____________Н.В. Самарцева
____________О.А. Трухова
Учебно – тематическое планирование построено на основе: рабочей программы по биологии, авторской программы по
биологии для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.С. Сухова, В.И. Строгонов, И.Н. Пономарева и др., М: «Вентана - Граф», 2009г.
№ п/п | Наименование раздела | Содержание | Материал учебника | Кол – во часов |
I | Введение в основы общей биологии | Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе. | § 1-3 C. 3-8 | 4 ч |
II | Основы учения о клетке | Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).Строение клетки: строение и функции основных компонентов. Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез. | § 4-12 C. 13- 39 | 10 ч |
III | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез | § 13- 16 C. 44 - 55 | 5 ч |
IV | Основы учения о наследственности и изменчивости | Основные понятия генетики. Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. | § 17 – 26 С. 60- 92 | 11 ч |
V | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Клеточная инженерия. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология. | § 27 31 С. 99 - 113 | 5 ч |
VI | Происхождение жизни и развитие органического мира | Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии. Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида. Основные закономерности эволюции. Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов | § 32 – 35 С. 118 - 128 | 5 ч |
VII | Учение об эволюции | Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии. Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида. Основные закономерности эволюции. Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов. | § 36 – 43 С. 133 156 | 11 ч |
VIII | Происхождение человека (антропогенез) | Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры. Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфоанатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека. Движущие сила и этапы эволюции человека. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | § 44 – 49 С. 162 - 180 | 6 ч |
IX | Основы экологии | Экология как наука. Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов. Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов. Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле. Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие суккцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека. Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема. Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере. | § 50- 60 с.185 - 227 | 11 ч |
| Итого: | | | 68 ч |
№ п/п | Кол-во уроков | Дата проведения | Форма проведения | Тема урока |
Введение в основы общей биологии -4ч |
1 | 1 | | Изучение нового материала | Биология – наука о живом мире. |
2 | 1 | | Комбинированный урок | Методы биологических исследований. |
3 | 1 | | Комбинированный урок | Общие свойства живых организмов. |
4 | 1 | | Комбинированный урок | Многообразие форм живых организмов |
Основы учения о клетке -10 ч |
5 | 1 | | Изучение нового материала и ИКТ | Многообразие клеток. |
6 | 1 | | Изучение нового материала | Химический состав клетки. |
7 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Органические вещества клетки (Белки и нуклеиновые кислоты). |
8 | 1 | | Л.р. № 1. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток. | Строение клетки. |
9 | 1 | | Комбинированный урок | Органоиды клетки и их функции. |
10 | 1 | | Комбинированный урок | Обмен веществ – основа существования клетки. |
11 | 1 | | Комбинированный урок | Биосинтез белков в живой клетке. |
12 | 1 | | Комбинированный урок | Биосинтез углеводов – фотосинтез. |
13 | 1 | | Комбинированный урок | Обеспечение клетки энергией. |
14 | 1 | | Урок контроля | Обобщающий урок № 1 «Подведем итоги» |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) -5ч |
15 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Типы размножения организмов. |
16 | 1 | | Л.р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. | Деление клетки. Митоз. |
17 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Образование половых клеток. Мейоз. |
18 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. |
19 | 1 | | Урок контроля | Обобщающий урок № 2 «Подведем итоги» |
Основы учения о наследственности и изменчивости -11ч |
20 | 1 | | Комбинированный урок | Наука генетика. Из истории развития генетики. |
21 | 1 | | Комбинированный урок | Основные понятия генетики. |
22 | 1 | | Комбинированный урок | Генетические опыты Г.Менделя. |
23 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Дигибридное скрещивание. |
24 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. |
25 | 1 | | Комбинированный урок | Взаимодействие генов и их множественное действие. |
26 | 1 | | Комбинированный урок | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. |
27 | 1 | | Комбинированный урок | Наследственные болезни человека. |
28 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Наследственная (генотипическая) изменчивость. |
29 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Другие типы изменчивости. |
30 | 1 | | Комбинированный урок | Наследственные болезни, сцепленные с полом |
Основы селекции растений, животных, микроорганизмов -5ч |
31 | 1 | | Комбинированный урок | Генетические основы селекции организмов. |
32 | 1 | | Комбинированный урок | Особенности селекции растений. |
33 | 1 | | Комбинированный урок | Центры происхождения культурных растений. |
34 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Особенности селекции животных. |
35 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Основные направления селекции микроорганизмов |
Происхождение жизни и развитие органического мира – 5ч |
36 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Современные представления о возникновении жизни на Земле. |
37 | 1 | | Комбинированный урок | Современная теория возникновения жизни на Земле. |
38 | 1 | | Комбинированный урок | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. |
39 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Этапы развития жизни на Земле. |
40 | 1 | | № 2 «История живой природы местного региона» | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни (или Экскурсия). |
Учение об эволюции -11ч |
41 | 1 | | Комбинированный урок | Идея развития органического мира в биологии |
42 | 1 | | Комбинированный урок | Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина |
43 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор |
44 | 1 | | № 3. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. Экскурсия. |
45 | 1 | | Комбинированный урок | Современные представления об эволюции органического мира. |
46 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Вид, его структура и особенности |
47 | 1 | | Комбинированный урок | Процесс образования видов – видообразование |
48 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Макроэволюция – результат микроэволюций. |
49 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Основные направления эволюции |
50 | 1 | | Комбинированный урок | Основные закономерности эволюции. |
51 | 1 | | № 4. Борьба за существование в природе. | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов |
Происхождение человека (антропогенез) -6ч |
52 | 1 | | Комбинированный урок | Место и особенности человека в системе органического мира. |
53 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Доказательства эволюционного происхождения человека |
54 | 1 | | Комбинированный урок | Этапы эволюции вида Человек разумный |
55 | 1 | | Комбинированный урок | Биосоциальная сущность вида Человек разумный |
56 | 1 | | Комбинированный урок | Человеческие расы, их родство и происхождение |
57 | 1 | | Комбинированный урок | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли |
Основы экологии -11ч |
58 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы |
59 | 1 | | Комбинированный урок | Закономерности действия факторов среды на организмы |
60 | 1 | | Комбинированный урок | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды |
61 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Биотические связи в природе |
62 | 1 | | Комбинированный урок | Популяция как форма существования видов в природе |
63 | 1 | | Комбинированный урок | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе |
64 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе |
65 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. |
66 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Развитие и смена биогеоценозов. |
67 | 1 | | Комбинированный урок | Основные законы устойчивости живой природы |
68 | 1 | | Изучение нового материала с ИКТ | Рациональное использование природы и ее охрана |
Итого: 68 часов |