Биология. Подготовка к ЕГЭ, разбор сложных заданий 2 части.
Биология. Подготовка к ЕГЭ, разбор сложных заданий 2 части.
При подготовке к Государственной итоговой аттестации у обучающихся возникают трудности при разборе отдельных заданий. Данная презентация содержит в себе не только задания, но и элементы ответов к сложным заданиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Почему врачи рекомендуют использовать в пищу йодированную поваренную соль? В каком органе человека вырабатывается гормон, содержащий йод? Ответ поясните.
Ответ
1) йод необходим для синтеза гормона тироксина в организме человека; 2) щитовидная железа; 3) железа внутренней секреции
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Железы» (bio-faq.ru)
В линии 23 предлагались задания на анализ изображения биологических объектов.
При выполнении задания участники правильно определяли изображенный объект, но затруднялись дать правильное обоснование, указать характерные признаки. Следует отметить, что задания с изображением растительных объектов выполнялись значительно хуже, чем задания с изображением животных.
Слабо сформированными оказались умения сравнивать организмы разных царств, типов и классов, определять их изображение на рисунках, устанавливать отличительные признаки типичных организмов.
Примеры заданий линии 23
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обзор подтипа Позвоночных» (bio-faq.ru )
Ящерицы являются типичными обитателями пустынь. Благодаря каким особенностям внешнего строения, жизнедеятельности и поведения им удалось освоить столь малопригодные для жизни условия? Свой ответ аргументируйте.
Ответ
1) сухая (без желез) кожа, покрытая роговой чешуей, 2) не испаряет воду и служит защитой от прямых солнечных лучей; 3) конечный продукт обмена белков – мочевая кислота; 4) малорастворима в воде, её выделение позволяет сохранить воду; 5) активны в прохладное время суток; 6) это позволяет сидеть в жаркое время в норе и не перегреваться
Lizard Reptile Animal - Free photo on Pixabay
В результате длительного применения ядохимикатов на полях могут наблюдаться вспышки роста численности вредителей. Объясните, почему могут происходить такие вспышки роста численности. Приведите не менее четырёх причин.
Ответ
1) Длительное применение ядохимикатов приводит к уменьшению паразитов вредителей, поскольку численность вредителей уменьшается. 2) Длительное применение ядохимикатов приводит к тому, что погибают хищники, питающиеся вредителями, поскольку в конце пищевой цепи накапливается высокая концентрация ядохимикатов. 3) Вредители в результате эволюции приобретают устойчивость к ядохимикатам (перестают от них умирать). 4) Вредители, приобретшие устойчивость к ядохимикату, находятся в очень хороших условиях (обилие пищи, отсутствие паразитов, хищников и конкурентов), поэтому происходит резкий рост их численности.
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Разные вопросы по зоологии» (bio-faq.ru)
Какие приспособления во внешнем строении, сформированные в процессе эволюции, обеспечивают водный образ жизни у гусеобразных птиц? Приведите не менее пяти особенностей и объясните значение каждой из них.
Ответ
1) широкий клюв обеспечивает вылавливание из воды пищи; 2) плавательные перепонки на ногах обеспечивают быстрое плавание; 3) короткие ноги способствуют быстрому движению в воде; 4) водоотталкивающее свойство оперения за счет секрета копчиковой железы препятствует намоканию тела; 5) длинная шея обеспечивает вылавливание из воды пищи; 6) тело имеет форму плоскодонной лодки (центр тяжести смещён к заднему отделу тела) для увеличения плавучести
Отряд гусеобразные - Презентация 98900-14 (900igr.net)
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Размножение цветковых растений» (bio-faq.ru)
1. Половину сосуда с эвгленами зелёными осветили, половину оставили в темноте. Как изменится поведение эвглен и почему? Какой тип реакции организма проявляется в данном опыте? Почему данный тип реакции нельзя назвать рефлексом? Ответ поясните.
Ответ
1. Эвглены переплывут в освещенную часть сосуда, так как на свету эвглены способны к фотосинтезу (содержат хлоропласты). 2. Это пример раздражимости (положительного фототаксиса). 3. Данную реакцию нельзя назвать рефлексом, так как эвглены не имеют нервной системы
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Простейшие» (bio-faq.ru)
Примеры заданий линии 24
Папоротник (лат. Polypodióphyta) — отдел сосудистых растений, состоящий из множества семейств (kasvs.ru )
Примеры заданий линии 25
Горячие уши: основные причины и обозначение, примеры что является нормой (klkfavorit.ru)
Лекарственный препарат снижает чувствительность рецепторов полукружных каналов и оказывает противорвотное действие, устраняет головокружение. На какой орган (анализатор) воздействует этот препарат? Ответ обоснуйте. В каких случаях его рекомендуют принимать? Приведите два конкретных примера.
Ответ
1) препарат воздействует на вестибулярный аппарат (анализатор); 2) в состав вестибулярного аппарата входят полукружные каналы и мешочки преддверия, а препарат воздействует на полукружные каналы; 3) препарат рекомендуют принимать при больших воздействиях на вестибулярный аппарат, например, при длительной езде на автомобиле, при морской качке, при полетах на самолетах
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Ухо» (bio-faq.ru)
Пример задания 25-26
В чём проявляются усложнения в строении покровов, дыхательной и кровеносной систем пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Объясните их значение.
Элементы ответа:
1) появление в трёхкамерном сердце неполной перегородки в желудочке;
2) кровь в сердце смешивается частично;
3) сухая кожа без желёз с роговыми образованиями;
4) кожа обеспечивает защиту от потерь влаги в организме;
5) появление ячеистых лёгких (трахеи и бронхов);
6) увеличение площади газообмена (поступления кислорода в кровь);
7) эффективное снабжение органов кислородом повышает уровень обмена веществ.
Критерии оценивания :
Ответ включает в себя семь названных выше элементов – 3 балла.
Ответ включает в себя пять-шесть из названных выше элементов – 2 балла.
Ответ включает в себя три-четыре из названных выше элементов – 1 балл.
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла, ИЛИ ответ неправильный – 0 баллов.
За дополнительную информацию, не имеющую отношения к вопросу задания, баллы не начисляются, но за наличие в ней ошибок снимается 1 балл
Дидактический материал по биологии 10-11 класс (infourok.ru)
Презентация по биологии на тему: "Внутреннее строение пресмыкающихся" (infourok.ru)
Для предметных комиссий субъектов РФ (fipi.ru)
Примеры заданий линии 26
В чём заключается сходство и различие в транспортировке кислорода и углекислого газа в крови человека с учётом их различной растворимости? Какие соединения при этом образуются? Ответ поясните. Какое видимое изменение крови происходит при связывании углекислого газа?
Ответ
1) сходство: при транспортировке газов происходит их связывание с гемоглобином эритроцита; 2) различие: углекислый газ лучше растворяется в воде, поэтому его бОльшая часть растворяется в плазме; 3) углекислый газ в плазме образует угольную кислоту (карбоксид-ионы); 4) кислород образует с гемоглобином оксигемоглобин; 5) углекислый газ образует с гемоглобином карбгемоглобин; 6) при насыщении углекислым газом кровь становится вишневого цвета
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость)» (bio-faq.ru)
Пример задания 27
В кариотипе одного из видов рыб 56 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне роста в конце интерфазы и в конце зоны созревания гамет. Объясните полученные результаты.
Элементы ответа:
1) в зоне роста в конце интерфазы в клетках число хромосом – 56;
2) в зоне роста в конце интерфазы число молекул ДНК – 112;
3) число молекул ДНК удваивается за счёт репликации;
4) в конце зоны созревания гамет число хромосом – 28;
5) в конце зоны созревания гамет число ДНК – 28;
6) в зоне созревания происходит мейоз, поэтому число хромосом и ДНК уменьшается и выравнивается.
Критерии оценивания:
Ответ включает пять-шесть названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 3 балла.
Ответ включает четыре из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 2 балла.
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок – 1 балл.
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла, ИЛИ ответ неправильный – 0 баллов
Для предметных комиссий субъектов РФ (fipi.ru)
В экосистеме пресноводного водоема обитают беззубки, караси, окуни и щуки. Охарактеризуйте биотические отношения, которые сложились между перечисленными организмами. Ответ обоснуйте.
Ответ
1) между окунями, щуками и карасями отношения хищник-жертва (хищничество); 2) окуни и щуки поедают карасей; 3) между взрослыми щуками и карасями наблюдается конкуренция; 4) потому что их пищевые ресурсы одинаковы; 5) между взрослыми щуками и окунями и их молодью – хищник-жертва (хищничество); 6) взрослые особи поедают молодь; 7) между беззубками и тремя видами рыб – паразитизм; 8) личинки беззубки паразитируют на рыбах.
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Экологические факторы» (bio-faq.ru)
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ 2020 ЛИНИИ 26 ФИПИ С ЭТАЛОННЫМ.. | Биология ЕГЭ | ВКонтакте (vk.com)
Используемые материалы
http://www.fipi.ru
http://ege.edu.ru
Источники информации
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2019-2020 года по биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Спецификация контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2019-2020 года по биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Результаты единого государственного экзамена в Новосибирской области в 2019 году ( Аналитический сборник результатов ЕГЭ в 2019 году в Новосибирской области). – Новосибирск, Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования», 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nimro.ru/analytics.html
Аналитические и методические материалы: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy