Презентация к интегрированному уроку естественных наук "Цепи питания. Солнце - ближайшая звезда"
Презентация к интегрированному уроку естественных наук "Цепи питания. Солнце - ближайшая звезда"
В данной работе представлена презентация к интегрированному уроку естественных наук "Цепи питания. Солнце - ближайшай звезда" (на основе современных образовательных технологий). Данная презентация может быть использована при изучении данной темы в 11 классе школ разных профилей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к интегрированному уроку естественных наук "Цепи питания. Солнце - ближайшая звезда" »
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
Тема :
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.
ЦЕПИ ПИТАНИЯ
Проблема урока:
установить, благодаря чему поддерживается жизнь на нашей планете под названием – Земля.
«Природа поставила себе задачей уловить на лету притекающий на Землю свет, превратить эту подвижнейшую из сил природы в твердую форму и собрать ее в запас. Для этого она покрыла земную кору организмами, которые в течение своей жизни поглощают солнечный свет и превращают потребляемую таким образом силу в непрерывно нарастающий запас химической разности. Эти организмы - … »
Роберт Майер
К. А. Тимирязевписал:
«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного свет и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь».
О чём говорил учёный?
Фотосинтез - процесс, когда под действием световой энергии из углекислого газа и воды образуется глюкоза и выделяется кислород.6СО2+ 12 Н2О = С6Н12О6+ 6О2+ 6Н2О
Из глюкозы в растениях образуется крахмал и целлюлоза. С глюкозы начинается синтез липидов и белков......
Фотосинтезируют так же некоторые бактерии и протисты...
Автотрофы - организмы, синтезирующие необходимые для жизнедеятельности органические соединения из неорганических веществ внешней среды
Фототрофы
(энергия света;
фотосинтезирующие
организмы)
Хемотрофы
(энергия химических связей;
Железо- ;серо-; нитрифицирующие бактерии
Гетеротрофы–организмы, получающие необходимую для жизнедеятельности энергию путем окисления органических веществ , содержащихся в пище .
Биотрофы –организмы, питающиеся органическими веществами живых тел (паразиты)
Мир живых организмов огромен и разнообразен. Но все живые организмы обладают рядом общих свойств: они дышат, питаются, растут, дают потомство, умирают.
После смерти в организме прекращаются все жизненные процессы.
ЭКОСИСТЕМЫ
Законы организации экосистем.
«Помни!
Нельзя защитить то, чего не любишь!
Нельзя любить то, чего не знаешь!»
Пищевые цепи
БИОСФЕРА
Это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами
Э. Зюсс – 1875 г.
В.И. Вернадский
Все живые организмы связаны между собой энергетическими отношениями, поскольку являются объектами питания других организмов.
Энергию организмы получают:
Б) путём расщепления
органических веществ пищи
А) из внешней среды
(например энергия света)
Классификация живого веществапо характеру питания(трофическому статусу)
Автотрофы – используют неорганические источники для своего существования, создавая органическую материю из неорганической. Это фотосинтезирующие зеленые растения, синезеленые водоросли, некоторые хемосинтезирующие бактерии
Гетеротрофы – потребляют только готовые органические вещества – животные, человек, грибы и др.
1.Продуценты - производители продукции, которой потом питаются остальные организмы .
Продуценты(лат.производящий) – автотрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических, используя фотосинтез или хемосинтез (растения и автотрофные бактерии).
2.Консументы – потребители органических веществ (гетеротрофы). По порядку в цепях питания различают консументов 1-го порядка - травоядных, 2-го порядка- плотоядных и т.д.
3.Редуценты – восстановители, в ходе своей жизнедеятельности превращают органические остатки в неорганические вещества, которыми могут опять питаться продуценты (гетеротрофы).
Тем самым они завершают биохими - ческий круговорот.
( грибы, бактерии, насекомые ).
Редуценты- это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных (детритом).
Детритом могут также питаться животные – детритофаги, ускоряя процесс разложения остатков
Пищевые цепи разделяются на два типа:
Пастбищная пищевая цепь (цепь выедания)
Детритная пищевая цепь
В
Ы
В
О
Д
Ы
Внутри экологической системы органические вещества создаются автотрофными организмами (например, растениями). Растения поедают животные, которых, в свою очередь, поедают другие животные.
Такая последовательность называетсяпищевой цепью, а каждое звено пищевой цепи называетсятрофическим уровнем(греч. trophos «питание»).
Пищевыеилитрофические цепи- это последовательность разных видов организмов, по которой вещество и энергия передаются с уровня на уровень, поскольку одни организмы поедают другие
сосна
жук
короед
дятел
ястреб
Линейные пищевые цепи - большая редкость в природе. Как правило, пищевые цепи в экосистеме тесно переплетаются.
Совокупность пищевых связей в экосистеме образуетпищевые сети, в которых многие консументы служат пищей нескольким членам экосистемы.
Поразмышляем…
Предположим, что из экосистемы исчезла одна из функциональных групп организмов:
Продуценты
Продуценты
Продуценты
Консументы
Консументы
Консументы
Редуценты
Редуценты
Редуценты
Попробуйте описать дальнейшее развитие событий.
Схема, отражающая потоки вещества и энергии в биосфере
энтропия
Тепловая энергия
продуценты
консументы
Химическая энергия
6СО2+6Н2О=
С6Н12О6+6О2
редуценты
Минеральные вещества
Законы термодинамики
I закон термодинамики – закон сохранения энергии: в любых процессах энергия не создается и не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую или от одного тела к другому, при этом ее значение сохраняется.
II закон термодинамики – любое действие, связанное с преобразованием энергии, не может происходить без ее потери в виде рассеянного в пространстве тепла – 100%-ный переход одного вида энергии в другой невозможен.