kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Кейс-технологии на уроках биологии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс-технологии в школе- это одна из разновидностей проектной деятельности, направленная на развитие у школьников навыков самостоятельной  поисковой и исследовательской работы. 

Просмотр содержимого документа
«"Кейс-технологии на уроках биологии".»

Кейс – технологии на уроках биологии    Нечаева В.В., учитель биологии  МКОУ Большетарельская ООШ

Кейс – технологии на уроках биологии Нечаева В.В., учитель биологии МКОУ Большетарельская ООШ

Кейс-технологии  (разновидность проектной деятельности )  «Родиной» кейс-метода считают Школу бизнеса Гарвардского университета (США). Впервые кейс-метод был использован в 1924 году. Достоинства кейса как особой учебной технологии были хорошо известны преподавателям экономических дисциплин ещё в СССР. Однако применять его в качестве полноценной альтернативы традиционной организации обучения в нашей стране стали только в 1980-е.   Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Кейс-технологии (разновидность проектной деятельности ) «Родиной» кейс-метода считают Школу бизнеса Гарвардского университета (США). Впервые кейс-метод был использован в 1924 году. Достоинства кейса как особой учебной технологии были хорошо известны преподавателям экономических дисциплин ещё в СССР. Однако применять его в качестве полноценной альтернативы традиционной организации обучения в нашей стране стали только в 1980-е. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

В кейс-технологии производится анализ реальной жизненной ситуации описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

В кейс-технологии производится анализ реальной жизненной ситуации описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Цели и области применения кейс-технологии:   - закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);  -отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе занятий, в процессе основного курса подготовки);  -отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений;  -экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Цели и области применения кейс-технологии: - закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); -отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе занятий, в процессе основного курса подготовки); -отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений; -экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы:  -первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. (она осуществляется за пределами класса и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя, необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы, так и для групповых форм).   -вторая фаза включает в себя деятельность учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой , оценивает работу учащихся.  -

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы: -первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. (она осуществляется за пределами класса и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя, необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы, так и для групповых форм). -вторая фаза включает в себя деятельность учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой , оценивает работу учащихся. -

Кейс - технология развивает компетентностные качества личности:  аналитические умения,  практические умения,  творческие умения,  коммуникативные умения,  социальные умения.  Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий,  аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения .

Кейс - технология развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения .

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:   -метод инцидента;   -метод разбора деловой корреспонденции;   -метод ситуационного анализа.

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс относятся: -метод инцидента; -метод разбора деловой корреспонденции; -метод ситуационного анализа.

Метод инцидента.  Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому учащийся должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа учащихся. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Метод инцидента. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому учащийся должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа учащихся. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Метод разбора деловой корреспонденции .  Ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Метод разбора деловой корреспонденции . Ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Метод ситуационного анализа.  Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Метод ситуационного анализа. Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ  - анализировать информацию,  - сортировать ее для решения  заданной задачи,  - выявлять ключевые проблемы,  - генерировать альтернативные  пути решения и оценивать их,  - выбирать оптимальное решение и формировать программы действий

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ - анализировать информацию, - сортировать ее для решения заданной задачи, - выявлять ключевые проблемы, - генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, - выбирать оптимальное решение и формировать программы действий

Материалы для создания  кейса  Проблемные реальные ситуации Литературные источники Интересные исторические факты

Материалы для создания кейса

Проблемные реальные

ситуации

Литературные источники

Интересные исторические

факты

СТРУКТУРА КЕЙСА  -Название кейса (краткое, запоминающееся)  -Введение (обычно даются сведения о главных действующих лицах кейса, рассказывается о предыстории рассматриваемой ситуации, обозначается личностно-значимый смысл проблемы, заключенной в ситуации).  - Основная часть – описание самой ситуации (содержит внутреннюю интригу, проблему, заключенную в предлагаемой для анализа ситуации).  - Заключение (здесь ситуация может «зависать» на том этапе развития, который требует решения проблемы).  -Приложения (содержат важную, но косвенную информацию, связанную с внутренней проблемой кейса в форме текста, графиков, диаграмм, иллюстраций, аудио- и видеозаписей и т.д.).  -Специально сформулированные вопросы , позволяющие организовать работу с кейсом либо задание, которое необходимо выполнить  -Заключение по ситуации (предлагается «решение» ситуации)

СТРУКТУРА КЕЙСА -Название кейса (краткое, запоминающееся) -Введение (обычно даются сведения о главных действующих лицах кейса, рассказывается о предыстории рассматриваемой ситуации, обозначается личностно-значимый смысл проблемы, заключенной в ситуации). - Основная часть – описание самой ситуации (содержит внутреннюю интригу, проблему, заключенную в предлагаемой для анализа ситуации). - Заключение (здесь ситуация может «зависать» на том этапе развития, который требует решения проблемы). -Приложения (содержат важную, но косвенную информацию, связанную с внутренней проблемой кейса в форме текста, графиков, диаграмм, иллюстраций, аудио- и видеозаписей и т.д.). -Специально сформулированные вопросы , позволяющие организовать работу с кейсом либо задание, которое необходимо выполнить -Заключение по ситуации (предлагается «решение» ситуации)

Виды  представления  кейса видео печатный мультимедиа

Виды представления кейса

видео

печатный

мультимедиа

ЭТАПЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  ЗАНЯТИЙ

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

1. Подготовительный этап . Педагог подготавливает ситуацию,дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока 2. Ознакомительный этап . На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации. • Введение в ситуацию. • Описание ситуации. • Информационный материал. • Глоссарий.

1. Подготовительный этап .

Педагог подготавливает ситуацию,дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи

урока

2. Ознакомительный этап .

На данном этапе происходит

вовлечение учащихся в живое

обсуждение реальной профессиональной

ситуации.

• Введение в ситуацию.

• Описание ситуации.

• Информационный материал.

• Глоссарий.

3. Основной (аналитический) этап .  • Вступительное слово учителя;  • распределение учащихся по группам (4-5 человек в  каждой);  • организация работы групп: краткое изложение  членами групп прочитанных материалов и их  обсуждение; выявление проблемных моментов;  определение докладчиков.  • первый раунд дискуссии – обсуждение  проблемных моментов в малых группах,  поиск аргументов и решений.  • второй раунд дискуссии - представление  результатов анализа, общегрупповая  дискуссия, подведение итогов дискуссии  и найденных решений.

3. Основной (аналитический) этап . • Вступительное слово учителя; • распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); • организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков. • первый раунд дискуссии – обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений. • второй раунд дискуссии - представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

4. Итоговый этап .  • Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);  • обобщающее выступление учителя – анализ ситуации;  • оценивание учителем учащихся.

4. Итоговый этап . • Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы); • обобщающее выступление учителя – анализ ситуации; • оценивание учителем учащихся.

Примеры кейс-заданий с интернет-ресурсов

Примеры кейс-заданий с интернет-ресурсов

Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса.  Долго шел путник в поисках пищи и воды. Добравшись до ближайшей деревни, обессиленный, он упал, потеряв сознание. Местные знахари ввели в его кровь молоко. Но путник не ожил, а тотчас скончался.  Почему?  Правильно ли поступили местные знахари?

Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса. Долго шел путник в поисках пищи и воды. Добравшись до ближайшей деревни, обессиленный, он упал, потеряв сознание. Местные знахари ввели в его кровь молоко. Но путник не ожил, а тотчас скончался. Почему? Правильно ли поступили местные знахари?

Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса.   В старших классах Денис увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Денис постоянно носил с собой (чаще в правой руке). «Как ты носишь такую тяжесть?» - удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель.  Однажды на занятиях физкультурой Денис пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых и порекомендовал мальчику обратиться к врачу.  Почему?  Какой диагноз поставил врач?  Что стало причиной такого заболевания?

Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса. В старших классах Денис увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Денис постоянно носил с собой (чаще в правой руке). «Как ты носишь такую тяжесть?» - удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Денис пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых и порекомендовал мальчику обратиться к врачу. Почему? Какой диагноз поставил врач? Что стало причиной такого заболевания?

Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса.  Мария Ивановна, побывав на приеме у врача, возмутилась:  - У меня больные почки! А врач порекомендовал мне вылечить гнилые зубы и ангину!  Прав ли лечащий врач Марии Ивановны?  О чем говорят такие рекомендации?      

Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса. Мария Ивановна, побывав на приеме у врача, возмутилась: - У меня больные почки! А врач порекомендовал мне вылечить гнилые зубы и ангину! Прав ли лечащий врач Марии Ивановны? О чем говорят такие рекомендации?    

Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса.   « Пищеварение в ротовой полости»     Миша плотно поел пе­ред кроссом, надеясь, что пища вооружит его необ­ходимой энергией для бега. Однако вместо этого ему пришлось сойти с дистанции, так как началась рвота.    Почему?.

Кейс – задание по биологии для учащихся 8 класса. « Пищеварение в ротовой полости» Миша плотно поел пе­ред кроссом, надеясь, что пища вооружит его необ­ходимой энергией для бега. Однако вместо этого ему пришлось сойти с дистанции, так как началась рвота. Почему?.

Кейс -задания по биологии. «Фотосинтез. Дыхание» 6 класс   Одна богатая дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его.   Задания   Прокомментируйте ситуацию.  Что такое фотосинтез и какие условия необходимы для него?  Можно ли считать фотосинтез гениальным изобретением природы?  Как практически доказать, что процесс фотосинтеза проходил в зеленых листьях растения?  Какой значение имеет дыхание? Что происходит в растении при дыхании?  Сопоставьте процессы фотосинтеза и дыхания.

Кейс -задания по биологии. «Фотосинтез. Дыхание» 6 класс Одна богатая дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его.  Задания  Прокомментируйте ситуацию. Что такое фотосинтез и какие условия необходимы для него? Можно ли считать фотосинтез гениальным изобретением природы? Как практически доказать, что процесс фотосинтеза проходил в зеленых листьях растения? Какой значение имеет дыхание? Что происходит в растении при дыхании? Сопоставьте процессы фотосинтеза и дыхания.

Кейс-задания по биологии. «Терморегуляция организма. Закаливание» 8 класс.   Лев Толстой с ранней весны и до первого снега ходил босиком; академик И. П. Павлов в 80 лет купался в Неве до поздней осени и носил зимой легкую одежду; Илья Репин, будучи стариком, спал зимой на открытой веранде; с ледяной водой и зимней стужей дружили А. В. Суворов и Н. Г. Чернышевский; в проруби купался И. А. Крылов, а А. С. Пушкин принимал ванны со льдом.  Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?   Задания:  Что такое терморегуляция и для чего необходимы рецепторы холода и тепла?  Что мы называем закаливанием, и какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим?  Чем полезно закаливание?   Какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим?

Кейс-задания по биологии. «Терморегуляция организма. Закаливание» 8 класс. Лев Толстой с ранней весны и до первого снега ходил босиком; академик И. П. Павлов в 80 лет купался в Неве до поздней осени и носил зимой легкую одежду; Илья Репин, будучи стариком, спал зимой на открытой веранде; с ледяной водой и зимней стужей дружили А. В. Суворов и Н. Г. Чернышевский; в проруби купался И. А. Крылов, а А. С. Пушкин принимал ванны со льдом. Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать? Задания: Что такое терморегуляция и для чего необходимы рецепторы холода и тепла? Что мы называем закаливанием, и какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим? Чем полезно закаливание?  Какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим?

Интернет-ресурсы:   https://multiurok.ru/     http://irinkakartinka.rusedu.net   https :// educontest.net/ru

Интернет-ресурсы: https://multiurok.ru/ http://irinkakartinka.rusedu.net https :// educontest.net/ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Кейс-технологии на уроках биологии".

Автор: Нечаева Виктория Викторовна

Дата: 19.01.2018

Номер свидетельства: 451131

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства