(К) Предложить учащимся рассмотреть схемы кровеносной системы человека Попросить рассказать об их функциях и веществах, которые они транспортируют(Приложение 1). Учитель задает вопрос: какие органы участвуют в транспорте веществ в живых организмах? (учащиеся высказывают свое мнение) Озвучивают тему и цели урока (Г) Учащиеся работают с информационным листом «Кровеносная система», осуществляют чтение с пометками (Приложение 2). (Г) Учащхся делят на три группы: Задание:составление постера эритроциты тромбоциты лейкоциты Критерии : 1) назвали форму и функции форменных элементов крови 2) правильно изображены кровеные клетки 3) работа всех членов группы 4) соблюдение тайм-менеджмента. Дескрипторы: назвали форму и функции форменных элементов крови; ) правильно изображены кровеные клетки Эритроциты Белые кровяные клетки. Имеют мелкие ядра. Внутри клеток находится гемоглобин. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. Снижение количества эритроцитов или гемоглобина приводит к слабости и повышенной чувствительности Лейкоциты Белые кровяные клетки, имеют ядро. Не способны самостоятельно передвигаться. Они уничтожают попавшие в организм бактерии. Основная функция лейкоцитов – переносят кислород по всему телу и забирают углекислый газ из клеток. Тромбоциты Кровяные пластинки (тромбоциты) – это клетки крови по размерам больше, чем красные кровяные клетки. Они закупоривают поврежденные клетки сосудов и участвуют в процессе свертывания крови. Основная функция – это уничтожение, попавших в организм бактерий. Учащиеся, применяя прием « Карусель» объясняют членам других групп. Взаимооценивание. Задание к индвидуальной работе. Вспомните функции клеток крови. Затем выберите из каждой колонки приведенной ниже по одному соответствующему ответу, начиная с первого (лейкоциты). Зашифруйте ответы последовательно цифрами разделив их на 4 группы. 1. Лейкоциты 5. Содержат гемоглоби 9. Образование тромба 2. Эритроци ы 6. Содер т ядро 10. Свертывание крови 3. Тромбоциты 7. Растворимый белок 11. Фагоцитоз 4. Фибриноген 8. Кровяные пластинки 12. Транспортировка кислорода На все ли поставленные вопросы сегодня на уроке мы смогли ответить? Учащиеся заполняют таблицу: «ЗХУ» (технология развития критического мышления), графу «Узнал» Составить предложения со словами: ядро, гомеостаз, функция. Желающие составляют синквейн. "ZHU" technology development of critical thinking «ЗХУ» технология развития критического мышления Знаю Хочу узнать Узнал(а) Кровь жидкость, солоноватая на вк с. Химически состав крови? Состо т из 90% воды и 10% минеральные соли и органические в ществ . Важнейшие соли крови: хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция. Тип ткани: соединит льная. Какие форменн е элементы входят в состав крови; их особенности с роения и функции? Кровь состоит из межклеточного вещества – плазмы 60% и клетки крови 40% (эритроциты – безъядерные клетки, содержат гемоглобин, функция – перенос кислорода и удаление углекислого газа; лейкоциты – бесцветные ядерные клетки, функция – защи ная (фаг цитоз); т омбо иты – кровяные пластинки, функция – свертыв ние крови). Может свертываться. Механизм свертывания крови? Фибриноген (растворимый белок плазмы) превращается в нерастворимый фибрин с участием со ей кальция, витамина К и тромбоцитов. Красного цвет . Почему красного цвета? Гемоглобин соединяется с кислородом, образуя оксигемоглобин. Оксигемоглобин имеет ярко красный цвет, а гемоглобин темно красный. Этим объясн ется различие в окраске венозной и артериальной крови. |