Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Юный натуралист"
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Юный натуралист"
Программа рассчитана на 34 часа в год, преполагает осознанное бережное отношение к объектам природы, развитие познавательного интереса, знакомство школьников с многообразием живой природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Юный натуралист"»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Бузат МР Стерлибашевский район РБ
Рассмотрено
На заседании МО
Протокол №_______от
«___»___________2020 г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______Низамутдинова Л.Г.
«___»____________2020г.
«Утверждаю»
Директор школы
_______Минияров Р.А.
Приказ № от
«___»____________2020г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Юный натуралист»
Уровень образования: основное общее (5-9 классы)
Срок реализации: 1 год
Составлена на основе авторской программы: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.
Составитель: Галиуллина Гульназ Ралифовна
2020г.
Пояснительная записка.
Цель программы:
формирование осознанного бережного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
-углубление экологических знаний обучающихся;
-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;
-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.
- расширять экологические представления школьников;
- воспитывать у детей ответственное отношение к природе, понимание законов природы
- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
- ознакомить школьников с многообразием живой природы, последствиями неразумного вмешательства человека;
- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);
- формировать готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную компетентность.
Место в учебном плане.
Программа рассчитана на возраст 10-11 лет.
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;
трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Содержание программы
Программа состоит из 9 разделов
1 раздел – «Введение в экологию»
Этот раздел направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к объектам живой и неживой природы. У обучающихся закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой
2 раздел – «Лёгкие» нашей планеты»
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой цвет на жёлтый или красный, постепенно сбрасываются. Обучающиеся исследуют особенности роста и развития лиственных деревьев.
3 раздел – «Мои пернатые друзья»
Обучающиеся наблюдают за поведением птиц в природе, знакомятся с понятиями «зимующие перелётные птицы», исследуют особенности поведения зимующих птиц, самостоятельно изготавливают кормушки для них, «открывают птичьи столовые», принимают участие в акциях «Покорми птиц», читают стихи, рассказы, разгадывают кроссворды и загадки, рисуют любимых птиц.
4 раздел – «О братьях наших меньших»
Нет ни одного ученика, который не мечтал бы завести себе четвероногого друга и заботиться о нём. В этом разделе обучающиеся изучают особенности поведения и жизни животных. Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, в степи.
5 раздел – «Охрана природы»
Учащиеся знакомятся с понятием «Красная книга». Очень большой интерес проявляют они к исчезающим и исчезнувшим видам животных, об этом школьники узнают из материалов Красной книги. Дети оформляют фотоальбомы и рисунки о редких видах растительного и животного мира.
6 раздел – « Оранжерея на окне»
Дети учатся выращивать комнатные растения, ухаживать за ними. Они занимаются исследовательской работой о влиянии тепла, света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений. Выполняют фотоработы и рисунки любимых комнатных растений, сочиняют стихи, песни, загадки о своих «питомцах»
7 раздел – «Загадки Вселенной»
Ученики знакомятся с явлениями, происходящими в космосе, небесными телами, открытиями новых миров. Они придумывают названия новым звёздам и планетам.
8 раздел – «ЗОЖ»
Человек – часть живой природы. В этом разделе большое внимание уделяется мероприятиям, направленным на формирование мотивации к здоровому образу жизни и расширении представлений о здоровом образе жизни;
Также обучающиеся знакомятся с трудовой деятельностью людей и её значением в жизни человека и общества.
9 раздел – «Школа – наш дом, наведём порядок в нём»
Обучающиеся выполняют практические по благоустройству классной комнаты, школы, территории пришкольного участка, принимают активное участие в субботниках и акциях
Тематическое планирование занятий
5 класс
№
п/п
Тема раздела, занятия
Количество часов
«Введение в экологию»
1
«Путешествие в мир природы». Экскурсия. Инструктаж по ТБ.
1
2
Сохраним окружающую среду – Планета в опасности! Беседа
1
«Лёгкие» нашей планеты»
3
Зеленый наряд нашей планеты. Экскурсия
1
4
Деревья наших лесов. Презентация
1
5
Игра «Поле чудес»
1
6
Здравствуй, осень золотая! Игра «Знаешь ли ты деревья?»
1
«Мои пернатые друзья»
7
"Птичья столовая" Практическое занятие.
1
8
Наши добрые соседи. Слушание голосов птиц.
1
9
Орнитология – наука о птицах. Презентация
1
10
«Синичкин календарь». Интеллектуальная игра
1
11
Игра «Путаница» , «Крылья, лапы, хвосты»
1
12
Акция «Покорми птиц». Конкурс на лучший рисунок «Мой пернатый друг». Практическое занятие
1
«О братьях наших меньших»
13
Животный мир нашего края
1
14
Уход за домашними животными
1
15
Уроки кота Леопольда. Презентация
1
16
Экосказка «Теремок».Слушание литературного произведения.
1
«Охрана природы»
17
Красная книга России. Презентация
1
18
Лекарственные растения
1
19
Удивительные часы. Беседа
1
20
"Разноцветные грибы"
1
21
Удивительные растения. Видеоэкскурсия.
1
22
Венерин башмачок – растение из Красной Книги.
1
« Оранжерея на окне»
23
Родина комнатных растений. Правила ухода.
1
24
Уход за комнатными растениями. Практическая работа
1
25
Учимся определять комнатные растения
1
26
Живые украшения нашего дома. Посадка комнатных растений. Практическое занятие
1
«Загадки Вселенной»
27
Они были первыми. Презентация
1
28
Планета заболела
1
«ЗОЖ»
29
Хорошие манеры. Вредные привычки.
1
30
«Здоровым быть здорово!»
1
«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»
31
Наша улица. Экскурсия
1
32
Эстафета любимых занятий. «Вторая жизнь» пластиковой бутылки. Практическая работа
1
33
Операция "Цветочная клумба".
1
34
«Обо всём на свете». Обобщающий урок
1
Приложение к рабочей программе
по внеурочной деятельности «Юный натуралист»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Бузат МР Стерлибашевский район РБ
Рассмотрено
На заседании МО
Протокол №_______от
«___»___________2018 г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______Низамутдинова Л.Г.
«___»____________2018г.
«Утверждаю»
Директор школы
_______Минияров Р.А.
Приказ № от
«___»____________2018г.
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Юный натуралист»
5 класс -34 ч в год (1 ч. в неделю)
Учебники:
В.П. Александрова, И.В. Болгова, Е.Ф. Нифантьева Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6 – 7 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 144 с.
Составитель: Галиуллина Гульназ Ралифовна
2018г.
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№
п/п
Тема раздела, занятия
Количество часов
Дата
Примечание
План.
Факт.
«Введение в экологию»
1
«Путешествие в мир природы». Экскурсия. Инструктаж по ТБ.
1
2
Сохраним окружающую среду – Планета в опасности! Беседа
1
«Лёгкие» нашей планеты»
3
Зеленый наряд нашей планеты. Экскурсия
1
4
Деревья наших лесов. Презентация
1
5
Игра «Поле чудес»
1
6
Здравствуй, осень золотая! Игра «Знаешь ли ты деревья?»
1
«Мои пернатые друзья»
7
"Птичья столовая" Практическое занятие.
1
8
Наши добрые соседи. Слушание голосов птиц.
1
9
Орнитология – наука о птицах. Презентация
1
10
«Синичкин календарь». Интеллектуальная игра
1
11
Игра «Путаница» , «Крылья, лапы, хвосты»
1
12
Акция «Покорми птиц». Конкурс на лучший рисунок «Мой пернатый друг». Практическое занятие
1
«О братьях наших меньших»
13
Животный мир нашего края
1
14
Уход за домашними животными
1
15
Уроки кота Леопольда. Презентация
1
16
Экосказка «Теремок».Слушание литературного произведения.
1
«Охрана природы»
17
Красная книга России. Презентация
1
18
Лекарственные растения
1
19
Удивительные часы. Беседа
1
20
"Разноцветные грибы"
1
21
Удивительные растения. Видеоэкскурсия
1
22
Венерин башмачок – растение из Красной Книги.
1
« Оранжерея на окне»
23
Родина комнатных растений. Правила ухода.
1
24
Уход за комнатными растениями. Практическая работа
1
25
Учимся определять комнатные растения
1
26
Живые украшения нашего дома. Посадка комнатных растений. Практическое занятие
1
«Загадки Вселенной»
27
Они были первыми. Презентация
1
28
Планета заболела
1
«ЗОЖ»
29
Хорошие манеры. Вредные привычки.
1
30
Здоровым быть здорово!
1
«Школа – наш дом, наведём порядок в нём»
31
Наша улица. Экскурсия
1
32
Эстафета любимых занятий. «Вторая жизнь» пластиковой бутылки. Практическая работа