kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему Головной мозг: специфические черты строения его, отличающие человека от животных

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлен материал про строение головного мозга млекопитающих, основные его структуры и функции, а так же разобраны характерные черты мозга человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему Головной мозг: специфические черты строения его, отличающие человека от животных»

МАОУ «СОШ № 1» г. Почеп Брянской обл. Выполнила: учитель биологии Прокошина Татьяна Арьевна

МАОУ «СОШ № 1» г. Почеп Брянской обл.

Выполнила: учитель биологии

Прокошина Татьяна Арьевна

Головной мозг, encephalon , помещается в полости черепа и имеет форму, в общих чертах соответствующую внутренним очертаниям черепной полости. Его верхнелатеральная, или дорсальная, поверхность сообразно своду черепа выпукла, а нижняя, или основание мозга, более или менее уплощена и неровна.
  • Головной мозг, encephalon , помещается в полости черепа и имеет форму, в общих чертах соответствующую внутренним очертаниям черепной полости. Его верхнелатеральная, или дорсальная, поверхность сообразно своду черепа выпукла, а нижняя, или основание мозга, более или менее уплощена и неровна.
В головном мозге можно различить три крупные части:   большой мозг (cerebrum), мозжечок (cerebellum) и мозговой ствол (truncus encephalicus). Наибольшую часть всего головного мозга занимают  полушария большого мозга , за ними по величине следует мозжечок, остальную, сравнительно небольшую, часть составляет мозговой ствол. Верхнелатеральная поверхность полушарий большого мозга. Оба полушария отделяются друг от друга щелью, fissura longitudinalis cerebri, идущей в сагиттальном направлении.
  • В головном мозге можно различить три крупные части:
  •   большой мозг (cerebrum), мозжечок (cerebellum) и мозговой ствол (truncus encephalicus).
  • Наибольшую часть всего головного мозга занимают  полушария большого мозга , за ними по величине следует мозжечок, остальную, сравнительно небольшую, часть составляет мозговой ствол. Верхнелатеральная поверхность полушарий большого мозга. Оба полушария отделяются друг от друга щелью, fissura longitudinalis cerebri, идущей в сагиттальном направлении.
Преобладание головного мозга над спинным. Так, у хищных (например, у кошки) головной мозг в 4 раза тяжелее спинного, у приматов (например, у макак) - в 8 раз, а у человека - в 45 раз (масса спинного мозга 30 г, головного - 1500 г).Спинной мозг составляет у млекопитающих 22-48% массы головного мозга, у гориллы 5-6%, у человека - только 2%.
  • Преобладание головного мозга над спинным. Так, у хищных (например, у кошки) головной мозг в 4 раза тяжелее спинного, у приматов (например, у макак) - в 8 раз, а у человека - в 45 раз (масса спинного мозга 30 г, головного - 1500 г).Спинной мозг составляет у млекопитающих 22-48% массы головного мозга, у гориллы 5-6%, у человека - только 2%.
Масса мозга. По абсолютной массе мозга человек не занимает первого места, так как у крупных животных мозг тяжелее, чем у человека (1500 г): у дельфина - 1800 г, у слона - 5200 г, у кита - 7000 г. Чтобы вскрыть истинные отношения массы мозга к массе тела, используют так называемый квадратный указатель мозга, т. е. произведение абсолютной массы мозга на относительную. Этот указатель позволил выделить человека из всего животного мира. Так, у грызунов он равен 0,19, у хищных - 1,14, у китообразных (дельфин) - 6,27, у человекообразных обезьян - 7,35, у слонов - 9,82 и, наконец, у человека - 32,0.
  • Масса мозга. По абсолютной массе мозга человек не занимает первого места, так как у крупных животных мозг тяжелее, чем у человека (1500 г): у дельфина - 1800 г, у слона - 5200 г, у кита - 7000 г. Чтобы вскрыть истинные отношения массы мозга к массе тела, используют так называемый квадратный указатель мозга, т. е. произведение абсолютной массы мозга на относительную. Этот указатель позволил выделить человека из всего животного мира. Так, у грызунов он равен 0,19, у хищных - 1,14, у китообразных (дельфин) - 6,27, у человекообразных обезьян - 7,35, у слонов - 9,82 и, наконец, у человека - 32,0.
Преобладание плаща над мозговым стволом, т. е. нового мозга (neencephalon) над древним (paleencephalon).
  • Преобладание плаща над мозговым стволом, т. е. нового мозга (neencephalon) над древним (paleencephalon).
Наивысшее развитие лобной доли большого мозга. На лобные доли приходится у низших обезьян 8-12% всей поверхности полушарий, у антропоидных обезьян - 16 %, у человека - 30 %. 5. Преобладание новой коры полушарий большого мозга над старой
  • Наивысшее развитие лобной доли большого мозга. На лобные доли приходится у низших обезьян 8-12% всей поверхности полушарий, у антропоидных обезьян - 16 %, у человека - 30 %. 5. Преобладание новой коры полушарий большого мозга над старой
Преобладание коры над подкоркой, которое у человека достигает максимальных цифр: кора составляет 53,7% всего объема мозга, а базальные ядра - только 3,7%.
  • Преобладание коры над подкоркой, которое у человека достигает максимальных цифр: кора составляет 53,7% всего объема мозга, а базальные ядра - только 3,7%.
Борозды и извилины увеличивают площадь коры серого вещества, поэтому чем больше развита кора полушарий большого мозга, тем больше и складчатость мозга. Увеличение складчатости достигается большим развитием мелких борозд третьей категории, глубиной борозд и их асимметричным расположением. Ни у одного животного нет одновременно такого большого числа борозд и извилин, при этом столь глубоких и асимметричных, как у человека.
  • Борозды и извилины увеличивают площадь коры серого вещества, поэтому чем больше развита кора полушарий большого мозга, тем больше и складчатость мозга. Увеличение складчатости достигается большим развитием мелких борозд третьей категории, глубиной борозд и их асимметричным расположением. Ни у одного животного нет одновременно такого большого числа борозд и извилин, при этом столь глубоких и асимметричных, как у человека.
Наличие второй сигнальной системы, анатомическим субстратом которой являются самые поверхностные слои мозговой коры .
  • Наличие второй сигнальной системы, анатомическим субстратом которой являются самые поверхностные слои мозговой коры .
Объем человеческого мозга составляет 91—95 % емкости черепа. В головном мозге различают пять отделов: продолговатый мозг, задний, включающий в себя мост и мозжечок, средний, промежуточный и передний мозг, представленный большими полушариями. Наряду с приведённым выше делением на отделы, весь мозг разделяют на три большие части: Полушария большого мозга; Мозжечок; Ствол мозга. Кора большого мозга покрывает два полушария головного мозга: правое и левое .
  • Объем человеческого мозга составляет 91—95 % емкости черепа. В головном мозге различают пять отделов: продолговатый мозг, задний, включающий в себя мост и мозжечок, средний, промежуточный и передний мозг, представленный большими полушариями. Наряду с приведённым выше делением на отделы, весь мозг разделяют на три большие части:
  • Полушария большого мозга;
  • Мозжечок;
  • Ствол мозга.
  • Кора большого мозга покрывает два полушария головного мозга: правое и левое .
1.  Биология. 9 класс. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. / Под ред. Пономаревой И.Н. 5-е изд., испр. - М.: 2013. - 240 с. 2. Блум Ф., Лейзерсон А. Мозговой разум и поведение.- Москва.: Мир, 1988.-240с. 3.  Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии.- Москва.: Мир, 2006.-162с. 4.  Дубровина М. Ю. Функциональная асимметрия (моторная и сенсорная). Антропологические подходы в современном образовании.- Новокузнецк.: Педагогика, 1991.-231с. 5.  Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, 1988. – 240 с. 6.  Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг.- Москва.: Мир, 1983.

1. Биология. 9 класс. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. / Под ред. Пономаревой И.Н. 5-е изд., испр. - М.: 2013. - 240 с.

2. Блум Ф., Лейзерсон А. Мозговой разум и поведение.- Москва.: Мир, 1988.-240с.

3. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии.- Москва.: Мир, 2006.-162с.

4. Дубровина М. Ю. Функциональная асимметрия (моторная и сенсорная). Антропологические подходы в современном образовании.- Новокузнецк.: Педагогика, 1991.-231с.

5. Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, 1988. – 240 с.

6. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг.- Москва.: Мир, 1983.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Прокошина Татьяна Арьевна

Дата: 23.09.2018

Номер свидетельства: 478541


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства