Дата | Тема урока | Цели уроков | Ожидаемый результат | Виды работ | Ресурсы | Оценивание | Рефлексия |
Введение 1 час | |
1 | Зоология - наука о Царстве Животные. | Сформулировать начальные представления о животном мире как мире взаимозависимом и включенном в единую систему с другими формами жизни. | Знают понятие «биология», «зоология», систему – принцип организации жизни. | Презентация, индивидуальная работа | Натуральные объекты, чучела, коллекции, влажные препараты, таблицы, фото | Формативное | Консультирова-ние |
Раздел I. Классификация животных (2 часа). | |
1 | Основные систематические группы животных. Значение классификации животных. | Продолжить формирование знаний о классификации животных, познакомить с основными систематическими группами растений, сформировать умение распознавать | Знают что такое систематика, таксоны, умеют характеризовать растения, умеют составлять концепт-карты классификации животных | Работа в парах | Учебники, таблицы, динамические модели - магнитные карточки | Взаимное | Кластер |
2 | Краткая история развития зоологии. Развитие зоологии как науки в Республике Казахстан. | Познакомить учащихся с историей формирования зоологии как науки | Знают основные этапы развития зоологии, ученых, изучавших животный мир Казахстана | Презентация, работа в парах | Таблицы | Взаимное | Конструктивная таблица "Знаю – узнал - хочу узнать" |
Раздел II. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 часа). Глава I. Корненожки (Саркодовые) (1 час). | |
1 | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Обыкновенная амёба как организм. | Сформировать знания об особенностях внешнего строения одноклеточных животных и их образе жизни, строение корненожек, совершенствовать умение работы с текстом, рисунками, таблицами | Знают характерные признаки типа, класса корненожек, многообразие простейших, умеют работать с текстом, таблицами, рисунками | Работа в группах, презентация | Таблицы, тематические карточки, микроскоп, рисунки | Взаимооценка | Синквейн |
Глава II. Жгутиконосцы (1 час). | |
1 | Эвглена зелёная как простейшее, совмещающее признаки животных и растений. Колониальные жгутиковые. | Выявить характерные признаки жгутиконосцев в связи с образом жизни, сформировать знания о многообразии | Знают особенности строения эвглены зеленой, и примеры животных их этого класса | Работа в парах, презентация | Микроскопы, готовые микропрепараты, таблицы | Формативное | «Дерево знания» |
Глава III. Инфузории (2 часа). | |
1 | Инфузория – туфелька как более сложное простейшее животное. Лабораторная работа № 1. Рассмотрение простейших организмов в капельки воды из открытого водоёма или аквариума. | Выявить характерные признаки инфузорий в связи с образом жизни, сформировать знания о многообразии | Знают особенности строения и жизнедеятельности инфузории-туфельки, и примеры животных их этого класса | Работа в парах, презентация | Микроскопы, готовые микропрепараты | Формативное | «Ромашка» |
2 | Болезнетворные простейшие. Предупреждение заражения. Значение простейших в природе и жизни человека | Расширить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в природе и жизни человека, совершенствовать работать с таблицами, рисунками, схемами | Знают видовое многообразие типа простейших, умеют определять их роль в природе и жизни человека | Работа в группах, презентация | Таблицы, рисунки, схемы, фото | Само - , взаимооценивание | «Конверты» |
Раздел III. Подцарство многоклеточные животные (4 часа). Глава IV. Тип Кишечнополостные (3 часа). | |
1 | Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. | Обеспечить учащихся знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных, их классификации, их приспособляемости к среде обитания, продолжить обучение умениям распознавать на таблицах и рисунках виды кишечнополостных, сравнивать их | Знают общую характеристику типа, многообразие. Умеют характеризовать особенности внешнего строения пресноводной гидры и отличают ее от других кишечнополостных | Работа в группах, презентация | Модель, таблицы, рисунки, | Само - , взаимооценивание | «Мишень» |
2 | Внутреннее строение. | Раскрыть особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кишечнополостных животных, показать на их примере низкую организацию многоклеточных животных, свидетельствующую о глубокой древности этого типа животных | Знают внутреннее строение пресноводной гидры, основные процессы жизнедеятельности | Работа в парах, презентация | Модель, таблицы, рисунки | Формативное, само и взаимооценивание | «Волны» |
3 | Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. | Сформировать знания о способах размножения гидры, регенерации. | Знают способы размножения кишечнополостных, понятие о регенерации | Работа в группах, индивидуальная работа, создание постеров | Таблицы, фото, видеофрагменты, карточки-задания | Формативное, само и взаимооценивание | «Медузы» |
Глава V. Морские кишечнополостные (1 час). | |
1 | Многообразие кишечнополостных и их значение. | Раскрыть многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека | Знают о многообразии кишечнополостных в природе, их роль в жизни человека | Работа в парах, презентация | Таблицы, фото, видеофрагменты, карточки-задания | Суммативное | Эссе |
Раздел IV. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви (9 часов). Глава VI. Плоские черви (3 часа). | |
1 | Общая характеристика червей. Разнообразие. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. | Изучить характерные признаки типа, черты приспособленности к среде обитания и классификацию, сформировать знания о строении белой планарии | Знают и умеют характеризовать тип, и особенности внешнего и внутреннего строения белой планарии | Работа в группах, презентация | Таблицы, рисунки | Формативное | «Лист возможностей» |
2 | Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. | Раскрыть особенности индивидуального развития паразитических ленточных червей, познакомить со способами заражения и профилактики заболеваний, вызванных ленточными червями | Знают характерные признаки ленточных червей в связи с паразитическим образом жизни, многообразие, меры профилактики | Работа в парах, презентация | Таблицы | Взаимное | Мини-сообщение |
3 | Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев. | Раскрыть особенности индивидуального развития сосальщиков, познакомить со способами заражения и профилактики заболеваний, вызванных ленточными червями | Знают характерные признаки сосальщиков в связи с паразитическим образом жизни, многообразие, меры профилактики | Работа в парах, презентация | Таблицы | Суммативное | «Горячий стул» |
Глава VII. Круглые черви (3 часа). | |
1 | Общая характеристика круглых червей, их строение, жизнедеятельность, значение для человека и животных. | Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, рассмотреть особенности человеческой аскариды в связи с паразитическим образом жизни | Знают и умеют характеризовать тип, и особенности внешнего и внутреннего строения человеческой аскариды | Работа в парах, презентация | Таблицы | Форрмативное | «Солнышко» |
2 | Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. | Раскрыть особенности индивидуального развития паразитических круглых червей, познакомить со способами заражения и профилактики заболеваний, вызванных круглыми червями | Знают характерные признаки круглых червей в связи с паразитическим образом жизни, многообразие, меры профилактики | Работа в парах, презентация | Таблицы | Формативное | «Молния» |
3 | Значение паразитических червей в природе и в жизни человека. | Обобщить и систематизировать знания о паразитических червях | Знают характерные признаки, умеют отличать представителей | Работа в группах, презентация | Таблицы, рисунки, фото, видеофрагменты | Суммативное | Эссе |
Глава VIII. Кольчатые черви (3 часа). | |
1 | Многообразие, дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Лабораторная работа № 2. Изучение внешнего и внутреннего строения дождевого червя. | Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения кольчатых червей на примере дождевого червя | Знают особенности внешнего и внутреннего строения кольчатых червей | Работа в парах, презентация | Таблицы, рисунки, флеш-анимация | Взаимооценка | Оформление своих наблюдений |
2 | Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие дождевых червей. | Раскрыть особенности строения системы внутренних органов дождевого червя в связи с их функциональным значением, показать более сложное строение кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми | Знают особенности внутреннего строения дождевого червя | Работа в группах, презентация | Таблицы | Формативное, взаимооценивание | «Зоологическое домино» |
3 | Значение и место дождевых червей в биогеоценозах, в природе и истории развития животного мира. | Изучить многообразие кольчатых червей, их распространение и значение в природе и хозяйственной деятельности человека | Знают видовое многообразие, распространение и значение | Работа в группах, презентация | Таблицы | Суммативное | «Монетки» |
Раздел V. Тип моллюски (3 часа). Глава IX. Класс Брюхоногие моллюски (1 час). | |
1 | Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания, строение. Лабораторная работа № 3. Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Изучение строения раковины. | Рассмотреть характерные особенности типа. Сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения брюхоногих моллюсков | Знают признаки типа, строение брюхоногих моллюсков, умеют характеризовать и сравнивать строение раковин моллюсков | Работа в парах, презентация | Модели, таблицы, коллекция раковин | Суммативное | Оформление своих наблюдений |
Глава X. Класс Двустворчатые (1 час). | |
1 | Беззубка и мидия. Места их обитания. Особенности строения. | Расширить знания о разнообразии моллюсков, их приспособленности к факторам среды, строении двустворчатых, их практическое значение | Знают строение двустворчатых моллюсков, их многообразие и значение | Работа в парах, презентация | Таблицы, схемы, коллекции | Взаимооценивание | «Пирамида» |
Глава XI. Класс Головоногие моллюски (1 час). | |
1 | Головоногие. Особенности их строения. | Показать особенности головоногих моллюсков, их высокую организацию | Знают строение головоногих моллюсков, их многообразие и значение | Презентация | Таблицы | Взаимооценивание | «Яблоко знаний» |
Раздел VI. Тип Членистоногие (14 часов). Глава XII. Класс Ракообразные (4 часа). | |
1 | Общая характеристика Типа. Общая характеристика класса. Речной рак. Место обитания и образ жизни. | Познакомить учащихся с общими признаками членистоногих, выяснить особенности внешнего строения и образа жизни ракообразных | Знать и уметь характеризовать тип и особенности внешнего строения ракообразных | Работа в группах, презентация | Таблицы, коллекции | Формативное, взаимооценивание | «Винтовая лестница» |
2 | Особенности строения речного рака. Питание. Дыхание. Размножение. | Сформировать знания об особенностях внутреннего строения в связи со средой обитания | Знать характерные признаки внутреннего строения и процессы жизнедеятельности | Работа в группах, презентация | Таблицы, коллекции | Формативное, взаимооценивание, самооценивание | «Цветные карандаши» |
3 | Многообразие и значение ракообразных в природе и жизни человека. | Сформировать знания о многообразии ракообразных, их значении в природе и жизни человека | Знают видовое многообразие, умеют характеризовать значение | Работа в группах, презентация | Таблицы, коллекции | Формативное, взаимооценивание, самооценивание | ЗУХ |
4 | Обобщающее повторение | Обобщить и систематизировать знания по теме | Обладают знаниями о типе Членистоногих и классе ракообразных, умеют их использовать | Работа в группах, презентация | Таблицы, коллекции | Взаимооценивание, суммативное | «Смайлики» |
Глава XIII. Класс Паукообразные (4 часа). | |
1 | Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук – крестовик. Внешнее строение. | Сформировать знания о признаках класса паукообразных, их многообразии, показать особенности внешнего строения в связи с сухопутным образом жизни | Знают характерные особенности внешнего строения паукообразных | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы, коллекции | Взаимооценивание, самооценивание | «Вершки и корешки» |
2 | Место обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и её роль. Значение пауков в биогеоценозах. | Продолжить формирование знаний о признаках паукообразных, расширить знания об образе жизни и поведении, строении паутины, внутреннем строении паука-крестовика | Знают об образе жизни, поведении, строении паутины, значении, внутреннем строении пауков | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы, коллекции | Взаимооценивание, самооценивание | «Паутина» |
3 | Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. | Сформировать знания об особенностях строения клещей в связи с паразитическим образом жизни | Знают об образе жизни, поведении, строении клещей | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы | Взаимооценивание, самооценивание | «Лесные жители» |
4 | Меры защиты от клещей. Роль клещей в природе и жизни человека. Обобщающее повторение | Обобщить и систематизировать знания по теме | Обладают знаниями о типе Членистоногих и классе паукообразных, умеют их использовать | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы, рисунки, фото, сообщения | Взаимооценивание, самооценивание, суммативное | «Выбор есть!» |
Глава XIV. Класс Насекомые (6 часов). | |
1 | Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого. Лабораторная работа № 4.Внешнее строение комнатной мухи. Рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы. | Расширить и углубить знания о типе членистоногих путем изучения строения насекомых, выявить причины необычайного процветания класса | Знают и умеют характеризовать признаки класса насекомых, характерные особенности внешнего и внутреннего строения | Работа в парах | Таблицы, коллекции, микроскопы, готовые микропрепараты | Суммативное | Оформление своих наблюдений |
2 | Размножение и развитие насекомых. Типы развития. | Выяснить особенности размножения и развития насекомых, продолжить формирование умений работать с таблицами, схемами, коллекциями | Знают особенности размножения и развития насекомых, умеют работать со схемами | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы, схемы, флеш-анимации | Взаимооценивание, самооценивание | «Росток» |
3 | Важнейшие отряды насекомых с неполным и с полным превращением. | Раскрыть особенности организации насекомых разных отрядов, рассмотреть основные принципы их систематики, формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду | Знают основные принципы систематики отрядов, умеют определять принадлежность насекомого к определенному отряду | Индивидуальна, парная, групповая работы | Таблицы, коллекции, видеосюжеты | Взаимооценивание, самооценивание | "Бабочка", "Как я себя ощущал на уроке" |
4 | Вредители и насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Лабораторная работа № 5. Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей. | Раскрыть разнообразие насекомых-вредителей и переносчиков заболеваний, их отрицательную роль в практической деятельности человека, дать представление о биологических особенностях некоторых вредных насекомых и способах борьбы с ними | Знают примеры основных насекомых-вредителей и возбудителей и переносчиков заболеваний, способах борьбы с ними | Работа в парах, презентация | Фото, рисунки, сообщения, коллекции | Взаимооценивание | Оформление своих наблюдений |
5 | Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. | Познакомить учащихся с насекомыми, ведущими общественных образ жизни и регулирующими численность насекомых-вредителей | Знают о насекомых, ведущих общественный образ жизни | Работа в группах, презентация | Фото, рисунки, сообщения, | Взаимооценивание, самооценивание | «Улей» |
6 | Растительноядные, хищные, паразиты и сверх паразиты среди представителей насекомых. Обобщающее повторение | Показать отрицательную роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов с/х животных. Обобщить и систематизировать знания по теме «Насекомые» | Знают о многообразии насекомых вредителей и паразитов, их роли. Умеют применять знания, полученные при изучении темы | Работа в группах, презентация | Фото, рисунки, сообщения, | Взаимооценивание, суммативное | Эссе |
Раздел VII. Тип хордовые (28 часов). Подтип Бесчерепные (1 час). | |
1 | Краткая характеристика типа хордовых. Ланцетник – представитель бесчерепных. | Раскрыть особенности строения хордовых на примере ланцетника, показать его приспособленность к среде обитания, научить школьников отличить беспозвоночных и хордовых животных | Знают особенности строения и жизнедеятельности ланцетника | Индивидуальна, парная, групповая, фронтальная работы | Таблицы,рисунки, фото | Взаимооценивание, самооценивание, суммативное | «Парашют» |
Глава XV. Надкласс Рыбы (5 часов). | |
1 | Общая характеристика рыб. Классы. Особенности внешнего и внутреннего строения костистой рыбы. Лабораторная работа № 6. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение скелета и внутреннего строения рыб. | Сформировать знания об особенностях внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде, показать особенности строения скелета и мышц рыб в связи с функциональным значением, раскрыть особенности строения внутреннего строения | Знают особенности внешнего и внутреннего строения рыб, умеют определять возраст рыб по чешуе, особенности скелета | Индивидуальна, парная, групповая, фронтальная работы | Таблицы, фото, чучела, влажные препараты, скелеты | Взаимооценивание, самооценивание формативное | «Кораблики» «Каким было мое путешествие?" |
2 | Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. | Показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида | Знают особенности размножения и развития рыб, особенности поведения | Работа в парах, презентация | Таблицы | Взаимооценивание, формативное | «Аквариум» |
3 | Хрящевые рыбы. Двоякодышащие рыбы. Кистепёрые рыбы, значение их в происхождении наземных позвоночных животных. | Показать многообразие рыб, черты их приспособленности к жизни в различных условиях водной среды и их значение | Знают видовое многообразие, умеют различать и сравнивать рыб между собой | Работа в группах, презентация | Таблицы, видеофильм | Взаимооценивание, формативное | «Продолжить фразу» |
4 | Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб. | Определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, основные меры охраны рыб, выделить основные группы промысловых рыб | Знают значение рыб и основные меры по охране рыб, группы промысловых рыб | Работа в группах, презентация | Таблицы | Взаимооценивание, формативное | Рефлексивное сочинение |
5 | Рыборазводные заводы и их значение. Аквариумное рыбоводство. | Познакомить учащихся с биологическими основами, современными достижениями, задачами рыболовства и рыборазведения | Знают современные достижения в области рыборазведения и селекции рыб | Работа в группах, презентация | Таблицы | Суммативное, взаимооценивание | «За и против» |
Глава XVI. Класс Земноводные (3 часа). | |
1 | Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки, её земноводный образ жизни. Лабораторная работа № 7. Изучение внешнего, внутреннего строения лягушки на влажных препаратах. | Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения земноводных как первых наземных позвоночных | Знают особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, умеют анализировать полученные данные | Работа в парах, презентация | Таблицы, влажные препараты, скелет | Взаимооценивание | Оформление своих наблюдений |
2 | Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. | Сформировать знания о многообразии земноводных, их значении в природе и жизни человека, мерах по охране | Знают видовое многообразие земноводных, их значение в природе и жизни человека | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы, рисунки, фото и видеоматериалы | Взаимооценивание | «Капельки» |
3 | Вымершие земноводные и их происхождение от древних кистепёрых рыб. | Обеспечить усвоение учащимися знаний о развитии земноводных, их происхождении | Знают этапы исторического развития земноводных | Работа в парах, презентация | Таблицы, рисунки, фото и видеоматериалы | Суммативное | «Мудрые слова» |
Глава XVII. Класс Пресмыкающихся (4 часа). | |
1 | Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Лабораторная работа № 8. Изучение внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.
| Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации | Знают внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся, умеют сравнивать и анализировать результаты | Работа в парах, презентация | Таблицы, влажные препараты, скелет | Взаимооценивание | Оформление своих наблюдений |
2 | Змеи, ужи, гадюки. Значение змей в природе и в жизни человека. | Показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить знания о чешуйчатых | Знают видовое многообразие чешуйчатых, умеют их характеризовать | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы, фото и видеоматериалы | Взаимооценивание | «Облака» |
3 | Другие отряды пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана. | Продолжить формирование знаний многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить знания о черепахах и крокодилах | Знают видовое многообразие крокодилов и черепах, умеют их характеризовать | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы, фото и видеоматериалы | Взаимооценивание | «Копилка» |
4 | Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. Экскурсия №1 В краеведческий музей: «Разнообразие животных родного края». | Показать многообразие древних пресмыкающихся и причины их вымирания, раскрыть происхождение пресмыкающихся | Знают этапы исторического развития пресмыкающихся | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы, фото и видеоматериалы | Суммативное | Ранжирование |
Глава XVIII. Класс Птицы (6 часов). | |
1 | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Лабораторная работа № 9. Внешнее строение птиц. Перьевой покров Строение скелета птицы, внутреннего строения птицы (по готовым влажным препаратам). | Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания | Знают особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи со средой обитания, применяют приемы самостоятельной учебной деятельности | Работа в парах, презентация | Таблицы, чучела, влажные препараты, скелет | Взаимооценивание | Оформление своих наблюдений |
2 | Размножение и развитие. Забота о потомстве. Сезонные явления. Лабораторная работа № 10. Изучение строения куриного яйца. | Раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц | Знают особенности размножения и индивидуального развития птиц, умеют анализировать результаты наблюдений | Работа в парах, презентация | Таблицы, яйцо, лупа, лаб.оборудование | Суммативное | Оформление своих наблюдений |
3 | Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. | Показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся, подвести к выводу о происхождении пернатых от древних рептилий | Знают сходство птиц и пресмыкающимися, происхождение рептилий | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы | Взаимооценивание | «Лестница» |
4 | Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Экскурсия №2 «Знакомство с птицами школьного сада». Наблюдения за живыми птицами. | Обобщить знания о среде обитания и приспособленности птиц к ней, показать, что в ходе эволюции у птиц разных видов выработались сходные приспособления к выживанию в сходных местах обитания | Знают о видовом многообразии птиц, их приспособленность к среде обитания | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы | Взаимооценивание | «Альпинисты» |
5 | Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. | Показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны | Знают значение птиц в природе и практическое значение для человека, меры по охране | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы | Взаимооценивание | «Перья» |
6 | Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы птиц, их использование человеком. | Показать сущность птицеводства и его значение в народном хозяйстве страны | Знают о понятии птицеводства, группы домашних птиц, этапы одомашнивания | Работа в группах, индивидуальная, презентация | Таблицы | Суммативное | «Голуби» |
Глава XIX. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов). | |
1 | Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Лабораторная работа № 11. Внешнее строение. Изучение строения скелета и внутреннего строения млекопитающих по готовым влажным препаратам. | Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов позвоночных в связи со средой обитания | Знают характерные признаки внешнего и внутреннего строения класса млекопитающих, умеют анализировать результаты наблюдений | Работа в группах | Таблицы, влажные препараты, скелеты, чучела | Формативное | Оформление своих наблюдений |
2 | Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. | Выявить особенности размножения и развития млекопитающих, показать признаки более высокой их организации по сравнению с пресмыкающихся | Знают особенности размножения и развития млекопитающих | Работа в парах, презентация | Таблицы, фото и видеоматериалы | Взаимооценивание | Синквейн |
3 | Происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся. Многообразие млекопитающих. | Установить родство млекопитающих с пресмыкающимися, выяснить происхождение млекопитающих | Знают черты сходства и различия пресмыкающихся и млекопитающих | Работа в парах, презентация | Таблицы | Взаимооценивание | «Продолжить фразу» |
4 | Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Биологические особенности. Районы распространения и разнообразие. | Показать биологические особенности первозверей, сумчатых и плацентарных | Знают характерные признаки подклассов и ареалы их распространения представителей | Работа в группах, презентация | Таблицы, фото и видеоматериалы | Взаимооценивание | «Сумка кенгуру» |
5 | Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. | Расширить знания о многообразии млекопитающих, показать черты приспособленности отрядов к образу жизни, их практическое значение | Знают о многообразии млекопитающих, чертах приспособленности отрядов к образу жизни, их практическое значение | Работа в группах, презентация | Таблицы, фото и видеоматериалы | Взаимооценивание | «Восхождение» |
6 | Хищные (псовые, кошачьи, куньи, медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы. | Продолжить формирование знаний о многообразии млекопитающих, показать черты приспособленности отрядов к образу жизни, их практическое значение | Знают о многообразии млекопитающих, чертах приспособленности отрядов к образу жизни, их практическое значение | Работа в группах, презентация | Таблицы, фото и видеоматериалы | Взаимооценивание | «Мишень» |
7 | Основные экологические группы млекопитающих. | Обобщить знания учащихся о многообразии сред обитания млекопитающих, экологических группах, в которые они объединяются, наиболее характерных особенностях строения, жизнедеятельности, поведение наземных, летающих, подземных, водных млекопитающих | Знают о многообразии сред обитания млекопитающих, экологических группах | Работа в группах, презентация, индивидуальная | Таблицы, фото и видеоматериалы | Взаимооценивание | «Копилочка» |
8 | Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Происхождение от диких предков. | Углубить и расширить знания учащихся о сельскохозяйственных животных, о научных основах с/х производства, познакомить с задачами, стоящими сегодня перед страной по удовлетворению потребностей населения в продуктах питания | Знают о сельскохозяйственных животных, о научных основах с/х производства | Работа в группах, презентация | Таблицы, фото и видеоматериалы | Взаимооценивание | «Маркировка» |
9 | Значение млекопитающих. Промысел и промысловые звери. Рациональное использование и охрана млекопитающих. Экскурсия №3 В краеведческий музей: «Домашние и дикие звери». | Обобщить знания учащихся о значении млекопитающих в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности, показать необходимость охраны | Знают о значении млекопитающих в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности, мерах охраны | Работа в группах, презентация | Таблицы, фото и видеоматериалы | Взаимооценивание | Оформление своих наблюдений |
Раздел VIII. Развитие животного мира на Земле (1 час). | |
1 | Историческое развитие животного мира на Земле и его доказательства. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Экскурсия №4 «Жизнь природного сообщества весной». | Обобщить и систематизировать знания о родстве и происхождении животных основных типов и классов, показать прогрессивное развитие животного мира | Знают о родстве и происхождении животных основных типов и классов | Работа в группах, презентация | Таблицы, рисунки, фото | Формативное | «Вершина эволюции» |
Раздел IX. Природные сообщества (1 час). | |
1 | Биогеоценозы, агроценозы и экосистема. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах. Цепи питания. | Сформировать знания о составных элементах и об особенностях трофической структуры сообщества, о составе пищевых цепей, о классификации групп организмов, находящихся в различных звеньях пищевой цепи и их роли в функционировании сообщества | Знают о составных элементах и об особенностях трофической структуры сообщества, о составе пищевых цепей, о классификации групп организмов, находящихся в различных звеньях пищевой цепи и их роли в функционировании сообщества | Работа в группах, презентация | Таблицы, рисунки, фото | Формативное | Оформление своих наблюдений |
Заключение (1 час). | |
1 | Животный мир как многообразие организмов, популяций, видов и сообществ. Уровни организации живой природы. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. | Обобщить и систематизировать знания о многообразии животного мира, уровнях организации и роли человека в сохранении животного мира на планете | Знают о многообразии животного мира, уровнях организации и роли человека в сохранении животного мира на планете | Работа в группах, презентация | Таблицы, схемы, рисунки | Формативное | «Шарики» |