Составители: Тукмачева М.М., учитель биологии МБОУ «СОШ №10», Волкова Л.Н., учитель биологии МАОУ «КШ №47», Шакирова Р.Х., учитель биологии МАОУ «СОШ № 21», Туркенич А.М., учитель биологии МБОУ «СОШ № 23», Сибгатуллина Ф.З., учитель биологииМАОУ «СОШ № 55».
Программа по биологии для основной школы предназначена для учащихся 5 классов МОУ ____________, изучающих предмет биологии.
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 5 классе – 35 часов (1 час в неделю).Рабочая программа по биологии в 5 классе составлена на основании следующих документов:
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и на основе примерной программы основного общего образования по биологии: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (Стандарты второго поколения)/ (сост. Е. С. Савинов). - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. А также авторской программы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы// Г.М. Пальдяева. Биология. 5-9 кл. Рабочие программы. ВЕРТИКАЛЬ. (ФГОС) – М.: Дрофа, 2013. – 384 с.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в данную программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой (с учетом возможности школьного кабинета биологии). Большое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. особый акцент в программе сделан на использовании научной терминологии, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Целью программы является формирование у учащихся определенного минимума знаний по данному курсу и умению использования их в жизни.
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
— характерные признаки различных растительных тканей.
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— распознавать различные виды тканей.
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
№п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержа- ния | Виды деятельности | Планируемые результаты и уровень усвоения | Формы диагностики и контроля | Дата |
Предметные результаты | Метапредметные результаты УУД | Личностные результаты | план | факт |
Введение (6 часов) | |
1 | Биоло-гия — наука о живой природе | Сообще-ние новых знаний | Биология как наука. Значение биологии | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | Иметь представления о биологии как науке и её роли в жизни общества; Понимать понятия «Биология», «Биосфера», «Экология» | Р; постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную П; умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами | формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | | 2.09 | |
2 | Методы исследования в биологии. Инструк-таж ТБ. | Комбини-рованный | Методы познания в биологии: наблюде-ние, Экспери-мент, измерение Источники биологи-ческой информа-ции, ее получение, анализ и представление его результа-тов. ТБ в кабинете биологии. Приборы и оборудование | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Знать основные методы изучения биологии, ПТБ в биологическом кабинете | Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем П; практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформление их результатов К; читают учебники и при этом выявляют все виды текстовой информации | формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности | | 9.09 | |
3 | Разнообра-зие живой природы. Царства живых организ-мов. Отличите-льные признаки живого от неживого | | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и ЖивотныеПризнаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | Знатьо многообразии живой природы; царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; | Р; постановка новых целей П; навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника К; умения участвовать в диалоге | формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | Фронталь-ный опрос, решение проблем-ных задач (с18 «задание «Подумай-те») Задание 20 из ЭП к учебнику. | 16.09 | |
4 | Среды обитания живых организ-мов. | | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | Умеют различать Среды обитания организмов, знают их особенности | Р; умение аргументированного отвечать на вопрос П; формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | | 23.09 | |
5 | Экологи-ческие факторы и их влияние на живые организ-мы | | Экологические факторы: абиотические, биотичес-кие, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Умеют определять понятия «Экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы | Р; умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах П; умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К; умение участвовать в диалоге | формируются элементы экологической культуры | | 30.09 | |
6 | Обобщающий урок. Экскур-сия: «Много-бразие живых организ-мов, осенние явления в жизни растений и живот-ных» П\Р № 1: Фенологические наблюде-ния за сезонными измене-ниями в природе | Обобщающее повторение; Комплексное применение ЗУН | Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | Имеют первоначальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни | Р; постановка новых целей П; развивается умение проводить наблюдение в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы | формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | | 7.10 | |
7.10Раздел 1. Клеточное строение организма (10ч) |
7 | Устройст-во увели-чительных приборов Л\Р №1: «Рассматривание строения растения с помощью лупы» | | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними | Р; умение контролировать время П; развивается умение проводить простейшие умения и оформлять их результаты К; планирование и регуляция своей деятельности | формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | Задания 41-45 из ЭП к учебнику | 14.10 | |
8 | Строение клетки | | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплаз-ма, ядро, вакуоли | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | имеют начальное представление о строении клетки; | Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя П;развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструкции и оформления ее результатов. К;умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | | 21.10 | |
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.Л\Р №2: Строение клеток кожицы чешуи лука | | Строение клеток кожицы чешуи лука | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради | Р; постановка новых целей П; развивается умение проводить наблюдение в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы | формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | | 28.10 | |
10 | Пластиды Л\Р №3 Приготов-ление препара-тов и рассматри-вание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповни-ка | | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради | Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя П;имеют понятия о пластидах и хлоропластах. К; доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | | 11.11 | |
11 | Химичес-кий состав клетки: неорганические и органические вещества | | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минераль-ные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедея-тельности клетки. Демонстрация Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке | Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П; развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава. К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы | | 18.11 | |
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)Л\Р №4 Приготовление препарата и рассмат-ривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки | Р:работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: :развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов, умения объяснять их результаты К:умение формулировать выводы | формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов | | 25.11 | |
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Комбинированный | Рост и развитие клеток. Демонст-рация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки | Р:работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: :развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов, умения объяснять их результаты К: умение формулировать выводы | формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов | работа с таблицей; | 2.12 | |
14 | Деление клетки | | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | учащиеся знают, умеют описать процесс деления клетки и ее рост | Р:обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П:развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов | | 9.12 | |
15 | ТканиЛ\Р № 5 Рассматривание под микроско-пом готовых микропре-паратов различных раститель-ных тканей | Комбинированный | Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторная работа Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | имеют первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме. | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток | | 16.12 | |
16 | Обобщающий урок | | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, электронным приложением к учебнику(ЭП) Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов | Р : умение контролировать время П:развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы Л:формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого | | | 23.12 | |
Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа) |
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Выделяют существенные признаки бактерий | имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П:развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Л:формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | | | 13.01 | |
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека | Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П:развивается умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника. К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе, умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | | 20.01 | |
Раздел 3. Царство Грибы (5 часов) |
19 | Грибы, их общая характери-стика, строение и жизнедея-тельность. Роль грибов в природе и жизни человека | Изучение нового материала | Грибы, особеннос-ти строения и жизнедея-тельности. Многооб-разие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью П:развиваются умения самостоятельно работать с текстом учебника, получать информацию из видеофильма. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов | | 27.01 | |
20 | Шляпоч-ные грибы | | Съедоб-ные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П:развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения при отравлении ядовитыми грибам | | 3.02 | |
21 | Плесневые грибы и дрожжи Л\Р № 6: Особен-ности строения мукора и дрожжей | | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа Особенности строения мукора и дрожжей | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П;развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы, анализировать результаты, делать выводы. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | | 10.02 | |
22 | Грибы-паразиты | | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | знают о грибах-паразитах и их роли в природе | Р:обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П:развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | | 17.02 | |
23 | Обобщающий урок | | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | систематизировали и обобщили знания о строении и роли грибов в природе и жизни человека. | Р: умение контролировать время П:развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. | | 24.02 | |
Раздел 4. Царство Растения (11часов) |
24 | Ботаника — наука о растениях Разнооб-разие, распространение и значение растений. | | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпля-ры растений. Таблицы, видеоматериалы | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях. | Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П:развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать и сравнивать низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения. К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений | | 2.03 | |
25 | Водорос-ли, их многооб-разие, строение, среда обитанияРоль водорос-лей в природе и жизни человека. Охрана водорос-лей Л\Р № 7 Строение зеленых водорос-лей | | Водорос-ли:одно-клеточные и много-клеточныеСтроение, жизнедея-тельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорос-лей. Лабораторная работа Строение зеленых водорос-лей | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | имеют представление о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | | 9.03 | |
26 | Лишайники | | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайни-ков в природе и жизни человека | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П:развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды. | | 16.03 | |
27 | Мхи.. Л\Р № 8: Строение мха (на местных видах) | | Высшие споровые растения. Мхи. отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека | имеют представление о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. Умеют объяснять процесс образования торфа. | | | | 30.03 | |
28 | Папоротники, хвощи, плауныЛ/Р №9 Строение спороно-сящего хвоща Л/Р №10 Строение спороно-сящего папорот-ника | | Высшие споровые растения папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные работы Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника | Выполняют лабораторную работу. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Имеют представления о плаунах, хвощах и папоротниках как представителях высших споровых растений. Умеют объяснять процесс образования каменного угля | Р работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям К: умение участвовать в диалоге | формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | | 6.04 | |
29 | Голосеменные растенияЛ\Р №11 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) | | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Лабораторная работа Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения». | Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем. П:развитие умения выделять признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями К: умение подбирать аргументы, делать выводы | формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | | 13.04 | |
30 | Покрыто-семенные растенияЛ\Р № 12 Строение цветково-го растения | | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа Строение цветкового растения | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы». | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении | | 20.04 | |
31 | Итоговый контроль знаний по теме: «Царство Растения» | | Многообразие растений, значение в природе и жизни человека. | Выполняют контрольную тестовую работу по теме. | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии отделов царства Растения | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развивается умение выделять существенные признаки отделов растений К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется научное мировоззрение на основе сравнения представителей отделов царства Растений и установления усложнений в их строении | | 27.04 | |
32 | Урок обобще-ния по теме: «Отделы растений» | Контроль и коррекция знаний | Отделы растений | формирование способностей к осуществлению контрольной функции. | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии растении | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | формируется целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки | | 4.05 | |
33 | Происхождение растений. | | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». | учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, | Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П:развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | | 11.05 | |
34 | Основные этапы развития растительного мира | | Основные этапы развития растительного мира | Характеризуют основные этапы развития растительного мира | знают основные этапы развития растительного мира. | Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П:развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы | формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | | 18.05 | |
35 | Обобщающий урок | | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания | Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях анализируют и оценивают её. | Навыки владения полученным материалом | Р : умение оценивать конечный результат П:развивается умение анализировать К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Формируются основы экологической культуры соответствующие современному уровню экологического мышления | | 25.05 | |