kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект на тему : "Изучение проблемы сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов в Ульяновской области и пути решения."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Огромное количество разного мусора стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем продукцию, а упаковки и отходы не задумываясь, выбрасываем. В настоящее время мусора становится все больше и больше. 

 

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему : "Изучение проблемы сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов в Ульяновской области и пути решения."»

Муниципальное бюджетное общее образовательное учреждение

«Средняя школа №72 с углубленным изучением отдельных предметов»




Изучение проблемы сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов в Ульяновской области и пути решения.








Выполнила:

Золотухина Наталья

учащиеся 11 «Б» класса

Руководитель проекта:

Натахина Раиса Николаевна,

учитель биологии





г.Ульяновск, 2019


ГЛАВА I «ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СБОРОВ И УТИЛИЗАЦИИ ТВЁРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

    1. Общие понятия «утилизация твёрдых бытовых отходов»

В XX веке количество отходов производства и потребления росло так быстро, что образование отходов стало важной проблемой больших городов и крупных производств.

Отходы - это вещества, которые находятся не на месте, не в то время и не в том количестве, что неестественно для природы и что выводит биосферу из состояния равновесия. По агрегатному состоянию отходы могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными. В зависимости от происхождения отходы делят на бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, строительные [1].

Я рассматриваю только твёрдые бытовые отходы. ТБО (твёрдые бытовые отходы) – это уже использованные и ненужные человеку предметы, которые он выбрасывает в мусорные контейнеры или транспортирует в специально обозначенные зоны. Классификация твердых бытовых отходов. Все твердые бытовые отходы систематизирует по составу, происхождению и уровню вредного воздействия. Свойства бытовых отходов могут меняться в зависимости от климатических особенностей региона, благосостояния населения, сезона.

Классификация ТБО:

  • Пищевые остатки

  • Бумага

  • Текстиль

  • Полимеры

  • Резина

  • Стекло

  • Черные и цветные металлы [2].

Утилизация - использование ресурсов, не находящих прямого применения по назначению, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления, процесс уничтожения бытового мусора [3].

    1. Проблема ликвидации твёрдых отходов.

Общий термин выше названных материалов, которые мы выбрасываем из домов и учреждений и обычно называем мусором, отбросами - твёрдые бытовые отходы.

На протяжении многих лет количество твёрдых бытовых отходов неуклонно возрастало: отчасти из-за роста изменения образа жизни людей, использующих всё больше обёрточных и упаковочных материалов.

Исследования показывают, что состав городских твёрдых бытовых отходов примерно таков:

Бумага 41%

Пищевые отходы 21%

Стекло 12%

Железо и его составы 10%

Пластмассы 5%

Древесина 5%

Резина и кожа 3%

Текстиль 2%

Алюминий 1%

Металлы 0,3%

А также ртуть из батареек, фосфора – карбонаты из флуоресцентных ламп и токсичные химикаты из бытовых растворов, красок и предохранителей деревянных покрытий.

Доля отдельных компонентов отходов существенно варьирует в зависимости от источников (жилой дом или торговый центр, обеспеченный или бедный район, и т.д), а так же от времени года. В отдельные сезоны доля садового мусора (скошенной газонной травы, опавших листьев и т.п) равна объему всем остальным вместе взятым категориям)

Открытые горящие свалки.

Вплоть до 1960-х гг. большая часть твёрдых бытовых отходов вывозилась и сжигалась на открытых площадках. Это позволяло уменьшить объём материала и продлить срок работы свалки, однако отходы плохо горят. Такие свалки несчадно дымили, распространяя зловоние, и служили рассадниками мух, крыс и т.п.

В некоторых городах использовались печи для сжигания мусора, но без надлежащего контроля они становились источниками загрязнения воздуха. Поэтому по требованию населения и в соответствии с законами о защите окружающей среды открытые горящие свалки и большинство таких печей к концу 1960-х гг. началу 1970-х гг. были ликвидированы.

Захоронения.
В качестве альтернативы чаще всего используются захоронения – могильники. При этом мусор просто зарывают в землю или вываливают на неё и засыпают землёй. Поскольку отходы в этом случае не горят и покрыты несколькими слоями грунта, удается избежать как загрязнения воздуха, так и размножения нежелательных животных. К сожалению, при создании захоронений принимались только два последних обстоятельства. Руководители городских служб по уборке мусора обычно не понимали экологических проблем и не интересовались тем, как происходит круговорот воды, какие вещества могут появиться в процессе разложения отходов, как избежать нежелательных последствий. Как правило, любой дешёвый и удобно расположенный участок земли с естественным понижением становится местом захоронения отходов. Часто для этого выбирались овраги, лощины, заброшенные карьеры, заболоченные низины. После приобретения участка начиналось заполнение его мусором без всяких мер предосторожности. При этом планировалось позднее разместить на месте свалки парк или игровую площадку, что во многих случаях и делалось.

Проблемы, связанные с захоронением отходов:

- вымывание веществ и загрязнения грунтовых вод

- образование метана

- просадка грунта

Самая серьёзная проблема - это загрязнение грунтовых вод. По мере просачивания воды сквозь любой материал в ней обычно растворяются и с ней выносятся различные химические вещества. Такая вода с растворёнными в ней загрязнителями называется фильтром. Когда она проходит через необработанные отходы, образуется особенно ядовитый фильтрат, в котором наряду с остатками разлагающейся органики присутствуют и другие металлы из ржавеющих консервных банок, разряженных батареек и других электроприборов, причём всё это часто приправлено красителями, пестицидами, моющими средствами и другими химикатами. Неграмотный выбор мест захоронения отходов и отсутствие мер предосторожности позволяют этому зелью попадать прямо в подземные горизонты.

Образование метана.

Вторая проблема - образование метана. У захороненного мусора нет доступа к кислороду. Поэтому его разложение идёт анаэробно, а один из продуктов его - биогаз, на 2/3 состоящей из легковоспламеняющегося метана. Образуясь в толще захороненных отходах, он может распространяться в земле горизонтально, проникать в подвалы зданий, накапливаться так и взрываться при зажигании. Кроме того, метан может распространяться вверх, отравляя корни и губя растительность на месте захоронения. В отсутствие растительного покрова начинается эрозия почвы, и отходы обнажаются на поверхности. В ряде городов эта проблема решена путём устройства на месте свалок «газовых скважин», перехватывающих метан который можно использовать как топливо.

Просадка грунта.

Наконец по мере разложения отходы проседают. Неизбежность этого

процесса была очевидна с самого начала, поэтому здания на местах свалок не строили. Однако на игровых площадках просадка грунта тоже весьма нежелательна, поскольку образуются неглубокие понижения, в них скапливается вода, а весь участок превращается в болото. Приняв во внимание эти проблемы, были введены правила по захоронению отходов:

- новые могильники должны создаваться на повышенных местах с глубоким залеганием грунтовых вод, недалеко с вершины холма снимают грунт, используемый впоследствии для засыпки отходов на полученной площадке

- по периметру могильника должны быть вкопаны керамические трубы для сбора воды и фильтрата, его дно следует покрыть водонепроницаемым слоем глины, поверх него укладывается слой крупного гравия и слои пористого грунта.

- слой гравия, окружающий свалку, служит для отведения образующегося метана

- послойная укладка отходов продолжается до тех пор, пока захоронение не станет похоже на пирамиду, при такой форме сводится к минимуму инфильтрация и просачивания воды, е следовательно, и вымывание веществ из мусора

- по периметру свалки устанавливается мониторинговые колодцы для периодического контроля над качеством грунтовых вод.

1.3 Идеи утилизации отходов. Более экономные способы.

1. Рециклизация
Рециклизация, т.е вторичная переработка отходов – очевидный выход из положения. В небольших масштабах стекло, бумага и алюминиевые банки рециклизируются уже десятки раз. Что же мешает перерабатывать практически весь утиль? Дело в том, что на пути широкомасштабной рециклизации отходов существует ряд препятствий. препятствий. Однако. если определить эти трудности, их можно преодолеть, и в ряде случаев проблемы уже решаются. Рециклизация отходов представляет собой огромную развивающуюся отрасль промышленности с блестящим будущим.

Трудности на пути рециклизации
Переработка

Должны существовать фирмы, заинтересованные в получении собранных материалов и переработке их в пользующиеся спросом товары. Например, пищевые отходы, собираемые в специальные контейнеры, не сбрасываются на свалку «Красный Яр», а отправляются на животноводческие фермы, где перерабатываются на комбикорм (свиноводческие фермы). В противном случае всё это опять же попадёт на свалку. Необходим промышленный или потребительский рынок для покупки продукции, изготовленной из вторичного сырья.

Сортировка

Мы привыкли выбрасывать все отходы в один контейнер и ликвидировать их как единое целое. Чтобы рециклизировать эту массу мусора, её следует сортировать либо дома, либо уже после сбора. Сортировка затруднена отсутствием стандарта. Так в составе сходных или даже одних и тех же продуктов могут быть различные типы пластмасс или бумаги.

Пути решения проблем. Сортировка.

Отходы можно сортировать непосредственно на месте получения (в домах), либо после сбора на особых установках. В первом случае необходимы совместные усилия жителей, однако, этот способ недорогой, поскольку труд «добровольный». Технически всё выглядит так: в определённом месте устанавливается мусорные контейнеры «кодового» цвет, каждый из которых предназначен для определённого вида отходов - пластмассы, металлов, стекла, бумаги, растительного мусора и т.д. Обычный мусоровоз буксирует за собой трейлер с разноцветными мусорными баками, и рабочие загружают в них мусор в соответствии с цветом. Несортированные отходы поступают, как обычно, в мусоровоз или мусоропровод с разделением далее на виды отходов. Другой вариант - сортировка отходов на специальных установках. Ещё один способ сортировки отходов - вручную на конвейере.

Вторичная переработка

Существует множество способов вторичной переработки различных типов мусора. Наиболее широко применяют такие технологии:

- макулатуру снова измельчают в бумажную массу (пyльку), из которой изготавливают различную бумажную продукцию, её можно также перемалывать и продавать как целлюлозную изоляцию, измельчать и компостировать

- стекло дробят, плавят и делают из него новую тару или дробят и используют вместо гравия или песка при производстве бетона или асфальта

- пластмассу переплавляют и изготовляют из неё «синтетическую древесину», устойчивую к биодеградации и обладающую громадным потенциалом как материал для различных ограждений, настилов, столбов, перил и др. сооружений под открытым небом

- металл плавят и перерабатывают в различные детали, что позволяет экономить до 90% энергии, необходимой для выплавки его из руды

- пищевые отходы и садовый мусор компостируют с получением органического удобрения

- текстиль измельчают и используют для придания прочности макулатурной бумажной продукции

- старые покрышки переплавляют с изготовлением новых резиновых изделий

- мебель измельчают, используя как ДСП, ДВП.

Компостирование

Одним из способов переработки отходов, популярность которого быстро растёт - это компостирование. Оно заключается в естественном биологическом разложении органического вещества в присутствии воздуха. Конечный продукт – гумусоподобное вещество, которое можно использовать как органическое удобрение. Поскольку бытовые отходы обычно на 60-80% состоят из органики их можно компостировать. Стекло, металл, пластмассу после такой переработки, а затем при желании рециклизируют.

Кроме того, можно смешивать канализационный ил с бытовыми отходами и компостировать их синергически. Бумага способствует обезвоживанию канализационного ила и лучшей аэрации смеси, а ил ускоряет процесс разложения. Компост в качестве удобрения находит широкое применение при рекультивации земель, а также в сельском, садовом и парковом хозяйстве.

1.4 Биологический способ утилизации.

Ещё одним способом очистки окружающей среды от отходов является биологический способ, т.е. использование живых организмов. Мы говорим о необычных существах, напоминающих длинные гибкие трубки и населяющие глубоководные места- погонофорах, мирно уживающимися с бактериями. Оказалось, что не только на склонах источников, выбрасывающих горячие воды, распространены погонофоры. Они живут и на мелководье, причём в сооружениях, и способны перерабатывать метан. Наблюдения показали: под океанским дном рядом с запасами нефти и газа обитают погонофоры - чувствительные к метану бактерии. Пока добыча горючих ископаемых идёт на не очень больших глубинах, можно применять различные технические способы их разведки, но когда люди двинутся вглубь, одним из указателей на перспективные залежи могут стать эти самые бактерии. Их способность извлекать метан из окружающей среды может пригодиться и в шахтах, где добывают уголь. Огромное число происходящих в забоях катастроф связано именно с взрывами этого горючего газа, поднимающегося из недр. Как выяснилось, борясь с пятнами от разлившейся в океане нефти с помощью синтетических моющих средств и горячей воды, человек приносит природе больше вреда, чем пользы, попутно уничтожая флору и фауну. Необходимо использовать новую технологию, когда в работу включаются бактерии, просто «пожирающие» нефтепродукты. Получается, микроорганизмы могут служить как индикаторами какого-то полезного или опасного вещества, так и защитниками от него, если оно окажется для нас вредным. Огромное количество используемой промышленности и для бытовых нужд воды сбрасываются в водоёмы. Если не следить за её чистотой, мы скоро лишимся источников питьевой воды. Бактерии и микроскопические грибы надежные помощники в деле очистки.

Можно ли питаться мусором?

Если бактерии могут питаться совершенно, на наш взгляд, несъедобными веществами, то почему же не использовать их для переработки твёрдых отходов? Ведь наша планета, особенно крупные города, всё больше задыхается от мусора. Очень многие искусственно созданные соединения могут десятилетиями не разлагаться, накапливаясь в почве, например, стекло и некоторые пластмассы. Или же медленно отравлять окружающую среду, выделяя токсины, а мы затем будем находить в растениях и продуктах животноводства следы вредных для нас веществ. И вот тут вспомнили об экологически чистом способе получения металлов из бедных руд с помощью бактерий. Тысячелетиями люди добывали, например, медь, используя дренажные воды, но не догадывались, какую роль в этом играют микроорганизмы. Они переводят металл в растворимые соединения, которые легко вымыть из руды водой. Теперь таким способом пользуются сознательно, добывая многие химические элементы. Процессы добычи стал проходить быстрее, экономичнее, а главное - чище! Были обнаружены, а впоследствии и специально выращены такие разновидности бактерий, которые могут извлекать из почвы, попадающие в неё полимерные соединения. Если вокруг достаточно пригодной для бактерии пищи, она не делает никаких запасов. Но стоит ей почувствовать, что пропитания становится меньше, как она интенсивно начинает накапливать внутри себя полимерные гранулы.

Таким образом, микроорганизмы способствуют очищению природы от зловредного мусора. Если организовать поглощение полимеров в промышленном масштабе, то мы получаем естественную безотходную работающую фабрику по их производству. При этом одни и те же бактерии можно заставить «выпускать» разнообразные продукты, и к тому же с заданными свойствами. Ещё один способ применения особенностей таких бактерий - изготовление из промышленных отходов, к примеру, из засорившей весь мир полиэтиленовой плёнки, питательных удобрений для растений. заставить бактерии перерабатывать определённые виды бытовых отходов (пластмассу, цветные металлы, ветошь) - задача биотехнологии, генной инженерии, бионики (в частности, изучение циклов жизнедеятельности насекомых на примере бабочек, где наблюдается безотходное производство). Как видите, природа создала свои фабрики и заводы, которые миллионами лет очищали нашу планету от естественных загрязнений и, переработав, запускали их снова в оборот.

Стоит ли пренебрегать такой совершенной технологией? Ведь во многих случаях нам достаточно только внимательного наблюдения за этими процессами и желания перенять их для наших сегодняшних нужд.

Разделение мусора в г.Ульяновск

Разделение мусора и выборочный сбор отходов - действия по сортированию и сбору мусора в зависимости от его происхождения. 
Данный процесс позволяет подарить отходам «вторую жизнь», в большинстве случаев благодаря вторичному его использованию и переработке. Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду.

Почему система до сих пор не прижилась в России?

На всех экологических встречах журналисты постоянно задают один и тот же вопрос: почему в России не приживается раздельный сбор мусора? В чем причины? Одни говорят, это проблема организации сбора, другие — нашего менталитета, третьи винят во всем чиновников. Исходя из большинства источников информации, можно выделить три причины. Любопытно, что все они в той или иной степени связаны с деньгами:

— Захоронение тонны отходов на свалке в Европе стоит 1000 евро. В России — 15 евро. Если бы у нас семья платила за несортированный мусор 50-100 евро в месяц, как в Европе, а не 5-10 евро, как сейчас, — везли бы на переработку. Мы бы думали не только об экологии (для многих это абстрактное понятие), но и об экономии нашего конкретного бюджета. И менталитет тут не при чем.

— Если стоимость захоронения поднять завтра, то, скорее всего, недобросовестные перевозчики повезут мусор в «овраг». Механизмов общественного и государственного контроля сейчас нет, а без них отрасль работать не будет. Если в Европе кто-то увидит мусор в неположенном месте, сразу, не задумываясь, сообщит, куда надо. А в некоторых странах еще и часть штрафа получит за информирование.

— Важно говорить про ответственность производителя, залоговую стоимость тары и утилизационные сборы. Они скоро будут приняты в новом законе об отходах и стоимость сбора и утилизации будет включена в стоимость продукта. Газировка, например, будет стоить не 30 рублей, а 40 и производитель будет обязан собрать и переработать все свои бутылки, или заплатить тем, кто это сделает. Такие законы действуют в США и Европе и являются основным инструментом обеспечивающим возврат тары и упаковки в оборот.

Аргументы «ЗА»

У нас есть несколько убедительных аргументов в пользу раздельного сбора мусора. Эти факты могут вас заинтересовать.

Из мусора делают много нужных вещей:

Из макулатуры можно сделать любую бумажную продукцию, туалетную и офисную бумагу, тетрадки и пазлы.

Из вторичного стекла — как новые бутылки, так и дизайнерские тарелки и даже душевые кабины.

Из пластиковых бутылок — бесчисленное количество новых вещей: от тазиков до детских горок. Например, 2000 бутылок из-под шампуня можно превратить садовую лавочку.

Из алюминиевых банок может получиться, как минимум, новая банка или даже деталь самолета.

Поможет ли эта система избавиться от чудовищных свалок, которые с каждым днём растут вокруг города? Каждая такая свалка —  это язва на теле природы, которая с дождевыми и грунтовыми водами распространяет своё зловоние, отравленное дыхание становится всё шире и шире. Более того, подобное загрязнение окружающей среды ведет к ухудшению здоровья населения, вплоть до появления у людей  онкологических заболеваний.

«Пожиратель пластика»

Случайно созданный мутантный фермент расщепляет пластик лучше, чем природный, пишут биологи в Proceedings of the National Academy of Sciences. Они изучали кристаллическую структуру недавно открытого фермента, который расщепляет полиэтилентерефталат (ПЭТ), и для проверки одной из гипотез внесли мутации в активный центр белка, которые должны были «выключить» его активность, однако вместо этого фермент стал работать на 20 процентов эффективнее природного аналога.

Сейчас пластик стал одним из основных загрязнителей окружающей среды. По оценкам исследователей, за 60 лет, с того момента, как начало развиваться промышленное производство пластика, в мире произвели более 8,3 миллиардов тонн разных его видов. Около 80 процентов пластиковых отходов выбрасывается.

Полиэтилентерефталат — одна из самых распространенных разновидностей пластика, из него изготавливают емкости для напитков и искусственное волокно. Поэтому исследователи ищут способы утилизации ПЭТ без ущерба для окружающей среды. В 2016 году японские микробиологи, исследуя почву вблизи завода по производству ПЭТ, нашли бактерию Ideonella sakaiensis, которая его гидролизует. С помощью специальных ферментов микроорганизм расщепляет ПЭТ на малотоксичные терефталевую кислоту и этиленгликоль. За шесть недель бактерии оказались способны переработать полимерную пленку толщиной 0,2 миллиметра.

Один из ферментов I.sakaiensis  ПЭТаза — «запускает» процесс деградации ПЭТ и расщепляет полимер на мономерные звенья. В новой работе биологи под руководством профессора Джона Макгихана (John McGeehan) из Плимутского университета и доктора Грега Бекхема (Gregg Beckham) из Национальной лаборатории возобновляемых источников энергии Министерства энергетики США исследовали кристаллическую структуру ПЭТазы, чтобы понять, как она работает. Ученые построили трехмерную модель фермента и смогли увидеть, как работает его активный центр, удерживая и расщепляя молекулу полимера. 

Исследователи выяснили, что по структуре белок похож на свой природный аналог, кутиназу. Этот фермент способен гидролизовать природный воск кутин, который защищает листья и плоды растений от чрезмерного испарения воды, но не может расщеплять разветвленные искусственные полимеры. В отличие от кутиназы у ПЭТазы более открытый активный центр, который может удерживать такие молекулы. Поэтому биологи предположили, что микроорганизм эволюционировал в почвах, содержащих ПЭТ, и обзавелся ферментами, гидролизующими полимер. Чтобы проверить эту гипотезу, ученые создали мутантную ПЭТазу с активным центром, похожим на активный центр кутиназы.

Однако мутантный фермент стал гидролизовать пластик на 20 процентов активнее природной ПЭТазы. Более того, он оказался способен перерабатывать полиэтилен фурандикарбоксилат — полимер, получаемый из целлюлозы. «Технологически процесс получения фермента почти такой же, как получение белков, которые используются в биодетергентах и при произведстве биотоплива. Технология существует и есть большая вероятность, что в последующие годы мы увидим индустриальный процесс расщепления ПЭТ и, возможно, других веществ на первоначальные «строительные блоки», которые можно будет постоянно перерабатывать», — говорит Джон Макгихан.

Пластик стал поистине вездесущ — микрочастицы пластика находят в водопроводной воде по всему миру, а пластиковые отходы добрались до отдаленных необитаемых островов. Тем полезнее становятся животные, способные перерабатывать эту массу до нетоксичных веществ. Так, исследователи выяснили, что личинки хрущака могут есть пластик, в том числе пенополистирол, а личинки восковой молибыстро поедают полиэтилен и выделяют этиленгликоль.

























ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ТБО В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Организация и этапы исследования

В основе выбора методов диагностики учитывались 2 момента:

- Строгое соответствие возрастным особенностям

- Методы должны максимально достоверно отражать:

Как респондент относится к проблеме утилизации ТБО в его городе.

Если рассматривать проблему переработки ТБО в Ульяновской области, то необходимо разработать анкету, поэтому основным инструментом нашего исследования является разработка анкеты, которая даст объективную оценку проблемы. Анкета состоит из 10 вопросов. Респондент должен выбрать 1 ответ на все 10 вопросов, которые в наибольшей степени выражают его мнение или соответствуют реальности, и ответы, которые наоборот далеки от его мнения.

Анкета

Уважаемый участник опроса!
Прошу вас ответить на поставленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в исследовательском проекте «Изучение проблемы сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов в Ульяновской области и пути их решения».
Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использоваться в обобщенном виде.

Отвечая на каждый вопрос, выберете один или несколько вариантов ответа.

1. Волнует ли вас проблема утилизации мусора?

А) да

Б) нет

2. В чем вы видите причину этой проблемы?

А) финансовые вопросы

Б) безразличие людей

В) другое

3.Как утилизируют мусор в вашем населённом пункте?

А) вывозят на свалки

Б) сжигают на специальных заводах

В) сортируют и перерабатывают

4.Знайте ли вы как правильно утилизировать разбитый ртутный термометр?

А) в мусор

Б) пункт сбора токсичных отходов

В) другое

5.Как вы оценивайте качество уборки улиц рядом и территории рядом с домом?

А) хорошо

Б) удовлетворительно

В) плохо

6. Какие будут ваши действия при обнаружении несанкционированных свалок ТБО?

А) обращение в органы контроля и местного самоуправления

Б) обращение в СМИ

В) организация субботника по уничтожению свалки при поддержке местного населения

Г) никакие действия

7. Отходы производства и потребления делятся на:

А) бытовые и промышленные

Б) активные и пассивные

В) вредные и безвредные

Г) разбавленные и концентрированные

Д) твёрдые и жидкие

8. Как вы думайте, что может сделать каждый житель региона, чтобы помочь организации системы эффективного обращения с твёрдыми бытовыми отходами в регионе?

А) разделять собственные отходы

Б) платить больше за соответствующие услуги

В) организовывать субботники

Г) составить письменное обращение

Д) регулярно интересоваться, как продвигается ход уборки территории.

9. Что вы сдавали в пункты приема вторсырья?

А) ничего

Б) макулатуру

В) пластик

Г) алюминиевые банки

Д) стекло

10. Готовы ли вы принять участие в субботнике по уборке мусора или обустройству мест сбора/складирования отходов?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю



Результаты анкетирования

Результаты анкет могут быть представлены при помощи таблиц. Ответы на все вопросы могу носить анонимный характер. Полученные данные нужно занести в таблицу №1.


Таблица №1


Ученика

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

А

А

Б

Б

А

Г

А

Б

В

А

2

Б

А

Б

Б

Б

Г

А

В

Б

Б

3

А

А

В

Б

Б

Б

В

А

А

А

4

А

А

Б

В

А

Г

Б

Г

Б

В

5

Б

Б

А

А

А

А

А

А

Б

В

6

А

Б

В

Б

Б

Б

Г

Б

В

В

7

Б

В

В

А

В

В

Г

А

Д

А

8

Б

А

Б

Б

А

Б

А

Д

В

А

9

А

А

Б

Б

А

Б

В

В

А

А

10

Б

А

Б

Б

Б

А

В

В

Г

В

11

Б

Б

А

В

Б

Г

Б

А

Б

Б

12

А

В

А

В

А

Г

А

А

Б

Б

13

А

В

А

А

В

В

В

Б

В

В

14

А

А

В

В

А

Г

А

Б

В

А

15

Б

Б

В

Б

А

А

Б

В

Б

А

16

А

А

Б

В

Б

Б

А

Д

В

В

17

А

В

А

А

Б

Б

А

А

А

А

18

Б

А

А

В

Б

Б

А

Г

А

В

19

Б

А

А

А

А

Б

В

Б

В

В

20

Б

А

А

А

А

Б

А

Б

В

Б

21

А

Б

Б

Б

А

Б

Б

Б

В

Б

22

А

А

Б

Б

А

А

А

В

Д

А

23

А

Б

Б

Б

В

Г

В

А

А

А

24

Б

А

В

Б

В

В

В

Б

В

В

25

Б

А

Б

Б

А

Б

Г

А

Б

В

26

Б

А

В

В

А

А

А

В

А

В

27

Б

Б

А

А

Б

Г

А

Б

В

В

28

А

В

Б

В

Б

Г

Б

Д

А

А

29

А

В

Б

А

Б

Г

Б

А

А

В

30

Б

В

Б

А

В

В

Г

В

Г

В

31

А

А

Б

Б

Б

Г

А

Б

В

А

32

Б

А

В

Б

А

Б

А

Б

В

А

33

А

Б

Б

Б

А

Б

А

Б

В

В

34

А

В

А

В

Б

Б

А

В

Б

В

35

А

А

А

В

В

В

Б

В

Б

Б

36

А

Б

Б

Б

Б

А

В

А

А

Б

37

Б

А

Б

Б

А

Б

А

А

Б

А





39

А

А

Б

В

В

В

А

А

Д

А

40

А

А

А

А

Б

Б

В

А

Б

В

41

Б

В

Б

А

А

Б

А

Д

В

Б

42

Б

В

А

А

Б

Г

Г

Б

В

А

43

Б

Б

А

Б

А

Г

Д

А

Б

А

44

Б

А

В

Б

В

В

Б

В

Г

А

45

А

Б

А

А

А

Г

Б

Г

А

А

46

А

А

Б

В

А

Б

А

А

А

Б

47

А

В

А

В

А

А

В

Б

Д

В

48

Б

В

Б

Б

Б

Б

В

Д

В

Б

49

Б

А

В

Б

Б

Б

А

А

Б

В

50

Б

А

А

В

А

А

А

В

А

В

51

А

Б

А

Б

А

А

А

А

Б

А

52

Б

А

В

Б

А

Г

В

Б

Г

Б

53

А

А

Б

Б

В

В

Д

Г

В

В

54

Б

А

Б

В

А

Б

Б

А

Б

А

55

А

В

А

А

А

А

В

Б

В

А

56

Б

А

А

А

А

Г

А

А

А

Б

57

А

Б

А

В

Б

А

А

А

Д

В

58

А

В

А

В

В

В

Б

Б

Б

В

59

А

А

В

А

Б

Г

В

Г

Д

А

60

А

А

В

В

А

Г

Г

Г

Д

В

61

Б

Б

А

В

Б

Б

Г

Д

А

Б

62

Б

А

Б

Б

В

Б

А

А

А

В

63

А

Б

А

А

Б

В

Б

А

А

А

64

Б

В

А

А

Б

Г

Б

Б

Б

Б

65

А

А

В

А

А

А

А

Д

Г

Б

66

Б

Б

А

Б

Б

А

В

Д

Д

А

67

А

Б

Б

Б

А

В

Г

А

Г

В

68

А

Б

А

А

А

Г

Д

Г

Г

Б

69

А

В

Б

Б

А

В

В

Д

Д

А

70

А

В

Б

В

В

А

Д

Д

В

А

71

Б

А

Б

В

А

Б

В

Д

А

Б

72

Б

А

В

В

А

В

А

А

В

Б

73

А

А

А

Б

Б

Б

В

Б

Б

В

74

Б

А

Б

В

А

А

В

Б

А

А

75

А

Б

В

А

В

Б

Д

А

Г

В

76

Б

А

Б

Б

А

В

Д

А

Д

А

77

Б

Б

В

Б

А

А

А

А

Б

Б

78

Б

В

Б

А

Б

А

Д

Б

В

А

79

А

А

В

А

Б

В

А

А

Г

Б

80

А

В

А

Б

Б

А

Д

Б

Г

А

81

Б

А

В

А

Б

В

А

Д

Д

В

82

Б

В

Б

В

А

А

Б

Д

А

А

83

А

В

А

Б

Б

Б

В

Д

А

В

84

Б

Б

Б

А

А

Б

В

А

Д

В

85

А

Б

В

В

Б

Б

Б

Д

А

Б

86

А

Б

А

В

В

А

В

А

В

В

87

Б

В

В

А

Б

Г

Б

Д

Б

В

88

Б

В

А

Б

А

А

Г

Г

А

А

89

А

А

А

В

Б

А

Г

Г

А

В

90

А

А

Б

А

В

А

А

Б

А

А

91

Б

А

А

Б

Б

Г

В

В

Г

В

92

Б

А

Б

В

А

Б

В

В

А

Б

93

А

Б

А

Б

В

Б

Б

А

Д

В

94

А

Б

В

А

Б

В

Г

Д

В

Б

95

А

Б

А

В

В

Б

Б

А

Б

Б

96

Б

Б

Б

Б

В

В

Г

Б

В

В

97

А

Б

А

А

В

Г

А

А

А

А

98

Б

Б

В

А

Б

А

А

Д

Б

В

99

А

В

А

В

А

Б

Б

Г

В

В

100

А

В

Б

Б

А

В

В

А

Б

В

101

А

В

А

Б

Б

Б

А

Д

Б

А

102

Б

В

А

Б

А

А

Д

Б

Д

Б

103

А

Б

В

В

Б

Г

Д

Г

Д

А

104

Б

А

А

В

В

А

Д

А

Г

В

105

Б

В

В

Б

В

А

А

Г

Д

А

106

А

В

Б

В

Б

Г

Б

Б

В

В

Обработка результатов анкетирования

Таблица № 2

№ вопроса

Варианты ответов

А

Б

В

Г

Д

1

56чел./53 %

50чел./47%

-

-

-

2

46чел./43%

29чел./28%

31чел./29 %

-

-

3

39 чел./36%

41чел./34%

26чел./30%

-

-

4

30 чел./28%

41чел./39%

35чел./ 33%

-

-

5

48чел./45%

37чел./34 %

21чел./21%

-

-

6

27чел./25%

18чел./ 16%

36чел./ 36%

25чел./23 %

-

7

38чел./37%

16чел./ 15%

26чел./ 24%

12 чел./11%

14чел./13%

8

34чел./32%

23чел./21%

16чел./18%

13чел./12%

20чел./18%

9

30чел./28%

22чел./20%

26чел./26%

12чел./11%

16чел./15%

10

38чел./35%

28чел./26%

40чел./39%

-

-



Вывод: Таким образом, мы считаем, что с помощью этих методов разработанных для всех учащихся можно судить о том, что проблема переработки ТБО в Ульяновске актуальна.

2.2. Анализ результатов экспериментальной работы

Анкетный опрос проводился в средней школе № 72 с углубленным изучением отдельных предметов города Ульяновска. В нем участвовали учащиеся 8-10 классов. Таким образом была достаточно большая выборка которая позволила нам считать полученные результаты значимыми.

В анкетном опросе участвовало 106 человек.

Вопрос №1

Волнует ли вас проблема утилизации мусора?

Данные результаты исследования показали, что 53 % людей волнует проблема утилизации мусора, так как им не безразлично экологическое состояние нашего города. Значит, они сталкивались с этой проблемой. 47% подростков не обращали внимания на проблему утилизации мусора в городе Ульяновск.

Вопрос №2

В чем вы видите причину этой проблемы?

Данные результаты исследования показали, что 43% видят причину этой проблемы в финансовых вопросах нашего государства, так как в нашем городе это не самая важная проблема. 29 % думают, что причина кроется в чем-то другом. А 28% считают, что во всём безразличие людей. Я согласна с этим вариантом ответа.

Вопрос № 3

Как утилизируют мусор в вашем населённом пункте?

Данные результаты исследования показали, что 36% людей считают, что в нашем городе мусор вывозят на свалки. И это правильный ответ. 34% думают, что мусор сжигают на специальных заводах, в нашем городе нет такой обработки мусора и нет мусоросжигательных заводов. 30% ответили то, что мусор сортируют и перерабатывают, этот вариант утилизации ввели в нашем городе недавно, и он только разрабатывается.

Вопрос 4

Знайте ли вы как правильно утилизировать разбитый ртутный термометр?


Данные результаты исследования показали, что 39 % подростков знают, что разбитый ртутный термометр нужно утилизировать в пункт сбора токсичных отходов. 33% думают, что градусник утилизируют иным способом. 28% респондентов выбрасывали разбитые термометры в мусор, что является не правильной утилизацией.

Вопрос №5

Как вы оценивайте качество уборки улиц рядом и территории рядом с домом?

Данные результаты исследования показали, что 45% респондентов оценивают уборку территории рядом со своим домом хорошо. 34 % считают, что качество уборки улиц удовлетворительно. 21 % оценивают свою территорию плохо. Всё зависит от дворников и людей, которые живут в домах.

Вопрос №6

Какие будут ваши действия при обнаружении несанкционированных свалок ТБО?



Данные результаты исследования показали, что 36% респондентов хотели бы организовать субботник по уничтожению свалки. Так как это реальные действия, потому что обращение куда-либо может затянуться надолго. 25 % подростков считают, что эффективнее будет обратиться в органы контроля и местного самоуправления. 23% решили не предпринимать никакие действия, их всё устраивает. Самое малое количество 16% надеяться на СМИ.

Вопрос №7

Отходы производства и потребления делятся на:

Данные результаты исследования показали, что 37% подростков знают правильный ответ на этот вопрос. Отходы производства и потребления делятся на бытовые и промышленные. Остальные 63% не знают ответ на этот вопрос.

Вопрос №8

Как вы думайте, что может сделать каждый житель региона, чтобы помочь организации системы эффективного обращения с твёрдыми бытовыми отходами в регионе?

Данные результаты исследования показали, что 32% людей готовы разделять собственные отходы для того чтобы помочь своему региону. 21% будут платить больше за услуги. 18% за организацию субботников. 18% интересуются, как продвигается ход уборки территории. 12% готовы составить письменное обращение.

Вопрос № 9

Что вы сдавали в пункты приема вторсырья?

Данные результаты исследования показали, что 28 % не сдавали ничего в пункты приема вторсырья. 26% сдавали пластик, скорей всего это пластиковые бутылки. 20% подростков сдавали мукулатуру, т.е книги, газеты. 15% респондентов сдавали стекло. А 11% алюминиевые банки.

Вопрос №10

Готовы ли вы принять участие в субботнике по уборке мусора или обустройству мест сбора/складирования отходов?

Данные результаты исследования показали, что 39% не знают, приняли бы они участие в субботнике или нет. 35% за то чтобы принять участие. И 26% не готовы. Я считаю, что для своего региона нужно принять какие-либо меры, все, что в ваших силах.



































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моя работа о том, сколько же мусора который никак не перерабатывается в нашем городе, сколько экологических проблем из-за этого. Поэтому многие стремятся узнать, как же решить эти проблемы? Как сделать город чище?

Тема моего проекта является достаточно актуальной. В нашем доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых бутылок и заканчивая бытовой техникой. Количество мусора растёт, а мест для свалок становится всё меньше. Мусор не разлагается на свалках годами.

Целью нашего исследования являлось изучить способы утилизации твёрдых бытовых отходов.

Для достижения цели мы выполнили несколько задач. Изучили литературные источники по решению проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов. Предложили свои способы решения проблем безотходного производства. Провели исследование в г.Ульяновске, в частности Заволжский район г.Ульяновска. Представили результаты исследования в виде таблиц. Сделали выводы о том, что проблема актуальна в наше время, и она практически не решается. Подготовили рекомендации для людей, которые готовы помочь своему городу.

В теоретической части мы объяснили, что лучшим способом утилизации мусора является сортировка. В практической части мы уделили внимание тому, как же люди готовы помочь в решении этой проблемы. Результаты исследования показали, что школьников волнует эта проблема, и они думали над её решением.

В заключении мы можем отметить, что тема проекта оказалась не сложной и интересной.

Следует сказать, что необходимо следить за экологией своего города.












Вывод по первой главе:

Таким образом, в первой главе «Проблемы изучения сборов и утилизации ТБО в Ульяновской области», были проанализированы и разобраны различные способы утилизации мусора. Мы изучили информацию о проблеме ликвидации отходов в нашем регионе, подробно охарактеризовали несколько эффективных способов его изучения, выделили особенности преимущества и недостатки каждого и сравнили их.

Анализируя часть 1.1 «Общие понятия утилизация твёрдых бытовых отходов» видим, что все твердые бытовые отходы систематизируют по составу, происхождению и уровню вредного воздействия. Свойства бытовых отходов могут меняться в зависимости от климатических особенностей региона, благосостояния населения, сезона.

В части 1.2 «Проблема ликвидации твёрдых отходов» мы описали и проанализировали проблемы ликвидации с древних времен, позволяющие нам судить, о том, что проблемы утилизации мусора были и будут всегда, они нескончаемы.

    1. «Идеи утилизации отходов. Более экономные способы» мы провели сравнение способов и затрат на них.

Анализируя часть 1.4 «Биологический способ утилизации» можно сделать вывод о том, что микроорганизмы способствуют очищению природы от зловредного мусора. И это очень хороший способ очистки.

Мы пришли к выводу, что для того, чтобы экология нашего региона была в отличном состоянии, нужно использовать способ сортировки мусора и биологический способ. Кроме того необходимо, следить за чистотой своего двора и района.



Выводы по второй главе:

По итогам исследования, мы сделали вывод, что подростки интересуются проблемой ТБО в нашем городе. Поэтому заинтересованных участников опроса больше чем, тем, кому всё равно это можно увидеть, ознакомившись с ответами на вопрос « Волнует ли вас проблема утилизации мусора?». Однако, к сожалению некоторые школьники старших классов не интересуются этой проблемой.

В целом результаты исследования показали, как школьники относятся к экологии нашего города. Кроме того мы увидели какие способы помощи району могут совершить подростки. Некоторые готовы организовывать субботники или обращаться в СМИ.

Это позволило подтвердить наши предположения о том, что людям не безразлично.























ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования - важность данного исследования показывает, что огромное количество разного мусора стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем продукцию, а упаковки и отходы не задумываясь, выбрасываем.
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время мусора становится все больше и больше.
Сегодня проблема утилизации мусора является одной из самых актуальных, потому что без решения этой проблемы наш мир превратится в большую свалку. Тема является предметом оживленных дискуссий.
Объясняется это тем, что мусор в виде свалки, влияет на наше здоровье .

Изученность проблемы - к данной проблеме обращались, но результатов было мало. Эта проблема была изучена такими авторами как Чернышова, Шпилевая, Нарбут, Букреев Е.М, Вандраш Я.В, Гарин В.М.

Цель работы - изучить способы утилизации твёрдых бытовых отходов.

Задачи работы - изучить литературные источники по решению проблемы утилизации твёрдых бытовых отходов. Предложить свои способы решения проблем безотходного производства. Провести исследование в г.Ульяновске, в частности Заволжский район г.Ульяновска. Представить результаты исследования в виде таблиц. Сделать выводы. Подготовить проект к защите.

Объект исследования- г.Ульяновск

Предмет исследования - твёрдые бытовые отходы

Гипотеза исследования - я думаю, что у меня получится выявить главные причины проблемы и найти решение.

Новизна работы - на сегодняшний день существуют работы, посвященные проблеме мусора вообще. Однако мы решили, изучить эту тему на примере своего города, улицы, и в этом заключается новизна нашего исследования.

Практическая значимость работы - наш проект можно применить, как показатель статистики проблемы ТБО в Ульяновске. Так же мой проект поможет в изучении экологии города Ульяновска.
















































































БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астахов А.С., Малышев Ю.Н., Пучков Л.А., Харченко В.А. Экология: гоное дело и природная среда [Текст] / М.: Издательство Академии горных наук. - 1999

2. Бариева Э.Р. и др. Использование золошлаковых отходов в строительной промышленности [Текст] / Безопасность жизнедеятельности.- 2005.

3. Баскаков А.П., Мацнев В.В., Распопов И.В. Котлы и топки с кипящим слоем [Текст] / Энергоатомиздат,.- 1995

4. Букреев Е.М., Корнеев В.Г. Твердые бытовые отходы - вторичные ресурсы для промышленности [Текст] / Экология и промышленность России.- 1999.

5. Вандраш Я.В., Беганьска И. Классификация отходов в Польше и рекомендуемые методы их переработки [Текст] / Изв. Акад. пром. Экол. - 1999.
6. Волынкина Е.П. Утилизация, переработка и захоронение бытовых отходов [Текст] / Учеб. пособие НФИ КемГУ; Под ред. В.В.Сенкуса. - Новокузнецк,.- 2003.
7. Галицкая И.В. Экологические проблемы обращения и утилизации бытовых и промышленных отходов [Текст] / Геоэкол. Инж. геол. Гидрогеол. Геокриол.- 2005.

8. Гарин В.М., Хвостиков А.Г. Пути ликвидации твердых отходов [Текст] / Рост.-на-Дону гос. акад. с.-х. машиностроения. - Ростов-н,- 2000.

9. Гирусов Э.В, С.Н Бобылёв Экология и экономика природопользования [Текст] / Под ред.Э.В Гирусова / Москва.-2011 .

10. Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана [Текст] / И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков. - М.: Просвещение, 2012 г. -228 с

11. Миркин Л.Г, Наумова Ф.М Экологическая азбука школьника [Текст] / Под ред. С.В Куршакова / Уфа, РИО.-1992.

12. Мутугуллина, И. А. Комплексный подход к решению проблемы твердых бытовых отходов [Текст] / И. А. Мутугуллина, Ф. К. Ахмедзянова / Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - № 9. - С. 246-250

13. Нарбут, Н. А. Экологические проблемы регионов. Ульяновский край [Текст] / Н. А. Нарбут. - Ульяновск, 2010.

14. Сидоров, В. О. Бытовые отходы [Текст] / В.О. Сидоров. - Хабаровск, 2011.

15. Прохоров Б.Б Социальная экология [Текст] / Москва. Издательство центр «Академия»,-2009.

16. Пучков Л.А., Воробьев А.Е. Человек и биосфера: вхождение в техносферу [Текст] / Учебник для вузов, - 2000.

17. Федорова, Л. А. Промышленная практика термической переработки отходов в Германии, Швейцарии и Австрии  [Текст] / Под ред. Л.А. Федорова./ «Экотехпром», -1998.

18. Экологическая альтернатива [Текст] / Под ред.М.Я Лемешева./ Москва.Прогресс.-1990.

19. Беспалова М.В Твердые бытовые отходы: объективная реальность, проблемы накопление и переработки / Беспалова М.В// Утилизация отходов. [Электронный ресурс] - 2008 г. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tvyordye-bytovye-othody-obektivnaya-realnost-problemy Дата обращения: 09.12.18

20. Постановление правительства об утверждении правил вывоза мусора [Электронный ресурс] - 2018 год. Режим доступа: https://210fz.ru/zakon-o-vyvoze-musora/ Дата обращения: 31.12.18

21. Шпилевая С. Н. Бытовые отходы как экологическая угроза / Шпилевая С. Н. //Образование и воспитание. [Электронный ресурс] -2017.- №5.1. Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/74/3011/ Дата обращения: 13.11.2018

22. Экология и климат Ульяновска / Новости Экологии [Электронный ресурс] -20 апреля 2016 г. Режим доступа: https://ecoportal.info/ekologiya-ulyanovska/
Дата обращения: 16.01.19

23. Экология России: список проблем и защита окружающей среды в стране / Наука о природе [Электронный ресурс] - 23 мая 2018 г. Режим доступа: https://natworld.info/raznoe-o-prirode/osnovnye-jekologicheskie-problemy-rossii-i-puti-ih-reshenija Дата обращения: 13.11.18

24. Экологические сообщества / Общая биология 11 класс [Электронный ресурс] - 2009 г. Режим доступа: https://videouroki.net/video/23-ehkologicheskie-soobshchestva.html Дата обращения: 17.01.19

25. Чернышёва Светлана Когда развеется смог над левобережьем Ульяновска? / Аргументы и факты - 2018 г. Режим доступа: http://www.ul.aif.ru/ecology/kogda_razveetsya_smog_nad_levoberezhem_ulyanovska Дата обращения: 13.01.19



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СБОРОВ И УТИЛИЗАЦИИ ТВЁРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    1. Общие понятия «утилизация твёрдых бытовых отходов ……………...4

    2. Проблема ликвидации твёрдых отходов………………………………….5

    3. Идеи утилизации отходов. Более экономные способы…………………..8

    4. Биологический способ утилизации……………………………………...11

ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ………………………………………………………...16

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ТБО В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Организация и этапы исследования……………………………………….18

2.2 Результаты исследования …………………………………………………25

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ………………………………………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..
33
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….....35

















 
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Золотухина Наталья Васильевна

Дата: 22.04.2020

Номер свидетельства: 547707

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства