Рабочая программа учебного предмета «Биология» (линия УМК В.И. Сивоглазова для 5–9 классов) для 6 класса основного общего образования на 2022–2023 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Биология» (линия УМК В.И. Сивоглазова для 5–9 классов) для 6 класса основного общего образования на 2022–2023 учебный год
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания. При составлении программы использовался онлайн-сервис «Конструктор рабочих программ». В основу программы по учебному предмету заложено применение цифровых лабораторий с использованием материально-технической базы центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точки роста». Тематика предложенных экспериментов, количественных опытов соответствует структуре примерной образовательной программы по биологии, содержанию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Биология» (линия УМК В.И. Сивоглазова для 5–9 классов) для 6 класса основного общего образования на 2022–2023 учебный год»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Отдел образования администрации Охотского муниципального района Хабаровского края
МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева р.п. Охотск
РАССМОТРЕНО
методическим объединением
«Естествознание»
руководитель МО Бобырь Е.В.
_______________ Бобырь Е.В.
Протокол № 1
от «29» августа 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора УР
_________ Голенкова О.П.
от «31» августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
директор
________ Михайлова Т.Г.
Приказ №
от «____» ___________ 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1557267)
учебного предмета «Биология»
(линия УМК В. И. Сивоглазова для 5—9 классов)
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Бобырь Елена Владимировна,
учитель биологии и химии
р.п. Охотск 2022
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 6 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные.
Изучение биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по линии УМК В. И. Сивоглазова является продолжением изучения биологии, начатого в 5 классе по учебнику «Биология» В. И. Сивоглазова и А. А. Плешакова.
Курс «Биология. 6 класс» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:
приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 6 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Включено в тематическое планирование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
характеризовать ботанику как биологическую науку, её разделы и связи с другими науками и техникой;
приводить примеры вклада российских (в том числе В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, С. Г. Навашин) и зарубежных учёных (в том числе Р. Гук, М. Мальпиги) в развитие наук о растениях;
применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, растительная клетка, растительная ткань, органы растений, система органов растения: корень, побег почка, лист, видоизменённые органы, цветок, плод, семя, растительный организм, минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, размножение, клон, раздражимость) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (на примере покрытосеменных или цветковых): поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение, развитие; связь строения вегетативных и генеративных органов растений с их функциями;
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам;
характеризовать признаки растений, уровни организации растительного организма, части растений: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
сравнивать растительные ткани и органы растений между собой;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии растений, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды и минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественного и искусственного вегетативного размножения; семенное размножение (на примере покрытосеменных, или цветковых);
выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями тканей и органов растений, строением и жизнедеятельностью растений
классифицировать растения и их части по разным основаниям;
объяснять роль растений в природе и жизни человека: значение фотосинтеза в природе и в жизни человека; биологическое и хозяйственное значение видоизменённых побегов; хозяйственное значение вегетативного размножения;
применять полученные знания для выращивания и размножения культурных растений;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, географии, технологии, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из двух источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Содержание
Количество часов
Дата изучения
Характеристика видов деятельности учащихся
Виды, формы контроля
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
всего
контроль-ные работы
лабора-торные работы
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов
1.1
Основные свойства живых организмов
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение
1
0
0
06.09.2022
Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Описывают основные функции живых организмов
устный опрос, педагогическое наблюдение, фронтальный опрос, индивидуальный и групповой контроль
электронное приложение к учебнику; электронная презентация
1.2
Химический состав клеток
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке
1
0
1
13.09.2022
Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями)
устный опрос, педагогическое наблюдение, самоконтроль путем обмена работами в парах, индивидуальный и групповой контроль; лабораторная работа
электронное приложение к учебнику; электронная презентация
1.3
Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая систем
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и еe органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы — неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток
2
0
2
20.09.2022 27.09.2022
Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клеток
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль, фронтальный контроль; лабораторная работа с использованием оборудования центра "Точка роста"
электронное приложение к учебнику; электронные презентации; материально-техническая база центра «Точка роста»
1.4
Деление клетки
Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение
1
0
0
04.10.2022
Определяют понятия «митоз», «мейоз». Характеризуют и сравнивают процессы митоза и мейоза. Обосновывают биологическое значение деления
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль
электронное приложение к учебнику; электронная презентация;сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog; образовательный портал для подготовки к ВПР [Электронный ресурс]: — URL: https://bio6-vpr.sdamgia.ru
1.5
Ткани растений и животных
Ткань. Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции
2
0
2
11.10.2022
18.10.2022
Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей
устный и фронтальный опросы, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль; лабораторная работа с использованием оборудования центра "Точка роста"
электронное приложение к учебнику; электронные презентации; материально-техническая база центра «Точка роста»
1.6
Органы и системы органов
Орган. Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветковые почки. Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения
5
0
3
25.10.2022
29.11.2022
Определяют понятие «орган». Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения. Устанавливают связь между строением и функциями органов. Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме
устный и письменный опросы, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль, индивидуальный самоконтроль; практическая работа; проверочная работа; самостоятельная работа; лабораторная работа с использованием оборудования центра "Точка роста"
электронное приложение к учебнику; электронные презентации; сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности [Электронный ресурс]: — URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti; материально-техническая база центра «Точка роста»
1.7
Растения и животные как целостные организмы
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда
2
1
0
06.12.2022
13.12.2022
Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм — это единое целое
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный контроль; контрольная работа
электронное приложение к учебнику; сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog; образовательный портал для подготовки к ВПР [Электронный ресурс]: — URL: https://bio6-vpr.sdamgia.ru
Итого по разделу:
14
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов
2.1
Питание и пищеварение
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты
1
0
0
20.12.2022
Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелeных растений в природе. Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь систем органов между собой
электронное приложение к учебнику; электронная презентация
2.2
Дыхание
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов
1
0
0
27.12.2022
Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания
фронтальный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный контроль
электронное приложение к учебнику; электронная презентация; сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog; образовательный портал для подготовки к ВПР [Электронный ресурс]: — URL: https://bio6-vpr.sdamgia.ru
2.3
Передвижение веществ в организме
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, еe строение, функции. Гемолимфа, кровь и еe составные части (плазма, клетки крови)
2
0
1
10.01.2023
17.01.2023
Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения
устный и письменный опросы, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль, индивидуальный самоконтроль; лабораторная работа с использованием оборудования центра "Точка роста"
электронное приложение к учебнику; электронные презентации; материально-техническая база центра «Точка роста»
2.4
Выделение. Обмен веществ и энергии
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ
2
0
0
24.01.2023
31.01.2023
Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого
устный и письменный опросы, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль, индивидуальный самоконтроль
электронное приложение к учебнику; электронные презентации;сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog; образовательный портал для подготовки к ВПР [Электронный ресурс]: — URL: https://bio6-vpr.sdamgia.ru
2.5
Опорные системы
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных
1
0
0
07.02.2023
Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями
самостоятельная работа, педагогическое наблюдение, самоконтроль в парах, индивидуальный и групповой контроль
электронное приложение к учебнику; электронная презентация
2.6
Движение
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений
1
0
0
14.02.2023
Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений
электронное приложение к учебнику; электронная презентация;образовательный портал для подготовки к ВПР [Электронный ресурс]: — URL: https://bio6-vpr.sdamgia.ru
2.7
Регуляция процессов жизнедеятельности
Жизнедеятельность организма и еe связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Еe роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений
2
0
0
21.02.2023
28.02.2023
Называют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде
устный и письменный опросы, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль
электронное приложение к учебнику; электронные презентации
2.8
Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян
3
0
1
07.03.2023
21.03.2023
Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль; тестирование; лабораторная работа с использованием оборудования центра "Точка роста"
электронное приложение к учебнику; электронные презентации; сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности [Электронный ресурс]: — URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti; материально-тех-ническая база центра «Точка роста»
2.9
Рост и развитие
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие
2
0
0
04.04.2023
11.04.2023
Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов
электронное приложение к учебнику; электронные презентации
2.
10
Организм как единое целое
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда
2
1
0
18.04.2023
25.04.2023
Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный контроль, контрольная работа
электронное приложение к учебнику;сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog; образовательный портал для подготовки к ВПР [Электронный ресурс]: — URL: https://bio6-vpr.sdamgia.ru
Итого по разделу:
17
Раздел 3. Организм и среда
3.1
Среда обитания. Факторы среды
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов
1
0
0
16.05.2023
Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания
устный опрос, педагогическое наблюдение
электронное приложение к учебнику; электронная презентация
3.2
Природные сообщества
Природное сообщество и экосистема. Структура природного сообщества. Связи в природном сообществе. Цепи питания
2
0
0
23.05.2023
30.05.2023
Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют, как последствия изменений в среде обитания повлияют на живые организмы
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль
электронное приложение к учебнику; электронные презентации
устный опрос, педагогическое наблюдение, самоконтроль путем обмена работами в парах,
индивидуальный и групповой контроль; лабораторная работа
3
Строение растительной клетки
1
0
1
Строение расти-тельной клетки
20.09.2022
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль; фронтальный контроль; лабораторная работа с использованием оборудования центра "Точка роста"
4
Строение животной клетки
1
0
1
Строение животной клетки
27.09.2022
устный опрос, педагогическое наблюдение, самоконтроль, индивидуальный контроль; лабораторная работа с использованием оборудования центра "Точка роста"
5
Деление клетки
1
0
0
04.10.2022
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль
6
Ткани растений
1
0
1
Растительные ткани
11.10.2022
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль; лабораторная работа с использованием оборудования центра "Точка роста"
7
Ткани животных
1
0
1
Животные ткани
18.10.2022
фронтальный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль; лабораторная работа с использованием оборудования центра "Точка роста"
8
Органы цветковых растений. Корень
1
0
25.10.2022
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль, индивидуальный самоконтроль, практическая работа
9
Вегетативные органы растений
1
0
1
Простые и сложные листья
08.11.2022
письменный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль, индивидуальный самоконтроль; лабораторная работа с использованием оборудования центра "Точка роста"
10
Цветки, плоды и семена
1
0
2
Строение семян;
Строение цветка
15.11.2022
проверочная работа, педагогическое наблюдение, индивидуальный контроль, индивидуальный самоконтроль; лабораторная работа с использованием оборудования центра "Точка роста"
11
Органы и системы органов животных
1
0
22.11.2022
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль, индивидуальный самоконтроль, самостоятельная работа
12
Многообразие систем органов животных
1
0
29.11.2022
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль
13
Организм как единое целое
1
0
06.12.2022
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный контроль
14
Контрольная работа №1 по теме: «Строение и свойства живых организмов»
фронтальный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный контроль
17
Передвижение веществ в растении
1
0
1
Пере-движение воды и минераль-ных веществ по стеблю
10.01.2023
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль, индивидуальный самоконтроль; лабораторная работа с использованием оборудования центра "Точка роста"
18
Особенности переноса веществ в организмах животных
1
0
0
17.01.2023
письменный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль, индивидуальный самоконтроль
19
Выделение
1
0
0
24.01.2023
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль, индивидуальный самоконтроль
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль
28
Рост и развитие растений
1
0
04.04.2023
самостоятельная работа, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль, индивидуальный самоконтроль
29
Рост и развитие животных
1
0
11.04.2023
тестирование, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль
30
Что мы узнали о жизнедеятельности организмов
1
0
18.04.2023
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный контроль
31
Контрольная работа №2 по теме «Жизнедеятельность организмов»
1
1
25.04.2023
контрольная работа
32
Среда обитания. Экологические факторы
1
0
16.05.2023
устный опрос, педагогическое наблюдение
33
Природные сообщества
1
0
23.05.2023
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль
34
Что мы узнали о взаимоотношениях организмов и среды
1
0
30.05.2023
устный опрос, педагогическое наблюдение, индивидуальный и групповой контроль
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Сивоглазов В.И. Биология, 6 класс/ ООО «ДРОФА», АО «Издательство Просвещение».
2. Владислав Сивоглазов: Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова. АО «Издательство: Просвещение», 2022 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Биология. 6 кл.: методическое пособие к учебнику В. И. Сивоглазова «Биология. 6 класс» / З. А. Томанова, В. И. Сивоглазов. — М. : Дрофа, 2019. — 336 с. — (Российский учебник). 2. Буслаков Владимир Владимирович, Пынеев Александр Владимирович Методическое пособие «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста»» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Воронина Г.А., Иванова Т.В., Калинова Г.С. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5―9 классы. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2017. 2. Гапонюк З.Г. Биология. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5―6 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / З.Г. Гапонюк. — М.: Просвещение, 2017. 3. Жеребцова Е.Л.. ЕГЭ. Биология: теоретические материалы.- СПб.: Тригон, 2009. — 336 с. 4. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии «Бактерии. Грибы. Растения», 6 класс. — М.: ВАКО, 2005. 5. Никишов А.И., Петросова Р.А. и др. Биология в таблицах.- М.: «ИЛЕКСА», 1998. Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. — М.: РАУБ «Цитадель», 1996. — 174 с. 6. Пасечник В.В. Биология. Методика индивидуально-групповой деятельности. — М.: Просвещение, 2016. 7. Пасечник В.В. Биология. Индивидуально-групповая деятельность. Поурочные разработки. 5―6 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник. — М.: Просвещение, 2017. 8. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. Уроки биологии. 5―6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. В.В. Пасечника. — М.: Просвещение, 2014. 9. Теремов А.В., Рохлов В.С.. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ — ПРЕСС, 1999.- 258 с.: ил. 10. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. — М.: Дрофа, 2004 — 272 с. 11. Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности [Электронный ресурс]: — URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti. 12. Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog. 13. Образовательный портал для подготовки к ВПР [Электронный ресурс]: — URL: https://bio6-vpr.sdamgia.ru/. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЦЕНТРА «ТОЧКА РОСТА»: - Микроскоп цифровой. - Микропрепараты. - Цифровая лаборатория по экологии (датчик освещенности, влажности, температуры, датчик углекислого газа и кислорода). - Электронные таблицы и плакаты. - Гербарный материал. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ