kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование ИКТ на уроках биологии в 8 классе при изучении темы "Кожные покровы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Размещенные материалы представляют собой методическую разработку уроков по биологии в 8 классе, которые могут быть полезны при изучении темы "Кожные покровы" (к учебнику Н.И.Сонина).

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ на уроках биологии в 8 классе при изучении темы "Кожные покровы"»

Использование информационных технологий на уроках биологии  в 8-ом классе по теме «Покровы тела».   Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Урок 1. «Строение и функции кожи». Урок 2. «Роль кожи в терморегуляции  организма». Урок 3. «Гигиена кожи. Закаливание».

Использование информационных технологий на уроках биологии в 8-ом классе по теме «Покровы тела». Н.И.Сонин, М.Р.Сапин.

Урок 1. «Строение и функции кожи».

Урок 2. «Роль кожи в терморегуляции

организма».

Урок 3. «Гигиена кожи. Закаливание».

Основные требования по теме Учащиеся должны знать:  значение закаливания;  гигиенические требования; строение и функции кожи. Учащиеся должны уметь:

Основные требования по теме

Учащиеся должны знать:

  • значение закаливания;
  • гигиенические требования;
  • строение и функции кожи.

Учащиеся должны уметь:

  • оказывать первую помощь при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции;
  • устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи;
  • разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания.
План проведения уроков по теме  «Покровы тела»  № тема урока  1 строение и функции кожи задачи 2 роль кожи в терморегуляции организма 3 сформировать понятие о строении и функциях кожи в связи с ее структурой тип: вид урока гигиена кожи, закаливание . методы и приемы сформировать знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма изучение нового материала проблемное изложение Демонстрация слайдов лекция использование компьютерных технологий деятельность учащихся изучение нового материала частично поисковый демонстрационный сформировать понятие о гигиене кожи, одежды, закаливании организма изучение нового материала проблемное изложение заполнение таблицы использование репетитора «Биология» тестовое задание Демонстрация слайдов рассказ с элементами беседы тестовое задание словарная работа самостоятельная работа с использованием репетитора «Биология»  Демонстрация слайдов рассказ с элементами беседы индивидуальная работа с разноуровневыми заданиями

План проведения уроков по теме «Покровы тела»

тема урока

1

строение и функции кожи

задачи

2

роль кожи в терморегуляции организма

3

сформировать понятие о строении и функциях кожи в связи с ее структурой

тип: вид урока

гигиена кожи, закаливание .

методы и приемы

сформировать знания о функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма

изучение нового материала

проблемное изложение

Демонстрация слайдов

лекция

использование компьютерных технологий

деятельность учащихся

изучение нового материала

частично поисковый демонстрационный

сформировать понятие о гигиене кожи, одежды, закаливании организма

изучение нового материала

проблемное изложение

заполнение таблицы

использование репетитора «Биология»

тестовое задание

Демонстрация слайдов

рассказ с элементами беседы

тестовое задание словарная работа самостоятельная работа с использованием репетитора «Биология»

Демонстрация слайдов

рассказ с элементами беседы

индивидуальная работа с разноуровневыми заданиями

Презентация по теме  «Покровы тела». Урок 1. «Строение и функции кожи». Урок 2. «Роль кожи в терморегуляции организма». Урок 3. «Гигиена кожи.  Закаливание».

Презентация по теме «Покровы тела».

Урок 1. «Строение и функции кожи».

Урок 2. «Роль кожи в терморегуляции

организма».

Урок 3. «Гигиена кожи. Закаливание».

Урок 1.  тема:  Строение и функции кожи Задачи: 1. сформировать понятие о строении и защитной, рецепторной, выделительной  функциях кожи в связи с ее структурой; 2. познакомиться с производными кожи и их значением.  Домашнее задание: изучить текст: стр.174 – 175; ответить на вопросы 1 – 8, стр. 176.

Урок 1. тема: Строение и функции кожи

Задачи:

1. сформировать понятие о строении и защитной, рецепторной, выделительной функциях кожи в связи с ее структурой;

2. познакомиться с производными кожи и их значением.

Домашнее задание:

изучить текст: стр.174 – 175;

ответить на вопросы 1 – 8, стр. 176.

Строение кожи. Кожа  - внешний покров тела человека, состоящий из следующих слоев: наружный слой  (эпидермис) собственно кожа  ( дерма ) подкожная жировая клетчатка

Строение кожи.

Кожа - внешний покров тела человека, состоящий из следующих слоев:

наружный слой (эпидермис)

собственно кожа ( дерма )

подкожная жировая клетчатка

Общие функции кожи: защитная функция - защита от механических повреждений, УФ-лучей, микробов, высыхания; чувствительная функция – осязание, температурная и болевая чувствительность; терморегуляция - защита от переохлаждения и перегрева; дыхательная функция - 2% общего газообмена; выделительная функция - водный, солевой, углевод- ный, жировой и витаминный обмен (образование витамина D ); 6. депо крови.

Общие функции кожи:

  • защитная функция - защита от механических повреждений, УФ-лучей, микробов, высыхания;
  • чувствительная функция – осязание, температурная и болевая чувствительность;
  • терморегуляция - защита от переохлаждения и перегрева;
  • дыхательная функция - 2% общего газообмена;
  • выделительная функция - водный, солевой, углевод-

ный, жировой и витаминный

обмен (образование витамина D );

6. депо крови.

Производные кожи. потовые железы ногти сальные железы волосы молочные железы

Производные кожи.

потовые железы

ногти

сальные железы

волосы

молочные железы

Эпидермис:  толщина 0,07 – 2,5 мм (хорошо развит на ладонях и подошвах);  это многослойный плоский эпителий;   наружный слой – роговой , состоит из омертвевших клеток, которые постоян но слущиваются, унося с собой пыль и вредные вещества;  внутренний слой - ростковый ; за счет размножения клеток происходит восполнение верхних слоев кожи.   в ростковом слое есть красящее вещество — пигмент меланин , определяющий цвет кожи у разных народов и загар.   Меланин защищает нижележащие слои от повреждающего действия ультрафиолета, поэтому люди, живущие в местах с жарким солнечным климатом, имеют более темный цвет кожи, чем их северные «братья».

Эпидермис:

  • толщина 0,07 – 2,5 мм (хорошо развит на ладонях и подошвах);
  • это многослойный плоский эпителий;
  • наружный слой – роговой , состоит из омертвевших клеток, которые постоян но слущиваются, унося с собой пыль и вредные вещества;
  • внутренний слой - ростковый ; за счет размножения клеток происходит восполнение верхних слоев кожи.

  • в ростковом слое есть красящее вещество — пигмент меланин , определяющий цвет кожи у разных народов и загар.

Меланин защищает нижележащие слои от повреждающего действия ультрафиолета, поэтому люди, живущие в местах с жарким солнечным климатом, имеют более темный цвет кожи, чем их северные «братья».

Человеческие расы: европеоидная  монголоидная  негроидная    Расовые особенности наследственны. По - видимому, в далёком прошлом расовые признаки были полезны для их обладателей: тёмная кожа негров и курчавые волосы предохраняли организм от перегрева.  Защита от губительных ультрафиолетовых лучей связана с клетками, расположенными в ростковом слое эпидермиса. СПЕКТР СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ

Человеческие расы:

европеоидная монголоидная негроидная

Расовые особенности наследственны. По - видимому, в далёком прошлом расовые признаки были полезны для их обладателей: тёмная кожа негров и курчавые волосы предохраняли организм от перегрева.

Защита от губительных ультрафиолетовых лучей связана с клетками, расположенными в ростковом слое эпидермиса.

СПЕКТР СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ

Ногти - производные эпидермиса. Ноготь - роговая пластинка, лежащая на эпителии концевых фаланг пальцев рук и ног. Защищают ткань ложа ногтя от различных раздражителей внешней среды. Строение ногтя. Открытая часть ногтя - ногтевое тело . Ноготь растет от лунки - белого полумесяца на нижней части - к свободному краю . Внутренняя часть ногтя - ногтевое ложе .  Диагностика состояния здоровья по ногтям. 1.- ноготь здорового человека; 2.- при патологии печени; 3.- при эритремии; 4.- при пороках сердца; 5.- при нарушениях деятельности ЦНС; 6.- при нарушениях функции мозга.

Ногти - производные эпидермиса.

Ноготь - роговая пластинка, лежащая на эпителии концевых фаланг пальцев рук и ног. Защищают ткань ложа ногтя от различных раздражителей внешней среды.

Строение ногтя.

Открытая часть ногтя - ногтевое тело .

Ноготь растет от лунки - белого полумесяца на нижней части - к свободному краю . Внутренняя часть ногтя - ногтевое ложе .

Диагностика состояния здоровья по ногтям.

1.- ноготь здорового человека; 2.- при патологии печени; 3.- при эритремии; 4.- при пороках сердца; 5.- при нарушениях деятельности ЦНС; 6.- при нарушениях функции мозга.

Волосы - производные эпидермиса. Функции волос:  защита от вредных воздействий окружающей среды, механических повреждений; участие в теплорегуляции;  являются органами осязания; защита глаз  от пыли .  Волос состоит из: волосяной луковицы корня стержня Основным компонентом структуры волоса является белок (65-95%) – твердый кератин . В состав волос входят также вода (10-13%), липиды, пигмент, микроэлементы.  Различают три типа волос:

Волосы - производные эпидермиса.

Функции волос:

  • защита от вредных воздействий окружающей среды, механических повреждений;
  • участие в теплорегуляции;
  • являются органами осязания;
  • защита глаз от пыли .

Волос состоит из:

  • волосяной луковицы
  • корня
  • стержня

Основным компонентом структуры волоса является белок (65-95%) – твердый кератин . В состав волос входят также вода (10-13%), липиды, пигмент, микроэлементы.

Различают три типа волос:

  • длинные (волосистая часть головы, усы, борода, подмышечные впадины);
  • щетинистые (брови, ресницы, наружный слуховой проход,);
  • пушковые (остальные участки кожного покрова).
Интересные факты о ногтях и волосах на голове у рыжих располагается до 80000 волос, у брюнетов - до 102000, а у блондинов больше всего - 140000 волос. У женщин волосы более тонкие, чем у - мужчин, и растут они значительно быстрее. На голове волосы живут от 4 до 10 лет, в подмышечных впадинах, на бровях и ресницах - 3-4 месяца. У каждого человека в норме ежедневно выпадает до 100 волос. Больше всего волос выпадает осенью.  Ногти на руках растут примерно со скоростью 0,1 мм в сутки, ногти на ногах растут медленнее.

Интересные факты о ногтях и волосах

на голове у рыжих располагается до 80000 волос, у брюнетов - до 102000, а у блондинов больше всего - 140000 волос. У женщин волосы более тонкие, чем у - мужчин, и растут они значительно быстрее.

На голове волосы живут от 4 до 10 лет, в подмышечных впадинах, на бровях и ресницах - 3-4 месяца. У каждого человека в норме ежедневно выпадает до 100 волос. Больше всего волос выпадает осенью.

Ногти на руках растут примерно со скоростью 0,1 мм в сутки, ногти на ногах растут медленнее.

Дерма (собственно кожа): имеет толщину от 0,5 до 5 мм;   в ней выделяют сосочковый и сетчатый слои;  сосочковый слой – рыхлая соединительная ткань, образует выпячивания в эпидермис. Содержит: волокна, придающие прочность и упругость; кровеносные и лимфатические сосуды; нервные окончания.   сетчатый слой  – содержит: сальные и потовые железы, волосяные сумки.  Значение дермы: место расположения рецепторов; терморегуляция за счет потовых желез; прочность и эластичность кожи.

Дерма (собственно кожа):

  • имеет толщину от 0,5 до 5 мм;

  • в ней выделяют сосочковый и сетчатый слои;
  • сосочковый слой – рыхлая соединительная ткань, образует выпячивания в эпидермис. Содержит: волокна, придающие прочность и упругость; кровеносные и лимфатические сосуды; нервные окончания.

  • сетчатый слой – содержит: сальные и потовые железы, волосяные сумки.

Значение дермы:

  • место расположения рецепторов;
  • терморегуляция за счет потовых желез;
  • прочность и эластичность кожи.

Рецепторы кожи. Рецепторы - особые концевые нервные образования кожи, служащие для восприятия ощущений:

Рецепторы кожи.

Рецепторы - особые концевые нервные образования кожи, служащие для восприятия ощущений:

Железы кожи. Потовые железы представляют собой небольшие клубочки, в которых и образуется пот.   Сальные железы располагаются неглубоко под кожей. Их протоки открываются в сумку волоса.  Секрет сальных желез служит смазкой для волос и эпидермиса, предохраняет кожу от воды, микробов, смягчает и придает ей эластичность и упругость. пот аммиак, мочевая кислота, мочевина, жиры, белки. (2%) вода (98%) Молочные железы - измененные потовые железы, вырабатывают молоко (только у женщин). Функция - кормление ребенка . За сутки человек выделяет от 500-600 мл до 2-3 литров  пота.

Железы кожи.

Потовые железы представляют собой небольшие клубочки, в которых и образуется пот.

Сальные железы располагаются неглубоко под кожей. Их протоки открываются в сумку волоса. Секрет сальных желез служит смазкой для волос и эпидермиса, предохраняет кожу от воды, микробов, смягчает и придает ей эластичность и упругость.

пот

аммиак, мочевая кислота, мочевина, жиры, белки. (2%)

вода (98%)

Молочные железы - измененные потовые железы, вырабатывают молоко (только у женщин). Функция - кормление ребенка .

За сутки человек выделяет от 500-600 мл до 2-3 литров пота.

Подкожная жировая клетчатка:  самый глубокий слой кожи;  состоит из рыхлой соединительнотканной сети волокон, в петлях которой располагаются частицы жировой ткани;  толщина слоя зависит от образа жизни, питания, обмена веществ; на глазных веках жировой слой отсутствует совсем и очень тонкий ( до 2 мм ) на носу, ушных раковинах и губах  Функции:

Подкожная жировая клетчатка:

  • самый глубокий слой кожи;
  • состоит из рыхлой соединительнотканной сети волокон, в петлях которой располагаются частицы жировой ткани;
  • толщина слоя зависит от образа жизни, питания, обмена веществ;
  • на глазных веках жировой слой отсутствует совсем и очень тонкий ( до 2 мм ) на носу, ушных раковинах и губах

Функции:

  • предохраняет организм от охлаждения;
  • защищает от различных внешних раздражителей и травм;
  • служит депо, в котором откладываются запасы жира, расходуемого в случае болезни, голода, беременности.
Интересные факты .  Наша кожа - это:  • около 5 млн. волосков; - общая площадь поверхности кожи составляет 1,5-2 квадратных метра;  • содержит 60% влаги, у детей до 90%;  • сто пор на каждый квадратный сантиметр;  • двести рецепторов на каждый квадратный сантиметр;  • средняя толщина кожи 1-2 мм;  • кожа чуть грубее и толще на подошвах, тоньше и прозрачнее на веках;  • на 1 квадратный сантиметр кожи приходится до 5000 чувствительных окончаний, 200 болевых, 12 холодовых точек, 2 тепловых и 25 точек, реагирующих на давление.

Интересные факты .

Наша кожа - это: • около 5 млн. волосков; - общая площадь поверхности кожи составляет 1,5-2 квадратных метра; • содержит 60% влаги, у детей до 90%; • сто пор на каждый квадратный сантиметр; • двести рецепторов на каждый квадратный сантиметр; • средняя толщина кожи 1-2 мм; • кожа чуть грубее и толще на подошвах, тоньше и прозрачнее на веках; • на 1 квадратный сантиметр кожи приходится до 5000 чувствительных окончаний, 200 болевых, 12 холодовых точек, 2 тепловых и 25 точек, реагирующих на давление.

Заполните таблицу, используя 1С репетитор «Биология»: Строение и функции кожи. название слоя тип ткани что включает функции Запишите в словарик: эпидермис, собственно кожа, потовые железы, сальные железы, волосы, ногти.

Заполните таблицу, используя 1С репетитор «Биология»:

Строение и функции кожи.

название слоя

тип ткани

что включает

функции

Запишите в словарик:

эпидермис, собственно кожа, потовые железы, сальные железы, волосы, ногти.

Проверьте себя. 1. В коже различают: два слоя; три слоя; четыре слоя.  Волосы и ногти: производные эпидермиса; производные собственно кожи; производные подкожной жировой клетчатки . 2 . Собственно кожа образована: эпителиальной тканью; соединительной тканью; мышечной тканью. Пигмент, определяющий цвет кожи: гемоглобин; меланин; кератин. 3. Потовые железы расположены: в собственно коже; в наружном слое кожи; в подкожной жировой клетчатке. Ответы: 1 - b ; 2 – b ; 3 - a ; 4 - a ; 5 – b .

Проверьте себя.

1. В коже различают:

  • два слоя;
  • три слоя;
  • четыре слоя.

  • Волосы и ногти:
  • производные эпидермиса;
  • производные собственно кожи;
  • производные подкожной жировой клетчатки .

2 . Собственно кожа образована:

  • эпителиальной тканью;
  • соединительной тканью;
  • мышечной тканью.
  • Пигмент, определяющий цвет кожи:
  • гемоглобин;
  • меланин;
  • кератин.

3. Потовые железы расположены:

  • в собственно коже;
  • в наружном слое кожи;
  • в подкожной жировой клетчатке.

Ответы: 1 - b ; 2 – b ; 3 - a ; 4 - a ; 5 – b .

Урок 2.  тема:  Роль кожи в терморегуляции организма. Задачи: 1. Познакомиться с ролью кожи в терморегуляции, условиями сохранения постоянной температуры тела человека, со способами терморегуляции и ее рефлекторным механизмом; 2. Раскрыть физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях; 3. Сформировать знания о нарушениях терморегуляции и умения оказывать первую помощь. Домашнее задание:

Урок 2. тема: Роль кожи в терморегуляции организма.

Задачи:

1. Познакомиться с ролью кожи в терморегуляции, условиями сохранения постоянной температуры тела человека, со способами терморегуляции и ее рефлекторным механизмом;

2. Раскрыть физиологическую роль повышения температуры тела при заболеваниях;

3. Сформировать знания о нарушениях терморегуляции и умения оказывать первую помощь.

Домашнее задание:

  • изучить текст учебника, стр. 178 – 179;
  • ответить на вопросы 1- 9, стр. 180.
Терморегуляция  — совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела. терморегуляция физическая химическая за счет изменения отдачи тепла организмом путем испарения воды.  реализуется через обмен веществ и через теплопродукцию мышц, печени, бурого жира.

Терморегуляция  — совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела.

терморегуляция

физическая

химическая

за счет изменения отдачи тепла организмом путем испарения воды.

реализуется через обмен веществ и через теплопродукцию мышц, печени, бурого жира.

Распределение температуры в теле человека. в норме температура мозга, крови, внутренних органов поддерживается на уровне порядка 37°. Физиологический предел колебаний не превышает 1,5°. Изменение температуры крови и внутренних органов на 2—2,5° от нормальных значений приводит к нарушению жизнедеятельности организма.

Распределение температуры в теле человека.

в норме температура мозга, крови, внутренних органов поддерживается на уровне порядка 37°. Физиологический предел колебаний не превышает 1,5°. Изменение температуры крови и внутренних органов на 2—2,5° от нормальных значений приводит к нарушению жизнедеятельности организма.

Теплоотдача в значительной мере регулируется динамикой кровообращения в тканях.  При повышении температуры окружающей среды сосуды кожи расширяются, количество циркулирую-щей в них крови увеличивается, что способствует теплоотдаче.  На холоде кровеносные сосуды кожи сужаются; большее количество крови поступает в сосуды брюшной полости и тем самым ограничивается теплоотдача.

Теплоотдача в значительной мере регулируется динамикой кровообращения в тканях.

При повышении температуры окружающей среды сосуды кожи расширяются, количество циркулирую-щей в них крови увеличивается, что способствует теплоотдаче.

На холоде кровеносные сосуды кожи сужаются; большее количество крови поступает в сосуды брюшной полости и тем самым ограничивается теплоотдача.

Потоотделение. Для сохранения постоянства температуры тела при высоких температурах окружающей среды большое значение имеет потоотделение, происходящее за счет теплоотдачи в процессе испарения воды . Потовые железы. Потовые железы распределены по всей поверхности тела. Их главная функция — терморегуляция. В среднем на 1 квадратном сантиметре ладони или подошвы расположено около 430, а на остальных участках тела — от 64 до 200 потовых желёз.

Потоотделение.

Для сохранения постоянства температуры тела при высоких температурах окружающей среды большое значение имеет потоотделение, происходящее за счет теплоотдачи в процессе испарения воды .

Потовые железы.

Потовые железы распределены по всей поверхности тела. Их главная функция — терморегуляция. В среднем на 1 квадратном сантиметре ладони или подошвы расположено около 430, а на остальных участках тела — от 64 до 200 потовых желёз.

Виды ожогов. Ожоги. лучевые химические термические от воздействия высоких температур  от воздействия химических веществ  в результате разных видов облучения  кислотами, щелочами, некоторыми медикаментами  радиоактивными веществами, солнечными лучами  пламенем, кипятком, паром

Виды ожогов.

Ожоги.

лучевые

химические

термические

от воздействия высоких температур

от воздействия химических веществ

в результате разных видов облучения

кислотами, щелочами, некоторыми медикаментами

радиоактивными веществами, солнечными лучами

пламенем, кипятком, паром

Степени ожогов: 1 степень   — покраснение и отек кожи;  2 степень   — образование пузырей, заполненных прозрачной жидкостью желтоватого цвета; Ожог кисти  и  степени. 3 степень   —разрушение всех слоев кожи;  4 степень   — омертвение не только кожи, но и глубже-лежащих тканей (фасции, сухожилия, кости).  Ожог кисти  и  степени Ожог кисти  и  V степени

Степени ожогов:

1 степень   — покраснение и отек кожи;

2 степень   — образование пузырей, заполненных прозрачной жидкостью желтоватого цвета;

Ожог кисти и  степени.

3 степень   —разрушение всех слоев кожи;

4 степень   — омертвение не только кожи, но и глубже-лежащих тканей (фасции, сухожилия, кости).

Ожог кисти  и  степени

Ожог кисти  и V степени

Помощь при ожогах. 1 степень: обливание обожженных участков холодной воды, обрабатывание 5%-ным раствором марганцовокислого калия.   2 степень :  наложение стерильной повязки. Пузыри срезать нельзя, так как они защищают лежащую под ними кожу от микробов.  3-4-я степень:  симптомы шока (сонливость, низкое артериальное давление, частый ослабленный пульс). Пострадавшего накрыть чистой простыней и теплым одеялом, дать обезболивающее средство и срочно эвакуировать в больницу.   При химических ожогах. 1.  Промывать пораженные участки холодной водой в течение 15-20 минут.   2.  Если ожог был вызван кислотой , кожу следует промыть содой или мыльной водой.   3.  При ожогах щелочью рану необходимо длительно промывать уксусом или раствором лимонной кислоты.

Помощь при ожогах.

1 степень: обливание обожженных участков холодной воды, обрабатывание 5%-ным раствором марганцовокислого калия.

2 степень : наложение стерильной повязки. Пузыри срезать нельзя, так как они защищают лежащую под ними кожу от микробов.

3-4-я степень: симптомы шока (сонливость, низкое артериальное давление, частый ослабленный пульс). Пострадавшего накрыть чистой простыней и теплым одеялом, дать обезболивающее средство и срочно эвакуировать в больницу.

 

При химических ожогах.

1. Промывать пораженные участки холодной водой в течение 15-20 минут.

 

2. Если ожог был вызван кислотой , кожу следует промыть содой или мыльной водой. 3. При ожогах щелочью рану необходимо длительно промывать уксусом или раствором лимонной кислоты.

Помощь при ожогах.

Помощь при ожогах.

Обморожения   Признаки обморожения:  Ощущение холода и небольшое покалывание в замерзшем участке тела. Постепенно обмороженные участки кожи начинают белеть. Вскоре кожа становится совершенно белой и нечувствительной к раздражению.  Внешний вид при обморожении напоминает ожог. Отличие состоит в том, что пузырьки с грязно-бурым содержимым.     Нельзя:

Обморожения

Признаки обморожения:

  • Ощущение холода и небольшое покалывание в замерзшем участке тела.
  • Постепенно обмороженные участки кожи начинают белеть.
  • Вскоре кожа становится совершенно белой и нечувствительной к раздражению.
  • Внешний вид при обморожении напоминает ожог.
  • Отличие состоит в том, что пузырьки с грязно-бурым содержимым.

Нельзя:

  • растирать отмороженный участок, в т.ч. снегом!
  • погружать отмороженный участок в холодную воду!
  • массировать отмороженный участок!
Степени обморожения. 1 степень: болезненность, отечность, синюшная окраска, полностью исчезающие через 1—2 недели. Период возвращения к норме сопровождается зудом и шелушением. 2 степень: на коже образуются пузыри, наполненные мутной, кровянистой жидкостью. 3 степень: омертвение кожи и глубже лежащих тканей. Отморожение стопы   и  степени и пальцев -  V степени  Отторжение тканей при отморожении стопы   V степени  Отморожение стопы   V степени

Степени обморожения.

1 степень: болезненность, отечность, синюшная окраска, полностью исчезающие через 1—2 недели. Период возвращения к норме сопровождается зудом и шелушением.

2 степень: на коже образуются пузыри, наполненные мутной, кровянистой жидкостью.

3 степень: омертвение кожи и глубже лежащих тканей.

Отморожение стопы  и  степени и пальцев - V степени

Отторжение тканей при отморожении стопы V степени

Отморожение стопы V степени

Помощь при обморожениях.     Поверхностное обморожение:   закрытие сухой тканью и равномерное обогревание.     Глубокое обморожение :

Помощь при обморожениях.

Поверхностное обморожение:

  • закрытие сухой тканью и равномерное обогревание.

Глубокое обморожение :

  • Устранить действие повреждающего фактора.
  • Проверить проходимость дыхательных путей, дыхание, кровообращение.
  • Согревание путем погружения в теплую воду (+43-45 С).
  • Дать больному горячее питье.
  • Наложить на пораженный участок чистую повязку.
  • При обморожении конечностей наложить шину для фиксации конечности.
  • Вызвать скорую медицинскую помощь.
Тепловой и солнечный удары. Возникают:  при длительном пребывании в сильно натопленном, душном помещении или в жаркий солнечный день при действии прямых солнечных лучей.   Симптомы:  нарушение нормальной теплорегуляции и повышение температуры тела, вялость, покраснение лица, обильное потоотделение, головная боль, нарушение координации движений. В более тяжелых случаях дыхание учащается, лицо бледнеет и может наступить потеря сознания.  Помощь:  пострадавшего необходимо перевести в прохладное место, уложить, расстегнуть или снять одежду, напоить и смочить голову и грудь прохладной водой. При отсутствии дыхания необходимо искусственное дыхание.

Тепловой и солнечный удары.

Возникают: при длительном пребывании в сильно натопленном, душном помещении или в жаркий солнечный день при действии прямых солнечных лучей.

Симптомы: нарушение нормальной теплорегуляции и повышение температуры тела, вялость, покраснение лица, обильное потоотделение, головная боль, нарушение координации движений.

В более тяжелых случаях дыхание учащается, лицо бледнеет и может наступить потеря сознания.

Помощь: пострадавшего необходимо перевести в прохладное место, уложить, расстегнуть или снять одежду, напоить и смочить голову и грудь прохладной водой. При отсутствии дыхания необходимо искусственное дыхание.

Проверь себя Используя 1С репетитор «Биология», заполните таблицу. Вид поражения признаки Первая помощь обоснование Меры предупреж-дения Ответьте на вопросы:  1.  Что способствует отдаче тепла при испарении пота?  а)  Сухой воздух, его температура ниже температуры тела.  б) Воздух насыщен водяными порами, его температура ниже температуры тела.  в) Сухой воздух, его температура выше температуры тела.  г) Влажный воздух, его температура выше температуры тела. 2.  Каково значение для организма такой реакции- дрожания тела? 3. Как оказать первую помощь при химическом ожоге?

Проверь себя

Используя 1С репетитор «Биология», заполните таблицу.

Вид поражения

признаки

Первая помощь

обоснование

Меры предупреж-дения

Ответьте на вопросы:

1. Что способствует отдаче тепла при испарении пота?

а) Сухой воздух, его температура ниже температуры тела.

б) Воздух насыщен водяными порами, его температура ниже температуры тела.

в) Сухой воздух, его температура выше температуры тела.

г) Влажный воздух, его температура выше температуры тела.

2. Каково значение для организма такой реакции- дрожания тела?

3. Как оказать первую помощь при химическом ожоге?

Урок 3.  тема:  Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. Задачи:  1. Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы;  2. познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; 3. выявить уровень знаний учащихся по теме.

Урок 3. тема: Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Задачи:

1. Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы;

2. познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви;

3. выявить уровень знаний учащихся по теме.

Личная гигиена -  совокупность гигиенических правил, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья человека; включает правила гигиенического содержания тела, полости рта, а также пользования обувью, бельем, одеждой.

Личная гигиена -

совокупность гигиенических правил, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья человека; включает

правила гигиенического содержания тела, полости рта, а также пользования обувью, бельем, одеждой.

Полезные советы по уходу. За своими волосами: Обязательно должна быть своя собственная расческа (следить за ее чистотой) Мыть голову 1-2 раза в неделю, пользуясь шампунем Промыв волосы, вытереть их мягким полотенцем и расчесать. Нельзя заплетать мокрые волосы. Нельзя ложиться спать с мокрой головой. Длинные волосы расчесывать с концов и постепенно переходить к корням. За своими руками и ногтями:

Полезные советы по уходу.

За своими волосами:

  • Обязательно должна быть своя собственная расческа (следить за ее чистотой)
  • Мыть голову 1-2 раза в неделю, пользуясь шампунем
  • Промыв волосы, вытереть их мягким полотенцем и расчесать.
  • Нельзя заплетать мокрые волосы.
  • Нельзя ложиться спать с мокрой головой.
  • Длинные волосы расчесывать с концов и постепенно переходить к корням.

За своими руками и ногтями:

  • Необходимо раз в неделю подстригать ногти.
  • Грызть ногти – отвратительная привычка .
  • Нужно руки мыть часто и насухо вытирать.
  • Обязательно мыть утром руки, вечером – перед сном.
  • Мыть руки перед едой, когда приходишь с улицы.
  • Чистые руки предупреждают возникновение многих заразных болезней.
  • Не забывай мыть ноги.
Полезные советы по уходу. За своим бельем, одеждой: Одежду надо проветривать; Одежда должна быть чистой. Её надо стирать и чистить; Одежду надо хранить аккуратно; Одежда должна подходить для твоих занятий. Ходи дома только в домашней одежде. За обувью: Придя домой, сначала грубой щеткой необходимо счистить с обуви пыль и грязь. На ночь смазывают ботинки (туфли) кремом. Надевают обувь с помощью ложечки для обуви. Нельзя сушить обувь возле огня или в каком-нибудь жарком месте.  Нельзя:  * выдавливать на теле прыщи;  * облизывать ссадины, порезы;  * ходить в грязном белье;  * надевать чужую обувь.

Полезные советы по уходу.

За своим бельем, одеждой:

  • Одежду надо проветривать;
  • Одежда должна быть чистой. Её надо стирать и чистить;
  • Одежду надо хранить аккуратно;
  • Одежда должна подходить для твоих занятий. Ходи дома только в домашней одежде.

За обувью:

  • Придя домой, сначала грубой щеткой необходимо счистить с обуви пыль и грязь.
  • На ночь смазывают ботинки (туфли) кремом.
  • Надевают обувь с помощью ложечки для обуви.
  • Нельзя сушить обувь возле огня или в каком-нибудь жарком месте.

Нельзя:

* выдавливать на теле прыщи; * облизывать ссадины, порезы; * ходить в грязном белье; * надевать чужую обувь.

КОЖНЫЕ БОЛЕЗНИ.  Микозы – заболевания человека, обусловленные патогенными (заразными) грибами. Кератомикозы (лишай) - мало заразительные заболевания. Возбудители их паразитируют в самых поверхностных частях рогового слоя кожи (воспалительной реакции не вызывают). Дерматомикозы (микроспория и трихофития). Грибы поражают гладкую кожу и волосистую часть головы. Заболевания очень заразны. Онихомикозы – поражения ногтей  грибковыми заболеваниями.  Профилактика: Своевременное выявление Изоляция больного Лечение в микологическом стационаре Дезинфекция, дератизация

КОЖНЫЕ БОЛЕЗНИ.

Микозы – заболевания человека, обусловленные патогенными (заразными) грибами.

Кератомикозы (лишай) - мало заразительные заболевания. Возбудители их паразитируют в самых поверхностных частях рогового слоя кожи (воспалительной реакции не вызывают).

Дерматомикозы (микроспория и трихофития). Грибы поражают гладкую кожу и волосистую часть головы. Заболевания очень заразны.

Онихомикозы – поражения ногтей грибковыми заболеваниями.

Профилактика:

  • Своевременное выявление
  • Изоляция больного
  • Лечение в микологическом стационаре
  • Дезинфекция, дератизация

Чесотка -  заразное заболевание кожи, вызываемое паразитированием чесоточных клещей.  Заражение происходит при прямом контакте с больным человеком, через предметы, одежду и т.д. На 7-10-е сутки в межпальцевых складках, на боковых поверхностях пальцев появляются высыпания в виде мелких узелков, пузырьков и слегка возвышающихся полосок длиной до 1 см (чесоточных ходов). Размножение клеща происходит очень быстро: в течение 3 мес появляется до 150 млн. особей .

Чесотка -

заразное заболевание кожи, вызываемое паразитированием чесоточных клещей.

Заражение происходит при прямом контакте с больным человеком, через предметы, одежду и т.д.

На 7-10-е сутки в межпальцевых складках, на боковых поверхностях пальцев появляются высыпания в виде мелких узелков, пузырьков и слегка возвышающихся полосок длиной до 1 см (чесоточных ходов).

Размножение клеща происходит очень быстро: в течение 3 мес появляется до 150 млн. особей .

Закаливание -   это комплекс приемов, которые систематически используются для тренировки устойчивости организма к температурным воздействиям окружающей среды. Принципы закаливания: постепенность последовательность систематичность и непрерывность индивидуальность подходов Основные факторы закаливания:

Закаливание -

это комплекс приемов, которые систематически используются для тренировки устойчивости организма к температурным воздействиям окружающей среды.

Принципы закаливания:

  • постепенность
  • последовательность
  • систематичность и непрерывность
  • индивидуальность подходов

Основные факторы закаливания:

  • пребывание на свежем воздухе
  • водные процедуры
  • солнечные ванны.
Заполните таблицу: Письменно ответьте на вопросы: Вариант №1. Из каких слоев состоит кожа? В чем особенности строения и функций каждого из них? Перечислите правила закаливания организма. Как оказать первую помощь при ожогах? Вариант №2.

Заполните таблицу:

Письменно ответьте на вопросы:

Вариант №1.

  • Из каких слоев состоит кожа? В чем особенности строения и функций каждого из них?
  • Перечислите правила закаливания организма.
  • Как оказать первую помощь при ожогах?

Вариант №2.

  • Какие функции выполняет кожа? Какие компоненты кожи выполняют их?
  • Назовите правила гигиены кожи.
  • Как оказать первую помощь при солнечном ударе?
Отгадайте чайнворд. (зашифрована одна из важнейших функций кожи) 1. Вид кожных желез. 2. Собственно кожа. 3. Структурная часть волоса. п о т о в ы е 1. 4. Наружный слой кожи.  1 5. Производные кожи. д е р м а 2. 6. Часть волоса, расположенная вне кожи. к о р е н ь 3. э п и д е р м и с 4. 7. Ткань, образующая эпидермис. 8. Роговые пластинки, лежащие на эпителии концевых фаланг пальцев. в о л о с ы 5. с т е р ж е н ь 6. э п и т е л и й 9. Часть волоса, в которую открываются протоки сальных желез. 7. н о г т и 8. с у м к а 9. 10. Пигмент, определяющий цвет кожи. м е л а н и н 10. з а щ и т н а я Одна из главных функций  кожи .  11. р е ц е п т о р ы 12. 12. Нервные окончания. э л а с т и ч н о с т ь 13. 13. Свойство кожи. 14. Способность кожи ощущать раздражители. о с я з а н и е 14.

Отгадайте чайнворд.

(зашифрована одна из важнейших функций кожи)

1. Вид кожных желез.

2. Собственно кожа.

3. Структурная часть волоса.

п о т о в ы е

1.

4. Наружный слой кожи.

1

5. Производные кожи.

д е р м а

2.

6. Часть волоса, расположенная вне кожи.

к о р е н ь

3.

э п и д е р м и с

4.

7. Ткань, образующая эпидермис.

8. Роговые пластинки, лежащие на эпителии концевых фаланг пальцев.

в о л о с ы

5.

с т е р ж е н ь

6.

э п и т е л и й

9. Часть волоса, в которую открываются протоки сальных желез.

7.

н о г т и

8.

с у м к а

9.

10. Пигмент, определяющий цвет кожи.

м е л а н и н

10.

з а щ и т н а я

  • Одна из главных функций

кожи .

11.

р е ц е п т о р ы

12.

12. Нервные окончания.

э л а с т и ч н о с т ь

13.

13. Свойство кожи.

14. Способность кожи ощущать раздражители.

о с я з а н и е

14.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Использование ИКТ на уроках биологии в 8 классе при изучении темы "Кожные покровы"

Автор: Щукин Николай Петрович

Дата: 12.10.2016

Номер свидетельства: 348459

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства