№ урока | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Лабораторные, практические работы, экскурсии | Ресурсы урока | Домашнее задание |
| Живой организм. (35 часов) |
1. | Введение (3 часа) |
-
| Урок 1. Биология — наука о живых организмах. Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. | Определять предмет изучения биологии. Описывать основные направления биологии и пути её развития. Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 1 стр. 8-9 |
2. | Урок 2. Условия жизни организмов. Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека | Называть условия, необходимые для жизни организмов. Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека. Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере. | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. | § 2 стр.10-11 |
3. | Урок 3. Осенние явления в жизни растений родного края. Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. Разнообразие растений родного Тверского края. Листопадные и вечнозеленые. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к условиям среды обитания. | Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края». Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. | Отчёт об экскурсии |
2. | Разнообразие живых организмов. Среды жизни. (12 часов) |
4. | Урок 1. Царства живой природы: растения, Животные, Грибы, Бактерии. Признаки живых организмов Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере. | Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств в биосфере. | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 3 с.14-15 |
5. | Урок 2 . Деление царств на группы. Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика. | Называть типы животных, отделы растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных | ЛР №1 «Разнообразие отделов растений». | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 4 с.16-17 |
6. | Урок 3. Среда обитания. Экологические факторы. Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности. | Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 5 с.18-19 |
7. | Урок 4. Вода как среда жизни. Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей водной среды. Наблюдать за водными организмами. Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений). | ЛР №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде». | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | §6 с.20-21 |
8. | Урок 5. Наземно-воздушная среда жизни. Особенности наземно-воздушной среда. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные. | Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде. Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды. Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги. | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | §7 с. 22-23 |
9. | Урок 6. Свет в жизни растений и животных. Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика. | Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. Устанавливать продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям. | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | §7 с. 23-25 |
10. | Урок 7. Почва как среда жизни. Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв. | Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова. Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 8 с. 26-27 |
11. | Урок 8. Организменная среда жизни. Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов. | Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания. Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания. | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 9 с. 28-29 |
12. | Урок 9. Сообщество живых организмов Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные. Животные - падальщики. Природные сообщества Самарской области. | Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. Объяснять ведущую роль растений в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных. | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 10 с.30-31 |
13 | Урок 10. Роль животных, грибов и бактерий. Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях. | Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 11 с. 32-33 |
14. | Урок 11. Типы взаимоотношений организмов в сообществе. Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Урок-игра. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества. | Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями. Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития общества. | | учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику | § 12 с.34-35, подготовка к тесту |
15. | Урок 12. Контрольная работа № 1 Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни. Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе. | | учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику | С. 36 |
3. | | Клеточное строение живых | организмов | (8 часов) | |
16. | Урок 1. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) доказательство родства и единства живой природы. | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов. Формулировать положения клеточной теории | | учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику | § 13 с. 38-39 |
17. | Урок 2. Устройство увеличительных приборов. Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Называть части лупы и микроскопа. Описывать этапы и правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении | ЛР №3 «Устройство увеличительных приборов». ЛР №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука». | учебник, тетрадь-экзаменатор, электронное приложение к учебнику | § 14 с.40-41 |
18. | Урок 3. Состав и строение клеток. Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки. Описывать значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма. Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений». Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | ЛР №5 «Состав клеток растений». | учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику | § 15 с.42-43§ |
19. | Урок 4. Строение бактериальной клетки. Бактерии — древнейшие организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Распространение бактерий и их роль в природе. | Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека | | учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику | §16 с. 44-45 |
20. | Урок 5. Строение растительной, животной и грибной клеток. Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток | Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | §17 с. 46-47 |
21. | Урок 6. Строение клетки. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | ЛР №6 «Строение клеток листа элодеи». | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 17 с. 46-47 |
22. | Урок 7. Образование новых клеток. Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма. | Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику. | § 18 с. 48-49 |
23. 24 | Урок 8. Одноклеточные растения, животные и грибы. Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Цели и задачи, организация лабораторной работы Контрольная работа № 3 | Определять общие черты одноклеточных организмов. Приводить примеры одноклеточных организмов. Применять практические умения в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | ЛР №7 «Строение животной клетки». | учебник, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику | § 19 с. 50-51 |
4. | | Ткани живых организмов | 9 часов | | |
25. | Урок 1. Покровные ткани растений и животных. Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей (Урок-исследование). | Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 21 с. 56-57 |
26. | Урок 2. Строение покровной ткани листа. Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями. Применять умения работать с микроскопом. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | ЛР №8 «Строение покровной ткани листа». | Учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 21 с. 56-57 |
27. | Урок 3. Механические и проводящие ткани растений. Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции. | Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 22 с. 60-61 |
28. | Урок 4. Основные и образовательные ткани растений. Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | §23 с. 62-63 |
29. | Урок 5. Соединительные ткани животных. Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. Цели и задачи, организация лабораторной работы. | Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма. Проводить лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. | ЛР № 9 «Строение соединительных тканей животных». | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 24с. 64-65 |
30. | Урок 6. Мышечная и нервная ткани животных. Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани. Цели и задачи, организация лабораторной работы | Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | ЛР №10 «Строение мышечных и нервной тканей животных». | Учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | § 25 с. 66-67 |
31. | Урок 7. Обобщающий. Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Определять клетки ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки и ткани. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | Повторить темы «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». |
32. 33. | Урок 8. Итоговый контроль. Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Контрольная работа № 3 | Выявлять особенности химического состава живых организмов. Называть органоиды клеток. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями. Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности. Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах. Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологич еских ситуаций. | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | нет |
34. | Урок 9. Весенние явления в жизни растений родного края. Растения природного сообщества (леса, луга, болота). Жизнь природного сообщества весной. Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества. | Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности. Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы. Приводить примеры воздействия человека на природу. Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ. Оформлять результаты наблюдений. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием | | учебник, тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику | Отчёт об экскурсии |
35. | Летние задания. | | | | Выбрать и записать летнее задание |