№ п\п | ТЕМА | Кол-во часов | ТЕМА УРОКА | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ И НАВЫКИ | Дата |
| |
1 | Место человека в системе | 2 | 1)Место человека в системе органического мира | Человек – часть живой природы. Черты сходства человека с животными. Человекообразными обезьянами. Рудименты и атавизмы – доказательства родства человека и животных. | знать: место человека в системе органического мира; черты сходства человека и животных, факторы антропосоциогенеза. уметь: выявлять особенности строения тела человека, объяснять сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека; определять органы и системы органов человека, характеризовать стадии эволюции человека, расы человека, отделы скелета; распознавать на моделях, скелете, таблицах, рисунках отделы скелета, кости, его образующие, у человека и животных. | | |
2 | 2) Особенности человека | Особенности человека. Отличия человека от животных | | |
3-4 | Происхождение человека | 3 | 3-4) Происхождение человека. Этапы его становления | Происхождение человека. Эволюция предков человека – гоминид. История возникновения человека. Этапы эволюции человека | знать: биологические и социальные факторы антропосоциогенеза; основные этапы эволюции человека, их особенности отличительные признаки расы. Дать представление по истории развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней. | | |
5 | 5) Расы человека. Их происхождение и единство | Расы человека. Сравнительная характеристика рас. Механизм образования рас, проблемы их происхождения. Деление рас на нации | | |
6 | Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека | 1 | 6) История развития знаний о строении и функциях организма человека | Вклад Гиппократа и Аристотеля в развитие науки о человеке. Труды Галена, Авиценны, Везалия, Гарвея и других ученых о строении и функциях органов человека. Предмет изучения анатомии, физиологии, гигиены. | Иметь представление о истории развития знаний о строении и функциях организма человека | | |
7-8 | Общий обзор организма человека | 4 | 7-8)Клеточное строение организма Л.р. №1 «Строение животной клетки» | Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ клетки. Лабораторная работа «Строение клетки» | знать: клеточное строение организма, строение живот ной клетки, функции частей и органоидов клетки; строение и значение тканей; органы и системы органов. уметь: раскрывать особенности строения и функций от дельных частей, органоидов клетки человека, тканей всех типов; взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека; называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов; распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки. | | |
9 | 9)Ткани и органы Л.р. №2 «Ткани» | Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество. | | |
10 | 10)Органы. Системы органов. Организм | Органы. Системы органов, их строение, функции. Взаимосвязь органов в организме человека. | | |
11 | Координация и регуляция. | 11 | 11)Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. | знать: строение и роль эндокринного аппарата в организме человека; основные функции эндокринных желез. уметь: распознавать основные железы внутренней секреции. | | |
12 | 12) Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения | Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез | | |
13 | 13) Зачетный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности» | | |
14 | Нервная система | 4 | 14) Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы | Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. | знать: строение и функции нервной системы, ее частей; нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга; роль нервной системы в регуляции функций организма человека, в согласованной деятельности органов и связи организма с окружающей средой; роль вегетативной нервной системы, коры больших полушарий, отделов мозга. уметь: сравнивать строение нервной системы человека и животных; распознавать основные ее части; работать с учебником; осуществлять самоконтроль, проводить наблюдения. | | |
15 | 15) Строение и функции спинного мозга | Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | | |
16 | 16) Строение и функции головного мозга | Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. | | |
17-18 | 17-18)Полушария большого мозга Л.р. №3 «Безусловные рефлексы человека » | Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). | | |
19 | Анализаторы | 4 | 19) Анализаторы Зрительный анализатор. Л.р. №4 «Изучение изменения зрачка» | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза .Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор | знать: органы чувств человека, части зрительного, слухового анализаторов; находить их на рисунках, таблицах, моделях; роль анализаторов в восприятии и анализе (различении) раздражений окружающей среды; их взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека. уметь: характеризовать гигиену органов зрения и слуха, обоняния и вкуса; объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, способность частей анализаторов различать раздражения, взаимосвязь органов чувств (анализаторов). | | |
20 | 20) Анализаторы слуха и равновесия | Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия. | | |
21 | 21)Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус | Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Обоняние. Расположение органа обоняния. Вкус. Расположение вкусовых рецепторов в ротовой полости. | | |
Чувствительность анализаторов, их взаимозаменяемость. Глаз человека – оптический прибор. Цветоощущение. Расстройства цветового зрения | | |
22 | Опора и движение | 8 | 22) Скелет человека, его отделы Л.р. №5 « Изучение внешнего строения костей» | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей. Строение сустава | знать: состав и свойства костей, значение опорно-двигательного аппарата; влияние физического труда и спорта на его формирование; роль двигательной активности в сохранении здоровья; меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия. уметь: распознавать части опорно-двигательного аппарата (скелет, мышцы); характеризовать черты приспособленности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, и приводить примеры; характеризовать строение костей, типы их соединений, работу мышц; оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, при переломах; соблюдать правильную осанку; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета; разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата, влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления; устанавливать связь между строением частей и выполняемыми ими функциями; доказывать сходство млекопитающих животных и человека; характеризовать торможение как результат нервной регуляции, координирующей движение. | | |
23-24 | 23-24) Состав и строение костей | Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа, кости черепа Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка. Скелет поясов: плечевой, тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя и нижняя; приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности | | |
25 | 25)Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок | | |
26 | 26)Мышцы, их строение и функции Л. Р.№6 « Определение функций мышц» | Строение скелетных мышц. Строение мышечных тканей, их свойства. Основные группы мышц, их расположение , функции. | | |
27 | 27)Работа мышц | Работа мышц. Движение в суставах. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Условия работы мышц, роль кровообращения. Утомление мышц. | | |
28 | 28)Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения Л.р.№7 «Влияние нарушения осанки и её сохранение » | Строение опорно-двигательного аппарата. Типы соединений костей. | | |
29 | 29) Роль физической культуры в развитии аппарата опоры и движения человека | . Взаимосвязь между строением и функциями аппарата опоры и движения. Основные условия нормального развития опорно-двигательного аппарата | | |
30 | Внутренняя среда организма | 3 | 30)Внутренняя среда организма . Плазма крови, ее состав. Л.р.№8 «Микроскопическое строение крови » | Понятие внутренняя среда организма и ее значение. Состав внутренней среды организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав крови и ее функции. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови» Плазма крови, ее состав. Свертывание кров. Клетки крови, их строение и функции. Фагоцитоз. | знать: основные компоненты внутренней среды организма, значение и строение форменных элементов крови; сущность понятий иммунитет, инфекционные заболевания, значение предупредительных прививок и лечебных сывороток, правила личной и общественной гигиены, выполнение которых предупреждает распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний. уметь: распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты; объяснять значение внутренней среды организма, ее компонентов, объяснять состав крови, функции ее форменных элементов. | | |
31 | 31) Иммунитет | Иммунитет. Иммунная система человека. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). | | |
32 | 32) Группы крови | Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор | | |
| |
33 | Транспорт веществ | 4 | 33) Органы кровообращения | Органы кровообращения. Сосуды, их строение и функции. Строение и функции сердца. Круги кровообращения. Изменение крови в большом и малом кругах кровообращения. | знать: строение органов кровообращения; сущность понятий пульс, кровяное давление; изменение крови в кругах кровообращения; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу. уметь: распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения; оказывать доврачебную помощь при кровотечениях; подсчитывать пульс, измерять артериальное давление. | | |
34 | 34)Работа сердца | Секрет неутомимости сердца. Автоматия. Работа сердца и ее фазы. Регуляция работы сердца. Гигиена кровеносной системы | | |
35 | 35)Движение крови и лимфы по сосудам Л.р.№9 «Измерение кровяного давления» | Понятие кровяное давление. Давление в различных участках кровеносной системы. Измерение кровяного давления. Подсчет пульса. | | |
36 | 36)Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Л.р.№10 « Определение пульса» | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт) Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска - гиподинамия. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка. | | |
37 | Дыхание | 5 | 37) Строение органов дыхания Л. Р.№11 «Определение частоты дыхания» | Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой. | знать; строение и функции органов дыхания, их взаимосвязь; изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу; меры профилактики заболеваний органов дыхательной системы. уметь распознавать на таблицах органы дыхания, объяснять взаимосвязь их строения и функции, соблюдать гигиенические требования, оказывать первую доврачебную помощь при остановке дыхания. | | |
38- 39 | 38) Газообмен в легких и тканях. 39)Дыхательные движения и их регуляция | Строение легких и грудной полости. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Обмен газов в легких и тканях. Легочная и пристеночна плевра, их значение. | | |
4041 | 40)Заболевания органов дыхания, их предупреждение 41)Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения | Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания. Курение и дыхание. | | |
42 | Пищеварение | 5 | 42)Пищевые продукты и питательные вещества | Значение и состав пищи. Питательные вещества , их функции. Органы пищеварения. | знать: состав пищи человека и роль пищевых компонентов в жизнедеятельности организма; сущность и значение питания и пищеварения, строение и функции органов пищеварительной системы, роль пищеварительных желез и ферментов в пищеварении, сущность и значение всасывания; роль нервно-гуморальной регуляции процессов пищеварения, методы изучения пищеварения; гигиенические требования к составу пищи; меры профилактики зубных и желудочно-кишечных заболеваний; влияние курения, алкоголя, наркотиков на функционирование пищеварительной системы. уметь: распознавать органы пищеварительной системы на таблицах, муляжах, рисунках, обосновывать основные гигиенические правила питания и пищеварения; оказывать первую доврачебную помощь при пищевых отравлениях | | |
43 | | 43)Пищеварение в ротовой полости Л.р. №12 «Качественная реакция на углеводы» | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты | | |
44 - 45 | 44-45)Пищеварение в желудке и кишечнике Л.р.№13 «Цветные реакции на белок» | Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения | | |
46 | 46)Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита | | |
47 | Обмен веществ и энергии. | 2 | 47)Обмен веществ Пластический и энергетический обмен | Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. | знать: суть и значение обмена веществ и энергии; анатомо-физиологические и гигиенические понятия о пластическом и энергетическом обмене, значении питательных веществ, витаминах и авитаминозах, нормах питания. уметь: объяснять биологическую роль обмена веществ, витаминов, общебиологические понятия о клеточном строении и обмене веществ организма, о связи организма со средой; на конкретных фактах проводить разъяснительную работу о вреде алкоголя и наркомании для организма подростков. | | |
48 | 48)Витамины | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитамино-зы А, В^ С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение | | |
49 | Выделение | 2 | 49)Выделение. Строение и работа почек. | Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. | знать: роль и значение мочевыделительной системы, особенности ее строения. уметь: распознавать органы выделительной системы по таблицам; объяснять, почему заболевания почек оказывают очень серьезное влияние на здоровье человека, необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к поражению почек. | | |
50 | 50) Заболевания почек, их предупреждение | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | | |
51 | Покровы тела | 3 | 51)Строение и функции кожи | Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. | знать: строение кожи, ее функции; относительное постоянство температуры тела человека; значение закаливания организма; гигиенические требования к коже, одежде и обуви; меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма. уметь: оказывать первую помощь при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции; устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи; разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания. | | |
52 | 52)Роль кожи в терморегуляции организма | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. | | |
53 | 53)Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви | Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | | |
54 – 55 | Размножение и развитие | 3 | 54) Система органов размножения. 55) Внутриутробное развитие | Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция. Мужская половая система. Образование сперматозоидов | знать: сущность процесса оплодотворения и его значение; развитие зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым; гигиенические требования к режиму будущей матери; вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство. уметь: находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопит. и чел. | | |
56 | 56)Возрастные процессы | | | |
57 | Высшая нервная деятельность | 5 | 57) Рефлекс - основа нервной деятельности, его виды. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение | знать: особенности высшей нервной деятельности чело века, ее значение в восприятии окружающей среды, ориентацию в ней; значение профилактики утомления, активного отдыха, сна, вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему. уметь: объяснять роль безусловных рефлексов в развитии врожденных форм поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность; психическую деятельность человека как функцию мозга; понятия потребность организма, психика человека ,память, внимание, характер, личность, темперамент; характеризовать поведение, рефлекторную теорию поведения, роль условного торможения. | | |
58 | 58)Торможение, его виды и значение | Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. | | |
59 | 59)Биологические ритмы. | Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна. | | |
60 | 60)Особенности высшей нервной деятельности человека. | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Память. Виды памяти, приемы запоминания. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания. | | |
61 | 61)Типы нервной системы | Темперамент. Классификация темпераментов по Гиппократу. Типы нервной системы, их классификация по И.П.Павлову. характеристика темпераментов | | |
62-65 | Человек и его здоровье | 4 | 62) Вредные привычки 63) Заболевание человека 64) Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание 65) Человек и окружающая среда П.Р. «Влияние факторов окружающей среды на человека» | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасение утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы , гиподинамии, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека | Осваивают приемы рациональной организации труда и отдыха. обобщают и обосновывают правила и нормы личной гигиены, профилактики заболеваний. Осваивают приёмы первой доврачебной помощи. Аргументированно доказывают отрицательное влияние на здоровье человека вредных привычек. | | |
66 | Резервное время | 5 | 66) Повторение и обобщение материала по темам «Опора и движение» | | |
67 | 67) Повторение и обобщение материала по темам «Координация и регуляция», | | |
68 | 68) Повторение и обобщение материала по темам «Высшая нервная система» | | |
69 | 69) Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье» | | |
70 | 70 ) Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье» | | |