kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностного-ориентированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация направлена на использование приемов проблемного обучения на уроках биологии.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностного-ориентированного обучения»

« Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно-ориентированного обучения»  Из опыта работы учителя биологии МОУ Тимирязевская СШ  Вагиной Елены Геннадиевны

« Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно-ориентированного обучения»

Из опыта работы

учителя биологии

МОУ Тимирязевская СШ

Вагиной Елены Геннадиевны

Сократ – основоположник эвристической беседы «Я никого не могу ничему научить, я только могу заставить думать»

Сократ – основоположник эвристической беседы

«Я никого не могу ничему научить, я только могу заставить думать»

« Знания только тогда знания, когда они приобретаются  усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».  Л.Н.Толстой   Суть проблемного обучения   преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения

« Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью». Л.Н.Толстой

Суть проблемного обучения  

преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

  •   развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
  •   усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  •   воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Приёмы создания проблемной ситуации  1. Постановка проблемного вопроса . 6 класс 1) Почему у заборов чаще всего растут растения, семена которых распространяются ветром? 2) Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?  7 класс 1) Почему многие люди не любят и боятся пауков? Есть ли для этого основания. 2) Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?

Приёмы создания проблемной ситуации

1. Постановка проблемного вопроса .

6 класс

1) Почему у заборов чаще всего растут растения, семена которых распространяются ветром?

2) Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?

7 класс

1) Почему многие люди не любят и боятся пауков? Есть ли для этого основания.

2) Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?

1. Постановка проблемного вопроса . 8 класс В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учёл автор романа? 2) Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните  10 класс Почему в науке используется несколько критериев жизни, а не какой-то один? 11 классе: Следует ли прекратить исследование, если очевидна возможность использования его результатов во вред обществу?

1. Постановка проблемного вопроса .

8 класс

  • В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учёл автор романа?
  • 2) Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните

10 класс

Почему в науке используется несколько критериев жизни, а не какой-то один?

11 классе: Следует ли прекратить исследование, если очевидна возможность использования его результатов во вред обществу?

2. Нахождение причин, изучаемого явления, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.    6класс . Тема«Фотосинтез»  Опыт Дж.Пристли  Растущему в горшке растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван Гельмонт обнаружил, что ее вес увеличился на 65 кг, вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г .  Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ, для ученого осталось загадкой.

2. Нахождение причин, изучаемого явления, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

6класс . Тема«Фотосинтез»

Опыт Дж.Пристли

Растущему в горшке растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван Гельмонт обнаружил, что ее вес увеличился на 65 кг, вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г .

Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ, для ученого осталось загадкой.

2. Нахождение причин, изучаемого явления, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.   8-й класс. Тема “Внутренняя среда организма. Кровь”.  Демонстрация опыта.  Заполним три пробирки раствором NaCl различной концентрации: 0,9%, 0,2%, 2% и добавим туда небольшое, но одинаковое количество крови. Наблюдая за цветом жидкости в пробирках, спустя 10-15 минут найдите объяснение происходящему .

2. Нахождение причин, изучаемого явления, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.

8-й класс. Тема “Внутренняя среда организма. Кровь”.

Демонстрация опыта.

Заполним три пробирки раствором NaCl различной концентрации: 0,9%, 0,2%, 2% и добавим туда небольшое, но одинаковое количество крови. Наблюдая за цветом жидкости в пробирках, спустя 10-15 минут найдите объяснение происходящему .

2. Нахождение причин, изучаемого явления, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала  8 класс тема «Состав крови» выполнение лабораторной работы «Сравнение эритроцитов человека и лягушки»  Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 кв. мм в 13 раз больше, чем у лягушки . Как объяснить этот факт?

2. Нахождение причин, изучаемого явления, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала

8 класс тема «Состав крови»

выполнение лабораторной работы «Сравнение эритроцитов человека и лягушки»

Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 кв. мм в 13 раз больше, чем у лягушки . Как объяснить этот факт?

3.Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений  8 классе. Тема: « Иммунитет».    Факт первый . В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившийся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад  Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надежного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось. Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как ?

3.Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений

8 классе. Тема: « Иммунитет».  

Факт первый . В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившийся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад

Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надежного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось.

Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как ?

3.Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений  8 класс тема «Работа сердца.» Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа, они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия в вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий принял мертвеца за живого человека? Как объяснить роковой случай с Везалием?

3.Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений

8 класс тема «Работа сердца.»

Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа, они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия в вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся. Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий принял мертвеца за живого человека? Как объяснить роковой случай с Везалием?

4.Прием научного спора .    На уроке создаётся ситуация спора, особое внимание при этом уделяется умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения. Также учитывается корректность оппонентов друг к другу. Учитель в данном споре является судьёй. Этот приём развивает мыслительные и творческие способности, а также способствует нравственному формированию личности. 11 класс. Тема для обсуждения.  Следует ли прекратить исследование, если очевидна возможность использования его результатов во вред обществу?

4.Прием научного спора .

На уроке создаётся ситуация спора, особое внимание при этом уделяется умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения. Также учитывается корректность оппонентов друг к другу. Учитель в данном споре является судьёй. Этот приём развивает мыслительные и творческие способности, а также способствует нравственному формированию личности.

11 класс. Тема для обсуждения.

Следует ли прекратить исследование, если очевидна возможность использования его результатов во вред обществу?

5.Решение биологических задач  6 класс тема «Значение воды в жизни растения. Экологические группы растений»  Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в народе его называют “бесстыдница”. Почему?

5.Решение биологических задач

6 класс тема «Значение воды в жизни растения. Экологические группы растений»

Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в народе его называют “бесстыдница”. Почему?

5.Решение биологических задач  6 класс тема «Дыхание растений»  Задача  Одна знатна дама, узнав об исследованиях учёных процесса фотосинтеза, приказала поставить в спальню много растений.  Утром она проснулась с головной болью . В чём была её ошибка?

5.Решение биологических задач

6 класс тема «Дыхание растений»

Задача

Одна знатна дама, узнав об исследованиях учёных процесса фотосинтеза, приказала поставить в спальню много растений.

Утром она проснулась с головной болью . В чём была её ошибка?

5.Решение биологических задач  7 класс тема “Тип Простейшие” необходимо решить вопрос взаимосвязи функции и строения органа (организма) и средой обитания. Этому способствует решение следующих задач: 1. Почему у морских простейших сократительные вакуоли очень редко сокращаются или отсутствуют вообще? 2. Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?

5.Решение биологических задач

7 класс тема “Тип Простейшие” необходимо решить вопрос взаимосвязи функции и строения органа (организма) и средой обитания. Этому способствует решение следующих задач:

1. Почему у морских простейших сократительные вакуоли очень редко сокращаются или отсутствуют вообще?

2. Какая опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?

5.Решение биологических задач 7 класс. Тема: Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.  Задача. Самое маленькое млекопитающее – землеройка съедает за день пищу, превосходящую по массе в 2-4 раза ее собственную массу. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Объясните такое несоответствие

5.Решение биологических задач

7 класс. Тема: Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.

Задача.

Самое маленькое млекопитающее – землеройка съедает за день пищу, превосходящую по массе в 2-4 раза ее собственную массу. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Объясните такое несоответствие

6.Создание проблемных ситуаций на уроке с привлечением литературных произведений разных жанров. Муравей и стрекоза» - басня И.Крылова Попрыгунья стрекоза, Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза… Вопрос: мораль в басне бесспорна, но с биологической точки зрения стрекозу обидели зря. Почему?

6.Создание проблемных ситуаций на уроке с привлечением литературных произведений разных жанров.

Муравей и стрекоза» - басня И.Крылова

Попрыгунья стрекоза,

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза…

Вопрос: мораль в басне бесспорна, но с биологической точки зрения стрекозу обидели зря. Почему?

6.Создание проблемных ситуаций на уроке с привлечением литературных произведений разных жанров.  «Мартышка и очки» - басня И.Крылов Мартышка к старости слаба глазами стала А от людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести очки. Вопрос: Какие очки прописал бы врач мартышке?

6.Создание проблемных ситуаций на уроке с привлечением литературных произведений разных жанров.

«Мартышка и очки» - басня И.Крылов

Мартышка к старости слаба глазами стала

А от людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести очки.

Вопрос: Какие очки прописал бы врач мартышке?

6.Создание проблемных ситуаций на уроке с привлечением литературных произведений разных жанров.  8 класс тема «Роль гормонов» Рассказ Тургенева «Живые мощи»  От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было вылечить её в наши дни ?

6.Создание проблемных ситуаций на уроке с привлечением литературных произведений разных жанров.

8 класс тема «Роль гормонов»

Рассказ Тургенева «Живые мощи»

От какого заболевания страдала Лукерья? Можно ли было вылечить её в наши дни ?

Преимущества проблемного обучения   самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения .  Недостатки проблемного обучения

Преимущества проблемного обучения

  • самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
  • высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления;
  • прочные и действенные результаты обучения .

Недостатки проблемного обучения

  • слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся;
  • большие затраты времени на достижение запроектированных целей
«В каждом человек солнце. Только дайте ему светить» Сократ        Спасибо за внимание

«В каждом человек солнце. Только дайте ему светить»

Сократ

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Вагина Елена Геннадиевна

Дата: 13.01.2021

Номер свидетельства: 569942

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства