kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока 5 класс на тему «Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомится с основными царствами живой природы, уметь отличать одноклеточные организмы  от многоклеточных, используя имеющиеся знания, материалы источника, полученную информацию - записать в тетради.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока 5 класс на тему «Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы».»

Технологическая карта урока 5 класс

на тему «Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы».

Бородина Екатерина Геннадьевна,

учитель биологии 1 категории

МКОУ Юргамышская СОШ

Цели деятельности педагога

Создание условий для формирования представлений об одноклеточных и многоклеточных организмах, царствах живой природы.

Цели образовательной деятельности учащихся

Познакомится с основными царствами живой природы, уметь отличать одноклеточные организмы от многоклеточных, используя имеющиеся знания, материалы источника, полученную информацию - записать в тетради.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царств живой природы, разнообразием живого мира; учатся выделять существенные признаки царств живой природы, находить сходство и отличие в строении клеток растений и животных, различать представителей царств, на рисунках; овладевают умением объяснять роль живых организмов в природе.

Метапредметные:

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царствам; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о царствах в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать ее, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные:

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению живых организмов, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к живому миру, развивают умения слушать и слышать другое мнение.

УУД

Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником. 
2. Продолжить формирование умения находить отличия, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. 
3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации. 
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

3. Уметь работать в творческих группах.

Регулятивные УУД 
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять царства живой природы.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Тип урока

Изучение нового материала.

Методы обучения

Проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстрационный.

Формы обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная, диалоговая.

Образовательные ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблица, тематическое и поурочное планирование, УМК : Биология 5 класс, И.П.Пономарева.

Оборудование

Микроскопы, микропрепараты представителей царств живой природы.

Термины

Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные, систематика.

Ход урока

Этапы урока, продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетенции


Формы совзаимодействия

Промежуточный контроль

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Организационный момент.

Домашнее задание

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

– Здравствуйте, ребята. На уроке у нас присутствует много гостей. Поприветствуем их.

Для работы на уроке вам понадобится: тетрадка, ручка, карандаш, ластик, линейка, учебник, дневник.

Все ли правильно сидят, 

Все ль внимательно глядят? 
Каждый хочет получать 
Только лишь оценку «5» 
Поднимают руки, кто готов отвечать на 5 

Откройте дневник запишите Д/З: пересказ стр. 35-37 до «Вирусов», ТЗ: подготовить сообщения по теме: «Многообразие живых организмов».

Внимательно послушайте стихотворение.

- Какова тема нашего урока?

-Какие задачи поставим?


Автор- Русаков Дмитрий

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

(рассмотреть одноклеточные и многоклеточные организмы). Это первая задача.

Слушают, принимают участие в диалоге, отвечают на вопросы.















Один ученик читает стихотворение

Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,

понимают его важность.

Овладевают навыками отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог

Получают возможность научиться работать с учебником, организовывать рабочее место, узнают на какие царства делится природа.

Фронтальная


2.Изучение нового материала.

Почему организмы назвали одноклеточными и многоклеточными?

Посмотрите на них. Слайд


Все одноклеточные и многоклеточные организмы подразделяются на царства.

Вторая задача урока: познакомится с царствами живой природы.

Мир живых организмов многообразен, перед учеными всегда стояла задача как из такого большого объема информации выбрать нужные сведения, упорядочить знания. Как же разобраться во всем  многообразии живых организмов? (для этого необходимо разделить на несколько больших групп живых организмов, называемых царствами.)

Все вы слышали слово «царство». В некотором царстве, некотором государстве…Что такое царство?(самая крупная единица  систематики.)

А что такое систематика? (наука, распределяющая живые организмы на группы по сходству и родству.)

Откройте тетради, запишите число, тему.

24.11.2015 «Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства живой природы».

Запишите что такое царство, систематика.

Проверим.

Отгадывая загадки, вы приведете примеры живых организмов, а они относятся к царствам живой природы.

1. Знают даже малыши 
Красно-белые грибы 
Те, что с мухами не дружат. 
Не бери ты их на ужин - 
Несъедобен этот гриб, 
Хоть красавец он на вид. 
Называют с давних пор 
Гриб тот - красный... (мухомор)

Кто это? (Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.) гриб

2. Горделивая сестрица,

Всех цветов она царица.

Страшен ей приход мороза.

А зовут царицу... (роза)

3. И по соснам, и по елям

Быстро бегает она,

Видит, шишки, где поспели,

Где грибная целина. (Белка)

4. Хоть меня не видит глаз,

 Заразить могу я вас.

 И холерой, и ангиной,

 Насморком и скарлатиной.  (вирусы)

5. Без меня не сваришь сыра,

 И не сделаешь кефира.

 Простоквашу и творог,

 Приготовить я помог бы…(бактерии)

В царстве том  житьё не худо,

Есть там вот какое чудо:

Это микроорганизмы.

Только клеточка одна,

Но живёт, живёт она.

-На какие царства ученые делят живую природу?

Ответ: слайд

Царство Бактерии

Царство Грибы

Царство Растения

Царство Животные

Царство Вирусы

Физкультминутка

В ясный солнечный денек (закрыть глаза)

Мы шагаем в лес все дружно (шаги на месте).

Рассмотреть большой пенек (развести руками),

Наблюдать за ним нам нужно (показать, как смотрят в бинокль).

Соберем сосновых шишек (приседают, имитация сбора),

Опыт с ними проведем:

Где расти, им лучше будет (показать вопросительный знак)?

Все узнаем не из книжек! (радостно подпрыгнуть).

Постановка проблемы.

-Как вы думаете, что между ними общего?

(клеточное строение, индивидуальное развитие ,размножение ,раздражимость, рост , обмен веществ ,дышат ,питаются.)

Докажем, что они имеют клеточное строение.

У вас на столах микроскопы и микропрепараты. Вы увидите, что организмы состоят из клеток.

Назовите 3 основные части клеток (ядро, оболочка, цитоплазма). Вспомните их функции. (передача и хранение наследственной информации, защита, место расположение органоидов клетки).

Рассмотрите предложенный микропрепарат (бактерии, дрожжи, лист растения, клетки животных). 5 мин. Сравнить с рисунком на слайде.

Почему вирусы занимают особое место в живой природе? (стр.37-38 учебника) найти ответ в учебнике, 1 мин.

Ответы.

Выполните в рабочей тетради стр.25 задание 1, 1 мин.

Есть ли у царств живой природы характерные признаки, свойственные каждому царству? Просмотр презентации о растениях, животных, грибах, бактериях и вирусах.

1. Какими признаками характеризуются растения?

2.Какими признаками характеризуются животные?

3.Какими признаками характеризуются грибы?

4.Какими признаками характеризуются бактерии?

5. Какими признаками характеризуются вирусы?


-Итак, что же общего между царствами живой природы?

Вывод: живые организмы состоят из клеток, могут быть одноклеточными и многоклеточными, они питаются, размножаются, дышат, растут.

-Чем отличаются царства живой природы друг от друга? Каковы их характерные признаки?

Вывод: они отличаются по характеру питания, по строению клеток и т. д.

Слушают,

-отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

-высказывают свои мнения

на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя.















Запись в тетради.













































Отвечают на вопросы,




Выполняют физические упражнения.





















Настраивают микроскоп, рассматривают микропрепарат








находят необходимую информацию в учебнике

Обучающиеся готовят описание устно


















Имеют мотивацию учебной деятельности, разделяют природу на царства.











































Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Могут составить произвольное речевое высказывание

в устной и письменной форме

о новых понятиях;

умеют извлечь существенную информацию из разных источников

(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).


























Извлекают необходимую информацию из текста учебника, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.


Принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.


























Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе.




Фронтальная
















































Работа в группах

Устные и письменные ответы

3 Подведение итогов учебного занятия.

-Какие царства живой природы вам известны?

-Что интересного вы можете рассказать о представителях царств живой природы? Интересные факты о различных представителях царств живой природы.

Бактерии

1. Тот запах, что исходит от мокрой земли после дождя, обусловлен органическим веществом геосмин. Его вырабатывают актинобактерии и цианобактерии, живущие на поверхности земли.

2. Самым древним организмом, выявленным учеными, считается архибактерия термоацидофила (thermoacidophiles). Этот вид бактерий существует в горячих источниках с большим содержанием кислоты. Эти бактерии не живут при температуре ниже 55 градусов.

3. Исследование, проведенное учеными Университета Манчестера, показало, что на поверхности мобильного телефона находится микробов существенно больше, чем обнаруживается на сиденье унитаза или же на подошве обуви.

Вирусы

1. Среди чрезвычайно интересных фактов о вирусах отметим и забавные. Куры породы араукана способны нести необычные яйца – они голубоватые или салатные. А виной всему ретровирус, которым заражены эти куры. Он встраивает в хозяйскую ДНК ген, вызывающий повышенную концентрацию в скорлупе яиц биливердина – желточного пигмента. Интересно, что при этом не меняется качество яиц, они не становятся более вредными либо полезными, если сравнивать с обычными яйцами.

2. Вирусы могут заражать одноклеточные организмы, бактерии, грибы, растения, животных и даже другие вирусы — то есть все типы живых существ, обитающих на планете Земля

3. В позапрошлом веке в Австралии произошло катастрофическое увеличение популяции кроликов, приведшее к уничтожению многих видов растений на огромной территории плодородных земель. С кроликами пытались бороться много десятков лет, но безрезультатно. В середине 20 века с кроликами решили бороться с помощью вируса миксоматоза, что привело к пятикратному сокращению числа животных.

Растения

1.Наша планета полна удивительных растений. Одним из них является радужный эвкалипт с острова Минданао. Оно славится чрезвычайно красивой разноцветностью коры. Кора всех эвкалиптов со временем отслаивается в виде множества узких полос, а на месте старой, облезшей появляется новая кора. По мере своего старения она меняет свой окрас. Изначально кора имеет ярко-зеленый или темно-зеленый цвет, по мере роста и старения она становится голубой, пурпурной, а затем розово-оранжевой. В конце же своего существования кора приобретает коричнево-малиновый оттенок.

2. Наверное, каждый человек в своей жизни слышал о таком многолетнем и удивительном дереве, как баобаб. Он произрастает в большинстве своем в африканских саваннах. Это самое толстое дерево на всей планете Земля. Его средняя высота составляет около 18-25 м, а окружность ствола при такой высоте – более 10 метров. Существуют даже экземпляры с окружностью в 50 м в обхвате! Продолжительность жизни баобаба колеблется от тысячелетия до 5,5 тысяч лет.

3. На водной глади Амазонки встречается необыкновенное растение виктория, относящееся к семейству кувшинковых. Его листья достигают трех метров в своем диаметре, и они могут выдержать вес в 25-30 кг!

Животные

1.Среднестатистическая корова выделяет в день 400 литров газа метана. 
2. В Индии 50 миллионов обезьян. 
3. В среднем курица откладывает 190 яиц в год. 
Грибы

1.Доказан тот факт, что грибы существовали 400 миллионов лет назад, то есть, задолго до появления динозавров. Они являются одними из древнейших обитателей планеты, наряду с папоротниками. Но если гигантские папоротники, сохранившиеся с того же периода, значительно измельчали, то грибы, приспосабливаясь, видоизменялись и, похоже, все эти виды существуют и сейчас.

2. В российских лесах можно встретить гриб с названием "Весёлка", вошедший в книгу рекордов Гиннеса как рекордсмен по скорости роста. Каждые 2 минуты он вырастает на сантиметр! В первый день он выглядит как сероватое яйцо, на второй становится зонтиком на высокой ножке, а на третий его уже и не видно.

3. Некоторые грибы имеют светящиеся грибницы. Например, опёнок осенний, растущий на трухлявых пнях. При этом грибница пронизывает пень густо. В темноте можно увидеть, как гнилушки светятся — фосфоресцируют. Это зрелище раньше очень пугало людей, тут же населивших лес ведьмами и лешими. Что интересно – мерцание таких огней напоминает передвижение живых существ, так как изменяется при каждом наклоне, каждом повороте головы.

-Какое практическое значение имеют знания о живой природе?

В тетради подзаголовок:

Биологический диктант. Слайд

Дайте ответы на вопросы:

1.Одноклеточные организмы, не имеющие ядра? (Бактерии).

2.Организмы, в клетках которых есть хлоропласты?( Растения).

3.Дрожжи - представители царства …(грибов).

4.Инфузория- туфелька относится к царству…(животные).

5. Бабочка - это животное.(да)
6. Вирусы – это неклеточная форма жизни.(да)
7. В царство Растения входят одноклеточные и многоклеточные организмы.(да)

8. Стрекоза – животное.(да)

9. В образовании кислорода участвуют животные.(нет)

10. Наука, изучающая растения называется, зоологией. (нет)

(Поднимите руку, кто справился) Проверка биологического диктанта.

- Оценки за урок.

Отвечают

на вопросы, обосновывают своё мнение


Делают краткие сведения








































































Взаимоконтроль (в парах)


«5»-10-9

«4»-8-7

3»-6-5

«2»-менее 5

Проявляют интерес

к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.


Оценивают собственную деятельность на уроке.

Фронтальная


Устные и письменные ответы


4.Рефлексия.

Слайд

Дополните предложения:

На уроке я узнал…

Мне интересно было…

Для меня было сложно…









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бородина Екатерина Геннадьевна

Дата: 21.04.2020

Номер свидетельства: 547577


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства