kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа.5кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для    образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии выделено в 5 классе – 35 часов (1 час в неделю).Рабочая программа по биологии в 5 классе  составлена на основании следующих     документов:

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. - 79с. – (Стандарты второго поколения).
  • ПриказМинистерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.:. Просвещение, 2011. - 342с. – (Стандарты второго поколения).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа.5кл»

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы

«Биология. Бактерии, Грибы Растения. 5 класс»

(авторская линия Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.)

Составители: Тукмачева М.М., учитель биологии МБОУ «СОШ №10», Волкова Л.Н., учитель биологии МАОУ «КШ №47», Шакирова Р.Х., учитель биологии МАОУ «СОШ № 21», Туркенич А.М., учитель биологии МБОУ «СОШ № 23», Сибгатуллина Ф.З., учитель биологииМАОУ «СОШ № 55».

(под редакцией Андриановой А.А.)

Пояснительная записка

Программа по биологии для основной школы предназначена для учащихся 5 классов МОУ ____________, изучающих предмет биологии.

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в 5 классе – 35 часов (1 час в неделю).Рабочая программа по биологии в 5 классе составлена на основании следующих документов:

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. - 79с. – (Стандарты второго поколения).

  • ПриказМинистерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.:. Просвещение, 2011. - 342с. – (Стандарты второго поколения).

  • ПисьмоМинистерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”

  • Рекомендациипо оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Приложение к письму Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03)

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (от 3 марта 2011 г.)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 19 декабря 2012 г. N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год"

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и на основе примерной программы основного общего образования по биологии: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (Стандарты второго поколения)/ (сост. Е. С. Савинов). - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. А также авторской программы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Программа основного общего образования. Биология. 5—9 классы// Г.М. Пальдяева. Биология. 5-9 кл. Рабочие программы. ВЕРТИКАЛЬ. (ФГОС) – М.: Дрофа, 2013. – 384 с.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в данную программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой (с учетом возможности школьного кабинета биологии). Большое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. особый акцент в программе сделан на использовании научной терминологии, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Целью программы является формирование у учащихся определенного минимума знаний по данному курсу и умению использования их в жизни.

В соответствии с этим, задачами настоящего курса является:

  • Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя норм., ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • овладение компетенциями компетенциями: учебно – познавательными, информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными.

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с условием основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений.

  • формирование у учащихся познавательной культуры осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально –ценностному отношению к объектам живой природы.

  • Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопление обществом в сфере биологической науки.

  • Ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание, воспитание любви к природе.

В ходе изучения программы учащиеся должны обладать:

Предметными результатами обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

- определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должныуметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2012. – 144 с.

  • В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2013. – 96 с.

  • В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь- М.: Дрофа, 2013. – 64 с.

  • Электронное приложение к учебнику В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс – М.: Дрофа, 2013. (ЭП).


Содержание программы

Введение(6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

  • Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

  • Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов(10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

  • Микропрепараты различных растительных тканей.

  • Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений. Схемы и видеоматериалы о делении клетки.

  • Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

  • Рассматривание строения растения с помощью лупы.

  • Строение клеток кожицы чешуи лука.

  • Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.

  • Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

  • Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2. Царство Бактерии(2 часа)

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Раздел 3. Царство Грибы(5 часов)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

  • Муляжи плодовых тел шляпочных грибов.

  • Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Раздел 4. Царство Растения(11 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

  • Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

  • Строение зеленых водорослей.

  • Строение мха (на местных видах).

  • Строение спороносящего хвоща.

  • Строение спороносящего папоротника.

  • Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

  • Строение цветкового растения.

Обобщающий урок по курсу – 1 час.





Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержа-

ния

Виды

деятельности

Планируемые результаты и уровень усвоения

Формы диагностики и контроля


Дата

Предметные результаты

Метапредметные результаты

УУД

Личностные результаты

план

факт

Введение (6 часов)


1

Биоло-гия — наука о живой природе

Сообще-ние новых знаний

Биология как наука. Значение биологии


Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

Иметь представления о биологии как науке и её роли в жизни общества;

Понимать понятия «Биология», «Биосфера», «Экология»

Р; постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

П; умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты

К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами


формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологиче­ской культуры










2.09


2

Методы исследования в биологии.

Инструк-таж ТБ.



Комбини-рованный

Методы познания в биологии: наблюде-ние,

Экспери-мент, измерение Источники биологи-ческой информа-ции, ее получение, анализ и представление его результа-тов. ТБ в кабинете биологии.

Приборы и оборудование

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии


Знать основные методы изучения биологии,

ПТБ в биологическом кабинете

Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем

П; практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформление их результатов

К; читают учебники и при этом выявляют все виды текстовой информации


формируется ответственное отно­шение к соблюдению правил техники безопасности


9.09


3

Разнообра-зие живой природы. Царства живых организ-мов. Отличите-льные признаки живого от неживого


Царства: Бактерии, Грибы, Растения и ЖивотныеПризнаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

Знатьо многообразии живой природы;

царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;


Р; постановка новых целей

П; навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника

К; умения участвовать в диалоге


формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологиче­ской культуры

Фронталь-ный опрос, решение проблем-ных задач (с18 «задание «Подумай-те»)
Задание 20 из ЭП к учебнику.

16.09


4

Среды обитания живых организ-мов.


Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания


Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Умеют различать

Среды обитания организмов, знают их особенности

Р; умение аргументированного отвечать на вопрос

П; формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания

К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами


формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для уча­щихся объектов


23.09


5

Экологи-ческие факторы и их влияние на живые организ-мы


Экологические факторы: абиотические, биотичес-кие, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Умеют определять понятия «Экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы


Р; умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах

П; умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

К; умение участвовать в диалоге

формируются элементы экологиче­ской культуры


30.09


6

Обобщающий урок. Экскур-сия: «Много-бразие живых организ-мов, осенние явления в жизни растений и живот-ных»

П\Р № 1:

Фенологические наблюде-ния за сезонными измене-ниями в природе

Обобщающее повторение; Комплексное применение ЗУН

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.


Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений


Имеют первоначальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни

Р; постановка новых целей

П; развивается умение проводить наблюдение в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты

К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы


формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологиче­ской культуры


7.10


7.10Раздел 1. Клеточное строение организма (10ч)

7

Устройст-во увели-чительных приборов

Л\Р №1: «Рассматривание строения растения с помощью лупы»


Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.


Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними

Р; умение контролировать время

П; развивается умение проводить простейшие умения и оформлять их результаты

К; планирование и регуляция своей деятельности


формируется познавательный мо­тив на основе интереса к работе с новым оборудова­нием и проведения простейших исследований

Задания 41-45 из ЭП к учебнику

14.10


8

Строение клетки


Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплаз-ма, ядро, вакуоли


Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

имеют начальное пред­ставление о строении клетки;

Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя П;развиваются умения выпол­нения лабораторной работы по инструкции и оформления ее результатов.

К;умение подбиратьаргументы, формулировать выводы

формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для уча­щихся объектов


21.10


9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.Л\Р №2:

Строение клеток кожицы чешуи лука


Строение клеток кожицы чешуи лука

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

приобрели навык гото­вить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмот­реть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради

Р; постановка новых целей

П; развивается умение проводить наблюдение в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты

К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы


формируется познавательный мо­тив на основе интереса к работе с новым оборудова­нием и проведения простейших исследований


28.10


10

Пластиды Л\Р №3

Приготов-ление препара-тов и рассматри-вание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповни-ка


Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты


Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки


учащиеся имеют понятия о пласти­дах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради

Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя П;имеют понятия о пласти­дах и хлоропластах. К; доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи


формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для уча­щихся объектов


11.11


11

Химичес-кий состав клетки: неорганические и органические вещества


Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минераль-ные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедея-тельности клетки. Демонстрация

Обнаружение органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

имеют начальные пред­ставления о химическом составе клетки, неоргани­ческих и органических веществах, их роли в клетке

Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П; развивается умение обнару­живать общность живой и неживой природы на основа­нии сравнения и установления сходства их состава.  К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы


формируется научное мировоззре­ние на основании установления сходства химическо­го состава клеток как одного из доказательств един­ства живой природы



18.11


12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)Л\Р №4

Приготовление препарата и рассмат-ривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи


Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).


Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

формируются первона­чальные представления о жизнедеятельности клетки





Р:работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: :развиваются навыки прове­дения простейших биологических экспериментов, уме­ния объяснять их результаты

К:умение формулировать выводы


формируется познавательный мо­тив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов


25.11


13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Комбинированный

Рост и развитие клеток.

Демонст-рация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

формируются первона­чальные представления о жизнедеятельности клетки





Р:работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: :развиваются навыки прове­дения простейших биологических экспериментов, уме­ния объяснять их результаты

К: умение формулировать выводы


формируется познавательный мо­тив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов

работа с таблицей;


2.12


14

Деление клетки


Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

учащиеся знают, умеют описать процесс деления клетки и ее рост




Р:обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П:развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. 

К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы


формируется научное мировоззре­ние в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов


9.12


15

ТканиЛ\Р № 5

Рассматривание под микроско-пом готовых микропре-паратов различных раститель-ных тканей

Комбинированный

Ткань.

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторная работа

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

имеют первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функ­циях в растительном организме.


Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П:развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи


формируется научное мировоззре­ние в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации орга­низмов из клеток


16.12


16

Обобщающий урок


Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, электронным приложением к учебнику(ЭП) Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

сформированы перво­начальные представления о единстве живых орга­низмов





Р : умение контролировать время П:развивается умение анализи­ровать и обобщать имеющиеся знания.

 К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы

Л:формируется научное мировоззре­ние в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого



23.12


Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)


17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность


Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделяют существенные признаки бактерий

имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии




Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П:развивается умение само­стоятельно работать с текстом и иллюстрациями  К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

Л:формируется научное мировоззре­ние на основе изучения строения бактерий



13.01


18

Роль бактерий в природе и жизни человека


Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

учащиеся имеют начальные сведе­ния о роли бактерий в природе и в жизни человека






Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П:развивается умение само­стоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника. К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе, умение подбиратьаргументы, формулировать выводы

формируется научное мировоззре­ние на основе изучения строения бактерий


20.01


Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)


19

Грибы, их общая характери-стика, строение и жизнедея-тельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Изучение нового материала

Грибы, особеннос-ти строения и жизнедея-тельности. Многооб-разие грибов.

Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека





Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью П:развиваются умения само­стоятельно работать с текстом учебника, получать информацию из видеофильма. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь

формируется научное мировоззре­ние на основе изучения строения и роли грибов


27.01


20

Шляпоч-ные грибы


Съедоб-ные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

знают особенности строе­ния и жизнедеятельности шляпочных грибов, уме­ют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравле­нии ядовитыми грибами

Р: умение аргументировано отвечать на вопросы

П:развивается умение само­стоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

 К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе


формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения при отравлении ядови­тыми грибам


3.02


21

Плесневые грибы и дрожжи Л\Р № 6:

Особен-ности строения мукора и дрожжей


Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа

Особенности строения мукора и дрожжей

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

знают строение плесне­вых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека




Р: умение аргументировано отвечать на вопросы

П;развивается умение само­стоятельно проводить исследования в ходе лабора­торной работы, анализировать результаты, делать выводы. 

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

формируется познавательная само­стоятельность и мотивация на изучение объектов природы


10.02


22

Грибы-паразиты


Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

знают о грибах-парази­тах и их роли в природе





Р:обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П:развивается умение само­стоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь


формируется познавательная само­стоятельность и мотивация на изучение объектов природы


17.02


23

Обобщающий урок


Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

систематизировали и обобщили знания о строении и роли гри­бов в природе и жизни человека.


Р: умение контролировать время

П:развивается умение сравни­вать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы

К: умение подбиратьаргументы, формулировать выводы


формируется научное мировоззре­ние на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы.


24.02


Раздел 4. Царство Растения (11часов)

24

Ботаника — наука о растениях Разнооб-разие, распространение и значение растений.


Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация

Гербарные экземпля-ры растений. Таблицы, видеоматериалы

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

имеют представления о многообразии растений, их характерных призна­ках, о высших и низших растениях.


Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П:развиваются умения выде­лять существенные признаки растений, различать и сравнивать низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения.

К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе


формируется экологическая куль­тура на основе понимания важности охраны расте­ний


2.03


25

Водорос-ли, их многооб-разие, строение, среда обитанияРоль водорос-лей в природе и жизни человека. Охрана водорос-лей

Л\Р № 7

Строение зеленых водорос-лей


Водорос-ли:одно-клеточные и много-клеточныеСтроение, жизнедея-тельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорос-лей.

Лабораторная работа

Строение зеленых водорос-лей

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

имеют представление о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям

К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе


формируется познавательная само­стоятельность и мотивация на изучение объектов природы


9.03


26

Лишайники


Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайни-ков в природе и жизни человека

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах



Р: умение аргументировано отвечать на вопросы

П:развивается умение прово­дить наблюдения в природе и на их основании де­лать выводы

К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь


формируется экологическая куль­тура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.


16.03


27

Мхи..

Л\Р № 8:

Строение мха (на местных видах)


Высшие споровые растения. Мхи.

отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений.

Объясняют роль мхов в природе и жизни человека

имеют представление о мхах как представителях высших споровых расте­ний, их характерных признаках.

Умеют объяснять процесс образования торфа.




30.03


28

Папоротники, хвощи, плауныЛ/Р №9

Строение спороно-сящего хвоща

Л/Р №10

Строение спороно-сящего папорот-ника


Высшие споровые растения папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторные работы

Строение спороносящего хвоща

Строение спороносящего папоротника

Выполняют лабораторную работу. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Имеют представления о плаунах, хвощах и папоротниках как представителях высших споровых растений. Умеют объяснять процесс образования каменного угля





Р работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П:развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям

К: умение участвовать в диалоге


формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении


6.04


29

Голосеменные растенияЛ\Р №11

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)


Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Лабораторная работа

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

имеют представление о характерных признаках и многообразии голосемен­ных растений; освоили понятие «семенные расте­ния».


Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П:развитие умения выделять признаки семенных растений и уста­навливать их преимущества перед высшими споровы­ми растениями

К: умение подбирать аргументы, делать выводы


формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении


13.04


30

Покрыто-семенные растенияЛ\Р № 12

Строение цветково-го растения


Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа

Строение цветкового растения

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии покрыто­семенных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы».


Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П:развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктив­ным карточкам.

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе


формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения голосеменных и покрытосе­менных растений и установления усложнений в их строении


20.04


31

Итоговый контроль знаний по теме: «Царство Растения»


Многообразие растений, значение в природе и жизни человека.


Выполняют контрольную тестовую работу по теме.

учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии отделов царства Растения


Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П:развивается умение выделять существенные признаки отделов растений К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе


формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения представителей отделов царства Растений и установления усложнений в их строении


27.04


32

Урок обобще-ния по теме:

«Отделы растений»

Контроль и коррекция знаний

Отделы растений

формирование способностей к осуществлению контрольной функции.

учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии растении

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П:развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктив­ным карточкам.

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

формируется целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки


4.05


33

Происхождение растений.


Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира.

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты».

учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений,







Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П:развивается умение приво­дить доказательства того, что многообразие раститель­ного мира — результат длительного исторического разви­тия (эволюции).

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

формируется научное мировоззре­ние на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции


11.05


34

Основные этапы развития растительного мира


Основные этапы развития растительного мира

Характеризуют основные этапы развития растительного мира

знают основ­ные этапы развития растительного мира.

Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

П:развивается умение приво­дить доказательства того, что многообразие раститель­ного мира — результат длительного исторического разви­тия (эволюции).

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

формируется научное мировоззре­ние на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции


18.05


35

Обобщающий урок


Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях анализируют и оценивают её.

Навыки владения полученным материалом

Р : умение оценивать конечный результат

П:развивается умение анализировать

К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе


Формируются основы экологической культуры соответствующие современному уровню экологического мышления


25.05


График практических и лабораторных работ

п/п

Тема

Календ. дата

Факт.

дата

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе



Лабораторная работа

Рассматривание строения растения с помощью лупы



Лабораторная работа

Строение клеток кожицы чешуи лука



Лабораторная работа

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника



Лабораторная работа

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи



Лабораторная работа

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей



Лабораторная работа

Особенности строения мукора и дрожжей



Лабораторная работа

Строение зеленых водорослей



Лабораторная работа

Строение мха (на местных видах)



Лабораторная работа

Строение спороносящего хвоща



Лабораторная работа

Строение спороносящего папоротника



Лабораторная работа

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)



Лабораторная работа

Строение цветкового растения




Оценка знаний учащихся

При оценке знаний учащихся необходимо учитывать:

  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия по­нятий, точностьупотребления научных терминов;

  • степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

  • самостоятельного ответа;

  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюде­ний и опытов;

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный;

  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения по­следовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагмен­тарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно чёткие;

  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из на­блюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

• основное содержание учебного материала не раскрыто;

• не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

• допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

Оценка практических умений учащихся.

1. Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

  • самостоятельность подбора оборудования и объектов;

  • последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

  • логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выво­дов из опыта.

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а так же работа по закладке опыта;

  • научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выво­ды из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования, объ­ектов, при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки;

  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы вы­воды из опыта.

  • В описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы непол­ные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта;

  • подбор оборудования и объектов, а так же работы при закладке опыта
    проведены с помощью учителя;

  • допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений,формулировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта;

  • не подготовлено нужное оборудование;

  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.





Учебно-методические средства обучения

Литература для учителя:

  1. В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2013. – 96 с.

  2. Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2010.- 128с

  3. Жизнь растений. В 6-ти т. / Ал. А. Фёдоров. — М.: Просвещение, 1974. — Т. 1. Введение. Бактерии и актиномицеты. Под ред. Н. А. Красильникова и А. А. Уранова. — 487 с. 

  4. Жизнь растений. В 6-ти т. / Ал. А. Фёдоров. — М.: Просвещение, 1976. — Т. 2. Грибы. Под ред. М. В. Горленко. — 479 с. 

  5. Жизнь растений. В 6-ти т. / Ал. А. Фёдоров. — М.: Просвещение, 1977. — Т. 3. Водоросли. Лишайники. Под ред. М. М. Голлербаха. — 487 с.  Жизнь растений. В 6-ти т. / Гл. ред. Ал. А. Фёдоров. — М.: Просвещение, 1978. — Т. 4. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные растения. Под ред. И. В. Грушвицкого и С. Г. Жилина. — 447 с. 

  6. Жизнь растений. В 6-ти т. / Ал. А. Фёдоров. — М.: Просвещение, 1980. — Т. 5. Ч. 1. Цветковые растения. / Под ред. А. Л. Тахтаджяна. — 430 с. 

  7. Жизнь растений. В 6-ти т. / Гл. ред. А. Л. Тахтаджян. — М.: Просвещение, 1981. — Т. 5. Ч. 2. Цветковые растения. / Под ред. А. Л. Тахтаджяна. — 512 с. 

  8. Жизнь растений. В 6-ти т. / Гл. ред. А. Л. Тахтаджян. — М.: Просвещение, 1982. — Т. 6. Цветковые растения. / Под ред. А. Л. Тахтаджяна. — 543 с.

  9. Козлова Т.А Биология в таблицах6-11кл: Справ. Пособие.- М.: Дрофа 2010 - 240 с.

  10. Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. - 192с.

  11. Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам / авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. - 97с.

  12. Шахович В.Н. Блок-схемы, таблицы, рисунки: Учеб пособие/ Мн.: Книжный дом,2004.- 96с.

Литература для учащихся:

  1. Биология. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта+, 2001. - с. 92-684

  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. – 218с.

  3. Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М.:ABF,1997. – 352 с.

  4. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. – 350с.

  5. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -М.: 1996. – 556с.

  6. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с

  7. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. – 381с.

  8. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с

Интернет-ресурсы

  1. Государственный Дарвиновский Музей -http://www.darwin.museum.ru/dino/

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/

  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/

  4. «Я иду на урок Биологии» - http://bio.1september.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа.5кл

Автор: Салихова Рания Наиловна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311807


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства