Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Технология критического мышления на уроках биологии"»
Тема самообразования:«Технология критического мышления на уроках биологии»
МКОУ Никольская СОШ
Учитель биологии и химии
Бахирева О. Н
Технология критического мышления
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Этапы урока:
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Этапы урока/инструменты
1 этап - «Вызов»
Актуализация имеющихся ранее знаний,
пробуждение интереса к теме ,
определение цели и задач изучения предстоящего учебного материала.
На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?»
Инструменты , используемые на данной стадии урока«
«Мозговой штурм», «Кластер», «Корзина идей», «Лови ошибку», «Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» , и другие.
Как пробуждаю интерес у учащихся и подвожу к теме урока?
- Рассказ о волшебной жидкости ( Тема - «Кровь»);
- Сказка ( Тема – «»Царства живой природы. Разнообразие природы»);
- Стихотворение ;
- С помощью Азбуки Морзе (Тема – «Лишайники»;
- Интересная картинка, фото (Тема – «Гибридологический метод изучения наследственности»)
Тема урока «Лишайники»
«Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
2 этап - «Осмысление»
Активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы урока.
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Отмечаем простым карандашом.
«V»
«+»
« - »
«?»
Знаю!
Это новое для меня!
Не согласен, имею другое мнение
Непонятно!
Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Учащиеся чертят в тетради таблицу, в которой три графы:1 – знаю; 2 – хочу знать; 3 – узнал. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
3 этап - «Рефлексия»(размышление). Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»: «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», Эссе, «Диаманта», «Трехминутное эссе» и другие.
Правила составлениясинквейна:
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Кровь красная, алая течет, переносит, помогает Течет по венам Необходимость
Пример Синквейна
Бабочка.Оранжевая, голубая.Вырастает, улетает, погибает.Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.Насекомое.