kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическое планирование Элективного курса «Шаги к гармонии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся 9-х классов стоят на пороге очень важных жизненных решений: выбор будущей профессии, определение в связи с этим, круга интересующих их предметов и областей деятельности, способов реализации поставленных задач в продвижении к цели. Всё это создает определенную психологическую нагрузку и происходит на фоне сложных физиологических изменений, связанных с усиленным ростом, развитием организма и половым созреванием. Поэтому, есть все основания считать, что для учащихся этого возраста крайне необходим элективный курс, направленный на изучение механизмов физиологической и психологической адаптации организма человека в меняющихся условиях биологической и социальной среды. Этот курс должен соединить в себе элементы знаний по биологии, психологии и экологии, так как именно изучение основ физиологии, особенностей и правил коммуникативного общения, путей сохранения здоровья, экологической грамотности крайне необходимы современным молодым людям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование Элективного курса «Шаги к гармонии»»

Тематическое планирование

Элективного курса

«Шаги к гармонии»


Пояснительная записка.


Учащиеся 9-х классов стоят на пороге очень важных жизненных решений: выбор будущей профессии, определение в связи с этим, круга интересующих их предметов и областей деятельности, способов реализации поставленных задач в продвижении к цели.

Всё это создает определенную психологическую нагрузку и происходит на фоне сложных физиологических изменений, связанных с усиленным ростом, развитием организма и половым созреванием.

Поэтому, есть все основания считать, что для учащихся этого возраста крайне необходим элективный курс, направленный на изучение механизмов физиологической и психологической адаптации организма человека в меняющихся условиях биологической и социальной среды.

Этот курс должен соединить в себе элементы знаний по биологии, психологии и экологии, так как именно изучение основ физиологии, особенностей и правил коммуникативного общения, путей сохранения здоровья, экологической грамотности крайне необходимы современным молодым людям.


I. Программа включает: 20 учебных занятий: 16 – теоретических, 5 – практических работ, 1 – исследовательская работа, а также проект по теме «Составление школьного меню» и его презентация.


II. Задачи курса:


  • Стимулирование познавательных процессов учащихся.

  • Помощь подростку в определении интересующих его проблем.

  • Объединение научных знаний с житейскими, практическими (поднятие личного жизненного опыта на научный теоретический уровень).

  • Продолжение профориентационной работы: знакомство с профессиями медика, диетолога, косметолога, эколога, психолога.

  • Развитие коммуникативных умений и навыков (сбор информации для проекта, ведение дискуссии, а также презентация достигнутых результатов работы).


III. В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные знания и умения:


Учащиеся должны знать:

  1. Особенности физиологических и психологических изменений в период созревания организма человека.

  2. Основные аспекты здорового образа жизни.

  3. Особенности гормонального влияния на организм человека.

  4. Признаки стрессового состояния организма и меры по его преодолению.

  5. Характеристику среды жизни человека как биосоциального вида.

  6. Психологические основы общения со сверстниками, родителями, учителями.

Учащиеся должны приобрести умения:

  1. Делать самооценку текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.

  2. Применять знания по психологии при самооценке и анализе отношений с окружающими.

  3. Оценивать экологическое состояние своей квартиры (классной комнаты, офиса), составлять перспективный план по его улучшению.



Учащиеся должны приобрести навыки:

  1. Измерения артериального давления и подсчета пульса.

  2. Сравнения показателей своего анализа крови с нормой.

  3. Составление карты здоровья.

  4. Составление меню рационального питания в зависимости от пола, возраста и рода деятельности.

  5. Соблюдение правил гигиены кожи.

  6. Составление плана, сбора материалов, их анализа и презентация проекта.



III. Учебно – тематическое планирование


№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Вид работы

1.

Человек как часть живой природы.

1

Лекция

2.

Как я расту и взрослею.

1

Беседа

3.

Моё здоровье – основа моей жизни.

2

Беседа

Практические

занятия

4.

«Зависит ли от меня моё здоровье?».

1

Заседание дискуссионного клуба

5.

Гормоны и поведение.

1

Лекция

6.

Реакция организма на стресс - воздействие

1

Лекция

7.

Правила общения. Стратегия твоей жизни.

1

Беседа

8.

Гигиена умственного труда.

1

Лекция

9.

Рациональное питание.

1

Лекция

10.

Работа над проектом «Составление школьного меню».

2

Встреча с поваром школьной столовой

11.

Гигиена органов дыхания.

1

Лекция

12.

Кожа – зеркало здоровья.

1

Беседа

13.

Применение растений и мёда в косметике.

1

Лекция

14.

С помощью чего мы познаем красоту

окружающего мира?

1

Лекция

15.

Ниша современного человека как биосоциального вида.

1

Беседа

16.

Квартира как экосистема.

1

Беседа

Практические

занятия

17.

Природа Земли и будущее.

1

Беседа

18.

Защита экологического проекта.

Ролевая игра «Вредным привычкам – НЕТ!».

1

Беседа

Практические

занятия



IV. Содержание программы


Занятие №1.

Человек как часть живой природы.

Место человека в системе органического мира, его уникальность как биосоциального существа. Резервы организма человека.


Занятие №2.

Как я расту и взрослею.

Физиологические изменения в организме и их причины; ступени полового созревания; становление личности.


Занятие №3.

Моё здоровье – основа моей жизни.

  • Практическая работа №1 – «Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей».

  • Практическая работа №2 – «Составление карты здоровья».


Занятие №4.

Моё здоровье – основа моей жизни.

  • Практическая работа №3 – «Изучение параметра анализа крови по сравнению с нормой».

  • Исследовательская работа №1 – «Изменение артериального давления и количества сердечных сокращений в течение учебного дня и учебной недели у учащихся и учителей».


Занятие №5.

«Зависит ли от меня моё здоровье?». Заседание дискуссионного клуба.

Влияние алкоголя и курения на внешний вид, сердечно – сосудистую систему и деятельность мозга. Быть здоровым – престижно. Наркотики удел неудачников.


Занятие №6.

Гормоны и поведение.

Как регулируются функции нашего организма. Действие гормонов: физиологические и психотропные функции.


Занятие №7.

Реакция организма на стресс – воздействие.

Стрессовый контроль. Типы нервной системы. Сон – его значение и гигиена.


Занятие №8.

Правила общения. Стратегия твоей жизни.

Как избегать конфликтов с окружающими. Правила общения. Как управлять собой. Стратегия твоей жизни.


Занятие №9.

Гигиена умственного труда.

Нервная сила человека. Что такое утомление и как его предупредить. Организация отдыха. Релаксация.


Занятие №10.

Рациональное питание.

Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Традиции потребления пищи. Витамины.


Занятие №11.

Работа над проектом «Составление школьного меню».

  • Часть 1 – Социологические исследования.

Нормы питания. Калькулирование.

  • Часть 2 – Создание проекта.


Занятие №12.

Гигиена органов дыхания.

Кислородная недостаточность (гипоксия) и её последствия: вялость, утомление, рассеянное внимание, снижение устойчивости к инфекционным заболеваниям. Гигиена органов дыхания.


Занятие №13.

Кожа – зеркало здоровья.

Значение и гигиена кожи. Особенности ухода за кожей в подростковом возрасте. Косметика – «за» и «против». Пирсинг и тату – нарушение целостности кожных покровов. К чему может привести слепое следование моде.


Занятие №14.

Применение растений и мёда в косметике.

Причины и проявление аллергии.

  • Практическая работа №4 – «Приготовление и правила применения косметических масок»


Занятие №15.

С помощью чего мы познаем красоту окружающего мира?

Анализаторы и сенсорные системы. Визуальная среда современного городского жителя. Зрение и компьютер.


Занятие №16.

Ниша современного человека как биосоциального вида.

Положительные и отрицательные стороны жизни в городе. Здоровье городских жителей. Роль социальных связей в адаптации человека к среде.


Занятие №17.

Квартира как экосистема.

  • Практическая работа №5 – «Анализ экологического состояния своей квартиры (классной комнаты) и перспективное планирование мер по её оптимизации».


Занятие №18.

Природа Земли и будущее.

Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра. Стремитесь к гармонии во всем!


Занятие №19.

Защита экологического проекта.

Ролевая игра «Вредным привычкам – НЕТ!».




Список литературы


  1. Журнал «Биология в школе». – 2000. - №7, с.17

  2. Журнал «Биология в школе». – 2000. - №7, с.19

  3. Журнал «Биология в школе». – 2003. - №1, с.38

  4. Журнал «Биология в школе». – 2004. - №1, с.5



Ролевая игра «Вредным привычкам – НЕТ!»

Внеурочные мероприятия в виде судов над веществами или явлениями оригинальны по форме и поэтому почти всегда вызывают у школьников интерес. У них появляется возможность рассмотреть то или иное событие с различных, порой противоположных позиций, окружающий мир предстает перед ними таким, каков он есть на самом деле со всеми его противоречиями.

Разработка данного вечера имеет межпредметный характер, показывает неразрывную связь двух естественных наук: биологии и химии, а также подтверждает единство мира. Подготовка к игре приобщает учащихся к чтению научной и научно-популярной литературы, развивает их творческие способности.

В "судебном заседании" принимают участие: Судья, Прокурор, Адвокат, Секретарь суда, Свидетель обвинения; обвиняемые: Зеленый Змий, Сигарета, Белая смерть; свидетели обвинения: Сердце, Мозг, Печень, Легкие; свидетели защиты: Бутылкин, Дымовой, Морфин.

Судья. Сегодня мы судим человеческие пороки: пьянство, курение, наркоманию. В качестве обвиняемых вызываются: Зеленый Змий,Сигарета, Белая смерть.

(Обвиняемых вводят в зал и усаживают на скамью подсудимых.)

Прокурор. Мы обвиняем Зеленого Змия в том, что он разрушает всего за несколько месяцев мозг человека, над со зданием которого природа трудилась миллионы лет. Мы обвиняем Зеленого Змия в том, что он является помехой в учении.

Свидетель обвинения (справка). Исследователи сравнивали успеваемость различных групп детей. Среди них были те, кому совсем не предлагали вина, а были и такие, кому родители считали необходимым давать его трижды в день. Среди этих последних не было ни одного, кто имел бы хорошую успеваемость. Занимались они с трудом, почерк у них был плохой, при вычислении допускали множество ошибок. Им было сложно заучивать тексты. Постепенно подросток тупел эмоционально, интеллектуально, нравственно.

Прокурор. Мы обвиняем Зеленого Змия в том, что он отравляет своим зловонным дыханием еще не родившееся поколение. Подумайте, дети еще не родились, а уже принесены ему в жертву.

Свидетель обвинения (справка). На чердаке сарая, где тайком гнали самогон, лежало 160 куриных яиц для последующей инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из этих яиц вывелось лишь 78 цыплят; 40 из них вскоре погибли, а 25 оказались уродами: зародыши были отравлены парами спирта. Все сказанное относится и к человеку. В пьющих семьях 40% детей оказываются больными. В таких се­мьях в два раза чаще дети рождаются мертвыми, а их смертность в раннем возрасте в три раза выше, чем и семьях непьющих родителей.

Прокурор. Мы обвиняем Зеленого Змия в том, что он соучастник многих преступлений. В состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 70% всех нападений.

Секретарь. Вызывается свидетель обвинения Сердце.

Сердце.

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего ему есть дело!

Я обвиняю Зеленого Змия в том, что алкоголь, поступая в кровь, заставляет работать сердце в неблагоприятном для него режиме. Изменяются стенки кровеносных сосудов. Пульс увеличивается до 100 ударов в минуту. Развивается атеросклероз, в организме нарушается обмен веществ и питание сердечной мышцы. Она перерождается и наступает внезапная смерть от инфаркта.

Секретарь. Слово свидетелю обвинения Мозгу.

Мозг. Я обвиняю Зеленого Змия в том, что он оказывает отрицательное воздействие на центральную нервную систему. Постепенно кора полушарий головного мозга, которая выполняет функции сознания и мышления, выходит из строя. Мозг человека, создающий машины, прекрасные города, разрушается.

Секретарь. Слово свидетелю обвинения Печени.

Печень. Я обвиняю Зеленого Змия в том, что он вызывает цирроз печени — перерождение клеток органа и самоотравление организма.

Секретарь. Слово предоставляется защите. Прошу Вас. господин Адвокат.

Адвокат. Действия алкоголя не всегда вредны. Часто он позволяет снять стресс, скованность в компании, повышает аппетит, делает жизнь веселее. Я считаю, что горячительные налитки помогают жить.

Секретарь. Слово свидетелю Бутылкину.

Бутылкин (входит в зал).

— У тебя неприятности? Я тебя утешу.

— Тебе холодно? Я тебя согрею.

— Отведай! И ты из робкого станешь смелым.

(Бутылкин поднимает шум, его выводят из зала.)

Судья. Выслушав свидетелей обвинения и защиты, постановляю считать пьянство вредной привычкой, даже болезнью человека.

Секретарь. Приступаем к рассмотрению вопроса о курении. Слово предоставляется Сигарете.

Сигарета.

Мое имя — Сигарета,

Я красива и сильна.

Я знакома с целым светом.

Очень многим я нужна.

Мозг и сердце я дурманю

Молодым и старикам,

Независимо от знаний

Скажем прямо — слабакам.

Секретарь. Слово свидетелю обвинения Легким.

Легкие. Табачный дым, кроме никотина, капля которого может убить и лошадь, содержит еще 200 вредных для организма веществ, в том числе и синильную кислоту. Частицы дыма, дегтя, сажи оседают на стенках бронхов и легочных пузырьков. Подсчитано, что курильщик в год вдыхает 800 г. табачной смолы, которая проникает глубоко в легкие, уменьшает газообмен. Многие вещества табачного дыма вызывают рак. Поэтому те, кто курит, заболевают раком легких в б-10 раз чаще, чем некурящие. Каждую минуту в мире умирает от табака один курильщик.

Секретарь. Слово предоставляется Сердцу.

Сердце. Никотин вызывает сужение сосудов сердца, образование тромбов, а угарный газ, который также есть в табаке, создает постоянную кислородную недостаточность организма в целом, и в первую очередь — сердечной мышцы. Это только два вещества, выделяемых из табачного дыма, а их - 200!

После каждой выкуренной сигареты сужение кровеносных сосудов длится около получаса. Курильщик заболевает в 12 раз чаще стенокардией и в 13 раз чаще инфарктом, чем некурящий человек.

Свидетель обвинения (справка). В 1963 г. в Ницце на соревновании, устроенном курильщиками, победитель, выкуривший 60 папирос, после достижения своего рекорда умер.

В Англии описан случаи, когда человек, выкуривший за день 40 сигарет и 14 сигар, скончался от остановки сердца.

Секретарь. Слово предоставляется Мозгу.

Мозг. Никотин сначала расширяет мои сосуды, усиливая в них кровоток, затем резко сужает, что приводит к недостаточности мозгового кровообращения. Часто при курении у гипертоников повышается артериальное давление и развивается гипертонический криз. Секретарь. Слово имеет Адвокат.

Адвокат. Защита считает, что сигарета делает человека уверенным при любых обстоятельствах.

Секретарь. Приглашается свидетель Дымовой.

Дымовой. Курить - это красиво, элегантно, современно, можно легко знакомиться.

Судья. Выслушав все "за" и "против", суд постановил считать курение вредной для человека привычкой.

Запомни — человек не слаб,

Рожден свободным. Он не раб.

Сегодня вечером, как ляжешь спать,

Ты должен так себе сказать:

"Я выбрал сам дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить.

Я,— человек! Я должен сильным быть".

Секретарь. Обвинение предъявляется Белой смерти.

Прокурор. Белая смерть избирает себе в жертву не всех подряд. Есть у нее любимчики, которых она принимает под свое крыло в первую очередь. Сначала она избирает жертву: кружит над школьными подъездами, высматривает и находит. Как, правило, это молодые люди 14—15 лет, не очень стремящиеся к знаниям, а поэтому имеющие массу свободного времени. И хотя "морщинится" весь организм, выворачивается наизнанку, но пробуют, дышат, глотают, колются.

Свидетель обвинения (справка). Кто же попадает под крыло Белой смерти? В первую очередь те, чьи любимые занятия — многочасовая пустая болтовня, просмотр всех передач по телевизору, праздные прогулки по улицам.

Секретарь. Слово имеет Сердце.

Сердце. С чего начинается наркомания? Почти у всех первый побудительный мотив — любопытство. И вагон, первый укол. А дальше - привыкание, зависимость, постоянная тяга, желание бросить, но уже физическая невозможность жить без наркотиков.

Секретарь. Слово предоставляется еще одному свидетелю — Печени.

Печень. Компания, о которой я вам расскажу, прошла весь путь от начала и до конца, от кажущейся веселости до полного краха. Пропасть между жизнью и смертью становилась все меньше и скоро исчезла совсем. Из подвала возвращались домой истощенные, с трудом добирались до кровати, но спать не могли. А потом еще хуже: начинало рвать, выворачивать суставы, появлялась головная боль. В эти минуты они клялись, что никогда не вспомнят о страшном зелье. Но проходило несколько дней, организм немного восстанавливался, и снова тянуло туда.

Секретарь. Слово имеет Мозг.

Мозг. Недавно врачам пришлись биться за жизнь наркомана-шестиклассника, которого доставили в наркологическую больницу с тяжелым дефектом мозга. Даже если он и выживет, нет никаких гарантий, что останется нормальным человеком. Я обвиняю наркотики в том, что они вызывают рак легких, атрофию мозга, эпилепсию, психозы, разрушение кропи, полную деградацию личности.

Секретарь. Слово предоставляется Легким.

Легкие. Если бы вы побывали в клинике, где лечат наркоманов, то поняли, во что прекращается человек, который не может жить без наркотиков: высохший, желтый, с трясущимися руками, не верящий ни во что.

Секретарь. Слово имеет Адвокат.

Адвокат. Что толкает подростков к наркотикам? Трудная судьба, тяжелое детство, скандалы в семье, чувство безысходности. разочарование. А бывает и так. У подростка все есть, но родителей интересуют только они сами и внешний престиж. Они бездуховны, и от таких взрослых дети, как правило, уходят в свой мир. Это может быть и мир наркотиков.

Секретарь. Вызывается свидетель Морфин.

Морфин. Я не могу жить без наркотиков. Я готов молиться при виде каждого пузырька. Хотите попробовать? Из любопытства? Не думайте о последствиях. Давайте вместе ловить кайф.

Голос из зала. А потом вместе умирать? Да?

Свидетель обвинения (справка). Сведения из Волжского наркологического диспансера: Марина М., 1989 года рождения, скончалась при передозировке наркотиков. Борис В., 1988 года рождения, умер от отравления организма наркотиками. Почему не встречаются сорокалетние наркоманы? Не догадываетесь? Они просто не доживают до такого возраста.

Судья. Суд постановил считать наркотики злом. Они не спасают человека от несчастья, а сами приводят к еще большему несчастью.

Прослушав выступления обвинения и защиты, суд постановил изгнать человеческие пороки из нашей жизни.

(Охрана вы водит из зала Зеленого Змия, Белую смерть и Сигарету.)

Голос из зала. Да бросьте вы. То говорят: "не кури", сейчас: "не пей", "не колись". А что взамен?

Судья.

Спорт, спорт, спорт.

Пусть с фронта борьбы поступают сводки.

Что вышли победителями из боя злого.

Не выпито ни одного стакана водки,

Не сказано ни единого бранного слова.


Секретарь. Судебное заседание объявляется закрытым.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тематическое планирование Элективного курса «Шаги к гармонии»

Автор: Егельская Лидия Григорьевна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132484


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства