kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Эволюция органического мира: доказательства, направления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Эволюция органического мира: доказательства, направления" готова для использования на уроке биологии 11 класса. В презентации размещен материал для повторения направлений эволюции, закрепления основных понятий: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. При изучении нового материала акцентируется внимание обучающихся на доказательствах эволюции органического мира, приведено значительное количество примеров для запоминания. В завершении презентации размещены задания для повторения и закрепления - тестовые задания и работа с понятиями аналогичные и гомологичные органы, рудименты, атавизмы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Эволюция органического мира: доказательства, направления"»

Эволюция органического мира: доказательства, направления к уроку биологии 11класса Н.А. Руппель учитель биологии МБОУ СОШ №11 г.Бердск

Эволюция органического мира: доказательства, направления

к уроку биологии 11класса

Н.А. Руппель

учитель биологии

МБОУ СОШ №11 г.Бердск

ПОВТОРЕНИЕ  Направления эволюции

ПОВТОРЕНИЕ

Направления эволюции

Ароморфозы

Ароморфозы морфофизиологические изменения, которое приводят к повышению уровня организации, приспосабливают организмы к новым условиям обитания.

Приводят к образованию крупных систематических единиц — классов, типов.

Например, выход на сушу растений сопровождался появлением механических, проводящих, покровных тканей у псилофитов.

  • Рис. 350. Идиоадаптации у рыб.
  • Идиоадаптации , напротив, не приводят к повышению общего уровня организации, это такие морфофизиологические изменения, которые приспосабливают организм к конкретным условиям обитания. Идиоадаптации приводят к появлению мелких систематических единиц — родов, семейств, отрядов.
  • Рыбы приспособились к жизни в различных условиях и имеют различную форму тела и окраску (рис. 350), древние земноводные приспособились к различным условиям жизни на Земле и в результате идиоадаптаций дали хвостатых, бесхвос-
  • тых и безногих земноводных. Иголки у ежа, клюв у утки или дятла, длинная шея и длинные ноги цапли — все это примеры идиоадаптаций. Ароморфозы позволяют освоить новые среды обитания, затем эволюция идет за счет идиоадаптаций (рис. 351).
  • Рис. 351. Соотношение между ароморфозами, идиоадаптациями
  • и дегенерациями.
  • Дегенерация — третий путь, с помощью которого достигается биологический прогресс (рис. 352). При этом организмы приспосабливаются к более простому образу жизни, в результате происходит упрощение организации.
  • Рис. 352. Примеры дегенераций:
  • 1 — повилика на крапиве; 2 —саккулина; 3 — корневидные отростки саккулины в теле краба; 4 — личинка асцидии с хордой и нервной трубкой; 5 — взрослая асцидия.
  • Например, переход к сидячему образу жизни у личиночнохордовых привел к редукции хорды и нервной трубки у взрослой асцидии. Паразитический образ жизни ленточных червей привел к полной утрате пищеварительного тракта. У паразитического цветкового растения повилики утратились корни, листья, хлорофилл и питательные вещества растение-паразит поглощает из растения-хозяина с помощью присосок. Рак саккулина, паразитирующий на крабе, имеет форму мешка, расположенного под брюшком краба, корневидные отростки которого пронизывают все тело краба.

Ароморфозы

От псилофитов произошли папоротники, хвощи, плауны. Ароморфозы: корень, листья

семенные растения – голосеменные и цветковые растения. Ароморфозы: опыление ветром, появление семени, цветков и плодов

  • Рис. 350. Идиоадаптации у рыб.
  • Идиоадаптации , напротив, не приводят к повышению общего уровня организации, это такие морфофизиологические изменения, которые приспосабливают организм к конкретным условиям обитания. Идиоадаптации приводят к появлению мелких систематических единиц — родов, семейств, отрядов.
  • Рыбы приспособились к жизни в различных условиях и имеют различную форму тела и окраску (рис. 350), древние земноводные приспособились к различным условиям жизни на Земле и в результате идиоадаптаций дали хвостатых, бесхвос-
  • тых и безногих земноводных. Иголки у ежа, клюв у утки или дятла, длинная шея и длинные ноги цапли — все это примеры идиоадаптаций. Ароморфозы позволяют освоить новые среды обитания, затем эволюция идет за счет идиоадаптаций (рис. 351).
  • Рис. 351. Соотношение между ароморфозами, идиоадаптациями
  • и дегенерациями.
  • Дегенерация — третий путь, с помощью которого достигается биологический прогресс (рис. 352). При этом организмы приспосабливаются к более простому образу жизни, в результате происходит упрощение организации.
  • Рис. 352. Примеры дегенераций:
  • 1 — повилика на крапиве; 2 —саккулина; 3 — корневидные отростки саккулины в теле краба; 4 — личинка асцидии с хордой и нервной трубкой; 5 — взрослая асцидия.
  • Например, переход к сидячему образу жизни у личиночнохордовых привел к редукции хорды и нервной трубки у взрослой асцидии. Паразитический образ жизни ленточных червей привел к полной утрате пищеварительного тракта. У паразитического цветкового растения повилики утратились корни, листья, хлорофилл и питательные вещества растение-паразит поглощает из растения-хозяина с помощью присосок. Рак саккулина, паразитирующий на крабе, имеет форму мешка, расположенного под брюшком краба, корневидные отростки которого пронизывают все тело краба.

Ароморфозы

Ароморфозы

Идиоадаптации Идиоадаптации , напротив, не приводят к повышению общего уровня организации, это такие морфофизиологические изменения, которые приспосабливают организм к конкретным условиям обитания.  Идиоадаптации приводят к появлению мелких систематических единиц — родов, семейств, отрядов.  Опыление ветром, самоопыление, опыление насекомыми – примеры идиоадаптаций.

Идиоадаптации

Идиоадаптации , напротив, не приводят к повышению общего уровня организации, это такие морфофизиологические изменения, которые приспосабливают организм к конкретным условиям обитания.

Идиоадаптации приводят к появлению мелких систематических единиц — родов, семейств, отрядов.

Опыление ветром, самоопыление, опыление насекомыми – примеры идиоадаптаций.

Идиоадаптации Рыбы приспособились к жизни в различных условиях и имеют различную форму тела и окраску древние земноводные приспособились к различным условиям жизни на Земле и в результате идиоадаптаций дали хвостатых, бесхвостых и безногих земноводных. Иголки у ежа, клюв у утки или дятла, длинная шея и длинные ноги цапли — все это примеры идиоадаптаций. Ароморфозы позволяют освоить новые среды обитания, затем эволюция идет за счет идиоадаптаций

Идиоадаптации

  • Рыбы приспособились к жизни в различных условиях и имеют различную форму тела и окраску
  • древние земноводные приспособились к различным условиям жизни на Земле и в результате идиоадаптаций дали хвостатых, бесхвостых и безногих земноводных.
  • Иголки у ежа, клюв у утки или дятла, длинная шея и длинные ноги цапли — все это примеры идиоадаптаций.
  • Ароморфозы позволяют освоить новые среды обитания, затем эволюция идет за счет идиоадаптаций

Дегенерации Дегенерация — третий путь, с помощью которого достигается биологический прогресс. При этом организмы приспосабливаются к более простому образу жизни, в результате происходит упрощение организации. Свиной цепень Повилика Саккулина, рак на крабе Асцидия

Дегенерации

Дегенерация — третий путь, с помощью которого достигается биологический прогресс. При этом организмы приспосабливаются к более простому образу жизни, в результате происходит упрощение организации.

Свиной цепень Повилика Саккулина, рак на крабе Асцидия

Дивергенция, конвергенция, параллелизм Конвергенция: Параллелизм: Процесс, противоположный дивергенции. При попадании различных групп неродственных организмов в одинаковые условия возникает конвергентное сходство между ними. Если две родственные группы видов развивались в разных условиях, но в дальнейшем, уже после дивергенции, попали в одну и туже среду, то теперь их развитие будет происходить параллельно, будут возникать сходные идиоадаптации. Дивергентный характер эволюции:  Любая группа, возникшая путем ароморфозов, в дальнейшем развивается дивергентно, путем идиоадаптаций.

Дивергенция, конвергенция, параллелизм

Конвергенция:

Параллелизм:

Процесс, противоположный дивергенции. При попадании различных групп неродственных организмов в одинаковые условия возникает конвергентное сходство между ними.

Если две родственные группы видов развивались в разных условиях, но в дальнейшем, уже после дивергенции, попали в одну и туже среду, то теперь их развитие будет происходить параллельно, будут возникать сходные идиоадаптации.

Дивергентный характер эволюции:

Любая группа, возникшая путем ароморфозов, в дальнейшем развивается дивергентно, путем идиоадаптаций.

Эволюция органического мира: доказательства, направления  Биология 11класс

Эволюция органического мира: доказательства, направления

Биология 11класс

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ? ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – довод или факт, являющийся основанием для утверждения чего-нибудь. Толковый словарь Д.И.Ушакова ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже установлена.  Философский словарь

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ?

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – довод или факт, являющийся основанием для утверждения чего-нибудь.

Толковый словарь Д.И.Ушакова

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже установлена.

Философский словарь

Заполнение таблицы по ходу объяснения нового материала Доказательство Научные основы Примеры Примечание (возникшие вопросы, мысли)

Заполнение таблицы по ходу объяснения нового материала

Доказательство

Научные основы

Примеры

Примечание (возникшие вопросы, мысли)

1. Доказательства эволюции

1. Доказательства эволюции

Морфология Цитология Молекулярная биология Эмбриология Палеонтология Биогеография   http://moikompas.ru/compas/moskalev http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1795/%D0%9F%D0%90%D0%9B%D0%95%D0%9E%D0%9D%D0%A2%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF http://www.astromeridian.ru/page51.php http://macroevolution.narod.ru/geography.htm http://www.oberigclinic.com/ru/cytology/
  • Морфология
  • Цитология
  • Молекулярная биология
  • Эмбриология
  • Палеонтология
  • Биогеография
  • http://moikompas.ru/compas/moskalev
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1795/%D0%9F%D0%90%D0%9B%D0%95%D0%9E%D0%9D%D0%A2%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF
  • http://www.astromeridian.ru/page51.php
  • http://macroevolution.narod.ru/geography.htm
  • http://www.oberigclinic.com/ru/cytology/

Цитологические доказательства Клетка является элементарной единицей строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов), которая обладает собственным обменом веществ, способностью к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.

Цитологические доказательства

Клетка является элементарной единицей строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов), которая обладает собственным обменом веществ, способностью к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.

Цитологические доказательства

Цитологические доказательства

Молекулярно-биологические доказательства

Молекулярно-биологические доказательства

Молекулярно-биологические доказательства Клетка является элементарной единицей строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов), которая обладает собственным обменом веществ, способностью к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.

Молекулярно-биологические доказательства

  • Клетка является элементарной единицей строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов), которая обладает собственным обменом веществ, способностью к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.

Ф.Мюллер (1822 - 1897) К.М.Бэр (1792 - 1876) ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Ф.Мюллер

(1822 - 1897)

К.М.Бэр (1792 - 1876)

ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Эмбриологические доказательства

Эмбриологические доказательства

Эмбриологические доказательства Биогенетический закон Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза Э.Геккель (1834 - 1919)

Эмбриологические доказательства

Биогенетический закон

Онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза

Э.Геккель

(1834 - 1919)

СРАВНИТЕЛЬНО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

СРАВНИТЕЛЬНО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Морфологические доказательства Пятипалые конечности рычажного типа – гомологичные органы

Морфологические доказательства

Пятипалые конечности рычажного типа – гомологичные органы

Морфологические доказательства Пятипалые конечности рычажного типа – гомологичные органы

Морфологические доказательства

Пятипалые конечности рычажного типа – гомологичные органы

Морфологические доказательства Конечности, приспособленные для полета у разных групп животных – аналогичные органы

Морфологические доказательства

Конечности, приспособленные для полета у разных групп животных – аналогичные органы

Морфологические доказательства Признаки давних предков, проявляющиеся у отдельных особей – атавизмы

Морфологические доказательства

Признаки давних предков, проявляющиеся у отдельных особей – атавизмы

Морфологические доказательства Органы, утратившие в процессе эволюции свое значение – рудименты Клетка является элементарной единицей строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов), которая обладает собственным обменом веществ, способностью к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.

Морфологические доказательства

Органы, утратившие в процессе эволюции свое значение – рудименты

  • Клетка является элементарной единицей строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов), которая обладает собственным обменом веществ, способностью к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.

Морфологические доказательства http://forum.izmaylovo.ru/index.php?s=5ab90b0eff11be9a0b2c76e5454941fe&automodule=blog&blogid=14&showentry=285 Существование переходных форм , сочетающих признаки разных классов

Морфологические доказательства

  • http://forum.izmaylovo.ru/index.php?s=5ab90b0eff11be9a0b2c76e5454941fe&automodule=blog&blogid=14&showentry=285

Существование переходных форм , сочетающих признаки разных классов

Морфологические доказательства Существование переходных форм Широко известный археоптерикс – переходная форма между пресмыкающимися и птицами

Морфологические доказательства

Существование переходных форм

Широко известный археоптерикс – переходная форма между пресмыкающимися и птицами

ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Палеонтологические доказательства В.О.Ковалевский (1842 – 1883)

Палеонтологические доказательства

В.О.Ковалевский (1842 – 1883)

БИОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

БИОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Биогеографические доказательства Вомбат Серый кенгуру Тасманский дьявол 34

Биогеографические доказательства

Вомбат

Серый кенгуру

Тасманский дьявол

34

Повторение 1. Аналогичными органами у растений являются: А) Корень и корневище Б)Лист и чашелистик В)Тычинки и пестик   2. К дивергенции признаков у организмов приводят: А) Модификации Б) Комбинации В) Мутации  3. Разнообразие вьюрковых птиц есть результат: А) Дегенерации Б) Ароморфоза В) Дивергенции  4. Переходной формой между земноводными и рептилиями были: А) Стегоцефалы Б) Динозавры В) Зверозубые рептилии

Повторение

1. Аналогичными органами у растений являются:

А) Корень и корневище Б)Лист и чашелистик В)Тычинки и пестик

2. К дивергенции признаков у организмов приводят:

А) Модификации Б) Комбинации В) Мутации

3. Разнообразие вьюрковых птиц есть результат:

А) Дегенерации Б) Ароморфоза В) Дивергенции

4. Переходной формой между земноводными и рептилиями были:

А) Стегоцефалы Б) Динозавры В) Зверозубые рептилии

Повторение 5. Впервые семенами стали размножаться: А) Голосеменные Б) Семенные папоротники В) Покрытосеменные 6. Переходной формой между рептилиями и птицами является: А) Птеродактиль Б) Иностранцевия В) Археоптерикс 7. Кто обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадиных? А) В.О. Ковалевский Б) А.О. Ковалевский В) Карл Бэр

Повторение

5. Впервые семенами стали размножаться:

А) Голосеменные Б) Семенные папоротники В) Покрытосеменные

6. Переходной формой между рептилиями и птицами является:

А) Птеродактиль Б) Иностранцевия В) Археоптерикс

7. Кто обнаружил последовательные ряды ископаемых форм лошадиных?

А) В.О. Ковалевский Б) А.О. Ковалевский В) Карл Бэр

Распределите данные биологические объекты на 4 группы: аналоги, гомологи, атавизмы и рудименты.
  • Распределите данные биологические объекты на 4 группы: аналоги, гомологи, атавизмы и рудименты.

1. Корень и корневище 2. Конечности крота и медведки 3. Крыло птицы и бабочки 4. Лапы тигра и крота 5. Усики гороха и винограда 6. Клешни речного рака и краба 7. Ловчие листья росянки и напестеса 8. Жабры рака и рыбы 9. Колючки боярышника и барбариса 10. Крылья летучей мыши и рука человека 11. Тазовые кости китов 12. Трехпалость лошадей 13. Волосатый человек 14. Недоразвитфе глаза крота 15. Отсутствие зубов у муравьеда 16. Хвост у человека 17. Аппендикс у человека 18. Многососковостьу человека 19. Крылья у нелетающей киви 20. Тазовые кости у змей

Домашнее задание Конспект урока, выучить понятия Параграф 13 учебника (Учебник: Сивоглазов В.И. Биология: Общая биология. Базовый уровень. 11 кл.: учебник/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2014)

Домашнее задание

  • Конспект урока, выучить понятия
  • Параграф 13 учебника

(Учебник: Сивоглазов В.И. Биология: Общая биология. Базовый уровень. 11 кл.: учебник/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2014)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Презентация "Эволюция органического мира: доказательства, направления"

Автор: Руппель Наталья Александровна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276456


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства