kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-тематическое планирование по биологии 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

Обучающиеся  научатся:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

   Обучающиеся получат возможность научиться:

• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

        • выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-тематическое планирование по биологии 9 класс»

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________Н.В. Самарцева

Рассмотрено на заседании

кафедры

Руководитель кафедры

Естественно-математических дисциплин

____________О.А. Трухова

(Протокол №1 от )








Учебно-тематическое планирование


по биологии для 9 класса


на 2017 – 2018 учебный год


(2 часа в неделю, в год 68 часа)





Составил учитель биологии







Учебно – тематическое планирование построено на основе: рабочей программы по биологии, авторской программы по

биологии для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.С. Сухова, В.И. Строгонов, И.Н. Пономарева и др., М: «Вентана - Граф», 2009г.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

Обучающиеся научатся:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.


Обучающиеся получат возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.






Содержание учебного предмета


п/п

Наименование

раздела

Содержание

Материал

учебника

Кол – во часов

I

Введение в основы общей биологии

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.


§ 1-3

C. 3-8


4 ч

II

Основы учения о клетке

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).Строение клетки: строение и функции основных компонентов.

Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.

§ 4-12

C. 13- 39

10 ч

III

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез

§ 13- 16

C. 44 - 55

5 ч

IV

Основы учения о наследственности и изменчивости

Основные понятия генетики.

Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.

Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

§ 17 – 26

С. 60- 92

11 ч

V

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.

§ 27 31

С. 99 - 113

5 ч

VI

Происхождение жизни и развитие органического мира

Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.

Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.

Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида.

Основные закономерности эволюции.

Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов

§ 32 – 35

С. 118 - 128

5 ч

VII

Учение об эволюции

Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии. Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида. Основные закономерности эволюции. Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.

§ 36 – 43

С. 133 156

11 ч

VIII

Происхождение человека (антропогенез)

Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.

Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека.

Движущие сила и этапы эволюции человека.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

§ 44 – 49

С. 162 - 180

6 ч

IX

Основы экологии

Экология как наука.

Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов.

Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.

Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.

Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.

Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.

Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.

§ 50- 60

с.185 - 227

11 ч


Итого:



68 ч


Учебно – тематическое планирование


п/п

Кол-во уроков

Дата проведения

Форма проведения


Тема урока

Введение в основы общей биологии -4ч

1

1


Изучение нового материала

Биология – наука о живом мире.

2

1


Комбинированный урок

Методы биологических исследований.

3

1


Комбинированный урок

Общие свойства живых организмов.

4

1


Комбинированный урок

Многообразие форм живых организмов

Основы учения о клетке -10 ч

5

1


Изучение нового материала и ИКТ

Многообразие клеток.

6

1


Изучение нового материала

Химический состав клетки.

7

1


Изучение нового материала с ИКТ

Органические вещества клетки (Белки и нуклеиновые кислоты).

8

1


Л.р. № 1. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток.

Строение клетки.

9

1


Комбинированный урок

Органоиды клетки и их функции.

10

1


Комбинированный урок

Обмен веществ – основа существования клетки.

11

1


Комбинированный урок

Биосинтез белков в живой клетке.

12

1


Комбинированный урок

Биосинтез углеводов – фотосинтез.

13

1


Комбинированный урок

Обеспечение клетки энергией.

14

1


Урок контроля

Обобщающий урок № 1 «Подведем итоги»

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) -5ч

15

1


Изучение нового материала с ИКТ

Типы размножения организмов.

16

1


Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

Деление клетки. Митоз.

17

1


Изучение нового материала с ИКТ

Образование половых клеток. Мейоз.

18

1


Изучение нового материала с ИКТ

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

19

1


Урок контроля

Обобщающий урок № 2 «Подведем итоги»

Основы учения о наследственности и изменчивости -11ч

20

1


Комбинированный урок

Наука генетика. Из истории развития генетики.

21

1


Комбинированный урок

Основные понятия генетики.

22


1


Комбинированный урок

Генетические опыты Г.Менделя.

23

1


Изучение нового материала с ИКТ

Дигибридное скрещивание.

24

1


Изучение нового материала с ИКТ

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

25

1


Комбинированный урок

Взаимодействие генов и их множественное действие.

26

1


Комбинированный урок

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

27

1


Комбинированный урок

Наследственные болезни человека.

28

1


Изучение нового материала с ИКТ

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

29

1


Изучение нового материала с ИКТ

Другие типы изменчивости.

30

1


Комбинированный урок

Наследственные болезни, сцепленные с полом

Основы селекции растений, животных, микроорганизмов -5ч

31

1


Комбинированный урок

Генетические основы селекции организмов.

32

1


Комбинированный урок

Особенности селекции растений.

33

1


Комбинированный урок

Центры происхождения культурных растений.

34

1


Изучение нового материала с ИКТ

Особенности селекции животных.

35

1


Изучение нового материала с ИКТ

Основные направления селекции микроорганизмов

Происхождение жизни и развитие органического мира – 5ч

36

1


Изучение нового материала с ИКТ

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

37

1


Комбинированный урок

Современная теория возникновения жизни на Земле.

38

1


Комбинированный урок

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

39

1


Изучение нового материала с ИКТ

Этапы развития жизни на Земле.

40

1


2 «История живой природы местного региона»

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни (или Экскурсия).

Учение об эволюции -11ч

41

1


Комбинированный урок

Идея развития органического мира в биологии

42

1


Комбинированный урок

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

43

1


Изучение нового материала с ИКТ

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор

44

1


3. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. Экскурсия.

45

1


Комбинированный урок

Современные представления об эволюции органического мира.

46

1


Изучение нового материала с ИКТ

Вид, его структура и особенности

47

1


Комбинированный урок

Процесс образования видов – видообразование

48

1


Изучение нового материала с ИКТ

Макроэволюция – результат микроэволюций.

49

1


Изучение нового материала с ИКТ

Основные направления эволюции

50

1


Комбинированный урок

Основные закономерности эволюции.

51

1


4. Борьба за существование в природе.

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов

Происхождение человека (антропогенез) -6ч

52

1


Комбинированный урок

Место и особенности человека в системе органического мира.

53


1


Изучение нового материала с ИКТ

Доказательства эволюционного происхождения человека

54

1


Комбинированный урок

Этапы эволюции вида Человек разумный

55

1


Комбинированный урок

Биосоциальная сущность вида Человек разумный

56

1


Комбинированный урок

Человеческие расы, их родство и происхождение

57

1


Комбинированный урок

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

Основы экологии -11ч

58

1


Изучение нового материала с ИКТ

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

59

1


Комбинированный урок

Закономерности действия факторов среды на организмы

60

1


Комбинированный урок

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

61

1


Изучение нового материала с ИКТ

Биотические связи в природе

62

1


Комбинированный урок

Популяция как форма существования видов в природе

63

1


Комбинированный урок

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

64

1


Изучение нового материала с ИКТ

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

65

1


Изучение нового материала с ИКТ

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.

66

1


Изучение нового материала с ИКТ

Развитие и смена биогеоценозов.

67

1


Комбинированный урок

Основные законы устойчивости живой природы

68

1


Изучение нового материала с ИКТ

Рациональное использование природы и ее охрана

Итого: 68 часов

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебно-тематическое планирование по биологии 9 класс

Автор: Леньшина Валентина Ивановна

Дата: 17.10.2017

Номер свидетельства: 432885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства