Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 9 классе Практическая работа №1 по теме "Моногибридное скрещивание"»
Технологическая карта
Учитель: Шлычкова Татьяна Алексеевна
Класс: 9
Дата: 19.11.19
Предмет: биология
Тема урока: Практическая работа №1 «Решение задач на моногибридное скрещивание»
Урок № 5 в теме «Основы учения о наследственности и изменчивости организмов».
Автор УМК: В.В.Пасечник,А.А.Каменский, Г.Г.Швецов,З.Г.Гапонюк Биология 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2019.
Общедидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации средствами технологии самостоятельного обучения.
Цели по содержанию:
образовательные: создать условия для понимания закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании, сущности 1 закона Г. Менделя.
развивающие: способствовать обучению школьников правильно анализировать условие генетических задач, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять и записывать решение генетических задач, создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы.
воспитательные: способствовать развитию чувства ответственности за результаты своего труда, развитию творческой активности и самореализации, воспитанию чувства толерантности к чужому мнению, коммуникативной и информационной компетентности, культуры речи через средства парной, фронтальной работы, созданию позитивного микроклимата.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование и средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, экран, инструктивные карты для практической работы, приложение «Алгоритмы решения генетических задач»,.
Этапы урока
Деятельность учителя
Осуществляемые учащимися действия
Формируемые у учащихся способы действия
Использование ЦОР
1.Оргмомент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность своего рабочего места, настраивает на продуктивную деятельность, создаёт ситуацию успеха.
Проверяют свою готовность к уроку.
2.Целеполагание и мотивация.
Использует эпиграф для формулировки темы и целей урока.
Читают эпиграф.
«Недостаточно точно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею».
(Цицерон)
Формулируют цели урока:
Знать: закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании; формулировку 1 закона Г. Менделя.
Уметь:
искать информацию;
анализировать условие генетической задачи;
устанавливать причинно-следственные связи;
объяснять и записывать решение генетических задач.
Познавательные. Регулятивные.
3.Актуализаця, обобщение и систематизация знаний, понимание способов действия.
Приём «Интеллектуальная разминка»
Учитель предлагает задания «Соотнеси термин и определение понятий» с
вариантами правильных ответов через проектор.
Учащиеся выполняют задания.
Устно проверяют.
Выполняют тестовую работу с комментариями, осуществляют самопроверку, заполняют карту урока.
Познавательные.
Регулятивные.
Коммуникативные.
Тестовые задания для самостоятельной работы
«Проверь себя»
4. Применение знаний и способов действия в знакомой, изменённой и новой ситуации.
Учитель организует работу по систематизации знаний с использованием .
1)Г. Мендель выбрал в качестве объекта для исследования горох посевной. Почему?
2)Контрастные признаки гороха Г. Мендель назвал доминантными и рецессивными. Дайте определения понятий.
3)Учитель формулирует 1 закон Менделя с объяснением закономерностей наследования
Выполнение практической работы №1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»
Учитель напоминает, что, решая задачи, следует придерживаться алгоритма(Приложение 1). Учитель подводит итог.
Учащиеся последовательно выполняют задания.
Учащиеся слушают 1 закон Г. Менделя.
Решают задачи, проверяют, устанавливая причинно-следственные связи, записывают схемы скрещиваний задач , используя алгоритм.
Познавательные.
Коммуникативные.
Личностные.
Регулятивные.
Иллюстрированная таблица с признаками гороха, выделенными Г. Менделем.
Анимация. «Первый закон Г. Менделя».
«Задачи на моногибридное скрещивание» учебник,
Инструктивные карточки
5.Информация о домашнем задании.
Приём «Обсуждаем домашнее задание»
1.Повторить п.19,
Основные термины.
Записывают домашнее задание, задают необходимые вопросы.
Регулятивные.
Биология. 9 класс
Генетические опыты Г. Менделя, учебник.
6.Рефлексия (подведение итогов)
Учитель проводит рефлексию. Закончите предложения
Самым сложным на уроке было…
Самым интересным на уроке было…
Сегодня я научился…
Работают в карте урока
Регулятивные.
Приложение№1
Алгоритм решения генетических задач.
1.Прочитать условие задачи от начала и до конца.
2.Перевести данные задачи в генетические символы.
3.Записать условие в краткой форме (схема скрещивания).
4.Осуществить решение, опираясь на соответствие закономерностей наследования
( мысленно излагая ход рассуждения).
5.Написать ответ в согласии с условием задачи.
Приложение№1
Алгоритм решения генетических задач.
1.Прочитать условие задачи от начала и до конца.
2.Перевести данные задачи в генетические символы.
3.Записать условие в краткой форме (схема скрещивания).
4.Осуществить решение, опираясь на соответствие закономерностей наследования
( мысленно излагая ход рассуждения).
5.Написать ответ в согласии с условием задачи.
Карта урока по теме
Практическая работа №1 « Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
«Недостаточно точно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею».
Использование образовательных комплексов «1С: Школа» на уроках биологии.
(из опыта работы учителя биологии МОАУ «СОШ№18» города Кирова
Савчук Светланы Николаевны).
Значительный объём программы и большое количество фактического материала заставляют пересматривать прежние методики ведения уроков. Уроки не должны ограничиваться содержанием минимального уровня, необходимо использовать факты из истории биологических открытий, интересные биологические задачи, опыты, эксперименты, «заглядывать» внутрь объекта, процесса.Работая учителем биологии, я стараюсь показать учащимся значимость биологических знаний, возможность применения их в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие факты в целостную систему, понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни. Уроки с использованием ЭОР вызывают большой эмоциональный подъём и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.
2012-13 учебный год я начала с апробации дисковобразовательного комплекса «1С: Школа». На уроках биологии я знакомилась с возможностями использования ЭОР с лицензионных дисков с помощью ПК и мультимедийного проектора. Итогом работы явилась статья «Возможности использования образовательного комплекса «1С: Школа. Биология, 9 класс»в сборнике «Методические рекомендации по подготовке урока в современной информационной образовательной среде с использованием образовательных комплексов серии «1С: Школа».
Так как с 2013-14 учебного года школа получила лицензию на Образовательное учреждение, былаорганизована электронная библиотекана платформе «1С: Образование»в локальной сети, у меня появилась возможность использования ЭОР для самостоятельной и индивидуальной деятельности учащихся. Так же я провожу уроки с использованием дисков с ЭОР по химии, физике, обществознанию, развивая межпредметные и метапредметные связи.
Особенностями образовательного комплекса «1С: Школа», который я использую на уроках биологии в 6,7,8,9,10,11 классах, являются наглядность, образность, научная достоверность материала, иллюстраций, красочность объектов анимации, материал запоминается легче, можно наглядно продемонстрировать последовательность событий, обозначить причинно-следственные связи.
ЭОР на платформе «1С: Образование» по биологии разработаны в соответствии с ФГОС и ориентированы на учебники авторского коллектива под руководством И. Н. Пономарёвой. Имея большую учебную нагрузку, мне самой создавать качественные продуктивные презентации сложно. На дисках представлены образовательные ресурсы к каждому уроку учебной программы, поэтому я не затрудняюсь в отборе материалов к уроку. С целью экономии времени все используемые ЭОРна уроке я отправляю в портфель, как учителя, так и учащихся.
Хочется отметить, что большой интерес у учащихся вызывает работа с интерактивными рисунками.
Кроме того, это повышает мотивацию к изучаемому предмету, так как заложенные возможности позволяют рассматривать рисунки не только в тестовом режиме, но и в обучающем и в режиме подсказки.
Как при объяснении нового материала, так и при опросе (составление опорных конспектов, при сравнении биологических объектов), яиспользую интерактивные схемы, которые состоят из логически связанных между собой блоков.
Большие возможности проверки и закрепления знаний даёт работа с видеофрагментами и анимацией. Фрагмент или анимацию я могу остановить на любом кадре и попросить ученика прокомментировать его, раскрыть содержание терминов. Кроме того анимации раскрывают суть некоторых опытов, которые нельзя воспроизвести в классе и дома.
При изучении нового материала я использую ленты времени, которые отражают хронологию событий, биографии учёных.
Для организации индивидуальной работы учащихся, самоконтроля, фронтального опроса, для отработки навыков я предлагаю учащимся тестовые задания из рубрики «Проверь себя». Демонстрируя на экране при помощи мультимедийного проектора «Вопросы к тексту» и вопросы, расположенные в «Заключении к параграфу темы», провожу устные фронтальные опросы, письменные работы по вариантам или индивидуально.
В 8 классе раздел ГИА и ЕГЭ с проверкой я использую при подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Очень удобно, что в разделе «Галерея» в рубрике «Файлы для печати» содержатся все проверочные работы, которые распечатываю прямо с диска.
В разделе «Справочник» включён «Словарь», где в алфавитном порядке кратко и в доступной форме даны основные термины и понятия курса биологии. Ученикам предлагаю возможные формы работы с терминами: повторение, диктанты, составление кроссвордов.
Для повышения эффективности урока часто использую иллюстрации, фотографии, интерактивные таблицы, конструктор.
На мой взгляд, уроки биологии формируют учебные действия и навыки через положительную мотивацию. ИКТ улучшают образовательный процесс, делают урок более эффективным, интересным, результативным. Практика в преподавании биологии показала, что освоение нового материала протекает с положительной эмоциональной окраской в темпе, удобном для учащихся, даёт более высокие результаты. У учащихся наблюдается положительная динамика роста (за последние 3 года) качества обучения биологии с 64,24% до 77,14.При подготовке учащихся к олимпиадам и внеклассным мероприятиям я использую образовательный комплекс «1С: Школа». В 2012-13 учебном году мной были подготовлены 2 призёра городской и участницаобластной Всероссийской олимпиады школьников по биологии. В 2013-14учебном году 4 призёра городской олимпиады и 3участника областной олимпиады по биологии и экологии. Второй год моя ученица 9 класса Губина Олеся участвует в областном Интернет-конкурсе «Природа родного края», в 2013 году отмечена Дипломом 2 степени, в 2014 году награждена Дипломом за 1 место и грамотой за творческое задание. В 2014 году я участвую в 4 Всероссийском сетевом конкурсе «Профессиональный успех – 21».
Таким образом, использованиеобразовательного комплекса «1С: Школа» становится актуальным при переходе к новым ФГОС, так как позволяет включать активные формы обучения в привычную структуру урока.
В 2014–15 учебном году я начну апробацию дисков «Дыхание» и «Биологический конструктор». А на тех, с которыми я работаю, хотелось бы видеть задания разных уровней сложности, включая повышенный, для работы с группами учащихся по их способностям и инструктивные карточки к лабораторным работам в соответствии с ФГОС.