Развитие универсальных (коммуникативных) учебных действий учащихся при использовании опорных конспектов на уроках биологии в школе закрытого типа
Развитие универсальных (коммуникативных) учебных действий учащихся при использовании опорных конспектов на уроках биологии в школе закрытого типа
Данная презентация поможет учителям школ при колонии организовать на уроках биологии работу с опорными конспектакми, что значительно повысит мотивацию учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие универсальных (коммуникативных) учебных действий учащихся при использовании опорных конспектов на уроках биологии в школе закрытого типа»
школа закрытого типа
Учитель биологии:Чернова
Елена Васильевна
Развитие универсальных (коммуникативных) учебных действий учащихся
при использовании опорных конспектов
на уроках биологии
в школе закрытого типа
Тема: «Общая характеристика царства растений»
В настоящий момент на планете Земля насчитывается 350 тысяч видов растений.
РАСТЕНИЯ
НИЗШИЕ
водоросли
ВЫСШИЕ
мхи, папоротники, хвощи, плауны,
голосеменные, покрытосеменные
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ
Фотосинтез (питание растений)
Наличие в клетках растений зелёных пластид – хлоропластов, содержащих хлорофилл.
Выделение растительных гормонов (фитогормоны).
Клетки растений окружены клеточной стенкой, образованной целлюлозой.
Обязательный продукт обмена веществ у растений – клеточный сок, содержащийся в вакуолях.
Неограниченный рост растений.
Дышат растения как и все живые организмы, вдыхая О2и выдыхая СО2.
ВОПРОСЫ
Почему к растениям не относятся грибы?
На какие две группы разделены все растения?
Почему водоросли относятся к низшим растениям?
Приведите пример покрытосеменных растений.
ЗАДАНИЕ
Установите соответствие
А - Высшие растения
Б - Низшие растения
Ламинария
Шиповник
Сфагнум
Родимения
Щитовник
Лиственница
Клён
Филлофора
Фукус
Сосна
Тема: класс: Земноводные (амфибии)
Класс земноводных насчитывает ≈ 2500 видов.
Внутреннее строение
Сердце 3-х камерное.
Дыхание с помощью лёгких и кожи.
Головной мозг крупные, чем у рыб.
Органы выделения – почки.
Пищеварительная система.
Внешнее строение
Голова.
Туловище.
Хвост.
2 пары конечностей.
РОТПИЩЕВОДЖЕЛУДОККИШЕЧНИККЛОАКА
Размножение и развитие
ЯЙЦО ОПЛОДОТВОРЕНИЕ ЧЕРЕЗ 8-10ЛИЧИНКА ГОЛОВАСТИК ЛЯГУШОНОК
Земноводные
хвостатые бесхвостые бескожие
(тритоны, (жабы, (червяги)
саламандры) лягушки)
Древние земноводные – Стегоцефалы.
Значение земноводных
Важное звено в цепи питания.
Жабы на полях истребляют слизней и других вредителей.
Земноводные уничтожают огромное количество насекомых – вредителей с/х и переносчиков заболеваний человека и животных.
Вопросы:
Каково внешнее строение земноводных?
Как устроена пищеварительная система земноводных?
Как земноводные размножаются?
На какие группы делится класс земноводных?
Структура работы с опорными конспектами.
Знакомство с содержанием опорного конспекта.
Учащиеся отвечают на поставленные в опорном конспекте вопросы (учитель при этом напоминает: а) о том, что в каждом вопросе имеется ключевое слово для ответа б) отвечать на вопрос нужно полным предложением).
Учащиеся сами задают вопросы по данной теме (на доске помещены некоторые речевые конструкции, такие как:
можно ли … в чём сходство …
являются ли … каковы разновидности …
что такое … назовите основные …
как изменяется … каково значение …
чем отличаются … перечислите …
что происходит … каковы …
что представляет собой … зачем …)
Например, учащиеся 9-го класса при изучении темы «Макроэволюция», используя речевые конструкции могут задать следующие вопросы:
а) каковы основные направления макроэволюции? г) какие доказательства макроэволюции существуют?
б) что представляет собой ароморфоз? д) как изменяется строение организма при переходе к паразитизму?
в) чем отличается ароморфоз от идиоадаптации? е) можно ли фотосинтез назвать ароморфозом?
Так как ребята отвечают на вопросы и задают их на этапе изучения новой темы, часто используются не только опорный конспект, но и работа с учебником. В опорном конспекте указываются конкретные страницы, на которых имеется информация для ответа на вопросы, т.е. отрабатывается попутно умение отвечать на вопрос, используя учебник.
На данном этапе учащиеся выполняют предложенные в опорном конспекте задания по теме, типа:
Учащиеся делают обобщение по изучаемой теме, используя в качестве пунктов плана, выделенные другим шрифтом заголовки в опорном конспекте.
После чёткого проведения четырёх этапов урока, на пятом учащиеся способны дать связанный, обобщённый рассказ по той или иной теме, например: при изучении темы: «Класс однодольные растения», учащиеся в конце урока дают связную чёткую характеристику класса однодольных, используя при этом примеры конкретных растений.
Вывод: используя работу с опорным конспектом, ребята учатся чётко отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы самостоятельно, выполнять необходимые задания, составлять связанный рассказ, а также делать выводы.
ВЫВОДЫ:
Использование опорных конспектов очень эффективно в нашей школе, так как это позволяет экономить время на изучение предмета при уменьшенном количестве часов.
Опорные конспекты позволяют индивидуализировать работу с учащимися разного уровня обучения.
Опорные конспекты позволяют развивать коммуникативные учебные действия учащихся: умение грамотно поставить вопрос, делать обобщение по теме, составлять связанный рассказ, делать обобщения и выводы.