- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу:
анализ,
творческая переработка, интерпретация изученной информации
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии: «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
РЕФЛЕКСИЯ
ОСМЫСЛЕНИЕ
ВЫЗОВ
Роль учителя — координирующая. Педагог всего лишь направляет мыслительный процесс учащихся, указывает путь, но не преподносит готовые решения.
Ценностью данной технологии является не только её логическое построение, но и огромное разнообразие педагогических приемов:
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
КОРЗИНА ИДЕЙ
ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ («ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ»);
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА;
КЛАСТЕРЫ;
ИНСЕРТ;
ДНЕВНИКИ И БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ;
ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ;
ПРИЁМ «ЗИГЗАГ»;
СТРАТЕГИЯ «FISH BONE»;
СТРАТЕГИЯ «РАФТ»;
СТРАТЕГИЯ «6 ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»;
Стратегия ЗХУ(знаю - хочу узнать – узнал)
СИНКВЕЙН и др.
Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.
Остановлюсь на некоторых приёмах, опробованных мною на практике и понравившихся детям.
Ведущим приемом технологии является графическая запись основных понятийных категорий изучаемой темы – кластер ов. (klaster – «гроздь», «пучок»)
Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока и позволяет:
актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
запомнить теоретический материал по теме
Правила составления кластеров(модели могут быть разными: «гроздь», «хаос», «планета и её спутники»):
1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.
2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").
3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель "планета и ее спутники").
4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Пробуждение интереса к теме
Вызов имеющихся знаний по теме
Активность учащихся
ВЫЗОВ
Целостное осмысление и обобщение полученной информации
ТРКМ
Получение новой информации
РЕФЛЕКСИЯ
ОСМЫСЛЕНИЕ
Оценка процесса изучения нового материала
Соотнесение полученной информации с собственными знаниями
Определение направлений для дальнейшего изучения темы
Корректировка учащимся поставленных целей обучения
« Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
Правила применения:
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап . 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.
2 этап . 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап . 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими .
Невидимы нашему глазу
К нам попадают через грязные руки
Микроскопические организмы
Возбудители заболеваний
Обитают повсеместно
Их много в почве
Передаются от человека к человеку
Могут жить и на растениях и животных
На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Пример приёма «Корзина идей» на уроке по теме «Бактерии»
Прием «Таблица верных и неверных утверждений»
позволяет организовать работу по изучению учебного текста на стадии «осмысление».
Учащимся предлагается несколько утверждений по незнакомой теме. Среди них есть верные и неверные. Напротив каждого утверждения учащийся ставит значок: +, -, ?
Далее используя учебный текст, они находят подтверждение или опровержение утверждений.
Утверждения
+
Сходные классы объединяют в семейство
-
Вид Крапива двудомная относится к роду Крапива
?
Бинарная номенклатура была введена в науку К.Линнеем
Отдел Покрытосеменные разделяется на два класса : Однодольные и Двудольные
Нельзя определить, к какому классу относится растение, используя только один признак
Приём «Insert »
(является универсальной методикой обработки информации для предметов любого цикла).
Используется на стадии осмысления и рефлексии. Представляет собой маркировку текста при его прочтении и заполнение таблицы. Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы.
V – уже знал
«+» - новое
Все ткани состоят из клеток, которые постоянно делятся, растут и отмирают
Бывают двухъядерные клетки, опасные для здоровья (онкологические)
«-» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопрос
Если клетки всё время растут, почему человек не может жить вечно?
Сколько всего в человеке клеток?
Преимущества данного приёма:
ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках;
сортировать материал на главный и второстепенный;
критически подходить к оценке новых знаний;
делать выводы и обобщать в процессе размышления
ПРИЧИНЫ
ПРИЧИНЫ
ПРИЧИНЫ
фактЫ
факты
факты
Приём «Fishboun» («рыбий скелет»)
ВЫВОД
ПРОБЛЕМА
В основе метода - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, который может располагаться горизонтально и вертикально. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, понятие, определения и искать их причины, взаимосвязи, обобщать и делать выводы.
Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.
Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:
Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.
СТРАТЕГИЯ «РАФТ»
Пример сочинения
Р
А
Ф
Т
С помощью приема «Толстые и тонкие вопросы» развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ, а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный краткий фактический ответ.
Приём «Синквейн»
Используется на стадии «рефлексия».
Позволяет учащимся проявить творчество и выразить своё отношение к изучаемому объекту, явлению и т. д.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ:
1. В первой строчке название темы
2. Описание темы в двух словах (прилагательные)
3.Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)
4. Фраза из четырёх слов, показывающих отношение к теме
5. Синоним(метафора) из одного слова, передающее суть темы
Преимущества ТРКМ в работе с одаренными детьми: предоставляет возможности поддерживать одаренных детей в классе базового уровня; предоставляет возможности формировать позитивные межличностные отношения (важно для социализации одаренных детей).