Презентационный урок по биологии для 10 класса на тему "Вид. Критерии вида"
Презентационный урок по биологии для 10 класса на тему "Вид. Критерии вида"
Вид – это совокупность особей, сходных по критериям вида до такой степени, что они могут в естественных условиях скрещиваться и давать плодовитое потомство.
Плодовитое потомство – то, которое само может размножаться. Пример неплодовитого потомства – мул (гибрид осла и лошади), он бесплоден.
Критерии вида – это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.
Морфологический – внутреннее и внешнее строение.
Физиолого-биохимический – как работают органы и клетки.
Поведенческий – поведение, особенно в момент размножения.
Экологический – совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т.п.)
Географический – ареал (область распространения), т.е. территория, на которой живет данный вид.
Генетико-репродуктивный – одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентационный урок по биологии для 10 класса на тему "Вид. Критерии вида"»
Вид. Критерии вида.
Подготовила
Учитель химии и биологии
Луганской ОШ 1-111 ст.
Марьинского района
Донецкой области
Зуб Татьяна Васильевна
Термин «вид» впервые ввел в биологию английский ботаник Джон Рей.
Джон Рей (1628 – 1705)
?
Вспомните, как представляли себе вид К. Линней, Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин .
К. Линей
Признавал реальное существование видов в природе.
Считал виды постоянными и неизменными.
Ж.Б. Ламарк
Считал, что термин «вид» придуман человеком для удобства классификации.
Отрицал реальное существование видов в природе, представлял себе природу как совокупность постоянно изменяющихся рядов особей.
Реальными считал только особи.
Ч. Дарвин
Виды реально существуют в природе.
Виды возникают, исчезают, развиваются, изменяются, дают начало другим видам.
Критерии вида –
признаки, по которым особи объединяются в один вид
признаки, по которым можно различить особей разных видов.
ИЛИ
Морфологический критерий -
особенности внешнего строения.
Морфологический критерий
Не является основным и единственным, так как:
Существуют виды-двойники (например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс).
Морфологический критерий
Не является основным и единственным, так как:
Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому).
оса
осовидка
Морфологический критерий
Не является основным и единственным, так как:
Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске и другим признакам (при обитании в разных условиях (например, две популяции улиток – лесная и луговая, две популяции речного окуня – глубоководная и прибрежная;
могут появляться особи-альбиносы).
Индустриальный меланизм березовой пяденицы
Различие в окраске ужа обыкновенного
Различие в окраске лягушки озерной
Альбинизм у ежа
Физиологический критерий -
особенности процессов жизнедеятельности.
Главным является способность к размножению.
Физиологический критерий
Не является основным и единственным, так как:
Есть близкие виды, имеющие сходные процессы жизнедеятельности.
Географический критерий -
область распространения (ареал) вида.
Ареал сибирской лягушки
Ареал травяной лягушки
Географический критерий
Не является основным и единственным, так как:
В одном ареале могут жить особи разных видов.
Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции).
Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха)
Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака).
Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).
Экологический критерий -
приспособленность особей вида к определенным условиям существования.
Экологический критерий
Не является основным и единственным, так как:
Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям.
Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня,
одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).
Генетический критерий -
определенный набор хромосом.
Главным является не количество, а строение и форма хромосом.
Например, у человека и тополя одинаковое количество хромосом – 46.
Генетическая критерий -
Из-за различия в хромосомном наборе между особями разных видов имеется репродуктивная изоляция:
разные сроки размножения;
по разному устроены половые аппараты;
сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку;
если оплодотворение произошло, то погибает зародыш или молодой организм рождается нежизнеспособным.
если гибрид жизнеспособен, то он неплодовит (примеры: лошак, мул, хонорик)
Генетический критерий
Не является универсальным, так как:
Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом.
Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза.
В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются.
Например:
некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.
некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.
некоторые виды синиц, канареек, зябликов;
некоторые виды тополей, ив.
Вывод:
для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.
Вид –
совокупность особей, обладающих сходством морфологических, физиологических, биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, похожее на родителей, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенный ареал.