kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация:"Технология развития критического мышления на уроках биологии "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие позволяет сделать уроки биологии ешё более увлекательными и интересными

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация:"Технология развития критического мышления на уроках биологии "»

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;  - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; - сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; - получить новую информацию; побудить ученика к активной работе на уроке и дома. - осмыслить её; - соотнести с уже имеющимися знаниями;  - целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации учеником; - искать ответы на вопросы, поставленные в первой части. - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу: анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии: «Вызов – Осмысление – Рефлексия». РЕФЛЕКСИЯ ОСМЫСЛЕНИЕ ВЫЗОВ

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- получить новую информацию;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

- осмыслить её;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу:

анализ,

творческая переработка, интерпретация изученной информации

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии: «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

РЕФЛЕКСИЯ

ОСМЫСЛЕНИЕ

ВЫЗОВ

Роль учителя — координирующая. Педагог всего лишь направляет мыслительный процесс учащихся, указывает путь, но не преподносит готовые решения.

Роль учителя — координирующая. Педагог всего лишь направляет мыслительный процесс учащихся, указывает путь, но не преподносит готовые решения.

Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но  и огромное разнообразие  педагогических приемов: «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» КОРЗИНА ИДЕЙ ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ («ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ»); КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА; КЛАСТЕРЫ; ИНСЕРТ; ДНЕВНИКИ И БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ; ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ; ПРИЁМ «ЗИГЗАГ»; СТРАТЕГИЯ «FISH BONE»; СТРАТЕГИЯ «РАФТ»; СТРАТЕГИЯ «6 ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»; Стратегия ЗХУ(знаю - хочу узнать – узнал) СИНКВЕЙН  и др.  Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Остановлюсь на некоторых приёмах, опробованных мною на практике и понравившихся детям.

Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но  и огромное разнообразие  педагогических приемов:

  • «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
  • КОРЗИНА ИДЕЙ
  • ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
  • ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ («ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ»);
  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА;
  • КЛАСТЕРЫ;
  • ИНСЕРТ;
  • ДНЕВНИКИ И БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ;
  • ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ;
  • ПРИЁМ «ЗИГЗАГ»;
  • СТРАТЕГИЯ «FISH BONE»;
  • СТРАТЕГИЯ «РАФТ»;
  • СТРАТЕГИЯ «6 ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»;
  • Стратегия ЗХУ(знаю - хочу узнать – узнал)
  • СИНКВЕЙН  и др.

Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.

Остановлюсь на некоторых приёмах, опробованных мною на практике и понравившихся детям.

Ведущим приемом технологии является графическая запись основных понятийных категорий изучаемой темы – кластер ов. (klaster – «гроздь», «пучок») Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока и позволяет:

Ведущим приемом технологии является графическая запись основных понятийных категорий изучаемой темы – кластер ов. (klaster – «гроздь», «пучок»)

Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока и позволяет:

  • актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
  • стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
  • запомнить теоретический материал по теме
Правила составления кластеров  (модели могут быть разными: «гроздь», «хаос», «планета и её спутники») :

Правила составления кластеров (модели могут быть разными: «гроздь», «хаос», «планета и её спутники») :

  • 1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.
  • 2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").
  • 3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель "планета и ее спутники").
  • 4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Пробуждение интереса к теме Вызов имеющихся знаний по теме Активность учащихся  ВЫЗОВ Целостное осмысление и обобщение полученной информации ТРКМ Получение новой информации РЕФЛЕКСИЯ ОСМЫСЛЕНИЕ Оценка процесса изучения нового материала Соотнесение полученной информации с собственными знаниями Определение направлений для дальнейшего изучения темы Корректировка учащимся поставленных целей обучения

Пробуждение интереса к теме

Вызов имеющихся знаний по теме

Активность учащихся

ВЫЗОВ

Целостное осмысление и обобщение полученной информации

ТРКМ

Получение новой информации

РЕФЛЕКСИЯ

ОСМЫСЛЕНИЕ

Оценка процесса изучения нового материала

Соотнесение полученной информации с собственными знаниями

Определение направлений для дальнейшего изучения темы

Корректировка учащимся поставленных целей обучения

« Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

« Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

Правила применения: Время выполнения: 7-8 минут

Правила применения:

Время выполнения: 7-8 минут

  • 1 этап . 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.
  • 2 этап . 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
  • 3 этап . 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске.  Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими .
Невидимы нашему глазу К нам попадают через грязные руки Микроскопические организмы Возбудители заболеваний Обитают повсеместно Их много в почве Передаются от человека к человеку Могут жить и на растениях и животных На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. Пример приёма «Корзина идей» на уроке по теме «Бактерии»

Невидимы нашему глазу

К нам попадают через грязные руки

Микроскопические организмы

Возбудители заболеваний

Обитают повсеместно

Их много в почве

Передаются от человека к человеку

Могут жить и на растениях и животных

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Пример приёма «Корзина идей» на уроке по теме «Бактерии»

Прием «Таблица верных и неверных утверждений» позволяет организовать работу по изучению учебного текста на стадии «осмысление».  Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения  учащийся ставит значок: +, -, ? Далее используя учебный текст, они находят подтверждение или опровержение утверждений. Утверждения + Сходные классы объединяют в семейство - Вид Крапива двудомная относится к роду Крапива ? Бинарная номенклатура была введена в науку К.Линнеем Отдел Покрытосеменные разделяется на два класса : Однодольные и Двудольные Нельзя определить, к какому классу относится растение, используя только один признак

Прием «Таблица верных и неверных утверждений»

позволяет организовать работу по изучению учебного текста на стадии «осмысление».

Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения  учащийся ставит значок: +, -, ?

Далее используя учебный текст, они находят подтверждение или опровержение утверждений.

Утверждения

+

Сходные классы объединяют в семейство

-

Вид Крапива двудомная относится к роду Крапива

?

Бинарная номенклатура была введена в науку К.Линнеем

Отдел Покрытосеменные разделяется на два класса : Однодольные и Двудольные

Нельзя определить, к какому классу относится растение, используя только один признак

Приём «Insert »  (является универсальной методикой обработки информации для предметов любого цикла).  Используется на стадии осмысления и рефлексии. Представляет собой маркировку текста при его прочтении и заполнение таблицы. Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы.  V – уже знал «+» - новое Все ткани состоят из клеток, которые постоянно делятся, растут и отмирают Бывают двухъядерные клетки, опасные для здоровья (онкологические) «-» – думал иначе «?» – не понял, есть вопрос Если клетки всё время растут, почему человек не может жить вечно? Сколько всего в человеке клеток? Преимущества данного приёма:

Приём «Insert »

(является универсальной методикой обработки информации для предметов любого цикла). 

Используется на стадии осмысления и рефлексии. Представляет собой маркировку текста при его прочтении и заполнение таблицы. Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы.

V – уже знал

«+» - новое

Все ткани состоят из клеток, которые постоянно делятся, растут и отмирают

Бывают двухъядерные клетки, опасные для здоровья (онкологические)

«-» – думал иначе

«?» – не понял, есть вопрос

Если клетки всё время растут, почему человек не может жить вечно?

Сколько всего в человеке клеток?

Преимущества данного приёма:

  • ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках;
  • сортировать материал на главный и второстепенный;
  • критически подходить к оценке новых знаний;
  • делать выводы и обобщать в процессе размышления
ПРИЧИНЫ ПРИЧИНЫ ПРИЧИНЫ фактЫ  факты  факты Приём «Fishboun» («рыбий скелет») ВЫВОД ПРОБЛЕМА В основе метода - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, который может располагаться горизонтально и вертикально. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, понятие, определения и искать их причины, взаимосвязи, обобщать и делать выводы.

ПРИЧИНЫ

ПРИЧИНЫ

ПРИЧИНЫ

фактЫ

факты

факты

Приём «Fishboun» («рыбий скелет»)

ВЫВОД

ПРОБЛЕМА

В основе метода - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, который может располагаться горизонтально и вертикально. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, понятие, определения и искать их причины, взаимосвязи, обобщать и делать выводы.

Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста. Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста: Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.  СТРАТЕГИЯ «РАФТ» Пример сочинения Р А Ф Т

Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.

Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки. 

СТРАТЕГИЯ «РАФТ»

Пример сочинения

Р

А

Ф

Т

С помощью приема «Толстые и тонкие вопросы» развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ, а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный  краткий  фактический ответ.

С помощью приема «Толстые и тонкие вопросы» развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ, а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный  краткий  фактический ответ.

Приём «Синквейн» Используется на стадии «рефлексия». Позволяет учащимся проявить творчество и выразить своё отношение к изучаемому объекту, явлению и т. д. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ: 1. В первой строчке название темы 2. Описание темы в двух словах (прилагательные) 3.Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4. Фраза из четырёх слов, показывающих отношение к теме 5. Синоним(метафора) из одного слова, передающее суть темы

Приём «Синквейн»

Используется на стадии «рефлексия».

Позволяет учащимся проявить творчество и выразить своё отношение к изучаемому объекту, явлению и т. д.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ:

1. В первой строчке название темы

2. Описание темы в двух словах (прилагательные)

3.Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

4. Фраза из четырёх слов, показывающих отношение к теме

5. Синоним(метафора) из одного слова, передающее суть темы

Преимущества ТРКМ в работе с одаренными детьми: предоставляет возможности поддерживать одаренных детей в классе базового уровня; предоставляет возможности формировать позитивные межличностные отношения (важно для социализации одаренных детей).

Преимущества ТРКМ в работе с одаренными детьми: предоставляет возможности поддерживать одаренных детей в классе базового уровня; предоставляет возможности формировать позитивные межличностные отношения (важно для социализации одаренных детей).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация:"Технология развития критического мышления на уроках биологии "

Автор: Руденко Вера Сергеевна

Дата: 28.01.2017

Номер свидетельства: 384897


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства