Презентация "Эволюция органического мира: доказательства, направления" готова для использования на уроке биологии 11 класса. В презентации размещен материал для повторения направлений эволюции, закрепления основных понятий: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. При изучении нового материала акцентируется внимание обучающихся на доказательствах эволюции органического мира, приведено значительное количество примеров для запоминания. В завершении презентации размещены задания для повторения и закрепления - тестовые задания и работа с понятиями аналогичные и гомологичные органы, рудименты, атавизмы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Эволюция органического мира: доказательства, направления"»
Эволюция органического мира: доказательства, направления
к уроку биологии 11класса
Н.А. Руппель
учитель биологии
МБОУ СОШ №11 г.Бердск
ПОВТОРЕНИЕ
Направления эволюции
Ароморфозы
Ароморфозы—морфофизиологические изменения, которое приводят к повышению уровня организации, приспосабливают организмы к новым условиям обитания.
Приводят к образованию крупных систематических единиц — классов, типов.
Например, выход на сушу растений сопровождался появлением механических, проводящих, покровных тканей у псилофитов.
Рис. 350. Идиоадаптации у рыб.
Идиоадаптации , напротив, не приводят к повышению общего уровня организации, это такие морфофизиологические изменения, которые приспосабливают организм к конкретным условиям обитания. Идиоадаптации приводят к появлению мелких систематических единиц — родов, семейств, отрядов.
Рыбы приспособились к жизни в различных условиях и имеют различную форму тела и окраску (рис. 350), древние земноводные приспособились к различным условиям жизни на Земле и в результате идиоадаптаций дали хвостатых, бесхвос-
тых и безногих земноводных. Иголки у ежа, клюв у утки или дятла, длинная шея и длинные ноги цапли — все это примеры идиоадаптаций. Ароморфозы позволяют освоить новые среды обитания, затем эволюция идет за счет идиоадаптаций (рис. 351).
Рис. 351. Соотношение между ароморфозами, идиоадаптациями
и дегенерациями.
Дегенерация — третий путь, с помощью которого достигается биологический прогресс (рис. 352). При этом организмы приспосабливаются к более простому образу жизни, в результате происходит упрощение организации.
Рис. 352. Примеры дегенераций:
1 — повилика на крапиве; 2 —саккулина; 3 — корневидные отростки саккулины в теле краба; 4 — личинка асцидии с хордой и нервной трубкой; 5 — взрослая асцидия.
Например, переход к сидячему образу жизни у личиночнохордовых привел к редукции хорды и нервной трубки у взрослой асцидии. Паразитический образ жизни ленточных червей привел к полной утрате пищеварительного тракта. У паразитического цветкового растения повилики утратились корни, листья, хлорофилл и питательные вещества растение-паразит поглощает из растения-хозяина с помощью присосок. Рак саккулина, паразитирующий на крабе, имеет форму мешка, расположенного под брюшком краба, корневидные отростки которого пронизывают все тело краба.
Ароморфозы
От псилофитов произошли папоротники, хвощи, плауны. Ароморфозы: корень, листья
семенные растения – голосеменные и цветковые растения. Ароморфозы: опыление ветром, появление семени, цветков и плодов
Рис. 350. Идиоадаптации у рыб.
Идиоадаптации , напротив, не приводят к повышению общего уровня организации, это такие морфофизиологические изменения, которые приспосабливают организм к конкретным условиям обитания. Идиоадаптации приводят к появлению мелких систематических единиц — родов, семейств, отрядов.
Рыбы приспособились к жизни в различных условиях и имеют различную форму тела и окраску (рис. 350), древние земноводные приспособились к различным условиям жизни на Земле и в результате идиоадаптаций дали хвостатых, бесхвос-
тых и безногих земноводных. Иголки у ежа, клюв у утки или дятла, длинная шея и длинные ноги цапли — все это примеры идиоадаптаций. Ароморфозы позволяют освоить новые среды обитания, затем эволюция идет за счет идиоадаптаций (рис. 351).
Рис. 351. Соотношение между ароморфозами, идиоадаптациями
и дегенерациями.
Дегенерация — третий путь, с помощью которого достигается биологический прогресс (рис. 352). При этом организмы приспосабливаются к более простому образу жизни, в результате происходит упрощение организации.
Рис. 352. Примеры дегенераций:
1 — повилика на крапиве; 2 —саккулина; 3 — корневидные отростки саккулины в теле краба; 4 — личинка асцидии с хордой и нервной трубкой; 5 — взрослая асцидия.
Например, переход к сидячему образу жизни у личиночнохордовых привел к редукции хорды и нервной трубки у взрослой асцидии. Паразитический образ жизни ленточных червей привел к полной утрате пищеварительного тракта. У паразитического цветкового растения повилики утратились корни, листья, хлорофилл и питательные вещества растение-паразит поглощает из растения-хозяина с помощью присосок. Рак саккулина, паразитирующий на крабе, имеет форму мешка, расположенного под брюшком краба, корневидные отростки которого пронизывают все тело краба.
Ароморфозы
Идиоадаптации
Идиоадаптации, напротив, не приводят к повышению общего уровня организации, этотакие морфофизиологические изменения, которые приспосабливают организм к конкретным условиям обитания.
Идиоадаптации приводят к появлению мелких систематических единиц — родов, семейств, отрядов.
Рыбы приспособились к жизни в различных условиях и имеют различную форму тела и окраску
древние земноводные приспособились к различным условиям жизни на Земле и в результате идиоадаптаций дали хвостатых, бесхвостых и безногих земноводных.
Иголки у ежа, клюв у утки или дятла, длинная шея и длинные ноги цапли — все это примеры идиоадаптаций.
Ароморфозы позволяют освоить новые среды обитания, затем эволюция идет за счет идиоадаптаций
Дегенерации
Дегенерация— третий путь, с помощью которого достигается биологический прогресс. При этом организмы приспосабливаются к более простому образу жизни, в результате происходит упрощение организации.
Свиной цепень Повилика Саккулина, рак на крабе Асцидия
Дивергенция, конвергенция, параллелизм
Конвергенция:
Параллелизм:
Процесс, противоположный дивергенции. При попадании различных групп неродственных организмов в одинаковые условия возникает конвергентное сходство между ними.
Если две родственные группы видов развивались в разных условиях, но в дальнейшем, уже после дивергенции, попали в одну и туже среду, то теперь их развитие будет происходить параллельно, будут возникать сходные идиоадаптации.
Дивергентный характер эволюции:
Любая группа, возникшая путем ароморфозов, в дальнейшем развивается дивергентно, путем идиоадаптаций.
Эволюция органического мира: доказательства, направления
Биология 11класс
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ?
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – довод или факт, являющийся основанием для утверждения чего-нибудь.
Толковый словарь Д.И.Ушакова
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже установлена.
Философский словарь
Заполнение таблицы по ходу объяснения нового материала
Клетка является элементарной единицей строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов), которая обладает собственным обменом веществ, способностью к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.
Цитологические доказательства
Молекулярно-биологические доказательства
Молекулярно-биологические доказательства
Клетка является элементарной единицей строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов), которая обладает собственным обменом веществ, способностью к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.
Ф.Мюллер
(1822 - 1897)
К.М.Бэр (1792 - 1876)
ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Эмбриологические доказательства
Эмбриологические доказательства
Биогенетический закон
Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза
Э.Геккель
(1834 - 1919)
СРАВНИТЕЛЬНО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Морфологические доказательства
Пятипалые конечности рычажного типа – гомологичные органы
Морфологические доказательства
Пятипалые конечности рычажного типа – гомологичные органы
Морфологические доказательства
Конечности, приспособленные для полета у разных групп животных – аналогичные органы
Морфологические доказательства
Признаки давних предков, проявляющиеся у отдельных особей – атавизмы
Морфологические доказательства
Органы, утратившие в процессе эволюции свое значение – рудименты
Клетка является элементарной единицей строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов), которая обладает собственным обменом веществ, способностью к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.
6. Переходной формой между рептилиями и птицами является:
А) Птеродактиль Б) Иностранцевия В) Археоптерикс
7. Кто обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадиных?
А) В.О. Ковалевский Б) А.О. Ковалевский В) Карл Бэр
Распределите данные биологические объекты на 4 группы: аналоги, гомологи, атавизмы и рудименты.
1. Корень и корневище 2. Конечности крота и медведки 3. Крыло птицы и бабочки 4. Лапы тигра и крота 5. Усики гороха и винограда 6. Клешни речного рака и краба 7. Ловчие листья росянки и напестеса 8. Жабры рака и рыбы 9. Колючки боярышника и барбариса 10. Крылья летучей мыши и рука человека 11. Тазовые кости китов 12. Трехпалость лошадей 13. Волосатый человек 14. Недоразвитфе глаза крота 15. Отсутствие зубов у муравьеда 16. Хвост у человека 17. Аппендикс у человека 18. Многососковостьу человека 19. Крылья у нелетающей киви 20. Тазовые кости у змей
Домашнее задание
Конспект урока, выучить понятия
Параграф 13 учебника
(Учебник: Сивоглазов В.И. Биология: Общая биология. Базовый уровень. 11 кл.: учебник/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2014)