kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формированиепознавательных УУД на уроке биологии.Бактерии:строение и жизнедеятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий. В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых - формулирование цели. Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники. Существуют три основных способа поиска информации в Интернете. По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника: найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке.; уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”); поставь вопросы к данному абзацу; составь суждение по тексту параграфа.; выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; расскажи по опорным словам (разверни информацию); заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы.; создай таблицу (сверни информацию) по.; составь план изучения темы. (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов); составь набор понятий темы.; составь предложения по теме., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”; зашифруй понятия темы. в символы, систему или последовательность символов; составь разные предложения с одним и тем же понятием. Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами. Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления. Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы: Запишите тему, выделите ключевые слова. Найдите основные разделы текста, дайте им названия. Установите взаимосвязи (стрелки, блоки). Приведите примеры. Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий: “найди отличия”; “на что похоже?”; поиск лишнего; “лабиринты”; “логические цепочки”; хитроумные решения; составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта; работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.) составление и распознавание диаграмм; работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета). Формирование познавательных УУД на разных этапах урока 1. Мотивация к учебной деятельности Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они? Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях? Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека? Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека? УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. 2. Формулирование темы урока, постановка цели В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете. Что же это за существа? Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ? Попытайтесь сформулировать тему и цели урока. УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний. 3. Изучение нового материала Рассмотрите микропрепараты клетки растений и клетки бактерии. Сравните клетки растений и бактерий. В чем их отличие? Найдите определение в учебнике, как называются клетки, в которых отсутствует ядро? Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему? УУД: Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников. На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы). Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер: УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий В 1 г воды – 6 тысяч бактерий Почему их так много? Демонстрация ресурса “Размножение бактерий” Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий. УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи. Задание: прочитайте 2 абзац на стр. 41 и подумайте: Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических веществ? Откуда получают органические вещества остальные бактерии? Как называются эти бактерии? Закончите схему: УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации. Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но, как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия. Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий? Анимация “Спорообразование у бактерий” Сделайте вывод о значении спор в жизни бактерий и запишите его в тетрадь. УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний. 4. Контролирующее задание. Задание: закончите предложения, используя текст параграфа. Бактерии называют микроорганизмами, потому что. Бактерии, имеющие округлую форму называются. Клетки, в которых отсутствует ядро. Бактерии размножаются путем. Бациллами называют бактерии, у которых. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических. Соотнести определения с изученными терминами и понятиями: А) автотрофы Б) гетеротрофы В) сапротрофы Г) паразиты Д) цианобактерии Е) аэробы Ж) анаэробы З) прокариоты И) эукариоты К) фотосинтез 1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород 3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро 4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ 5) Бактерии, способные к фотосинтезу 6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности. 7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества 8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала. 9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред 10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света. УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний. 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке Закончите предложения и оцените работу товарища по парте: 1) А вы знаете, что сегодня на уроке я. 2) Больше всего мне понравилось. 3) Самым интересным сегодня на уроке было. 4) Самым сложным для меня сегодня было. 5) Сегодня на уроке я почувствовал 6) Сегодня я понял. 7) Сегодня я научился. 8) Сегодня я задумался. 9) Сегодняшний урок показал мне 10) На будущее мне надо иметь в виду УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. В большей степени на этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формированиепознавательных УУД на уроке биологии.Бактерии:строение и жизнедеятельность»

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе.  Тема: «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе. Тема: «Бактерии: строение и жизнедеятельность»

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Современное образование требует четких ответов на вопросы:  Для чего?   Цели и ценности  Содержание  Чему?  Технологии  Как? Content Layouts Ключевая компетенция образования Научить учиться

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Современное образование требует четких ответов на вопросы:

  • Для чего?

Цели и ценности

Содержание

  • Чему?

Технологии

  • Как?

Content Layouts

Ключевая компетенция образования

Научить учиться

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе  Задания для диагностики и формирования познавательных  универсальных учебных действий:

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Задания для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:

  • «найди отличия»
  • «на что похоже?»
  • поиск лишнего
  • «лабиринты»
  • «логические цепочки»
  • хитроумные решения
  • составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта
  • работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
  • составление и распознавание диаграмм
  • работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета)
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов  Формирование познавательных УУДов на разных этапах урока

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формирование познавательных УУДов на разных этапах урока

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе  1. Мотивация к учебной деятельности УУД : самостоятельно предполагают какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

1. Мотивация к учебной деятельности

УУД : самостоятельно предполагают какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

  • Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?

  • Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?
  • Как вы думаете, бактерии: враги или друзья для человека?
  • Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 2. Формулирование темы урока, постановка цели В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он нашел и в зубном налете. Что же это за существа? Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ? УУД : Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний .

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

2. Формулирование темы урока, постановка цели

В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он нашел и в зубном налете.

Что же это за существа?

Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?

Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?

УУД : Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний .

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 3. Изучение нового материала Сравните клетки растений и бактерий. В чем отличие клеток растений и бактерий? Найдите определение в учебнике как называются клетки, в которых отсутствует ядро? Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему? УУД : Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

3. Изучение нового материала

  • Сравните клетки растений и бактерий. В чем отличие клеток растений и бактерий?
  • Найдите определение в учебнике как называются клетки, в которых отсутствует ядро?
  • Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?

УУД : Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе  Выполните задание: Выберите из списка организмы-прокариоты, организмы-эукариоты.  Распределите их по следующим колонкам: А) прокариоты: Б) эукариоты: Организмы:

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Выполните задание:

Выберите из списка организмы-прокариоты, организмы-эукариоты.

Распределите их по следующим колонкам:

А) прокариоты:

Б) эукариоты:

Организмы:

  • роза
  • кошка
  • кактус
  • шампиньон
  • стрептококк
  • дождевой червь
  • палочка Коха
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Формы бактериальных клеток УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).  Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер   \ /  --- Бактерии ---  / \

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формы бактериальных клеток

УУД: использование знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму

На доске представлены модели форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары - название и форма – получится слово, которое обозначает второе название бактерий (микробы).

Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер

\ /

--- Бактерии ---

/ \

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Размножение бактерий УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий  В 1 г воды – 6 тысяч бактерий  Почему их так много?

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Размножение бактерий

УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений

  • В 1 г почвы – 3 млрд. бактерий

  • В 1 г воды – 6 тысяч бактерий

  • Почему их так много?

  • Сделайте вывод о способе и скорости размножения бактерий
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе Питание бактерий Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи. Задание:  Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических? Откуда получают органические вещества остальные бактерии? Как называются эти бактерии? Закончите схему:  Бактерии  (по типу питания)  / \  автотрофы гетеротрофы  / \ УУД : поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Питание бактерий

Постановка проблемы: одна бактериальная клетка за сутки потребляет пищи в 30 раз больше своей массы, - это все равно, как если бы школьник массой 35-40 кг съедал бы в день более тонны пищи.

Задание:

  • Способны ли некоторые бактерии создавать органические вещества из неорганических?
  • Откуда получают органические вещества остальные бактерии?
  • Как называются эти бактерии?

Закончите схему:

Бактерии

(по типу питания)

/ \

автотрофы гетеротрофы

/ \

УУД : поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях

В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры, нестерильные условия.

Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?

УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 4. Закрепление нового УУД: структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

4. Закрепление нового

УУД: структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 5. Контролирующее задание Задание: закончите предложения, используя текст параграфа. Бактерии называют микроорганизмами, потому что… Бактерии, имеющие округлую форму называются… Клетки, в которых отсутствует ядро… Бактерии размножаются путем… Бациллами называют бактерии, у которых… Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических … УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

5. Контролирующее задание

Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

  • Бактерии называют микроорганизмами, потому что…
  • Бактерии, имеющие округлую форму называются…
  • Клетки, в которых отсутствует ядро…
  • Бактерии размножаются путем…
  • Бациллами называют бактерии, у которых…
  • Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических …

УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:

Термины:

А) автотрофы

Б) гетеротрофы

В) сапротрофы

Г) паразиты

Д) цианобактерии

Е) аэробы

Ж) анаэробы

З) прокариоты

И) эукариоты

К) фотосинтез

Понятия:

1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород

3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ

5) Бактерии, способные к фотосинтезу

6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности.

7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества

8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала.

9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ, нанося им вред

10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе 6. Рефлексия учебной деятельности на уроке УУД : рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Работа в парах Закончите предложения и оцените работу товарища по парте :  а так же: 1)      А вы знаете, что сегодня на уроке я…  Формирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий. 2)      Больше всего мне понравилось… 3)      Самым интересным сегодня на уроке было… 4)      Самым сложным для меня сегодня было… 5)      Сегодня на уроке я почувствовал 6)       Сегодня я понял… 7)       Сегодня я научился… 8)       Сегодня я задумался…. 9)       Сегодняшний урок показал мне 10) На будущее мне надо иметь в виду

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

УУД : рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Работа в парах

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте :

а так же:

1)      А вы знаете, что сегодня на уроке я…

Формирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.

2)      Больше всего мне понравилось…

3)      Самым интересным сегодня на уроке было…

4)      Самым сложным для меня сегодня было…

5)      Сегодня на уроке я почувствовал

6)       Сегодня я понял…

7)       Сегодня я научился…

8)       Сегодня я задумался….

9)       Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе  Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий   «Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий

«Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Крайнова Юлия Михайловна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309479


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства