kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление – это особый подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате  наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к  действиям. При использовании приемов технологии развития критического мышления в центре образовательного процесса находится не учитель, как мы привыкли, а ученик. Научить детей мыслить критически является одной из первоочередных задач в обучении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии»»


Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках биологии.


Дмитрийчук Г.П.,

Учитель биологии КГУ Жаксынской средней школы №2

Критическое мышление – это особый подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. При использовании приемов технологии развития критического мышления в центре образовательного процесса находится не учитель, как мы привыкли, а ученик. Научить детей мыслить критически является одной из первоочередных задач в обучении.

Развитие критического мышления во время моего урока осуществляется через диалог, беседу, анализ ситуаций, творческую деятельность. Я думаю, что обучение критическому мышлению является одним из самых эффективных подходов к обучению, так как включает в себя взаимосвязь самых продуктивных технологий.

В основу теории критического мышления положены идеи: теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; теории К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; теории Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении, теории Заир-Бека о развитии критического мышления на уроке.

Прежде чем планировать уроки с использованием приемов критического мышления в 6-7 классах, я изучала материалы о возрастных особенностях и мышлениях детей 12-13 лет. Например, Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. По его мнению, это время является третьей стадией развития мышления. Одной особенностью интеллектуального развития ребенка в этом возрасте является классификация – способность ребенка классифицировать группу объектов по какому-то признаку. По мнению Пиаже, способность ребенка к классификации означает не только осознание им существования тех или иных подклассов, например кошек и собак, но и полное понимание того, что подклассы, сложенные вместе, составляют класс (животные) и что этот класс может быть снова разбит на два подкласса. Следовательно, средний возраст по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Его мышление все больше становится похожим на мышление взрослого.

Умственные операции ребенка приобретают большую развитость – он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные.

На основе теории Ж. Пиаже при построении уроков я учитываю возрастные особенности учащихся, их способности к тому или иному виду деятельности.

Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста и применение соответствующих критериев для принятия решений. Психолог Дайана Халпери рассматривает критическое мышление как использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата.

Внедряя приемы КМ, я уже ухожу на «второй план» при изучении нового материала, даю больше времени на обдумывание ответа, имею «правильную» реакцию на «неправильные ответы», а мои ученики научились раскрепощению, преодолению своих комплексов и умению высказывать свое мнение.

На мой взгляд, критическое мышление является главной связующей областью в обучении. Критическое мышление может стимулировать одаренных и талантливых учеников к творческой работе, давая возможность анализировать, синтезировать и применять на практике приобретенные навыки. При аргументировании своих мыслей выявляет лидеров групп, которые регламентируют, руководят своими товарищами. Критическое мышление учитывает возрастные особенности учащихся . До настоящего момента ученики очень редко оценивали друг друга, а теперь на каждом уроке они должны оценить своих товарищей, и непросто оценить, а субъективно оценить, что вызывает некоторые затруднения. Кроме этого, использую при обучении интерактивную доску и Интернет-ресурсы.

Для построения полноценного взаимодействия с учениками мной выработаны следующие правила:

1. Вкладывай свою душу. Не разговаривай с учеником отстраненно и безразлично. Старайся видеть в нем собеседника, а не только ученика.

2. Избегай формального общения. Направляй свою активность на то, чтобы с учениками возникал эмоциональный контакт. Узнавай интересы, вникай в их проблемы.

3. Учитывай индивидуальные и возрастные особенности учеников. Помни, что ребенку необходимы: любовь, поддержка и забота.

Далее я хочу рассказать, как я использую основные приемы технологии КМ на своих уроках.

За основу я взяла групповую работу, так как работа в группах способствует созданию атмосферы комфорта, поддержки. Это помогает некоторым ученикам преодолеть чувство страха.

Вопросы, которые нужно решить перед началом групповой работы:

- как организовать рабочее пространство в учебном процессе;

- какого размера должны быть группы;

- кто должен входить в каждую группу;

- как распределить роли участников в группах;

- как обеспечить условие положительной взаимозависимости в группах;

- какие материалы подготовить и когда раздать.

Первый опыт групповой работы был не очень удачным. Ребята плохо слушали друг друга, ссорились. Проанализировав первый опыт, я поняла, что у детей отсутствуют умения, необходимые для того, чтобы совместно выполнить задание. Следующим этапом я научила детей определенным умениям работы в группе, таким как: умение слушать друг друга, умение доверять друг другу, умение задавать друг другу вопросы, умение приходить к согласию, умение работать в команде.


Вместе с учащимися мы разработали критерии и правила работы в группе:

- Работаем вместе, чтобы достичь общей цели;

- Знать возможности партнеров и доверять им;

- Не задаваться, не задираться;

- Принимать других такими, какие они есть, не перевоспитывать;

- Поддерживать и защищать друг друга;

- Стараться, чтобы все члены группы достигли успеха;

- Успех одного приносит пользу всем остальным членам группы;

- Награду получают все члены группы;

Далее встал вопрос о позитивной взаимосвязи в группе. Ведь она возникает тогда, когда каждый член группы нуждается в остальных ее членах. При работе группы я заметила, что сразу наметился ее лидер, который руководил работой, а также тех, кто пытался «спрятаться» за спинами одноклассников и получить оценку за чужой труд. Поэтому, на первых уроках, я сама распределила роли в группе. Это были: организатор работы, который руководил обсуждением (наиболее активный и талантливый ученик) ; докладчик – рассказывает о результатах работы группы всему классу; наблюдатель – следит за соблюдением правил работы в группе ; контролёр – проверяет, все ли члены группы работают ; «хранитель времени » - следит за временем отведенным на выполнение задания, сообщает – сколько еще осталось. Такое распределение ролей позволило ученикам понять: для того, чтобы задание было успешно выполнено, необходимо, чтобы каждый хорошо выполнил свои обязанности.

Главным лозунгом групповой работы должен стать: «Мы все работаем друг для друга. Мы в одной лодке - или вместе выплывем, или вместе утонем». Тогда каждый ученик поймет потребность в условиях совместной групповой работы.

Работа в парах - это ещё один из приемов развития критического мышления. Во время такой работы я выступаю как наблюдатель и не участвую в процессе обсуждения. Учащимся так же удобно отвечать или задавать вопросы в ходе беседы в паре, так как каждый вовлечен в эту работу, в отличие от работы в группе, где можно и не принимать участие в обсуждении, а только слушать.

На уроке по теме: « Значение растений в жизни человека » я предложила учащимся обсудить в паре следующие вопросы: - Для чего растения необходимы человеку? Какие растения мы используем в пищу? Какие растения применяют в медицине? Выращиваете ли вы растения дома и для чего? Нужно ли охранять растения? В такой парной работе происходит взаимообучение учащихся. После этого я предложила поменяться парами и повторно обсудить вопросы во вновь созданных парах для определения того, что именно они могут добавить по данным вопросам. Затем предложила детям по желанию высказать свои мысли по заданным вопросам. В результате дальнейших совместных обсуждений учащиеся смогли самостоятельно сделать выводы о значимости растений для человека, как источнике кислорода, витаминов и по охране растений.

Проанализировав данный методический прием, я поняла следующее. Работа в парах помогает менее уверенным ученикам принять участие в обсуждении, но не все это делают из-за боязни ошибиться. Многие ученики выражают свои идеи, но заключительный вывод могут сделать не все, потому что надо объединять все мнения в одно. Удивляет так же и то, что ученикам нравится высказывать свое мнение, особенно, когда их слушают. Даже такие ученики, которые отмалчиваются на остальных уроках, у меня на уроке показывают себя как активные участники обсуждения..

Так же следует помнить, что при предоставлении заданий необходимо соблюдение следующих правил:

- объяснить содержание и цель работы;

- определить способ индивидуальной оценки членов группы;

- задать условия для сотрудничества в группах;

- определить условия успешного выполнения работы;

- описать ожидаемое поведение участников группы.

Обучение на уроке биологии зачастую идет через диалог и беседу. Для поддержания различных форм диалогов и бесед, я стараюсь использовать разные виды вопросов и за основу составления брала таксономию Блума для развития критического мышления. Во время беседы с учащимися, я всегда призываю их, чтобы каждый ребенок высказал свою точку зрения по вопросу, но дети 6-7 классов еще боятся свободно выражать свои мысли, так как опасаются критики учителей и одноклассников.

При проведении своих уроков за основу я взяла приемы технологии развития критического мышления. И поэтому хочу поделиться своим взглядом на методику постановки вопросов. Формулируя вопрос, учитель не должен забывать о том, что в вопросе должны быть определены границы ответа. Правильная постановка вопроса формирует умение публичного выступления, а, следовательно, и развивает критическое мышление учащихся. После вопроса желательно сделать паузу. Надо сформировать у учащихся чувство не бояться делать ошибки при ответе. Дети должны стараться не делать ошибки, но и не бояться их совершать.

В результате использования приемов развития критического мышления на своих уроках, я пришла к следующим выводам.

Технология развития критического мышления: повышает эффективность восприятия информации; повышает интерес, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; учит работать в сотрудничестве с другими; позволяет увидеть свои «знания» и «незнания»; учит обобщать и систематизировать полученные знания.

В заключении хочется отметить, что развитие критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Для меня развитие у учащихся критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. Я хочу научить детей нестандартно мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять свои знания, критически развивать и совершенствовать себя. Положительная мотивация использования приемов критического мышления заключается в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Делая вывод, хочется отметить, что критическое мышление будет развиваться у учащихся, если регулярно использовать различные приемы на каждом уроке.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Дмитрийчук Галина Петровна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 377110

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства