kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Профессиональное самоопределение восьмиклассников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение профессиональных интересов и склонностей среди школьников восьмых классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Профессиональное самоопределение восьмиклассников"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №2 »  ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ  И СКЛОННОСТЕЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ      Авторы : Анферов Семён Александрович, Косов Гектор Кириллович  Класс : 8 А  Научный руководитель : Надь Людмила Геннадьевна Учитель биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №2 »

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

И СКЛОННОСТЕЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

Авторы : Анферов Семён Александрович,

Косов Гектор Кириллович

Класс : 8 А

Научный руководитель :

Надь Людмила Геннадьевна

Учитель биологии

Процесс принятия решений и приобретения опыта, касающегося образования и работы, является очень важным этапом в жизни человека, влияющим на всю его дальнейшую жизнь. Это доказывает актуальность  нашего исследования .

Процесс принятия решений и приобретения опыта, касающегося образования и работы, является очень важным этапом в жизни человека, влияющим на всю его дальнейшую жизнь.

Это доказывает актуальность нашего исследования .

Предлагаемая исследовательская работа посвящена актуальной проблеме выбора профессии. Работа и всё, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Объектом  данного исследования являются учащиеся 8 классов. Предмет  исследования – профессиональное самоопределение восьмиклассников. Метод  исследования- тестирование.

Предлагаемая исследовательская работа посвящена актуальной проблеме выбора профессии. Работа и всё, что с ней связано, занимают половину нашей жизни.

Объектом данного исследования являются учащиеся 8 классов.

Предмет исследования профессиональное самоопределение восьмиклассников.

Метод исследования- тестирование.

Цель работы  – изучение проявления особенностей в профессиональном самоопределении , мотивов выбора профессии школьниками 8 классов. В соответствии с целью определяются следующие  задачи исследования:

Цель работы изучение проявления особенностей в профессиональном самоопределении , мотивов выбора профессии школьниками 8 классов. В соответствии с целью определяются следующие задачи исследования:

  • Провести анализ литературы по проблеме выбора профессии в подростковом возрасте
  • Выявить факторы, влияющие на выбор профессии
  • Выяснить, какие профессии пользуются популярностью у молодежи и почему.
. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14-15 лет. Согласно проводимым исследованиям лишь 25-30 % обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Около 55% не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе; их одолевают противоречивые чувства: « выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо » . Это, действительно, серьёзная проблема, которую , так или иначе, необходимо решать. Профессиональное самоопределение

. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14-15 лет. Согласно проводимым исследованиям лишь 25-30 % обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Около 55% не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе; их одолевают противоречивые чувства: « выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо » . Это, действительно, серьёзная проблема, которую , так или иначе, необходимо решать.

Профессиональное самоопределение

Выбирая профессию, надо четко представлять, чего вы хотите от неё. Надо ответить на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать. Какая заработная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени сил могу отдать освоению этой профессии и ещё многое, многое другое. Всё это есть мотивы выбора. Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается.

Выбирая профессию, надо четко представлять, чего вы хотите от неё. Надо ответить на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать. Какая заработная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени сил могу отдать освоению этой профессии и ещё многое, многое другое. Всё это есть мотивы выбора.

Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается.

Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, лёгкостью поступления в учебное заведение, её престижностью, высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей  Факторы , влияющие на выбор профессии

Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, лёгкостью поступления в учебное заведение, её престижностью, высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей

Факторы , влияющие на выбор профессии

Выделяют восемь основных факторов выбора профессии. 1. Позиция старших членов семьи 2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. 3. Позиция учителей, классного руководителя 4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются наши представления об этапах освоения профессии. 5 . Способности . О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижении в самых разнообразных видах деятельности. 6. Уровень притязаний на общественное признание. 7. Информированность. 8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть времени.

Выделяют восемь основных факторов выбора профессии.

1. Позиция старших членов семьи

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителей, классного руководителя

4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются наши представления об этапах освоения профессии.

5 . Способности . О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижении в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание.

7. Информированность.

8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть времени.

Иногда вообще не происходит рационального выбора профессии как такового . Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может единственное место, на которое их приняли и о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным.

Иногда вообще не происходит рационального выбора профессии как такового . Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может единственное место, на которое их приняли и о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным.

Многие учащиеся (или их родители) стремятся попасть на факультеты независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Они получают желаемую профессию, но по понятным причинам не могут состояться в этой профессии, реализовать свои таланты.          В связи с этим важной составляющей выбора профессии учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения.

Многие учащиеся (или их родители) стремятся попасть на факультеты независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Они получают желаемую профессию, но по понятным причинам не могут состояться в этой профессии, реализовать свои таланты.

         В связи с этим важной составляющей выбора профессии учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения.

2 . Главная цель (что буду делать) Изготовление мебели , ремонт машин, возить людей,  сниматься в фильмах, быть профессиональным хирургом , (музыкантом),  учиться, не определилась, следовать законам и ловить преступников, отдел снабжения шахты, стать сотрудником Росгвардии, печь, тушить леса, спасать людей, защищать людей, управлять поездом, перевозить груз, программирование, монтировать программы, готовить, делать макияж, брать интервью у людей, получать много денег, защищать страну, играть в театре и получать моральное удовольствие..,

2 . Главная цель (что буду делать)

Изготовление мебели ,

ремонт машин, возить людей,

сниматься в фильмах, быть профессиональным хирургом ,

(музыкантом),

учиться,

не определилась,

следовать законам и ловить преступников,

отдел снабжения шахты,

стать сотрудником Росгвардии,

печь,

тушить леса, спасать людей, защищать людей, управлять поездом, перевозить груз, программирование, монтировать программы, готовить,

делать макияж,

брать интервью у людей,

получать много денег,

защищать страну,

играть в театре и получать моральное удовольствие..,

необходимые качества личности Не знаю , доброта-5 и трудолюбие-2, уважение-2, ответственность-2, юмор-3, общие интересы, эмоциональность, честность-2  верность и справедливость, человечность, достойность, смелость-2,  сила-2, физическая подготовка, знание географии, знание профессии,  храбрость , бесстрашие, миролюбие, простота, вежливость

необходимые качества личности

Не знаю ,

доброта-5 и трудолюбие-2, уважение-2, ответственность-2, юмор-3,

общие интересы, эмоциональность,

честность-2

верность и справедливость, человечность, достойность, смелость-2,

сила-2, физическая подготовка, знание географии,

знание профессии,

храбрость , бесстрашие, миролюбие, простота, вежливость

«Мой идеал работника-профессионала»: (26 чел) Оказывают влияние Степень влияния на выбор (по пятибалль­ной системе)  на выбор профессии  Родители 85 баллов Ваш идеал (по пятибалльной системе)  Родственники 85 баллов 58 баллов  Учителя  Друзья 29 баллов 70 баллов 67 баллов  Литературные герои, 46 баллов 75 баллов 46 баллов  киногерои 47 баллов  Кто-то еще 33 балла 41 балл

«Мой идеал работника-профессионала»: (26 чел)

Оказывают влияние

Степень влияния на выбор (по пятибалль­ной системе)

на выбор профессии

Родители

85 баллов

Ваш идеал (по пятибалльной системе)

Родственники

85 баллов

58 баллов

Учителя

Друзья

29 баллов

70 баллов

67 баллов

Литературные герои,

46 баллов

75 баллов

46 баллов

киногерои

47 баллов

Кто-то еще

33 балла

41 балл

Степень влияния на выбор

Степень влияния на выбор

Ваш идеал

Ваш идеал

Опросник для выявления начального уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению (26 чел) Какие способности, по-вашему мнению, у Вас сформированы в наибольшей степени? спортивные Количество, % 8/30,76% технические 7/26,92% организаторские, литературно-художественные 5/19,23% математические 3/ 11,53%  педагогические химико-биологические предпринимательские логические 1 /3,8% Затрудняюсь ответить 5/ 19,23%

Опросник для выявления начального уровня готовности школьников

к профессиональному самоопределению (26 чел)

Какие способности, по-вашему мнению, у Вас сформированы в наибольшей степени?

спортивные

Количество, %

8/30,76%

технические

7/26,92%

организаторские, литературно-художественные

5/19,23%

математические

3/ 11,53%

педагогические

химико-биологические

предпринимательские

логические

1 /3,8%

Затрудняюсь ответить

5/ 19,23%

Выявление начального уровня готовности к профессиональному самоопределению

Выявление начального уровня готовности к профессиональному самоопределению

Уровни Показатели Достаточный (показатели болеевысокие у большинства) Определенно избран путь дальнейшего продолжения образования Низкий (2.1 - 15 /57,69% ), Ответы 2.2 - 8 /30,76% ; 3.2 - 10 /38,46% ; Недостаточный определенно выбрана будущая профессия (3.1 - 14 /53,84% ), 4.2- 12 /46,15% ; 5.2 - 3 /11,53 Другие варианты ответов сформировано представление о полном соответствии этой профессии своим способностям и возможностям (4.1 - 11 /42,3% ), согласованность профессионального намерения с родителями (5.1 - 18 /69,23% )

Уровни

Показатели

Достаточный

(показатели болеевысокие у большинства)

Определенно избран путь дальнейшего продолжения образования

Низкий

(2.1 - 15 /57,69% ),

Ответы 2.2 - 8 /30,76% ; 3.2 - 10 /38,46% ;

Недостаточный

определенно выбрана будущая профессия (3.1 - 14 /53,84% ),

4.2- 12 /46,15% ; 5.2 - 3 /11,53

Другие варианты ответов

сформировано представление о полном соответствии этой профессии своим способностям и возможностям

(4.1 - 11 /42,3% ),

согласованность профессионального намерения с родителями

(5.1 - 18 /69,23% )

Мотив выбора профессии

Мотив выбора профессии

Уровень мотивации достижения

Уровень мотивации достижения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ  Выбор профессии – это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворённость работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость, счастье… Чтобы не ошибиться в выборе профессии, надо разобраться и в своих личных качествах, способностях, и в сложном лабиринте профессий, с их особыми требованиями к человеку, нужно, разобраться, и в том, какие кадры работников будут больше, всего нужны, обществу в обозримом будущем...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Выбор профессии – это второе рождение человека.

От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворённость работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость, счастье… Чтобы не ошибиться в выборе профессии, надо разобраться и в своих личных качествах, способностях, и в сложном лабиринте профессий, с их особыми требованиями к человеку, нужно, разобраться, и в том, какие кадры работников будут больше, всего нужны, обществу в обозримом будущем...

Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать  ряд выводов :  1)отношение к профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения;  2)большинство учащихся нашей школы выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, интеллекта;  3)для более осознанного выбора профессии восьмиклассников в школе необходимо проводить диагностику склонностей учащихся, личностных качеств, способностей и интересов, межличностных отношений, повышать самооценку.

Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать  ряд выводов :

1)отношение к профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения;

2)большинство учащихся нашей школы выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, интеллекта;

3)для более осознанного выбора профессии восьмиклассников в школе необходимо проводить диагностику склонностей учащихся, личностных качеств, способностей и интересов, межличностных отношений, повышать самооценку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Профессиональное самоопределение восьмиклассников"

Автор: Надь Людмила Геннадьевна

Дата: 18.01.2022

Номер свидетельства: 598138


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства