____________Н.В. Самарцева
____________О.А. Трухова
Учебно – тематическое планирование построено на основе: рабочей программы по биологии, авторской программы по
биологии для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.С. Сухова, В.И. Строгонов, И.Н. Пономарева и др., М: «Вентана - Граф», 2009г.
№ п/п | Наименование раздела | Содержание | Материал учебника | Кол – во часов |
I | Введение. Организм человека. Общий обзор. | Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и отличия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Биологическая природа и социальная сущность человека. | § 1-5 с.3-25 | 6 ч |
II | Опорно-двигательная система | Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. | § 6-13 с. 34- 62 | 8 ч |
III | Кровь. Кровообращение. | Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Состав и функции крови. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | § 6-13 с. 68- 95 | 9 ч |
IV | Дыхательная система | Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | § 23 -28 с. 101- 115 | 5 ч |
V | Пищеварительная система | Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. | § 29 -35 с. 122- 141 | 7 ч |
VI | Обмен веществ и энергии | Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания | § 36- 38 с. 147- 153 | 3 ч |
VII | Мочевыделительная система | Выделение. Строение и функции мочевы-делительной системы. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. | § 39- 40 с. 157- 159 | 2 ч |
VIII | Кожа | Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма | § 41 -43 с. 163 - 168 | 4 ч |
IX | Эндокринная система | Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. | § 44 -45 с. 173 - 174 | 2 ч |
X | Нервная система | Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. | § 46- 50 с. 178 - 190 | 5 ч |
XI | Органы чувств. Анализаторы | Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние.' Вкус | § 51 - 55 с.196 - 208 | 5 ч |
XII | Поведение и психика | Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. | § 56 - 62 с. 213- 232 | 6 ч |
XIII | Индивидуальное развитие организма | Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская и мужская половая системы. Наследственные и врожденные заболевания. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, зародыша и плода. Развитие после рождения. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. | § 63 - 67 с.238 252 | 6 ч |
| Итого | | | 68 ч |
№ п/п | Кол-во уроков | Дата проведения | Форма проведения | Тема урока |
Введение. Организм человека. Общий обзор - 6ч |
1 | 1 | | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека |
2 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Структура тела. Место человека в живой природе. |
3 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. |
4 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Ткани. Л.р №1 Просмотр под микроскопом различных тканей человека |
5 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция |
6 | 1 | | Урок- контроль | Повторение и обобщение темы «организм человека. Общий обзор» |
Опорно – двигательная система - 8 ч |
7 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей Л.р №2 Определение нарушения осанки и плоскостопия |
8 | 1 | | | Скелет головы и туловища. |
9 | 1 | | | Скелет конечностей |
10 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей |
11 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. Л.р №2 Просмотр микропрепаратов костей и поперечно–полосатой мышечной ткани. |
12 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Работа мышц. |
13 | 1 | | Комбинированный урок | Нарушение осанки и плоскостопие |
14 | 1 | | Урок - контроль | Развитие опорно - двигательной системы. Обобщение по теме. |
Кровь. Кровообращение. -9ч |
15 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Л.р №2 Сравнение крови человека и лягушки |
16 | 1 | | Урок презентация | Иммунитет. |
17 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Тканевая совместимость и переливание крови. |
18 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. |
19 | 1 | | Урок – практическая работа | Движение лимфы. Пр.р.№1 Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение |
20 | 1 | | Урок – практическая работа | Движение крови по сосудам. Пр.р.№2 Опыты, выясняющие природу пульса. Пр.р.№3 Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа |
21 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов |
22 | 1 | | Урок – практическая работа | Предупреждения заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Пр.р.№4 Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба |
23 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Первая помощь при кровотечениях |
Дыхательная система – 5ч |
24 | 1 | | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Значение дыхание. Органы дыхания |
25 | 1 | | Урок -лабораторная работа | Строение легких. Газообмен в легких и тканях Л.р №5 Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Л.р №6 (д/з) Изготовление самодельной модели Дондерса |
26 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Дыхательные движения. Пр.р.№5 Измерение обхвата грудной клетки |
27 | 1 | | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Регуляция дыхания. |
28 | 1 | | Урок - контроль | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Обобщение по теме. Пр.р.№6 Определение запыленности воздуха в зимних условиях. |
| Пищеварительная система – 7ч |
29 | 1 | | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Значение пищи ее состав |
30 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Органы пищеварения |
31 | 1 | | Изучение нового материала с применением ИКТ | Строение и значение зубов |
32 | 1 | | Урок - лабораторная работа | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л.р №7 Ознакомление действием ферментов слюны на крахмал. Пр.р.№7(д/з) Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка. Пр.р.№8(д/з) Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка. |
33 | 1 | | Изучение нового материала с применением ИКТ | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ |
34 | 1 | | Изучение нового материала с применением ИКТ | Регуляция пищеварения. |
35 | 1 | | Урок - контроль | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Обобщение по теме |
Обмен веществ и энергии. Витамины -3ч |
36 | 1 | | Комбинированный урок | Обменные процессы в организме. |
37 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Нормы питания. Пр.р.№9 Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки |
38 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Витамины. |
Мочевыделительная система -2ч |
39 | 1 | | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Строение и функции почек. |
40 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим |
Кожа -4 ч |
41 | 1 | | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Значение кожи и ее строение |
42 | 1 | | Комбинированный урок. | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Пр.р.№10 Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки. |
43 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. |
44 | 1 | | Урок - контроль | Обобщение по теме. Обмен веществ и энергии. Мочевыделительная система. Кожа |
Эндокринная система -2ч |
45 | 1 | | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. |
46 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма |
Нервная система -5ч |
47 | 1 | | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Значение, строение и функционирование нервной системы. |
48 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Пр.р.№11 Выяснение действия прямых и обратных связей. Пр.р.№12(д/з) Выявление вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи. |
49 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Нейрогуморальная регуляция. |
50 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Спинной мозг. |
51 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Головной мозг: строение и функции. Обобщение по темам «Эндокринная система. Нервная система» |
Органы чувств. Анализаторы -5ч |
52 | 1 | | Изучение нового материала с применением ИКТ | Как действуют органы чувств и анализаторы. |
53 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Орган зрения и зрительный анализатор. Пр.р.№13 выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна. |
54 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Заболевания и повреждения глаз. |
55 | 1 | | Комбинированный урок с исп. ИКТ | Орган слуха. |
56 | 1 | | Урок - практическая работа | Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Обобщение по теме. Пр.р.№14 Определение выносливости вестибулярного аппарата Пр.р.№15 Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек. |
Поведение и психика- 6ч |
57 | 1 | | Изучение и первичное закрепление знаний, беседа | Врожденные формы поведения. |
58 | 1 | | Урок презентация | Приобретенные формы поведения. |
59 | 1 | | Урок - практикум | Закономерности работы головного мозга. Пр.р.№16 Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. |
60 | 1 | | Комбинированный урок с применением ИКТ | Биологические ритмы. Сон и его значение. |
61 | 1 | | Комбинированный урок с применением ИКТ | Особенности ВНД человека. Речь. Сознание. Труд, Познавательные процессы. |
62 | 1 | | Урок -практикум | Воля и эмоции. Внимание. Пр.р.№17 Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. иллюзии зрения. |
63 | 1 | | Урок – практикум и контроль | Динамика работоспособности. Режим дня. Обобщение по теме. Пр.р.№18 Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияния активной работы с объектом на устойчивость внимания |
Индивидуальное развитие организма -5ч |
64 | 1 | | Комбинированный урок | Половая система человека. |
65 | 1 | | Изучение нового материала с применением ИКТ | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. |
66 | 1 | | Комбинированный урок | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. |
67 | 1 | | Изучение нового материала с применением ИКТ | О вреде наркогенных веществ. |
68 | 1 | | Урок - контроль | Психологические особенности личности. Обобщение по теме |
Итого: 68 часов |