Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностного-ориентированного обучения»
« Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно-ориентированного обучения»
Из опыта работы
учителя биологии
МОУ Тимирязевская СШ
Вагиной Елены Геннадиевны
Сократ – основоположник эвристической беседы
«Я никого не могу ничему научить, я только могу заставить думать»
«Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».Л.Н.Толстой
Суть проблемного обучения
преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения
Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:
развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Приёмы создания проблемной ситуации
1.Постановка проблемного вопроса.
6 класс
1) Почему у заборов чаще всего растут растения, семена которых распространяются ветром?
2) Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?
7 класс
1) Почему многие люди не любят и боятся пауков? Есть ли для этого основания.
2) Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?
1.Постановка проблемного вопроса.
8 класс
В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учёл автор романа?
2) Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните
10 класс
Почему в науке используется несколько критериев жизни, а не какой-то один?
11 классе: Следует ли прекратить исследование, если очевидна возможность использования его результатов во вред обществу?
2.Нахождение причин, изучаемого явления, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.
6класс . Тема«Фотосинтез»
Опыт Дж.Пристли
Растущему в горшке растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван Гельмонт обнаружил, что ее вес увеличился на 65 кг, вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г .
Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ, для ученого осталось загадкой.
2.Нахождение причин, изучаемого явления, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.
Заполним три пробирки раствором NaCl различной концентрации: 0,9%, 0,2%, 2% и добавим туда небольшое, но одинаковое количество крови. Наблюдая за цветом жидкости в пробирках, спустя 10-15 минут найдите объяснение происходящему .
2.Нахождение причин, изучаемого явления, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала
8 класс тема «Состав крови»
выполнение лабораторной работы «Сравнение эритроцитов человека и лягушки»
Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 кв. мм в 13 раз больше, чем у лягушки . Как объяснить этот факт?
Факт первый . В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившийся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад
Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надежного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось.
Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как ?
Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа, они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия в вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий принял мертвеца за живого человека? Как объяснить роковой случай с Везалием?
4.Прием научного спора.
На уроке создаётся ситуация спора, особое внимание при этом уделяется умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения. Также учитывается корректность оппонентов друг к другу. Учитель в данном споре является судьёй. Этот приём развивает мыслительные и творческие способности, а также способствует нравственному формированию личности.
11 класс.Тема для обсуждения.
Следует ли прекратить исследование, если очевидна возможность использования его результатов во вред обществу?
5.Решение биологических задач
6 класс тема «Значение воды в жизни растения. Экологические группы растений»
Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в народе его называют “бесстыдница”. Почему?
5.Решение биологических задач
6 класс тема «Дыхание растений»
Задача
Одна знатна дама, узнав об исследованиях учёных процесса фотосинтеза, приказала поставить в спальню много растений.
Утром она проснулась с головной болью . В чём была её ошибка?
5.Решение биологических задач
7 класс тема “Тип Простейшие” необходимо решить вопрос взаимосвязи функции и строения органа (организма) и средой обитания. Этому способствует решение следующих задач:
1. Почему у морских простейших сократительные вакуоли очень редко сокращаются или отсутствуют вообще?
2. Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?
5.Решение биологических задач
7 класс. Тема: Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.
Задача.
Самое маленькое млекопитающее – землеройка съедает за день пищу, превосходящую по массе в 2-4 раза ее собственную массу. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Объясните такое несоответствие
6.Создание проблемных ситуаций на уроке с привлечением литературных произведений разных жанров.
Муравей и стрекоза» - басня И.Крылова
Попрыгунья стрекоза,
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза…
Вопрос: мораль в басне бесспорна, но с биологической точки зрения стрекозу обидели зря. Почему?
6.Создание проблемных ситуаций на уроке с привлечением литературных произведений разных жанров.
«Мартышка и очки» - басня И.Крылов
Мартышка к старости слаба глазами стала
А от людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести очки.
Вопрос: Какие очки прописал бы врач мартышке?
6.Создание проблемных ситуаций на уроке с привлечением литературных произведений разных жанров.
8 класс тема «Роль гормонов»
Рассказ Тургенева «Живые мощи»
От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было вылечить её в наши дни?
Преимущества проблемного обучения
самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления;
прочные и действенные результаты обучения .
Недостатки проблемного обучения
слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся;
большие затраты времени на достижение запроектированных целей
«В каждом человек солнце. Только дайте ему светить»