kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы учителя по биологии " Использоване метапредметных заданий для активизации познавательного интереса на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация  предлагает опыт раоты в межаттестационный период учителя биологии, раскрывает цели и задачи опыты, характеризует уроки в рамках метапредмета  "знак", "задача", " проблема", показывает возможности учителя и ученика в рамках данной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы учителя по биологии " Использоване метапредметных заданий для активизации познавательного интереса на уроках биологии»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА  УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  « Использование метапредметных заданий для активизации познавательного интереса на уроках биологии »  Волина А.А,  учитель биологии Макеевка 2020г.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

« Использование метапредметных заданий для активизации познавательного интереса на уроках биологии »

Волина А.А,

учитель биологии

Макеевка

2020г.

« От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятие, как на каторгу, и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей, каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и благодарной дружбой к своему руководителю.»  А.В. Луначарский

« От метода преподавания зависит, будет ли

класс смотреть на занятие, как на каторгу,

и противопоставлять им свою детскую живость

в виде шалостей, каверз или класс этот будет

спаян единством интересной работы и

благодарной дружбой к своему руководителю.»

А.В. Луначарский

Актуальность опыта обусловлена достижением метапредметных результатов, которые включают : освоение учащимися универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные); развитие базовых способностей учащихся (мышление, понимание, коммуникация, рефлексия, действия). - в освоении новых технологий организации деятельности учеников;  - в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства;  - в формировании и развитии универсальных учебных действий;  -в новых подходах к системе оценки достижения планируемых результатов школьников.    Метапредметность , как принцип интеграции содержания образования, формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях .

Актуальность опыта обусловлена достижением метапредметных результатов, которые включают :

  • освоение учащимися универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные);
  • развитие базовых способностей учащихся (мышление, понимание, коммуникация, рефлексия, действия).

- в освоении новых технологий организации деятельности учеников;

- в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства;

- в формировании и развитии универсальных учебных действий;

-в новых подходах к системе оценки достижения планируемых результатов школьников.

  Метапредметность , как принцип интеграции содержания образования, формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях .

Цель опыта формирование универсальных учебных действий и развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии через использование метапредметных заданий.   Задачи: - определить методологические основы опыта; - разработать систему эффективных метапредметных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся; - определить перспективы дальнейшей работы.

Цель опыта

формирование универсальных учебных действий и развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии через использование метапредметных заданий.

Задачи:

- определить методологические основы опыта;

- разработать систему эффективных метапредметных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся;

- определить перспективы дальнейшей работы.

Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Метапредметы :

Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Метапредметы :

  • «Знак»
  • «Знание»
  • «Проблема»
  • «Задача»
Главные особенности метапредметов: Метапредмет выстраивается вокруг какой-либо мыследеятельностной организованности – знание, знак, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный – метапредметный характер.  Метапредмет требует от учителя очень хорошего предметного знания. Собственно это и позволяет грамотно пересобирать, переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.  Метапредмет ориентирован на развитие у школьников базовых способностей.  Метапредмет отличается многообразием методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке.

Главные особенности метапредметов:

Метапредмет выстраивается вокруг какой-либо мыследеятельностной организованности – знание, знак, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный – метапредметный характер.

Метапредмет требует от учителя очень хорошего предметного знания. Собственно это и позволяет грамотно пересобирать, переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.

Метапредмет ориентирован на развитие у школьников базовых способностей.

Метапредмет отличается многообразием методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке.

Уроки биологии в рамках метапредмета «Знак »   («Схематизация и построение знаков. Понимание символов»).  У школьников формируется способность схематизации, о ни учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, над чем пытаются мыслить, то, что хотят сделать. Другими словами, в ходе работы со знаками впервые создается и выстраивается метод как путь познания.

Уроки биологии в рамках метапредмета «Знак »

(«Схематизация и построение знаков. Понимание символов»).

У школьников формируется способность схематизации, о ни учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, над чем пытаются мыслить, то, что хотят сделать. Другими словами, в ходе работы со знаками впервые создается и выстраивается метод как путь познания.

«Проблема» На метапредмете «Проблема»  учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания и самоопределения.

«Проблема»

На метапредмете «Проблема» учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания и самоопределения.

«Знание»  В рамках метапредмета « Знание»  формируется способность работать с понятиями, способность строить идеализации (это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия). Дети учатся формулировать, что именно они не знают, намечать зону незнания. Освоение данной техники предполагает развитие таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

«Знание»

В рамках метапредмета « Знание» формируется способность работать с понятиями, способность строить идеализации (это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия). Дети учатся формулировать, что именно они не знают, намечать зону незнания. Освоение данной техники предполагает развитие таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

«Задача»  На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. У школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.  Типы задач используемые на моих уроках: изобретательские, исследовательские .

«Задача»

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. У школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Типы задач используемые на моих уроках: изобретательские, исследовательские .

Изобретательские задачи – требуется что-нибудь придумать (изобрести) или найти выход из нестандартной (проблемной) ситуации. Изобретательская задача возникает, когда не существует стандартных, традиционных способов решения или использование таких способов в поставленных условиях невозможно.

Изобретательские задачи – требуется что-нибудь придумать (изобрести) или найти выход из нестандартной (проблемной) ситуации. Изобретательская задача возникает, когда не существует стандартных, традиционных способов решения или использование таких способов в поставленных условиях невозможно.

7 класс. Тема: « Тип Членистоногие . Класс Насекомые» 1987 году на теплоход «Художник Сарьян», находившийся в малайзийском порту, внезапно спикировал гигантский рой пчел. Атака агрессивных насекомых испугала местных докеров, которые поспешили сойти с теплохода. Разгрузка могла задержаться на неопределенный срок. Дело в том, что дикие пчелы Малайзии очень коварны: стоит одной пчеле ужалить человека, как на него набрасывается весь рой.  Как быть?

7 класс. Тема: « Тип Членистоногие . Класс Насекомые»

  • 1987 году на теплоход «Художник Сарьян», находившийся в малайзийском порту, внезапно спикировал гигантский рой пчел. Атака агрессивных насекомых испугала местных докеров, которые поспешили сойти с теплохода. Разгрузка могла задержаться на неопределенный срок. Дело в том, что дикие пчелы Малайзии очень коварны: стоит одной пчеле ужалить человека, как на него набрасывается весь рой.
  • Как быть?

  • Жук- скарабей питается у себя в норке. Чтобы прокормиться, ему нужно навоза в 20 раз больше чем он сам весит . Если тянуть в нору всю еду сразу, жук потеряет много сил, а если перемещать малыми порциями -
  • это займет весь день. Как быть жуку?
7 класс. Тема: « Тип Хордовые. Класс Птицы»  - Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот – ходит, облизывается. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как закрыть котам доступ к скворечнику. Как же?

7 класс. Тема: « Тип Хордовые. Класс Птицы»

- Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот – ходит, облизывается. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как закрыть котам доступ к скворечнику. Как же?

Животные часто гибнут под колесами машин ночью, перебегая шоссе... Исключить такое перебегание , построив забор на протяженности всего шоссе – нереально. Как предупредить животных о приближающейся машине?

Животные часто гибнут под колесами машин ночью, перебегая шоссе... Исключить такое перебегание , построив забор на протяженности всего шоссе – нереально. Как предупредить животных о приближающейся машине?

Исследовательские задачи 7 класс. Тема: « Тип Хордовые .Класс Пресмыкающиеся.»   Если ядовитая змея укусит другую ядовитую змею, то укушенная змея погибнет. Если змее ввести подкожно 100 мг ее же собственного яда, то она тоже погибнет. Почему же змея не погибает, когда глотает отравленную своим же ядом добычу ?

Исследовательские задачи

7 класс. Тема: « Тип Хордовые .Класс Пресмыкающиеся.»

Если ядовитая змея укусит другую ядовитую змею, то укушенная змея погибнет. Если змее ввести подкожно 100 мг ее же собственного яда, то она тоже погибнет. Почему же змея не погибает, когда глотает отравленную своим же ядом добычу ?

7 класс. Тема: « Тип Хордовые .Класс Млекопитающие» Однажды на берегу океана рыбаки нашли мертвого кита. На его коже никаких видимых повреждений не было. При разделке туши рыбаки обнаружили, что вся мускулатура кита…сварена! С другими видами животных такие случаи никогда не наблюдались. Как бы вы это объяснили?

7 класс. Тема: « Тип Хордовые .Класс Млекопитающие»

Однажды на берегу океана рыбаки нашли мертвого кита. На его коже никаких видимых повреждений не было. При разделке туши рыбаки обнаружили, что вся мускулатура кита…сварена! С другими видами животных такие случаи никогда не наблюдались. Как бы вы это объяснили?

Изучая проблему использования метапредметных заданий , считаю что , если на обычных школьных предметах превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах – акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью – учениками и учителями. А биология одна из самых интересных наук, именно на уроках биологии происходит познание окружающего мира, познание себя.

Изучая проблему использования метапредметных заданий , считаю что , если на обычных школьных предметах превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, то на метапредметах – акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью – учениками и учителями. А биология одна из самых интересных наук, именно на уроках биологии происходит познание окружающего мира, познание себя.

Использование в работе метапредметных заданий дает ученику: появляется реальная возможность: уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценить инновации (быть творческими); уметь брать на себя ответственность за свое образование (самоопределяться);  уметь выбирать использовать различные конструктивные способы решения проблем; быть уверенными в своих возможностях и иметь высокую самооценку, быть толерантными. учителю: -возможность работы с мировоззрением учеников, с их самоопределением.

Использование в работе метапредметных заданий дает

ученику:

  • появляется реальная возможность: уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценить инновации (быть творческими);
  • уметь брать на себя ответственность за свое образование (самоопределяться);
  • уметь выбирать использовать различные конструктивные способы решения проблем;
  • быть уверенными в своих возможностях и иметь высокую самооценку, быть толерантными.

учителю:

-возможность работы с мировоззрением учеников, с их самоопределением.

  • развивать базовые способностей учащихся: мышление, понимание, коммуникации, рефлексию.
  • возможность повысить качество образования.
Перспективами собственной педагогической деятельности в рамках опыта считаю:   1.Создание благоприятных условий для формирования творческой личности. 2. Формировать у ребёнка регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. 3.Обучать умению пользоваться своими знаниями, уметь добывать их самостоятельно, а также умению решать проблемы в любой ситуации, находить их наиболее простое решение. 4. Разработать УМК метапредметных заданий , позволяющий применять данную технологию при изучении разных курсов биологии.

Перспективами собственной педагогической деятельности в рамках опыта считаю:

1.Создание благоприятных условий для формирования творческой личности.

2. Формировать у ребёнка регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

3.Обучать умению пользоваться своими знаниями, уметь добывать их самостоятельно, а также умению решать проблемы в любой ситуации, находить их наиболее простое решение.

4. Разработать УМК метапредметных заданий , позволяющий применять данную технологию при изучении разных курсов биологии.

Взрослея, учащиеся не хотят быть исполнителями чужой воли. Поэтому мы должны быть все время в движении, в поиске. Еще Каменский писал:  «Все дети разные и надо дать возможность каждому развиться с собственной скоростью».

Взрослея, учащиеся не хотят быть исполнителями чужой воли. Поэтому мы должны быть все время в движении, в поиске. Еще Каменский писал:

«Все дети разные и надо дать возможность каждому развиться с собственной скоростью».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Волина Алла Александровна

Дата: 08.04.2021

Номер свидетельства: 577698

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства