Презентация научного проекта "Изучение видового разнообразия цветковых растений"
Презентация научного проекта "Изучение видового разнообразия цветковых растений"
Цель исследования - изучить многообразие цветковых растений , способствовать сохранению редких декоративных и охраняемых растений нашего района.
Задачи нашего исследования:
- научится различать травянистые, цветковые растения нашего региона;
- выявить многообразие видов;
-проанализировать полученные результаты, определив число видов сорных, кормовых, лекарственных, медоносных, пищевых и ядовитых растений, среди цветковых произрастающих в нашем районе;
- способствовать охране редких декоративных растений.
Цветы – это то прекрасное и неповторимое, что создала сама природа. Их принято считать символом красоты нежности и совершенства. Их изображают на картинах, тканях, драгоценностях, ими иллюстрируют книги, обои и мебель. Едва научившись говорить, дети учатся рисовать цветок. Живые цветы и искусственные служат хорошим подарком. Ими украшают жилища, скверы, парки, дворы и газоны.
Существует даже образное выражение: ”Вся жизнь в цветах!“
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация научного проекта "Изучение видового разнообразия цветковых растений" »
Научный проект учеников сш №1 г. Есиля «Изучение видового разнообразия цветковых растений»
Венцом творения животного мира принято считать млекопитающих и в частности человека.
В растительном мире венцом творения подобает считать цветковые растения.
Цветы – это то прекрасное и неповторимое, что создала сама природа. Их принято считать символом красоты нежности и совершенства. Их изображают на картинах, тканях, драгоценностях, ими иллюстрируют книги, обои и мебель. Едва научившись говорить, дети учатся рисовать цветок. Живые цветы и искусственные служат хорошим подарком. Ими украшают жилища, скверы, парки, дворы и газоны.
Существует даже образное выражение: ”Вся жизнь в цветах!“
Цель исследования - изучить многообразие цветковых растений , способствовать сохранению редких декоративных и охраняемых растений нашего района.
Задачи нашего исследования:
научится различать травянистые, цветковые растения нашего региона;
- выявить многообразие видов;
-проанализировать полученные результаты, определив число видов сорных, кормовых, лекарственных, медоносных, пищевых и ядовитых растений, среди цветковых произрастающих в нашем районе;
-способствовать охране редких декоративных растений.
Предметом наших исследований стали травянистые цветковые растения самостоятельно, произрастающие в полях, по берегам водоемов, в заливных лугах нашего района, с его засушливым климатом.
Трудность исследований состоит в том, что многие растения зацветают только в дождливый год. А в нашем регионе это случается один раз в 12 лет.
В результате исследований
установлено что в Есильском районе
произрастают более
74 видов
травянистых цветковых
растений,
принадлежащих к 25 семействам.
Список учащихся экологического отряда « Исследователь»
по изучению видового разнообразия цветковых растений Есильского района.
1 Филякина Наталья 9кл
2 Фиялковская Александра
3 Бельдий Сергей 8кл
4 Альмагамбетова Александра 8кл
5 Осипова Анжелика 8кл
6 Савченко Милена 8кл
Список учащихся экологического отряда « Исследователь»
по изучению видового разнообразия цветковых растений Есильского района.
Повторение кратких морфологических сведений о строении растений .
2
3
Май 2011г
Примеч.
Изучение схемы морфологического описания цветковых растений
Изучение экскурсионного снаряжения и оборудования для обработки собранного материала.
4
Май 2011г
Июнь 2011
5
Экскурсии в природу по изучению видового разнообразия растений .
6
Июль –август 2011
Работа со справочниками и определителями растений по определению видового разнообразия цветковых растений.
(Сбор растений.)
7
Оформление итогов работы в виде отчета.
Сентябрь,
Декабрь.
8
октябрь,
Составление справочника -определителя цветковых растений как пособия для учащихся 7 класса по биологии.
9
Подготовка к участию к школьной научной конференции.
ноябрь.
Январь.
Февраль.
10
Оформление слайдов.
Март.
Выступление на школьной научной конференции.
Апрель
Изучив схему морфологического описания растений в природе, экскурсионное снаряжение и оборудование, мы приступили к изучению растений в природе.
К собранным в природе растениям, необходимо сразу прикреплять черновые этикетки. (Образец) Место нахождение- Акмолинская обл. Есильский район г. Есиль Место произрастания – пойма реки Ишим Обилие – очень много 25.06 2011год. Собрали: Филякина Н. Курмангалиева Зарина
Следующую часть работы по определению рода и вида растения лучше проводить в лаборатории, используя справочники и определители растений.
Собранное и засушенное растение укрепляется на чистом листе бумаги. Затем пишется новая этикетка, в которой указывают: Домен Царство Отдел Класс Порядок Семейство Род Вид
Прошедший год был посвящен
изучению морфологии растений и их систематики;
изучению оборудования и правил сбора растений;
изучению правил оформления гербария;
работе со справочниками по определению семейств, родов и видов растений, произрастание которых удалось выявить в нашем районе;
анализированию полученных данных.
Научившись различать растения по морфологическим признакам, участники группы «Исследователь» смоглипроверить и уточнитьвидовой состав травянистых растений нашего района,расширивего на18 видов.
Список растений для внесения в определитель«Летние экскурсии в природу» 1. Вероника шестилепестная 2. Гусиный лук 3. Дикий лук 4. Ежевика 5. Земляника лесная 6. Качим 7. Кермек 8 .Коровник 9. Клоповник мусорный 10. Кувшинка белая 11.Кубышка желтая 13. Ландыш майский 14. Липучка 15. Осот полевой 16. Остролодочник 17. Спирея люпинолистая 18. Сусак зонтичный
Список травянистых
цветковых растений
с указанием семейств
и практического значения.
Список травянистых цветковых растений с указанием семейств и практического значения.
№
Семейство
1
Формула цветка
Представитель
Бобовые
1)Астрагал шестилепестковый
Значение
Ч 5Л3+2Т 9+1 П1
Лекарственное,кормовое
2) Горошек мышиный
Кормовое. медонос.
3)Донник лекарственный
2
4) Клевер луговой
Лекарственное,кормовое
Сложноцветные
5)Солодка голая
Кормовое, медонос.
Ч0Л(5)Т5П2
(Астровые)
1) Бодяк обыкновенный
Лекарственное,пищевое,
2) Бодяк полевой
Сорное, медонос ,пищевое.
промыш.значение
3) Василек луговой
Медонос, сорное, бытовое
4) Козелец
Сорное, медонос, в медиц.
5) Лопух войлочный
Лекарственное,пищевое.
6) Мать и мачеха
Сорное, лекарств, пищевое.
7)Одуванчик лекарственный
Лекарственное.
8)Осот полевой
Медонос, сорняк,лекарственное.
9) Пижма обыкновенная
Сорное, кормовое, медонос.
Лекарственное.
10) Полынь горькая
Сорняк.
Сорняк.
11) Ромашка аптечная
Лекарственное, сорняк.
12)Тысячелистник обыкновенный
Лекарственное, сорняк.
13) Циркорий приземистый
Декоративное, пищевое.
14)Череда трехраздельная
Лекарственное; краситель.
15) Чертополох колючий
3
Медонос, сорняк.
16)Ястребинка зонтичная
Пасленовые
Медонос.
1) Белена черная
Ч(5)Л(5)Т5П(2)
2) Дурман обыкновенный
Ядовита, в медицине.
4
Ядовит, в медицине.
3) Паслен черный.
Зонтичные
Пищевое,сорное.
1)Борщевник сибирский
2)Вех ядовитый
Кормовое, пишевое,лекарственн.
3)Тмин обыкновенный.
Ядовит, в медицине..
5
Медонос.
4)Синеголовник полевой
Крестоцветные(Капустные)
Декоративное,сорное
1)Икотник серый
Редкое,декоративное.
*Ч5Л5Т 2+2 П 0
*Ч(5) Л(5) Т0 П 3
2)Сурепка обыкновенная
6
3)Пастушья сумка
Медонос,сорное,пищевое.
Лекарственное, сорняк
4)Ярутка полевая
Яснотковые
Сорняк
(Губоцветные)
Живучка ползучая
Ч(5)Л(2+3)Т4П(2)
Кормовое,медицина, декоративное.
2) Зопник клубниеносный
3) Крапива глухая
Пищевое, лекарственное.
7
4) Чабрец(тимьян)
Лекарственное,медонос,сорное
Ирисовые
5) Шалфей мускатный
Кормовое,пищевое,лекарственное
8
1) Ирис германский
*О6Т3П1 О(околоцветник)
(Касатиковые)
Лекарственное, декоративное,эфиромасличный.
Лилейные
Декоративное(редкое), медонос
1) Тюльпан Шренка
О 3+3Т 3+3 П3
9
2)Рябчик русский
Декоративное,
Розоцветные
Декоративное(редкое)
лекарственное,медонос.
Ч5Л 5Т 20П 1
1)Кровохлебка лекарственная
(Розовые)
2) Таволга шестилепестная
10
Медонос ,лекарственное
3)Земляника лесная
Медонос,кормовое, пищевое
Вьюнковые
Пищевое,медонос, лекарственное.
1) Вьюнок полевой
11
Сорное,кормовое
Гречишные
1)Горец птичий
Кормовое, медицина
2)Горец перечный
12
Кормовое
3)Щавель конский
13
Заразиховые
1)Заразиха порезниковая
Кормовое,сорное.
Зверобойные
14
Зверобой продырявленный
Сорняк,паразитное растение
15
Кипрейные
Сорняк,медонос,лекарственный.
Иван чай
16
Кирказоновые
Медонос.кормовое, лекарственное.
Копытень европейский.
Коноплевые.
1)Конопля посевная.
Ядовит,медицина,ветеринария.
17
Производство шпагатов,веревок
2)Хмель полевой
Колокольчиковые
мешковины.
Пищевое,декоративное,
Колокольчик обыкновенный
сорное.
18
Подорожниковые
1)Подорожник средний
19
Лекарственное,кормовое
2)Львиный зев
Декоративное
Гвоздичные
3)Льнянка обыкновенная
1)Звездчатка средняя(Мокрица)
Медонос, декоративное
20
Злостный сорняк, кормовое.
2)Смолевка обыкновенная
21
лечебное
Маковые
23
Лекарственное.
1)Чистотел большой
Бурачниковые
24
Мареновые
1)Незабудка полевая
Лекарственное
Декоративное,сорное
25
1)Подмаренник обыкновенный
26
Лекарственный,пищевое.
1)Молочай
Спаржевые
Редкий (охраняемый)
27
Сусаковые
1)Ландыш майский
Ядовит, декоративный, в медицине.
1)Сусак зонтичный
Кувшинковые
Пищевое,лекарственное, медонос.
1)Кувшинка белая
Ч4Л15-31Т75-110
Декоративное
2)Кубышка желтая
П14-20
Декоративное
В результате изучений и исследований удалось установить следующее:
Парусимова М.Н.
Летние экскурсии
в природу
Пособие для учащихся 7 классов
по биологии
Определитель цветковых растений
К 2011году составлен справочник определитель цветковых растений «Летние экскурсии в природу»
2011год
2011год
Наибольшее распространение в Есильском районе имеют
№
Семейство
1
Число видов в семействе
1 Сложноцветные
2
(Астровые)
16 видов
2 Бобовые
3
4
Губоцветные
5видов
3 Зонтичные
4 Пасленовые
Крестоцветные
5видов
4вида
5
4вида
Розоцветные
3вида
6
5 Гвоздичные
Подорожниковые
6 Бурачниковые
2вида
Коноплевые
3вида
1вид
Кувшинковые
Вьюнковые
Гречишные
2вида
3вида
Лилейные
3вида
Заразиховые
1вид
2вида
1вид
2вида
Зверобойные
1вид
Ирисовые
1вид
Кипрейные
Кирказоновые
1вид
1вид
Колокольчиковые
Мареновые
1вид
1вид
Маковые
Спаржевые
1вид
Сусаковые
1вид
1вид
Проанализировав полученные результаты выявлено, что среди цветковых растений, произрастающих в Есильском районе, имеется:
1) ядовитых 5видов
2 )сорных 17 видов
3 )лекарственных 32 вида
4 )медоносов 23 вида
5 )растений употребляемых в пищу
человеком или используемых в виде
приправ 14 видов
6 )поедаемых птицей и скотом 21 вид
7 )декоративных 18 видов
Кувшинка белая
Тюльпан Шренка
В Есильском районе произрастают15 видовредких декоративных и охраняемых травянистыхцветковыхрастений.
: Льнянка обыкновенная
Редкие декоративные и охраняемые виды
травянистых цветковых растений
Редкие декоративные и охраняемые виды
травянистых цветковых растений
Редкие декоративные и охраняемые виды
травянистых цветковых растений
№
Виды растений
1
Живучка ползучая
2
3
Икотник серый
Ирис германский
4
5
Иван чай
Колокольчик обыкновенный
6
7
Львиный зев
Льнянка обыкновенная
8
Молочай кипарисовый
9
Подорожник средний
10
Рябчик русский
11
Тюльпан Шренка
12
Циркорий приземистый
13
Чабрец(Тимьян)
14
Шалфей (Сальвия)
15
Ястребинка зонтичная
Наши планы на будущее 1 Расширить справочник травянистых цветковых растений Есильского района на 18 видов. 2 Собрать и оформить гербарий . 3 Во время экскурсий продолжать изучение видового разнообразия цветковых растений нашего района. 4 Создать стенд «Редкие и охраняемые виды цветковых,произрастающие в Есильском районе»
Вывод и значение нашего проекта : - зная какие травянистые цветковые растения произрастают в нашем районе, мы сможем способствовать охране редких лекарственных и декоративных растений.
Для изучения видового разнообразия травянистых цветковых растений Есильского района на базе СШ № 1 среди учащихся 9-11 классов был создан экологический отряд «Исследователь». Составлен план работы, список участников экологического отряда. Исследования в виде экскурсий проводились в июле 2012 года. Были обследованы берега рек Ишим и Кызыл-су, заливные луга и низины. Собраны, произрастающие в обследованных экологических зонах травянистые цветковые растения, засушены и оформлены в виде 43гербарных образца .
Список участников экологического отряда «Исследователь»2012 год 9 класс Альмагамбетова Александра Бельдий Сергей Осипова Анжелика Савченко Милена 10 класс Филякина Наталья 11класс Фиялковская Александра
«Іздеуші» экологиялық тобының жұмыс жоспары Есіл қ.№1 ОМ Мұғалим Парусимова М.Н. План работы экологического отряда «Исследователь» ( 2012 год)
№
Содержание мероприятий
1
Организационный момент
Дата
2
2.07
Изучение правил сбора растений
3
3.07
Монтировка оборудования(пресс-папка)
4
4.07
Изучение морфологии растений
5
Экскурсия в природу.Ведение дневников наблюдений.
5.07
6
6.07
7
Классификация (определение) собранных травянистых цветковых растений
9.07
Экскурсия в природу (сбор растений)
8
10.07
Сушка и классификация собранных экземпляров
9
11.07
Эксурсия
10
11
12.07
Сушка и классификация. Работа со справочниками и определителями растений
13.07
Сушка и классификация
.1707
16.07
№
1
Содержание мероприятий
Дата
Организационный момент
2
3
2.07
Изучение правил сбора растений
4
3.07
Монтировка оборудования(пресс-папка)
5
4.07
Изучение морфологии растений
5.07
6
Экскурсия в природу.Ведение дневников наблюдений.
7
6.07
Классификация (определение) собранных травянистых цветковых растений
8
9.07
Экскурсия в природу (сбор растений)
9
10.07
Сушка и классификация собранных экземпляров
11.07
Эксурсия
10
12.07
11
Сушка и классификация. Работа со справочниками и определителями растений
Сушка и классификация
13.07
.1707
16.07
12
13
Экскурсия в природу
18.07
Экскурсия в природу
14
19.07
Сушка и классификация
15
16
20.07
Монтировка (оформление)гербарных образцов
17
Монтировка гербарных образцов растений
.23.07
24.07
Монтировка гербарных образцов расстений
18
25.07
19
Экскурсия в природу
26.07
Сушка и классификация растений
20
27.07
21
Монтировка гербария
30.07,
Оформление дневников наблюдений Отчет о проделанной работе
31.07
Режим работы экологического отряда «Исследователь» 2012 год
№
Содержание работы в дни эксурсии
1
2
Время
Орг. момент.Изучение правил поведения во время
Экскурсии в природу
экскурсий Сообщение цели,приготовление оборудования
9.00-9.15
3
9.15-12.30
Распределение материалов
12.30-13.00
1
Содержание работы в кабинете
Орг. Момент. Сообщение цели,приготовление оборудования
2
9.00-9.15
Классификация и сушка растений оформление гербарных листов.
3
Оформление дневного наблюдения
9.15-11.30
4
11.30-12.30
Уборка рабочего места
12.30-13.00
Фотоматериалы экскурсий экологического отряда «Исследователь» Лето 2012 год
Во время первой экскурсии в природу необходимо научиться внимательно рассматривать растение. находить морфологические особенности изучаемого экземпляра растения.
На северо-западной окраине г.Есиля – ареал распространения кермека обыкновенного
В пределах города Есиля, в низинке обнаружилось несколько экземпляров лекарственного растения девясил высокий, произростающего самостоятельно в условиях нашей степной природы.
В пределах города условиях нашей степной природы.
Пусторёбрышник обнаженный в пойме реки Кызыл-су часто встречаемое растение.
Изучаемый в природе экземпляр растения , описывается . В дневнике фиксируется место сбора (область, район, село), место обитания (поле, луг, берег реки), численность, указывается дата сбора и Ф.И. собравшего. После определения семейства рода, вида растения, пишут новую этикетку.
Изучая видовой состав цветковых растений, экологический отряд выяснил :что лишь немногие растения нашего района образуют многочисленные плантации, но те из них, которые хорошо приспособленные к произрастанию в условиях степи, с её не большим количеством осадков и резко континентальным климатом .
В черте города в зимнее время снега задерживается больше чем на полях . Талая вода собираясь в низинах хорошо увлажняет почву ,создавая благоприятные условия для растений. Лопух войлочный имея хорошо развитую корневую систему, мощный стебель, опушенные листья , вытеснил другие растения и получил наибольшее численное преимущество.
5
Отряд «Исследователь» во время экскурсии .
Поиск редких и лекарственных растений требует знаний, навыков , упорства и хорошего здоровья
Эко отряд выяснил, что из лекарственных растений многочисленной и хорошо приспособленной к местным условиям является растение семейства Астровые рода Пижма . Вид: Пижма обыкновенная (Tanacetum vulgare).
5
Экоотряд обнаружил на берегу реки Кызыл-су Дербенник иволистый или Плакун траву
Изучение видового разнообразия растений ведут юные исследователи природы родного края ученики 9 класса средней школы №1 Савченко Милена и Осипова Анжелика
Сушка растений и монтировка гербария производится учащимися Альмагамбетовой А, Савченко М, Осиповой А. Учитель Подкина Анастасия Витальевна прекрасно справлялась с ролью фотографа, фиксируя все интересные моменты научного проекта . Июль 2012 года
Систематикой растений занимаются юный эколог ученица 11 класса сш№1 Фиялковская Александра и руководительнаучного проэкта Парусимова М. Н.
На заключительном этапе к каждому гербарному листу, необходимо приклеить этикетку с указанием Царства, Отдела, Класса, Порядка, Семейства, Рода и Вида растений, а значит необходимо самому хорошо знать систематику растений .
Практический результат деятельности экологического отряда «Исследователь »
1 Создание справочника – определителя цветковых растений Есильского района «Летние экскурсии в природу »
2 Оформление гербарных образцов цветковых растений для использования их в учебном процессе.
3Приобретение навыков научно-исследовательской деятельности учащихся.
4Оформление стенда «Редкие и охраняемые растения Есильского района