kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентационный урок по биологии для 10 класса на тему "Вид. Критерии вида"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид – это совокупность особей, сходных по критериям вида до такой степени, что они могут в естественных условиях скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Плодовитое потомство – то, которое само может размножаться. Пример неплодовитого потомства – мул (гибрид осла и лошади), он бесплоден.

Критерии вида – это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

  • Морфологический – внутреннее и внешнее строение.
  • Физиолого-биохимический – как работают органы и клетки.
  • Поведенческий – поведение, особенно в момент размножения.
  • Экологический – совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т.п.)
  • Географический – ареал (область распространения), т.е. территория, на которой живет данный вид.
  • Генетико-репродуктивный – одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентационный урок по биологии для 10 класса на тему "Вид. Критерии вида"»

Вид. Критерии вида. Подготовила Учитель химии и биологии Луганской ОШ 1-111 ст. Марьинского района Донецкой области Зуб Татьяна Васильевна

Вид. Критерии вида.

Подготовила

Учитель химии и биологии

Луганской ОШ 1-111 ст.

Марьинского района

Донецкой области

Зуб Татьяна Васильевна

Термин «вид» впервые ввел в биологию английский ботаник Джон Рей. Джон Рей (1628 – 1705)

Термин «вид» впервые ввел в биологию английский ботаник Джон Рей.

Джон Рей (1628 – 1705)

?

?

  • Вспомните, как представляли себе вид К. Линней, Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин .
К. Линей

К. Линей

  • Признавал реальное существование видов в природе.
  • Считал виды постоянными и неизменными.
Ж.Б. Ламарк

Ж.Б. Ламарк

  • Считал, что термин «вид» придуман человеком для удобства классификации.
  • Отрицал реальное существование видов в природе, представлял себе природу как совокупность постоянно изменяющихся рядов особей.
  • Реальными считал только особи.
Ч. Дарвин

Ч. Дарвин

  • Виды реально существуют в природе.
  • Виды возникают, исчезают, развиваются, изменяются, дают начало другим видам.
Критерии вида – признаки, по которым особи объединяются в один вид  признаки, по которым можно различить особей разных видов. ИЛИ

Критерии вида –

признаки, по которым особи объединяются в один вид

признаки, по которым можно различить особей разных видов.

ИЛИ

Морфологический критерий -  особенности внешнего строения.

Морфологический критерий -

особенности внешнего строения.

Морфологический критерий Не является основным и единственным,  так как:

Морфологический критерий

Не является основным и единственным, так как:

  • Существуют виды-двойники (например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс).
Морфологический критерий Не является основным и единственным,  так как: Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому). оса осовидка

Морфологический критерий

Не является основным и единственным, так как:

  • Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому).

оса

осовидка

Морфологический критерий Не является основным и единственным,  так как: Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске и другим признакам (при обитании в разных условиях (например, две популяции улиток – лесная и луговая, две популяции речного окуня – глубоководная и прибрежная;  могут появляться особи-альбиносы).

Морфологический критерий

Не является основным и единственным, так как:

  • Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске и другим признакам (при обитании в разных условиях (например, две популяции улиток – лесная и луговая, две популяции речного окуня – глубоководная и прибрежная;

могут появляться особи-альбиносы).

Индустриальный меланизм березовой пяденицы

Индустриальный меланизм березовой пяденицы

Различие в окраске ужа обыкновенного

Различие в окраске ужа обыкновенного

Различие в окраске лягушки озерной

Различие в окраске лягушки озерной

Альбинизм у ежа

Альбинизм у ежа

Физиологический критерий -  особенности процессов жизнедеятельности. Главным является способность к размножению.

Физиологический критерий -

особенности процессов жизнедеятельности.

Главным является способность к размножению.

Физиологический критерий Не является основным и единственным,  так как:

Физиологический критерий

Не является основным и единственным, так как:

  • Есть близкие виды, имеющие сходные процессы жизнедеятельности.
Географический критерий -  область распространения (ареал) вида. Ареал сибирской лягушки Ареал травяной лягушки

Географический критерий -

область распространения (ареал) вида.

Ареал сибирской лягушки

Ареал травяной лягушки

Географический критерий Не является основным и единственным,  так как:

Географический критерий

Не является основным и единственным, так как:

  • В одном ареале могут жить особи разных видов.
  • Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции).
  • Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха)
  • Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака).
  • Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).
Экологический критерий -  приспособленность особей вида к определенным условиям существования.

Экологический критерий -

приспособленность особей вида к определенным условиям существования.

Экологический критерий Не является основным и единственным,  так как:  Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям. Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня,  одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).

Экологический критерий

Не является основным и единственным, так как:

  • Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям.
  • Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня,

одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).

Генетический критерий -  определенный набор хромосом. Главным является не количество, а строение и форма хромосом. Например, у человека и тополя одинаковое количество хромосом – 46.

Генетический критерий -

определенный набор хромосом.

Главным является не количество, а строение и форма хромосом.

Например, у человека и тополя одинаковое количество хромосом – 46.

Генетическая критерий - Из-за различия в хромосомном наборе между особями разных видов имеется репродуктивная изоляция:

Генетическая критерий -

Из-за различия в хромосомном наборе между особями разных видов имеется репродуктивная изоляция:

  • разные сроки размножения;
  • по разному устроены половые аппараты;
  • сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку;
  • если оплодотворение произошло, то погибает зародыш или молодой организм рождается нежизнеспособным.
  • если гибрид жизнеспособен, то он неплодовит (примеры: лошак, мул, хонорик)
Генетический критерий Не является универсальным,  так как:  Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом.  Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза. В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются.  Например:

Генетический критерий

Не является универсальным, так как:

  • Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом.

Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза.

  • В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются.

Например:

  • некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.
  • некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.
  • некоторые виды синиц, канареек, зябликов;
  • некоторые виды тополей, ив.
Вывод:  для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.

Вывод:

для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.

Вид –  совокупность особей, обладающих сходством морфологических, физиологических, биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, похожее на родителей, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенный ареал.

Вид –

совокупность особей, обладающих сходством морфологических, физиологических, биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, похожее на родителей, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенный ареал.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентационный урок по биологии для 10 класса на тему "Вид. Критерии вида"

Автор: Зуб Татьяна Васильевна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311325


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства