Игры и игровые ситуации на уроках биологии
Подготовила учитель биологии Артукбаева Д.И
900igr.net
Об игре вообще и познавательных играх в частности
Именно в игре человек испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремится «взять» высоту и помериться силой и умом с противником.
Слово «игра» трактуется по-разному:
- В одних источниках её называют непродуктивной человеческой деятельностью;
- В других – развлечением;
- В третьих – способом усвоения общечеловеческой культуры;
- В четвёртых – занятием в рамках определённых правил.
Особенности учебной игры.
Учебная игра вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствует формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся.
Дидактические возможности учебных игр
- Предоставляют возможность учиться на собственном опыте;
- Создают возможности переноса знаний и опыта в реальную ситуацию;
- Обеспечивают высокую мотивацию достижения цели;
- В игре происходит снятие скованности, преобладает чувство свободного выбора , возможность проявить самостоятельность и желание помериться силами с другими.
В структуре учебного процесса на основе игры можно выделить пять элементов – этапов:
- Ориентация.
- Подготовка к проведению.
- Проведение игры.
- Подведение итогов.
- Обсуждение хода и результатов игры.
Классификация учебных игр (по Т. П. Войтенко)
- Ролевые игры.
- Игры-состязания.
- Имитационно-моделирующие игры.
- Игра – направляемая дискуссия.
- Игра – творческая дискуссия .
Ролевые игры
6 класс. «Суд над хлорофиллом».
Роли распределяются заранее (хлорофилл, судья, прокурор, адвокат, фотосинтез, дыхание, углекислый газ, кислород и вода).во время игры участники рассказывают о значении хлорофилла в жизни растений, о процессах фотосинтеза и дыхании. Судья, прокурор и адвокат задают вопросы всем участникам с целью выяснить роль каждого вещества.
Игры-состязания
7 класс. «Ох уж эти насекомые»
Данная игра – пример известной телепередачи «Своя игра». Класс разбивается на три команды (ряда).
Ребятам заранее предлагается тема игры «Класс Насекомые» и возможная научно-популярная литература. На доске предложены рубрики и баллы за правильные ответы.
Имитационно-моделирующие игры
8 класс. «Прием к врачу»
Игра проводится после изучения нескольких тем («Опора и движение», «Транспорт веществ», «Дыхание»).
Цель игры повторить основные симптомы болезней органов данных систем, вспомнить название врачей-специалистов, закрепить знания о мерах профилактики некоторых заболеваний.
Класс делится на 3 группы: врачи-специалисты, пациенты, эксперты.
В конце урока ученики-эксперты выставляют оценки «врачам» по определенным критериям.
Игра – направляемая дискуссия
11 класс. «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, и Ч. Дарвина на эволюцию живой природы и процессы видообразования»
Класс делится на 3 группы, каждая из которых будет отстаивать правильность взглядов одного из ученых. Каждой группе выдается карточка с перечнем вопросов, обсуждение которых и будет основой дискуссии.
Игра – творческая дискуссия
11 класс. «Гипотезы происхождения человека».
Тематика игры связана с изучением многообразия гипотез возникновения биологического вида.
Класс разбивается на небольшие группы. Каждая группа получает исходные данные и перечень вопросов, находит аргументы в пользу выбранной гипотезы, стремиться отстоять свой взгляды на проблему используя навыки ведения дискуссии и публичного выступления.
Игровые ситуации
Игровые моменты требуют меньше времени на подготовку и проведение, но часто используются на уроках.
Примеры игровых моментов, или игр-миниатюр:
- «Пятый лишний».
- «Найди родственников».
- «Составь трёхзначное число».
- «Текст».
- «Загадки».
- «Собери растение».
- «Найди пару».
- «Найди ошибку».
- «Игра-цепочка».
«Пятый лишний»
Играющим предлагается набор материалов (гербарий растений, коллекция животных, рисунки, открытки и др.), четыре элемента которых принадлежат к одной систематической категории (семейству, отряду, и др.), а пятый – случайный. Это предстоит обнаружить играющему и после чего доказать правильность выбора.
«Найди родственников»
Правила противоположны игре «Пятый лишний». Самым простым является поиск дальних родственников, т. е. тех, с которыми этот вид генетически связан на уровне крупных систематических категорий (тип, отдел, класс, отряд и др.)
«Составь трёхзначное число»
Перед играющими ставится задача обнаружить закономерности в построении и расположении содержания таблицы, состоящей из трёх строк и трёх колонок, каждая из которых несёт определённую информацию.
1. Жиры
2. Углеводы
4. Птиалин
7. Аминокислоты
5. Липаза
3. Белки
8. Глицерин
6. Пепсин
9. Глюкоза
«Текст»
В составленном заранее тексте пропущены отдельные слова или словосочетания, обозначающие определённые понятия, или характеристика изучаемых природных объектов и явлений.
Задача учащихся – вписать эти слова или сочетания.
«Загадки»
Здесь можно использовать самые разные загадки для 6-7 классов по многообразию растений и животных.
«Собери растение»
Предлагаются карточки с изображением цветков, побегов, листьев и плодов разных растений.
Задача: правильно собрать все части растения.
«Найди пару»
Учащиеся разбиваются на 2 команды. Каждый игрок в одной команде получает по карточке с изображением растений, в другой команде – с названием растений.
По сигналу нужно найти парную карточку.
«Найди ошибку»
Учащимся предлагается текст, рисунок, фрагмент фильма или мультфильма с различными биологическими ошибками.
Выигрывает тот, кто найдёт больше всего ошибок.
«Игра-цепочка»
Игра проводится при опросе.
Предварительно учащимся в качестве домашнего задания предлагается продумать вопросы по заданной теме.
Учитель первым задаёт вопрос любому ученику; тот правильно ответив, предлагает свой вопрос другому ученику и так далее по цепочке.
Оценки ставятся тем, кто задавал интересные вопросы и давал чёткие, правильные ответы.
Игровой метод обучения учащихся является интересным и продуктивным, поэтому часто используется на уроках биологии.
Данный метод сделает обучение более увлекательным и творческим.
Играя вместе с учениками, можно получить настоящее удовольствие от общения с ними.
Желаю удачи!
Источники информации:
- Букатов В. М., Ершов А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.
- Биология. – 1994. - № 38,39; 1995. - №1; 1997. - № 23, 27, 33; 2002. - № 16 -24, 27-30.
- Журнал ИГ «Основа» Биология 2011. - № 1.