Почему был выбран именно пруд в качестве объекта исследования? Бытует мнение, что в каждом населенном пункте должна быть зона отдыха, где некоторые жители поселка могли бы отдохнуть. В нашем поселке это пруд, который в последние годы сильно загрязняется разными отходами (мусор, сваленные деревья, выброшенная техника), К сожалению, все чаще отмечаются факты загрязнения всех объектов природы в результате возникновения стихийных свалок, огородов, строительства гаражей, что является причиной накопления в воде токсичных веществ. Тем не менее, большинство людей предпочитают рыбачить на нашем пруду, даже из других населенных пунктов.
Наблюдения в летнее время и в весеннее время показывают, что многие жители Новопетровского после зимы выбрасывают весь хлам в пруд, особенно близко живущие. Можно видеть, как рыбаки оставляют после себя мусор (пластиковые бутылки, пакеты, жестяные банки), жители выбрасывают спиленные деревья и трупы животных. Все это приводит к ухудшению качества воды, от чего часто гибнет рыба. И это делают в основном взрослые люди. Трудно убедить тех, кто не думает о последствиях. И, наверно, не любит природу.
2.Актуальность проекта.
Изучение и обследование, практические работы по охране – необходимое условие регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества. При изучении данного объекта можно узнать исторические сведения о водоемах – как человек осваивал и взаимодействовал с ними, какие экологические связи устанавливались между человеком и природным компонентом. Получить опыт практических действий по улучшению экологической ситуации, связанной с водоемами.
3.Цель проекта.
Общая цель – формирование экологической культуры у школьников в процессе изучения, исследования водоема. Проведение эколого – просветительской деятельности с населением.
Практическая цель – составление паспорта на пруд, определение экологических критериев состояния пруда, степень загрязненности, получение опыта практических действий по улучшению экологической ситуации, связанной с водой в водоеме, практическая деятельность по защите объекта, пропаганда его ценности и необходимости сохранения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский прект "Сохраним Новопетровский пруд" »
Анкета-заявка
Участника областного конкурса природоохранных проектов учащихся
«Тульским рекам, прудам и родникам - чистоту и полноводность»
1.Название проекта«Сохраним Новопетровский пруд»
2.Название номинации конкурса«Защитим окружающий нас мир»
3.ФИО участника Даньшин Александр Сергеевич
4.Дата и год рождения«25» июня 2000 год.
5.ФИО, должность руководителя работы Офицерова Вера Васильевна, учитель химии и биологии
6. Место учебы, класс
Общеобразовательная средняя школа, 8 класс
7.Наименование учреждения, направляющего работуМуниципальное казенное образовательное учреждение «Новопетровская средняя общеобразовательная школа»,301396 Тульская область, Каменский район, п. Новопетровский, ул. Садовая 25, (48744) 3-34-22
8.Название объединения обучающихся Кружок « Занимательная биология»
9.Домашний адрес (с индексом), контактный телефон 301396 Тульская область, Каменский район, п.Новопетровский ул. Советская 22. кв.2, телефон: +7 952 017 50 82.
Дата заполнения «17» февраля 2014 г. Подпись ___________
ФИО лица, заполнившего анкету Офицерова Вера Васильевна Подпись ___________
Анкета-заявка
Участника областного конкурса природоохранных проектов учащихся
«Тульским рекам, прудам и родникам - чистоту и полноводность»
1.Название проекта «Сохраним Новопетровский пруд»
2.Название номинации конкурса «Защитим окружающий нас мир»
3.ФИО участника Муравьев Илья Олегович
4.Дата и год рождения « 20» февраля1998 год.
5.ФИО, должность руководителя работы Офицерова Вера Васильевна, учитель химии и биологии
6. Место учебы, класс Общеобразовательная средняя школа, 8 класс
7.Наименование учреждения, направляющего работу Муниципальное казенное образовательное учреждение «Новопетровская средняя общеобразовательная школа», 301396 Тульская область, Каменский район, п. Новопетровский, ул. Садовая 25, (48744) 3-34-22
8.Название объединения обучающихся Кружок « Занимательная биология»
9.Домашний адрес (с индексом), контактный телефон 301396 Тульская область, Каменский район, п. Новопетровский,ул. Садовая 21. кв. 15, телефон: +7 915 685 48 77.
Дата заполнения «31» января 2013 г. Подпись ___________
ФИО лица, заполнившего анкету Офицерова Вера Васильевна Подпись ___________
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Новопетровская средняя общеобразовательная школа»
«Защитим окружающий нас мир»
Исследовательский проект
«Сохраним Новопетровский пруд»
Автор: Даньшин Александр Сергеевич - 7 класс
Кружок «Занимательная биология»
Руководитель: Офицерова Вера Васильевна учитель химии и биологии
п. Новопетровский, Каменский район, Тульская область
2014 год.
Введение
1.Постановка проблемы
Почему был выбран именно пруд в качестве объекта исследования? Бытует мнение, что в каждом населенном пункте должна быть зона отдыха, где некоторые жители поселка могли бы отдохнуть. В нашем поселке это пруд, который в последние годы сильно загрязняется разными отходами (мусор, сваленные деревья, выброшенная техника), К сожалению, все чаще отмечаются факты загрязнения всех объектов природы в результате возникновения стихийных свалок, огородов, строительства гаражей, что является причиной накопления в воде токсичных веществ. Тем не менее, большинство людей предпочитают рыбачить на нашем пруду, даже из других населенных пунктов.
Наблюдения в летнее время и в весеннее время показывают, что многие жители Новопетровского после зимы выбрасывают весь хлам в пруд, особенно близко живущие. Можно видеть, как рыбаки оставляют после себя мусор (пластиковые бутылки, пакеты, жестяные банки), жители выбрасывают спиленные деревья и трупы животных. Все это приводит к ухудшению качества воды, от чего часто гибнет рыба. И это делают в основном взрослые люди. Трудно убедить тех, кто не думает о последствиях. И, наверно, не любит природу.
2.Актуальность проекта.
Изучение и обследование, практические работы по охране – необходимое условие регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества. При изучении данного объекта можно узнать исторические сведения о водоемах – как человек осваивал и взаимодействовал с ними, какие экологические связи устанавливались между человеком и природным компонентом. Получить опыт практических действий по улучшению экологической ситуации, связанной с водоемами.
3.Цель проекта.
Общая цель – формирование экологической культуры у школьников в процессе изучения, исследования водоема. Проведение эколого – просветительской деятельности с населением.
Практическая цель – составление паспорта на пруд, определение экологических критериев состояния пруда, степень загрязненности, получение опыта практических действий по улучшению экологической ситуации, связанной с водой в водоеме, практическая деятельность по защите объекта, пропаганда его ценности и необходимости сохранения..
4.Формы работы учащихся.
Подбор литературы, знакомство с литературой по данному исследованию, консультации, занятия со школьниками в школьном кружке «Занимательная
биология», исследовательская работа(групповая), практическая работа (проведение опытов, расчеты при оформлении паспорта пруда, наблюдения за физическим состоянием воды, за сбросами отходов в пруд).
5.Выбор объекта
При выборе объекта учитывалось следующее:
ценность данного объекта,
экологическое состояние,
влияние деятельности человека на данный объект,
возможность его восстановления.
Задачи деятельности
-Привлечение внимания всех к проблеме сохранения водоема, который единственный в поселке Новопетровский.
-Поиск заинтересованных людей.
-Формирование у населения ответственного отношения к природе.
-Практическое участие школьников в исследовательской и природоохранной деятельности.
-Повышение уровня экологической культуры у школьников.
-Предотвращение действий, угрожающих существованию пруда и нанесению вреда.
А. Теоретические методы:
1.Получение теоретических знаний по изучению водоемов.
2.Овладение навыками и умениями обследования территории, где расположен пруд.
3.Знакомство с приборами, которые нам нужны для исследований (компас, водный термометр, плоскодонная колба, рулетка, спиртовка, емкость (1-2л), карандаши, линейки, блокнот),
4. Опрос населения о происхождении пруда и о его значении.
Б. Практические методы:
1.Проведение анкетирования учащихся школы и населения, позволяющее определить важность данного объекта,
2. Проведение химических опытов по определению состава воды.
3.Составление плана мероприятий по очистке берегов пруда.
4.Оформление стенда «Свод правил и рекомендаций по культуре поведения на водоемах».
5. Опрос населения о происхождении пруда и о его значении.
Основная часть. Действия:
Изучение соответствующей литературы по изучению водоемов, проведение зачетов по изученной теме. Прохождение техники безопасности в ходе проведения обследования территории, прилегающей к пруду.
Знакомство и изучение работы с приборами, которые нужны для исследований (компас, водный термометр, плоскодонная колба, рулетка, спиртовка, емкость (1-2л), карандаши, линейки, блокнот),
Сбор информации о происхождении пруда (беседы со старожилами Новопетровского, просмотр старых документов по планированию поселка). Разработаны вопросы анкеты. Сбор материала для составления паспорта пруда. Составление плана дальнейшей работы. Оценка состояния воды в пруду с помощью проведения соответствующих реакций, которые определяют содержание сульфатов и хлоридов в воде. Подготовка результатов исследования. Описание физических свойств воды (цвет, запах, температура). Проведение анкетирования среди школьников и населения о необходимости сохранения единственного водоема в центре поселка (результаты анкетирования будут обозначены в заключительной части).
Оформление результатов физического и химического исследования воды. Совместное заседание учащихся и руководителя проекта по составлению плана-паспорта Новопетровского пруда.
Выработка рекомендаций, направленных на улучшение экологического состояния водоемов. Планирование мероприятия в школе в форме выставки всех сведений о Новопетровском пруде и о качестве воды. Планирование работы по очистке берегов пруда на весенний период.
Заключение
На занятиях кружка была изучена следующая литература:
1.Учебник «Экология» темы «Использование и охрана недр», «Загрязнение природной среды».
2. Научно-методический журнал «Биология в школе» № 2 2005 год, № 5 2004 год, № 4 2010 год. 3. Использовались ЭОР.
Состоялись встречи с жителями поселка, которые нам рассказывали о происхождении пруда, о работе очистных сооружений, которые в настоящее время не работают. Следующим этапом было проведение анкетирования, составлена таблица (см. приложение 1).
В первую очередь были обследованы подступы к пруду, затем измерены параметры расстояний ( ширина, длина, глубина) пруда для составления паспорта. Определили, на каком расстоянии находятся жилые дома и подсобные помещения (сараи). Некоторые жители расположили сараи на критически близком расстоянии от пруда. В течение двух дней проводили спасательную операцию - делали лунки с целью обогащения воды воздухом (см.приложение 3). На третий день из лунок были забраны образцы воды для исследования физического и химического состояния воды (см.приложение4). На совместном заседании членов кружка были разработаны рекомендации, направленные на улучшение экологического состояния пруда, запланированы мероприятия в школе- оформлен стенд, разработаны рекомендации для учащихся и для населения), (см. приложение5).
Химический анализ воды: При добавлении 5% раствора хлорида бария (BaCl2) к прудовой воде, появилось помутнение – в виде осадка (BaSO4), так обнаружили мы содержание сульфатов; -Хлорид – ионы были обнаружены с помощью 10% раствора нитрата серебра (AgNO3)- ( в 5 мл.исследуемой воды добавили 3 капли 10% раствора нитрата серебра.) -выпал белый творожистый осадок. Вывод: в воде, взятой из пруда находятся сульфаты и хлориды, в значительном количестве, это очень опасно для живых организмов, находящихся там.
Физический анализ воды: При визуальном обследовании воды обнаружено, что проба воды, взятая из середины пруда, слабо-мутная и имеет слабый неопределённый запах. Проба воды, взятая около берега очень мутная и имеет запах сточных вод. Это говорит о том, что в пруд попадают ненужные вещества вместе со сточными водами, источниками которых являются сараи и загон для коров. При обследовании берега был обнаружен всякий хлам, который видно даже из-под снега.
На основании измерений и расположения построек был составлен план-паспорт пруда, на котором видно насколько близко к пруду расположены хозяйственные постройки (сараи), из которых все отходы стекают в пруд. В непосредственной близости находится загон для скота, с которого также все стекает в весеннее и летнее время в пруд (см. приложение2).
Приложение 1 Таблица
Наименование вопросов
%
Да
Нет
1.Знают о происхождении пруда
10
+
2.Нужен ли пруд нашему населению
80
+
3.Ходите ли вы на рыбалку
47
+
4. Кто отдыхает на пруду (просто)
5
5.Согласны ли вы с тем, что надо наказывать тех, кто засоряет водоемы
70
+
6. Хотите ли вы принять участие в очистке пруда
35
+
По опросам видно, что жители посёлка хотят сохранить пруд, но мало кто желает участвовать в мероприятиях по очистке берегов пруда и его сохранению.
Приложение 2 План-паспорт пруда
столовая
растения
около берега
Сараи -15 м
15 м.15 м.
200м.
15 м.
пруд
загон
5 м.
растения
жилые дома 240м. жилые дома
Пруд находится в центре посёлка. Длина пруда 600м., ширина 250м., глубина около 3м.. Вокруг располагаются жилые дома на расстоянии 70м., хозяйственные постройки на расстоянии 10м.. к западу от пруда находится столовая, рядом с ней контора. Пруд имеет всего один естественный источник, в основном он пополняется за счёт таяния снегов и дождей. Вокруг пруда располагается растительность (деревья, кустарники, травы.) В летнее время воды в пруду воды становится мало и усиливается неприятный запах.
Приложение 5 Рекомендации и правила
Всем жителям посёлка Новопетровский подумать над тем, стоит ли уничтожать единственный водоём на территории.
Никогда и ничего не выбрасывать в пруд.
Учащимся Новопетровской школы следить за состоянием берега, регулярно расчищать его.
В зимнее время пробивать лунки для поступления воздуха в воду.
Поставить знак на берегу, запрещающий выброс мусора в пруд.
Проводить беседы с рыболовами о соблюдении правил поведения на водоеме.
Весной провести лесотехнические мероприятия по предотвращению водной и ветровой эрозии совместно с администрацией сельского поселения (апрель).
ПРУД НАДО СПАСТИ!!!
П.3 Лунка П.2 Измерение П.2 Отходы
П.2 Сарай 10 м. П.2 Отходы- навоз П.2 Загон для скота
П.4 Определение химического состава воды
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Новопетровская средняя общеобразовательная школа»
«Защитим окружающий нас мир»
Исследовательский проект
«Сохраним Новопетровский пруд»
Автор: Муравьев Илья Олегович - 8 класс
Кружок «Занимательная биология»
Руководитель: Офицерова Вера Васильевна учитель химии и биологии
п. Новопетровский, Каменский район, Тульская область
2014 год.
Введение
1.Постановка проблемы
Почему был выбран именно пруд в качестве объекта исследования? Бытует мнение, что в каждом населенном пункте должна быть зона отдыха, где некоторые жители поселка могли бы отдохнуть. В нашем поселке это пруд, который в последние годы сильно загрязняется разными отходами (мусор, сваленные деревья, выброшенная техника), К сожалению, все чаще отмечаются факты загрязнения всех объектов природы в результате возникновения стихийных свалок, огородов, строительства гаражей, что является причиной накопления в воде токсичных веществ. Тем не менее, большинство людей предпочитают рыбачить на нашем пруду, даже из других населенных пунктов.
Наблюдения в летнее время и в весеннее время показывают, что многие жители Новопетровского после зимы выбрасывают весь хлам в пруд, особенно близко живущие население. Можно видеть, как рыбаки оставляют после себя мусор (пластиковые бутылки, пакеты, жестяные банки), жители выбрасывают спиленные деревья и трупы животных. Все это приводит к ухудшению качества воды, от чего часто гибнет рыба. И это делают в основном взрослые люди. Трудно убедить тех, кто не думает о последствиях. И, наверно, не любит природу.
2.Актуальность проекта.
Изучение и обследование, практические работы по охране – необходимое условие регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества. При изучении данного объекта можно узнать исторические сведения о водоемах – как человек осваивал и взаимодействовал с ними, какие экологические связи устанавливались между человеком и природным компонентом. Получить опыт практических действий по улучшению экологической ситуации, связанной с водоемами.
3.Цель проекта.
Общая цель – формирование экологической культуры у школьников в процессе изучения, исследования водоема. Проведение эколого – просветительской деятельности с населением.
Практическая цель – составление паспорта на пруд, определение экологических критериев состояния пруда, степень загрязненности, получение опыта практических действий по улучшению экологической ситуации, связанной с водой в водоеме, практическая деятельность по защите объекта, пропаганда его ценности и необходимости сохранения, постоянный мониторинг состояния берегов и загрязнения воды в пруду, в результате рейдов и охранных мероприятий ( очистка берегов, взятие проб воды для химического анализов, беседы с жителями поселка, консультации с руководством поселковой администрации.
4.Формы работы учащихся.
Подбор литературы, знакомство с литературой по данному исследованию, консультации, занятия со школьниками в школьном кружке «Занимательная
биология», исследовательская работа (групповая), практическая работа (проведение опытов, расчеты при оформлении паспорта пруда, наблюдения за физическим состоянием воды, за сбросами отходов в пруд). Проведение трудовых рейдов, проведение мониторинга, обработка химических опытов. Анкетирование школьников и взрослых по сохранению пруда.
5.Выбор объекта
При выборе объекта учитывалось следующее:
ценность данного объекта,
экологическое состояние,
влияние деятельности человека на данный объект,
возможность его восстановления.
Задачи деятельности
-Привлечение внимания большинства населения к проблеме сохранения водоема, который единственный в поселке Новопетровский.
-Поиск заинтересованных людей.
-Формирование у населения ответственного отношения к природе.
-Практическое участие школьников в исследовательской и природоохранной деятельности.
-Повышение уровня экологической культуры у школьников.
-Предотвращение действий, угрожающих существованию пруда и нанесению вреда.
А. Теоретические методы:
1.Получение теоретических знаний по изучению водоемов.
2.Овладение навыками и умениями обследования территории, где расположен пруд.
3.Знакомство с приборами, которые нужны для исследований (компас, водный термометр, плоскодонная колба, рулетка, спиртовка, емкость (1-2л), карандаши, линейки, блокнот, химические реактивы, фотоаппарат),
4. Составление вопросов для опроса населения.
Б. Практические методы:
1.Проведение анкетирования учащихся школы и населения, позволяющее определить важность данного объекта. (анкета)
2. Проведение химических опытов по определению состава воды. (лабораторные опыты)
3.Составление плана мероприятий по очистке берегов пруда. (план)
4.Оформление стенда «Свод правил и рекомендаций по культуре поведения на водоемах». (Правила)
5. Опрос населения о происхождении пруда и о его значении, об эволюции его изменения.
Основная часть. Действия:
В течение прошлого учебного года Изучение соответствующей литературы по изучению водоемов, проведение зачетов по изученной теме. Прохождение техники безопасности в ходе проведения обследования территории, прилегающей к пруду.
Знакомство и изучение работы с приборами, которые нужны для исследований (компас, водный термометр, плоскодонная колба, рулетка, спиртовка, емкость (1-2л), карандаши, линейки, блокнот),
Сбор информации о происхождении пруда (беседы со старожилами Новопетровского, просмотр старых документов по планированию поселка). Разработаны вопросы анкеты. Сбор материала для составления паспорта пруда. Составление плана дальнейшей работы. Оценка состояния воды в пруду с помощью проведения соответствующих реакций, которые определяют содержание сульфатов и хлоридов в воде. Подготовка результатов исследования. Описание физических свойств воды (цвет, запах, температура). Проведение анкетирования среди школьников и населения о необходимости сохранения единственного водоема в центре поселка (результаты анкетирования будут обозначены в заключительной части).
Оформление результатов физического и химического исследования воды. Совместное заседание учащихся и руководителя проекта по составлению плана-паспорта Новопетровского пруда.
Выработка рекомендаций, направленных на улучшение экологического состояния водоемов. Планирование мероприятия в школе в форме выставки всех сведений о Новопетровском пруде и о качестве воды. Планирование работы по очистке берегов пруда на весенний период.
Заключение
На занятиях кружка была изучена следующая литература:
1.Учебник «Экология» темы «Использование и охрана недр», «Загрязнение природной среды».
2. Научно-методический журнал «Биология в школе» № 2 2005 год, № 5 2004 год, № 4 2010 год. 3. Использовались ЭОР.
Состоялись встречи с жителями поселка, которые нам рассказывали о происхождении пруда, о работе очистных сооружений, которые в настоящее время не работают. Следующим этапом было проведение анкетирования, составлена таблица (см. приложение 1).
В первую очередь были обследованы подступы к пруду, затем измерены параметры расстояний ( ширина, длина, глубина) пруда для составления паспорта. Определили, на каком расстоянии находятся жилые дома и подсобные помещения (сараи). Некоторые жители расположили сараи на критически близком расстоянии от пруда. В течение двух дней проводили спасательную операцию - делали лунки с целью обогащения воды воздухом (см.приложение 3). На третий день из лунок были забраны образцы воды для исследования физического и химического состояния воды (см.приложение4). На совместном заседании членов кружка были разработаны рекомендации, направленные на улучшение экологического состояния пруда, запланированы мероприятия в школе- оформлен стенд, разработаны рекомендации для учащихся и для населения), (см. приложение5).
Химический анализ воды: При добавлении 5% раствора хлорида бария (BaCl2) к прудовой воде, появилось помутнение – в виде осадка (BaSO4), так обнаружили мы содержание сульфатов; -Хлорид – ионы были обнаружены с помощью 10% раствора нитрата серебра (AgNO3)- ( в 5 мл.исследуемой воды добавили 3 капли 10% раствора нитрата серебра.) -выпал белый творожистый осадок. Вывод: в воде, взятой из пруда находятся сульфаты и хлориды, в значительном количестве, это очень опасно для живых организмов, находящихся там.
Физический анализ воды: При визуальном обследовании воды обнаружено, что проба воды, взятая из середины пруда, слабо-мутная и имеет слабый неопределённый запах. Проба воды, взятая около берега очень мутная и имеет запах сточных вод. Это говорит о том, что в пруд попадают ненужные вещества вместе со сточными водами, источниками которых являются сараи и загон для коров. При обследовании берега был обнаружен всякий хлам, который видно даже из-под снега.
На основании измерений и расположения построек был составлен план-паспорт пруда, на котором видно насколько близко к пруду расположены хозяйственные постройки (сараи), из которых все отходы стекают в пруд. В непосредственной близости находится загон для скота, с которого также все стекает в весеннее и летнее время в пруд (см. приложение2).
Приложение 1 Таблица
Наименование вопросов
%
Да
Нет
1.Знают о происхождении пруда
10
+
2.Нужен ли пруд нашему населению
80
+
3.Ходите ли вы на рыбалку
47
+
4. Кто отдыхает на пруду (просто)
5
5.Согласны ли вы с тем, что надо наказывать тех, кто засоряет водоемы
70
+
6. Хотите ли вы принять участие в очистке пруда
35
+
По опросам видно, что жители посёлка хотят сохранить пруд, но мало кто желает участвовать в мероприятиях по очистке берегов пруда и его сохранению.
Приложение 2 План-паспорт пруда
столовая
растения
около берега
Сараи -15 м
15 м.15 м.
200м.
15 м.
пруд
загон
5 м.
растения
жилые дома 240м. жилые дома
Пруд находится в центре посёлка. Длина пруда 600м., ширина 250м., глубина около 3м.. Вокруг располагаются жилые дома на расстоянии 70м., хозяйственные постройки на расстоянии 10м.. к западу от пруда находится столовая, рядом с ней контора. Пруд имеет всего один естественный источник, в основном он пополняется за счёт таяния снегов и дождей. Вокруг пруда располагается растительность (деревья, кустарники, травы.) В летнее время воды в пруду воды становится мало и усиливается неприятный запах.
Приложение 5 Рекомендации и правила
Всем жителям посёлка Новопетровский подумать над тем, стоит ли уничтожать единственный водоём на территории.
Никогда и ничего не выбрасывать в пруд.
Учащимся Новопетровской школы следить за состоянием берега, регулярно расчищать его.
В зимнее время пробивать лунки для поступления воздуха в воду.
Поставить знак на берегу, запрещающий выброс мусора в пруд.
Проводить беседы с рыболовами о соблюдении правил поведения на водоеме.
Весной провести лесотехнические мероприятия по предотвращению водной и ветровой эрозии совместно с администрацией сельского поселения (апрель).
ПРУД НАДО СПАСТИ!!!
П.3 Лунка П.2 Измерение П.2 Отходы
П.2 Сарай 10 м. П.2 Отходы- навоз П.2 Загон для скота