Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Профессиональное самоопределение восьмиклассников"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №2 »
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
И СКЛОННОСТЕЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Авторы: Анферов Семён Александрович,
Косов Гектор Кириллович
Класс: 8 А
Научный руководитель:
Надь Людмила Геннадьевна
Учитель биологии
Процесс принятия решений и приобретения опыта, касающегося образования и работы, является очень важным этапом в жизни человека, влияющим на всю его дальнейшую жизнь.
Это доказываетактуальностьнашего исследования.
Предлагаемая исследовательская работа посвящена актуальнойпроблемевыбора профессии. Работа и всё, что с ней связано, занимают половину нашей жизни.
Объектомданного исследования являются учащиеся 8 классов.
Цель работы–изучение проявления особенностей в профессиональном самоопределении , мотивов выбора профессии школьниками 8 классов. В соответствии с целью определяются следующиезадачиисследования:
Провести анализ литературы по проблеме выбора профессии в подростковом возрасте
Выявить факторы, влияющие на выбор профессии
Выяснить, какие профессии пользуются популярностью у молодежи и почему.
. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаватьсяучащимися в 14-15 лет. Согласно проводимым исследованиям лишь 25-30 % обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Около 55% не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе; их одолевают противоречивые чувства:«выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это, действительно, серьёзная проблема, которую , так или иначе, необходимо решать.
Профессиональное самоопределение
Выбирая профессию, надо четко представлять, чего вы хотите от неё. Надоответить на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать. Какая заработная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени сил могу отдать освоению этой профессии и ещё многое, многое другое. Всё это есть мотивы выбора.
Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается.
Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, лёгкостью поступления в учебное заведение, её престижностью, высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей
Факторы , влияющие на выбор профессии
Выделяют восемь основных факторов выбора профессии.
1. Позиция старших членов семьи
2. Позиция товарищей, подруг.Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.
3.Позиция учителей, классного руководителя
4. Личные профессиональные планы.Под планом в данном случае подразумеваются наши представления об этапах освоения профессии.
5. Способности.О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижении в самых разнообразных видах деятельности.
6.Уровень притязаний на общественное признание.
7. Информированность.
8.Склонности.Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть времени.
Иногда вообще не происходит рационального выбора профессии кактакового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может единственное место, на которое их приняли и о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным.
Многие учащиеся (или их родители) стремятся попасть на факультеты независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Они получают желаемую профессию, но по понятным причинам не могут состояться в этой профессии, реализовать свои таланты.
В связи с этим важной составляющей выбора профессии учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения.
2 . Главная цель (что буду делать)
Изготовление мебели ,
ремонт машин, возить людей,
сниматься в фильмах, быть профессиональным хирургом ,
(музыкантом),
учиться,
не определилась,
следовать законам и ловить преступников,
отдел снабжения шахты,
стать сотрудником Росгвардии,
печь,
тушить леса, спасать людей, защищать людей, управлять поездом, перевозить груз, программирование, монтировать программы, готовить,
делать макияж,
брать интервью у людей,
получать много денег,
защищать страну,
играть в театре и получать моральное удовольствие..,
необходимые качества личности
Не знаю ,
доброта-5 и трудолюбие-2, уважение-2, ответственность-2, юмор-3,
общие интересы, эмоциональность,
честность-2
верность и справедливость, человечность, достойность, смелость-2,
сформировано представление о полном соответствии этой профессии своим способностям и возможностям
(4.1 - 11 /42,3% ),
согласованность профессионального намерения с родителями
(5.1 - 18 /69,23% )
Мотив выбора профессии
Уровень мотивации достижения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Выбор профессии – это второе рождение человека.
От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворённость работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость, счастье… Чтобы не ошибиться в выборе профессии, надо разобраться и в своих личных качествах, способностях, и в сложном лабиринте профессий, с их особыми требованиями к человеку, нужно, разобраться, и в том, какие кадры работников будут больше, всего нужны, обществу в обозримом будущем...
Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов :
1)отношение к профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения;
2)большинство учащихся нашей школы выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, интеллекта;
3)для более осознанного выбора профессии восьмиклассников в школе необходимо проводить диагностику склонностей учащихся, личностных качеств, способностей и интересов, межличностных отношений, повышать самооценку.