Цель урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных
Познавательных:
Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.
Коммуникативных:
Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.
Через организацию работы в микрогруппах;
Социально- трудовых, посредством развития умения самоорганизации;
Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах.
Предметных:
Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.
Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
Метапредметных:
Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
-что цветок-это видоизмененный побег;
-строение цветка и его главные части;
-функциональные особенности частей цветка;
- биологическая роль цветка как генеративного органа;
- принципы классификации цветков и их классификация.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать схемы, рисунки, тексты;
-сопоставлять рисунки и схемы;
-сворачивать и разворачивать текст.
Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: гербарий, электронная таблица «Строение цветка», компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация, модель цветка вишни, цветущие комнатные растение Калерия и Рэо, лупы, гербарий и фотографии редких растений своего микрорайона.
Учебно-методическая литература: УМК линии В.В.Пасечника.
Презентация к уроку "Строение цветка" для 6 класса. Содержит обучающий материал и материал для проверки знаний обучающихся. Думаю материал доступный для 6 класса и вполне красочный (для зрительного восприятия).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формирование у обучающихся знания о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений.
Мы, наконец, подошли к уроку, посвященному цветам! Мы рассмотрим венчик цветка и его чашечку, пестик и тычинки. Ты узнаешь о том, какие цветки называются мужскими, а какие – женскими, и познакомишься с однодомными и двудомными растениями.
Цветок – орган семенного размножения растений
На одном из первых занятий мы с тобой узнали, что среди всех растений на нашей планете выделяют большую группу тех, у которых образуются цветки – это отдел цветковых.
Цветок – орган семенного размножения растений.
В результате развития цветка на его месте образуется плод, из семян которого развиваются новые растения, поэтому цветок и является органом семенного размножения растения.
Строение цветка
Цветок
Околоцветник
Венчик
Тычинки
Пестик
Цветоложе
Давай рассмотрим строение какого-нибудь цветка. Что тебе больше всего нравится в цветах?
Наверное лепестки Они-то и отличаются великолепными красками и формой. Лепестки образуют венчик цветка.
Посмотри-ка еще раз на цветок. Его нежный венчик снизу окружен "юбочкой" из мелких зеленых листочков. Такие листочки есть и у многих других цветков. Они называются "чашелистики". Все вместе чашелистики образуют чашечку.
В центральной части каждого цветка находятся главные участники семенного размножения. Это тычинки.
И пестик.
Части цветка, располагающиеся вокруг тычинок и пестика, называют околоцветником.
На чем же держатся чашелистики и лепестки? На самом стебле? Нет, на верхушке цветоносного побега имеется утолщение, которое называется цветоложем. Вот к нему-то и прикрепляются все части околоцветника.
Мы узнали названия почти всех частей цветка. А как называется верхняя часть стебля, которая находится непосредственно под цветком? Это цветоножка, она не имеет настоящих листьев.
Чашечка
Цветоножка
Пыльник
Тычинка
Тычиночная нить
Тычинки состоят из тычиночной нити и пыльника. Совокупность тычинок называют андроцеем (от греческих: «андрос» –мужчина и «оэцеум» – дом.
Рыльце
Столбик
Пестик
Завязь
Пестик – находится в центральной части цветка. Совокупность пестиков в цветке называется гинецеем (от греческих: 2гине» – женщина и «оэцеум» – дом). Пестик образуется от срастания плодолистиков.
Из семязачатков образуются семена, а из завязи с семязачатками – плод с семенами.
6
Венчик
Венчик
Раздельнолепестный
Сростнолепестный
Теперь сравним венчик лютика и венчик колокольчика. Конечно, они различаются по цвету. А в чем еще различие?
У лютика венчик состоит из отдельных лепестков – это раздельнолепестный венчик. А у колокольчика все лепестки срослись.
Такой венчик называется сростнолепестным.
Чашечка
Чашечка
Сростнолистная
Раздельнолистная
Вот цветок дурмана. Его чашечка состоит из сросшихся чашелистиков Она сростнолистная.
А вот у астры каждый чашелистик сам по себе. Чашечка получается пушистая, как и сам цветок. Такая чашечка – раздельнолистная.
Околоцветник
Околоцветник
Двойной
Простой
Околоцветник может состоять из чашечки и венчика, как у ромашки. Тогда он называется двойным.
Околоцветник может быть простым, если в нем невозможно выделить венчик и чашечку. Как у красавца тюльпана.
Околоцветник
Околоцветник
Скрученный
Створчатый
Черепитчатый
Расположение частей околоцветника может быть створчатым, как у яблони.
А может быть скрученным, как у лилии.
Или черепитчатым, как у мака.
10
Однополые и обоеполые
Цветки
Однополые
Обоеполые
Пестичные женские ♀
Тычиночные мужские ♂
Чем же еще цветки разных растений отличаются друг от друга?
Среди цветов есть такие, у которых имеются только пестик или только тычинки. Их называют однополыми. Такие цветки есть, например, у огурца, кукурузы, тополя.
Те цветки, в которых есть только пестик, называют пестичными, или женскими.
А те, у которых имеются только тычинки, – тычиночными, или мужскими.
Большинство цветков являются обоеполыми, то есть, имеющими в своем строении тычинки и пестики.
Однодомные и двудомные
Цветки
Однодомные
Двудомные
Вот у огурца мужские и женские цветки расцветают на одном растении, как бы живут в одном доме. Такое растение называется однодомным.
А у тополя на одних деревьях живут только мужские цветки, а на других – только женские. Такое растение называется двудомным. Как раз женские растения тополя и засыпают нас в начале лета вездесущим пухом.
Определение формулы и диаграммы цветка. (Фильм)
Лабораторная работа«Строение цветка».
Название растения
Вид околоцветника(двойной,
простой)
герань
Формула цветка
цикламен
Вид околоцветник (сростнолистный,
раздельнолистный)
бегония
По
наличию главных
частей.
Лабораторная работа«Строение цветка».(Выполняется в группах.)
Красота и очарование цветков издавна вызывали восхищение и зачастую, это оборачивалось настоящим бедствием для их обладателей. Обрывая цветки для букетов, мы лишаем растение возможности размножаться. Вид постепенно «затухает» и оказывается на грани исчезновения. Такие растения заносят в «Красную книгу», что узаконивает запрет на их сбор. В нашей местности микрорайона села Верх-Ануй есть такие растения.
Рябчик шахматный растёт в нашем селе урочище Куюкур. В болотистых местах. Цветёт через 18 лет. Занесены в Красную Книгу МСОП.
в) Тычинки и пестик- это главные части цветка, т. к. участвуют в образовании семян.
3. Закончите фразу: Пестик состоит из_________, ________ и _______________.
Плод образуется из____________. Семена образуются из ____________. Тычинка состоит из______________ и ___________, в котором созревает пыльца.
Промежуточная рефлексия обучающихся.
Домашнее задание
стр. 124-127, ответить на вопросы в конце параграфа. Сделать визитную карточку цветка своего комнатного растения или подготовить сообщение на тему «Цветы в преданиях и легендах» (на выбор учащихся).
На выбор учащихся даётся и домашнее задание: Сделать визитную карточку цветка своего любимого комнатного растения или подготовить сообщение на тему «Цветы в преданиях и легендах алтайского и русского народов».