердить достижение планируемого результата. Какие же категории целей познавательной деятельности необходимо выделить:
категории целей познавательной деятельности:
- знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру и т. д.);
- понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую, интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий и т. п.;
- применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации;
- анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого;
- синтез: ученик, проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной, например, пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы;
- оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели.
- - подготовка учебного материала состоит в выделении учебных единиц, фрагментов учебной информации с указанием планируемых сроков изучения (несколько уроков, недель и т. д.).
- По каждой из единиц усвоения готовится контрольное задание (тест), проверяющее результативность учения по двух балльной шкале (зачет—незачет). По всей теме определяется критерий ее полного усвоения;
- - ориентация учащихся на обеспечение мотивации совместной работы с учителем на договорных началах и разъяснение основных принципов нового способа обучения:
- хороших результатов добьются не отдельные ученики, а все;
- отметка за усвоение данной темы (раздела, курса) выставляется после заключительной проверки по указанному учащимся критерию и каждый ученик, достигший этого критерия, получает «отлично»;
- если все будут помогать друг другу, то отличные результаты гарантированы всем;
- каждый ученик получит необходимую помощь, разъяснение, поддержку;
- текущий контроль состоит в выполнении учеником серии диагностических работ, оцениваемых по двух бальной шкале (зачет – незачет);
- в случае затруднений каждому ученику дается возможность выбора альтернативных процедур для их преодоления;
- при необходимости помощью пользоваться нужно незамедлительно, не накапливая ошибок, неясностей и пр.;
- ознакомление с учебными целями;
- предъявление общего плана обучения;
- проведение обучения, при этом изложение нового материала осуществляется традиционно;
- организация текущей проверки;
- оценивание текущих результатов проверки и определение того, кем учебный элемент усвоен, а кем – нет;
- коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения, организация малых групп, взаимопомощи;
- повторная проверка учащихся, которым была оказана помощь. Аналогично проводится работа по каждой единице усвоения, которая завершается итоговым тестом и в соответствии с критерием дается оценка полноты усвоения материала в целом каждым учеником.
- Внедрение технологии полного усвоения в условиях ФГОС
- содержания образования Российской школы в соединении с другими развивающими методиками обучения, на мой взгляд, представляется наиболее перспективным способом реформирования традиционной классно-урочной системы. Кроме этого нельзя забывать о том, что на современном этапе основной формой сдачи выпускных экзаменов становится единый государственный экзамен, в котором часть А представлена в виде теста, содержащего вопросы самого простого базового уровня. С заданиями этого типа должен справляться каждый учащийся, который выпускные экзамены сдают в форме ЕГЭ. Следовательно, основная задача каждого учителя в своей деятельности заключается в том, что бы обучить каждого потенциального выпускника основам своего предмета, для благополучной сдачи государственной аттестации в выше указанной форме. Но готовить учащихся к данной процедуре необходимо как можно раньше. И на ступени начального общего и основного общего образования, когда закладываются основные знания по изучаемым предметам.
- Разброс успеваемости школьников при усвоении ими базового содержания образования объясняется не их способностью или неспособностью, а нашим неумением организовать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения.
- В традиционном учебном процессе всегда фиксированы два параметра: темп обучения и способ предъявления учебного материала. Мы объясняем и требуем так, как будто перед нами находится один ученик, а не десятки детей с различными особенностями восприятия, осмысления, запоминания.
- Единственное, что остается незафиксированным, - это результаты обучения. Все должно быть усвоено всеми полностью .
- Способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б. Блум изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивалось.
Категории
учащихся
Обычные 90%
малоспособные
Талантлиывые5%
- Фиксируется не способ подачи материала, а результат.
- Варьирование не учебного материала, а траектории обучения.
- Варьирование времени обучения и коррекция знаний в соответствии с результатами тестирования.
- Каждый учащийся должен получить достаточно времени для изучения требуемого материала. Как следствие это позволяет устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения материала всеми учащимися.
- при правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени, абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал .
- в действиях предполагает перечисление определенных действий, ожидаемых от учащихся. Так, цель: «Уметь пользоваться символическими обозначениями на схеме строения рыб» - может быть конкретизирована следующим образом: а) воспроизводить по памяти цвета, которые изображают строение внутренних органов, используемых в рисунках; б) опознавать их; в) читать схемы с их помощью; г) по данной схеме дать описание строения.
- Таким образом, проблема состоит в том, чтобы найти такой способ описания учебных целей, пользуясь которым учитель сможет по ходу обучения однозначно соотнести реальный результат обучения с запланированной учебной целью.
3-й уровень - творческий. Применение ранее усвоенных
знаний, умений для решения нетиповых задач. Это –
продуктивное действие, в процессе которого учащиеся
добывают или объективно новую информацию, осуществляют
исследовательскую деятельность.
2-й уровень - алгоритмический. Применение
ранее усвоенного, репродуктивное,
алгоритмическое действие.
1-й уровень - знакомство, различение.
Это деятельность по узнаванию.
3 уровень
Тесты-подстановки: надо вставить
пропущенное слово, формулу или
другой какой-либо существенный
элемент знаний.
2 уровень
Тесты на различение («выборочные»
тесты): надо выбрать одно или
несколько решений из списка возможных
решений (при этом варианты возможных
решений содержатся в самом тесте).
1 уровень
Опознание: относится ли показываемый
объект или явление к объектам или
явлениям данного вида.
Для такой конкретизации
применяется уже составленная учителем таблица спецификации целей по всему курсу; крестики, отмечающие запланированные цели полного усвоения, заменяются условными обозначениями того результата, который достигнут учеником по отношению к этим целям, - например: «у» - полное усвоение, «н/у» - неполное усвоение.
Фамилия, имя
Человек как биологический вид
Качина Лариса
Черты сходства человека и животных
Сходство и различия человека и человекообразных обезьян.
Лагункова Валерия
у
Носкина Кристина
у
у
Человек разумный
н
Сходство и различия человека и человекообразных обезьян.
у
у
Итог.оценка
Распопов Иван
у
у
Происхождение человека
Тогачева Александра
у
у
Этапы и факторы становления человека
5
Шиянова Инна
Тарасов Тарас
Расы человека, их происхождение и единство.
5
5
Лейпожих Юлия