РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ.Уровень образования 10-11 классы, основное (полное) общее образование (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ.Уровень образования 10-11 классы, основное (полное) общее образование (базовый уровень)
Программа разработана на основе ФГОС, программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов под редакцией В.В. Пасечника (сборник - рабочие программы/сост. И.Б. Морзунова, Г.М. Пальдяева.-3-е изд., М.: Дрофа, 2015., основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ СОШ №8 им. Ю.А. Гагарина г. Туапсе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ.Уровень образования 10-11 классы, основное (полное) общее образование (базовый уровень)»
Краснодарский край г. Туапсе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 им. Ю.А. Гагарина г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2022 года протокол № 1
Председатель _______/Д.В. Будник /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По БИОЛОГИИ
Уровень образования 10-11 классы, основное (полное) общее образование
(базовый уровень)
Количество часов: 136 часов
Учитель: Битюцкая Л.В.
Программа разработана на основе ФГОС, программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов под редакцией В.В. Пасечника (сборник - рабочие программы/сост. И.Б. Морзунова, Г.М. Пальдяева.-3-е изд., М.: Дрофа, 2015., основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ СОШ №8 им. ГЮ.А. Гагарина
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯКУРСА БИОЛОГИИ
Личностные результаты
Гражданское воспитание
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
2. Патриотическое воспитание:
понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
3. Духовно-нравственное воспитание:
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также по- ведение и поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков.
4. Эстетическое воспитание:
понимание эмоционального воздействия природы и её ценности.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
6. Трудовое воспитание:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
7. Экологическое воспитание:
ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;
овладение основными навыками исследовательской деятельности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения в группах и сообществах при выполнении биологических задач, проектов и исследований, открытость опыту и знаниям других;
осознание необходимости в формировании новых биологических знаний, умение формулировать идеи, понятия, гипотезы о биологических объектах и явлениях, осознание дефицита собственных биологических знаний, планирование своего развития;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивание своих действий с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов и возможных глобальных последствий;
осознание стрессовой ситуации, оценивание происходящих изменений и их последствий; оценивание ситуации стресса, корректирование принимаемых решений и действий;
уважительное отношение к точке зрения другого человека, его мнению, мировоззрению.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернете);
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения;
– самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
– сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из азличных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории;
– преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;
– представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;
– понимать систему взглядов и интересов человека;
– владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника,
нацеленные на 1, 2, 3 и 4-ю линии развития:
– осознание роли жизни (1-я линия развития);
– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);
– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);
– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).
Также важную роль в овладении приёмами чтения играет использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения);
– понимать систему взглядов и интересов человека;
– толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы предмета биологии базового уровня являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
2) выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);
3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
4) приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
5) умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
6) решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
7)описание особей видов по морфологическому критерию;
8) выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
9) сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м классах являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества.
– характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении;
– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
– объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ.
2-я линия развития – формирование представления о природе как развивающейся системе.
– объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (следствия эволюционной теории, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, синтетической теории эволюции, учения о виде и видообразовании, о путях эволюции А.Н. Северцова);
– приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их биологический смысл;
– характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни;
– объяснять место человека среди животных и биологические предпосылки происхождения человека;
– характеризовать основные этапы происхождения человека.
3-я линия развития – освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии.
– пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.);
– использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;
– характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем;
– использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для организации и планирования собственного здорового образа жизни и благоприятной среды обитания человечества.
4-я линия развития – овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни.
– объяснять специфику биологии как науки;
– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их;
– характеризовать основные уровни организации живого;
– объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой природы;
– характеризовать основные положения клеточной теории;
– перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения клеток разных царств живых организмов;
– характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности фотосинтеза, энергетического обмена и биосинтеза белка;
– характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток;
– уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
– объяснять биологический смысл координации частей организма, их приспособительное значение;
– объяснять причины многообразия живых организмов;
– объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов;
5-я линия развития – оценка биологического риска взаимоотношений
человека и природы.
– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;
– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;
– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
6-я линия развития – оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни.
– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности;
– применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности (профилактика наследственных заболеваний, защита наследственности от нарушений окружающей среды).
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
2. Содержание учебного предмета "биология" для 10 - 11 классов.
Базовый уровень
10 класс
Введение. (7 ч.)
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Раздел 1. Клетка (34 ч.)
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Лабораторные работы: 1. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»». 2. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание». 3. «Сравнение строения клеток растений и животных».
Раздел 2 . Размножение и индивидуальное развитие организмов (9 ч.)
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Лабораторные работы: 4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Раздел 3. Основы генетики (14 ч.)
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Лабораторная работа: 5. «Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой».
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Лабораторная работа: 6. «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». 7. «Составление и анализ родословных»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программа рассчитана на 1 час в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).
Количество часов в рабочей программе увеличено за счет резервного времени, указанного в авторской программе.
Тематическое планирование 10 класс.
№
Тема
Кол-во часов по рабочей программе
По авторской программе
Введение ( 7 ч.)
7
7
1
Биология как наука
1
2
Современная естественно-научная картина мира
1
3
Современные направления биологии
1
4
Объект изучения биологии
1
5
Основные критерии живого
1
6
Уровни организации живой материи
1
7
Методы научного познания
1
Клетка (34 ч.)
34
33
8
Клеточная теория
1
9
Химический состав клетки. Неорганические вещества
1
10
Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки
1
11
Органические вещества. Липиды
1
12
Органические вещества. Углеводы
1
13
Строение и функции белков
1
14
Органические вещества. Нуклеиновые кислоты
1
15
АТФ и другие органические вещества
1
16
Клетка - структурная единица живого
1
17
Лабораторная работа: №1. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
1
18
Строение клетки. Клеточная мембрана и ядро
1
19
Строение клетки. Клеточный центр. Рибосома. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосома
1
20
Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения
1
21
Лабораторная работа № 2«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
1
22
Сходства и различия прокариотических и эукариотических клеток. Лабораторная работа № 3 «Сравнение строения клеток растений и животных»
1
23
Неклеточные формы жизни. Вирусы
1
24
Клетка - функциональная единица живого
1
25
Обмен веществ и энергии в клетке
1
26
Энергетический обмен в клетке
1
27
Питание клетки
1
28
Фотосинтез
1
29
Хемосинтез
1
30
Синтез белка.Генетическая информация в клетке
1
31
Генетический код. Транскрипция
1
32
Трансляция
1
33
Регуляция транскрипции и трансляции
1
34
Решение задач по синтезу белка
1
35
Клеточный цикл.
1
36
Интерфаза
1
37
Решение задач по митозу
1
38
Значение митоза
1
39
Мейоз, значение
1
40
Решение задач по мейозу
1
41
Соматические и половые клетки.
1
Размножение и индивидуальное развитие (9 ч.)
9
8
42
Воспроизведение организмов, его значение
1
43
Формы размножения организмов: бесполое, половое
1
44
Развитие половых клеток.
45
Оплодотворение. Двойное оплодотворение растений
1
46
Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
1
47
Лабораторная работа: №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и другихмлекопитающих как доказательство их родства»
1
48
Эмбриональный период развития
1
49
Постэмбриональный период развития
1
50
Причины нарушения развития организмов
1
Основы генетики (14 ч.)
14
13
51
Наследственность и изменчивость – свойства организмов История развития генетики
52
Гибридологический метод. Законы Г. Менделя.
1
53
Моногибридное скрещивание
54
Анализирующее скрещивание
55
Дигибридное скрещивание
56
Практическая работа №1 «Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач».
57
Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
58
Наследование, сцепленное с полом
1
59
Взаимодействие неаллельных генов
60
Изменчивость ненаследственная.
1
61
Лабораторная работа №5 «Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой».
1
62
Изменчивость наследственная
1
63
Виды мутации..
64
Причины мутаций
Генетика человека (4 ч.)
4
3
65
Генетика и здоровье человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
1
66
Лабораторная работа № №6 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».
1
67
Лабораторная работа № 7 «Составление и анализ родословных»
1
68
Обобщение курса «Общая биология».
1
11 класс.
Раздел 5. Основы учения об эволюции. (20 ч)
Теория эволюции.Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
• Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Критерии вида», «Популяция — структурная единица вида, единица эволюции», «Движущие силы эволюции», «Возникновение и многообразие приспособлений у организмов», «Образование новых видов в природе», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира», «Редкие и исчезающие виды», «Формы сохранности ископаемых растений и животных»,
Лабораторные работы: 1. Описание особей вида по морфологическому критерию.
2. Выявление изменчивости у особей одного вида. 3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.
■ Экскурсия: Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)
Раздел 6. Основы селекции и биотехнологии. (6 ч)
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития.Биобезопасность.
Лабораторные работы: 4. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Раздел 7. Антропогенез.(6 ч)
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
• Демонстрация
«Движущие силы антропогенеза», «Происхождение человека», «Происхождение человеческих рас ».
Лабораторная работа: 5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Раздел 8. Основы экологии. (20 ч)
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Лабораторная работа: 6. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. 7. Решение экологических задач.
Раздел 9. Эволюция биосферы и человек. (16 часов)
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Демонстрация
Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Экологические факторы и их влияние на организмы», «Биологические ритмы», «Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз», «Ярусность растительного сообщества», «Пищевые цепи и сети», «Экологическая пирамида», «Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме», «Экосистема», «Агроэкосистема», «Биосфера», «Круговорот углерода в биосфере», «Биоразнообразие», «Глобальные экологические проблемы», «Последствия деятельности человека в окружающей среде», «Биосфера и человек», «Заповедники и заказники России».
Лабораторные работы: 8. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. 9. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Экскурсия: Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Обобщение курса «Общая биология».
Тематическое планирование 11 класс.
№
Тема
Кол-во часов по рабочей
По авторской программе
Основы учения об эволюции (20 ч.).
20
20
1
Развитие эволюционных идей
1
2
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина
1
3
Роль эволюционной теории в формировании современной научной картины мира
1
4
Синтетическая теория эволюции
1
5
Доказательства эволюции живой природы
1
6
Популяции. Генетический состав популяции
1
7
Вид, его критерии
1
8
Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»
1
9
Видообразование
1
10
Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»
1
11
Изолирующие механизмы
1
12
Борьба за существование и её форма
1
13
Естественный отбор и его форма
1
14
Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора»
1
15
Движущие силы эволюции и их влияние на генофонд популяции
1
16
Экскурсия:Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)
1
17
Макроэволюция, её доказательства
1
18
Главные направления эволюции органического мира
1
19
Основные направления эволюционного процесса
1
20
Обобщение:Основы учения об эволюции
1
Основы селекции и биотехнология. (6 ч.)
6
5
21
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений
1
22
Основные методы селекции и биотехнологии
1
23
Методы селекции растений, животных, микроорганизмов
1
24
Биотехнология – современное состояние и перспективы
1
25
Направленное изменение генома. Искусственное оплодотворение
1
26
Лабораторная работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»
1
Антропогенез (6 ч.)
6
5
27
Гипотезы происхождения человека. Лабораторная работа №5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
1
28
Положение человека в системе животного мира
1
29
Прародина человека
1
30
Движущие силы антропогенеза. Основные стадии антропогенеза
1
31
Эволюция человека
1
32
Происхождение и единство человеческих рас
1
Основы экологии (20 ч.)
20
20
33
Экология- как наука
1
34
Организм и среда
1
35
Экологические факторы, их значение в жизни организмов
1
36
Биологические ритмы
1
37
Межвидовые отношения
1
38
Местообитание и экологические ниши
1
39
Функциональная и пространственная структура экосистемы
1
40
Пищевые связи, потоки веществ и превращения энергии в экосистемах
1
41
Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды
1
42
Динамика экосистем и их устойчивость
1
43
Основные типы воздействия человека на экосистемы и их результаты
1
44
Экосистемы, трансформированные и созданные человеком
1
45
Основные типы экологических взаимодействий
1
46
Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции
1
47
Экологические сообщества, структура
1
48
Причины устойчивости и смены экосистем
1
49
Экологическая сукцессия. Лабораторная работа №6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
1
50
Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. Лабораторная работа №7 «Решение экологических задач»
1
51
Экскурсия: Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)
1
52
Обобщающий урок «Основы экологии»
1
Эволюция биосферы и человек. (16 ч.)
16
15
53
Биосфера- глобальная экосистема
1
54
Учение В.И. Вернадского о биосфере
1
55
Роль живых организмов в биосфере
1
56
Эволюция биосферы
1
57
Гипотезы о происхождении жизни. Лабораторная работа №8 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»
1
58
Отличительные признаки живого
1
59
Основные этапы развития органического мира на Земле
1
60
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции
1
61
Глобальные экологические проблемы и пути их решения
1
62
Последствия деятельности человека в окружающей среде
1
63
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы
1
64
Правила поведения в природной среде
1
65
Экскурсия:Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)
1
66
Антропогенные воздействия на биосферу
1
67
Лабораторная работа №9 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»
1
68
Обобщение курса «Общая биология»
1
10 класс
Раздел
Темы
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Основные направления воспитательной деятельности
Введение.
7
1,2,8
Биология как наука
1
Самостоятельное определение целей учебной деятельности и составление её плана при изучении раздела «Общая биология» в 10—11 классах.
Продуктивное общение с другими участниками деятельности в процессе обсуждения роли и места биологии в формировании современной научной картины мира, практического значения биологических знаний и профессий, связанных с биологией.
Современная естественно-научная картина мира
1
Определение основополагающих понятий: методология науки, объект исследования, предмет исследования, жизнь, жизненные свойства. Определение основополагающих понятий: научное мировоззрение, научная картина мира, учёный, биология.
Современные направления биологии
1
Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации в отношении существующих на сегодняшний день определений понятия «жизнь», её критическая оценка и интерпретация с последующей подготовкой информационных сообщений, в том числе подкреплённых мультимедиа презентациями.
Объект изучения биологии
1
Определение основополагающих понятий: методология науки, объект исследования, предмет исследования, жизнь, жизненные свойства.
Основные критерии живого
1
Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации в отношении существующих на сегодняшний день определений понятия «жизнь», её критическая оценка и интерпретация с последующей подготовкой информационных сообщений, в том числе подкреплённых мультимедиа презентациями.
Уровни организации живой материи
1
Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации.
Методы научного познания
1
Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в условиях выполнения лабораторной работы «Использование различных методов при
изучении биологических объектов (на примере растений)»
Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана. Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации, её критическая оценка и интерпретация по вопросам химического состава живых организмов. Определяют предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. Характеризуют содержание клеточной теории. Объясняют вклад клеточной теории в формирование естественно-научной картины мира.
Формирование собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников.
Химический состав клетки. Неорганические вещества
1
Определение основополагающих понятий: водородная связь, гидрофильные вещества, гидрофобные вещества.
Самостоятельная информационно-познавательная
деятельность с различными источниками информации об
особенностях неорганических веществ, входящих в состав
живого, её критическая оценка и интерпретация.
Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки
1
Определение основополагающих понятий: атомы и молекулы, органические и неорганические вещества, ковалентная связь, макроэлементы, микроэлементы, биополимеры: гомополимеры и гетерополимеры
Органические вещества. Липиды
1
Определение основополагающих понятий: липиды, нейтральные жиры, эфирные связи, воска, фосфолипиды, стероиды.
Органические вещества. Углеводы
1
Определение
основополагающих понятий: углеводы,
моносахариды, дисахариды, олигосахариды, полисахариды. Овладение методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях.
Строение и функции белков
1
Определение основополагающих понятий: структурные белки,
совместной учебной деятельности с учётом позиций других
участников деятельности при обсуждении особенностей
состава и структуры белков.
Органические вещества. Нуклеиновые кислоты
1
Решение биологических задач на основе владения межпредметными
знаниями в области химии
АТФ и другие органические вещества
1
Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации по изучению белков и выполняемых ими функций, её критическая оценка и интерпретация. Формирование собственной позиции по отношению к получаемой биологической информации.
Клетка - структурная единица живого
1
Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.
Определение основополагающих понятий: цитология, методы изучения клетки, ультрацентрифугирование, клеточная теория.
Лабораторная работа №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» (демонстр)
1
Демонстрация владения языковыми средствами для характеристики химического состава живых организмов. Овладение методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях, в процессе выполнения лабораторной работы «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
Строение клетки. Клеточная мембрана и ядро
1
Определение основополагающих понятий: клеточная стенка, гликокаликс, эндоцитоз: фагоцитоз и пиноцитоз, экзоцитоз, рецепция, гиалоплазма, цитоскелет, клеточный центр, центриоли.
Строение клетки. Клеточный центр. Рибосома Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосома
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении структур клетки и их функций
Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения
1
Определение основополагающих понятий: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышки, гистоны, хромосомы, кариотип, эндоплазматическая сеть: шероховатая и гладкая, рибосомы. Определение основополагающих понятий, характеризующих особенности строения митохондрий и пластид: кристы, матрикс, тилакоиды, граны, строма.
Лабораторная работа №2 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
1
Определение понятий: органоиды движения, клеточные включения. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении клеточных структур. Аргументация собственного мнения.
Сходства и различия прокариотических и эукариотических клеток.
Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток растений и животных»
1
Определение основополагающих понятий: прокариоты, эукариоты, споры.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении особенностей строения клеток прокариотов и эукариотов.
Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения
лабораторной работы «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».
Неклеточные формы жизни. Вирусы
1
Определение основополагающих понятий: вирусы, вакцина.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении проблемы происхождения вирусов и причин, на основании которых их относят к живым организмам.
Клетка - функциональная единица живого
1
Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.
Определение основополагающих понятий: цитология, методы изучения клетки, ультрацентрифугирование, клеточная теория.
Обмен веществ и энергии в клетке.
1
Определение основополагающих понятий: обмен веществ, энергетический обмен, пластический обмен, метаболизм.
Энергетический обмен в клетке
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении процессов жизнедеятельности клетки.
Питание клетки
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с учётом позиций других
участников деятельности при обсуждении типов клеточного питания
Фотосинтез
1
Определение основополагающих понятий: типы клеточного питания, автотрофы и гетеротрофы, хемосинтез, фотосинтез.
Хемосинтез
1
Определение основополагающих понятий: типы клеточного питания, автотрофы и гетеротрофы, хемосинтез, фотосинтез.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе с совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении особенностей
пластического обмена в клетке на примере биосинтеза белков
Трансляция
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе с совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении особенностей
пластического обмена в клетке на примере биосинтеза белков
Регуляция транскрипции и трансляции
1
Решение задач по синтезу белка. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждение по синтезу белка
Решение задач по синтезу белка
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении вопросов клеточного цикла
Клеточный цикл.
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении вопросов интерфазы
Интерфаза
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении вопросов митотического деления клетки.
Решение задач по митозу
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении вопросов митотического деления клетки.
Значение митоза
1
Определение основополагающих понятий: мейоз, конъюгация, кроссинговер, гаметогенез, сперматогенез, оогенез, фазы гаметогенеза: размножения, роста, созревания, фаза формирования, направительные тельца.
Построение ментальной карты понятий, отражающей сущность полового размножения организмов.
Овладение методами научного познания в процессе сравнивания процессов митоза и мейоза, процессов образования мужских и женских половых клеток у человека.
Мейоз, значение
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении вопросов мейотического и митотического деления клетки.
Решение задач по мейозу
1
Овладение методами научного познания в процессе сравнивания процессов митоза и мейоза, процессов образования мужских и женских половых клеток у человека.
Соматические и половые клетки.
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности.
Размножение и индивидуальное развитие
9
2,4,7
Воспроизведение организмов, его значение
1
Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.
Определение основополагающих понятий: особь, бесполое и половое размножение, гаплоидный и диплоидный наборы хромосом, гаметы, семенники, яичники, гермафродитизм.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении изучаемого материала.
Лабораторная работа №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства»
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при выполнении лабораторной работы.
Эмбриональный период развития
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении особенностей индивидуального развития у разных групп организмов.
Постэмбриональный период развития
1
Причины нарушения развития организмов
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении изучаемого материала.
Основы генетики
14
1,2,7,8
Наследственность и изменчивость – свойства организмов История развития генетики
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении закономерностей наследования признаков
Гибридологический метод. Законы Г. Менделя
1
Определение основополагающих понятий: ген, генетика, гибридизация,, чистая линия, генотип, фенотип, генофонд, моногибридное скрещивание, доминантность, Рецессивность, расщепление, закон чистоты гамет..
Решение биологических (генетических) задач на моногибридное скрещивание.
Моногибридное скрещивание
1
Определение основополагающих понятий: дигибридное скрещивание, решётка Пеннета, независимое наследование.
Анализирующее скрещивание
1
Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника
Дигибридное скрещивание
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении закономерностей наследования признаков.
Решение биологических (генетических) задач на дигибридное скрещивание
Практическая работа№1 «Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач»
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении закономерностей наследования признаков.
Решение биологических (генетических) задач на моно- и дигибридное скрещивание
Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме
1
Определение основополагающих понятий: сцепленное наследование, закон Моргана, перекрёст (кроссинговер), хромосомная теория наследственности, аутосомы, половые хромосомы, гетеро- и гомогаметный пол, признаки, сцепленные с полом, гемофилия, дальтонизм. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении вопросов исследований наследования признаков у человека и этических аспектов в области медицинской генетики.
Наследование, сцепленное с полом
1
Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника. Решение биологических (генетических) задач с учётом сцепленного наследования и кроссинговера.
Взаимодействие неаллельных генов
1
Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника.
Изменчивость ненаследственная.
1
Определение основополагающих понятий: модификационная изменчивость, модификации, норма реакции, комбинационная изменчивость
Лабораторная работа№5«Выявление изменчивости организмов, построение вариационного ряда и вариационной кривой».
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при выполнении лабораторной работы.
Изменчивость наследственная
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении закономерностей изменчивости организмов.
Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о влиянии мутагенных факторов на организмы, её критическая оценка и интерпретация.
Генетика человека
4
1,2,3,8
Генетика и здоровье человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика
1
Развитие познавательного интереса к изучению биологии в
процессе изучения дополнительного материала учебника. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении вопросов исследований наследования признаков у человека и этических аспектов в области медицинской генетики.
Лабораторная работа № 6 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм» (демонстр.)
1
Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о влиянии мутагенных факторов на организмы, её критическая оценка и интерпретация.
Лабораторная работа № 7 «Составление и анализ родословных»
1
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении вопросов исследований наследования признаков у человека и этических аспектов в области медицинской генетики.
Обобщение курса «Общая биология»
1
Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.
11 класс
Основы учения об эволюции
20
2,6,8
Развитие эволюционных идей
1
Определение основополагающих понятий: эволюция, теория эволюции Дарвина, движущие силы эволюции (изменчивость, борьба за существование, естественный отбор), синтетическая теория эволюции.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении основных положений эволюционной теории Ч. Дарвина и положений синтетической теории эволюции. Самостоятельная информационно-познаваельная
деятельность с различными с источниками информации о развитии эволюционных идей, её критическая оценка
и интерпретация. Формирование собственной позиции по от
ношению к биологической информации, получаемой из
разных источников.
Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.
Определение основополагающих понятий: вид, критерии вида, ареал, популяция, рождаемость, смертность, показатели структуры популяции, плотность, численность.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении современных представлений о виде и его популяционной структуре.
Определение основополагающих понятий: элементарные
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении современных представлений о движущих силах (факторах) эволюции.
Решение биологических задач на применение закона Харди—Вайнберга. Развитие познавательного интереса к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала учебника. Определение основополагающих понятий: систематика, биноминальное название, систематические категории: тип, отдел, класс, отряд, порядок, семейство, род, вид. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении принципов классификации организмов. Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Демонстрация навыков познавательной рефлексии. Определение основополагающих понятий: макроэволюция, микроэволюция, дивергенция, репродуктивная изоляция, видообразование (географическое, экологическое), конвергенция. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении процессов макро- и микроэволюции. Определение основополагающих понятий: направления эволюции: биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о формах видообразования, её критическая оценка и интерпретация. Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.
Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина
1
Роль эволюционной теории в формировании современной научной картины мира
1
Синтетическая теория эволюции
1
Доказательства эволюции живой природы
1
Популяции. Генетический состав популяции
1
Вид, его критерии.
1
Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию"
1
Видообразование
1
Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»
1
Изолирующие механизмы
1
Борьба за существование и её форма
1
Естественный отбор и его форма
1
Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора»
1
Движущие силы эволюции и их влияние на генофонд популяции
1
Экскурсия:Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)
1
Макроэволюция, её доказательства
1
Главные направления эволюции органического мира
1
Основные направления эволюционного процесса
1
Обобщение: Основы учения об эволюции
1
Основы селекции. Биотехнология.
6
2,6,8
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении проблем биотехнологии, её перспектив и этических норм.
Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации о методах селекции и о направлениях развития биотехнологии, её критическая оценка и интерпретация.
Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.
Основные методы селекции и биотехнологии
1
Методы селекции растений, животных, микроорганизмов.
1
Биотехнология – современное состояние и перспективы
1
Направленное изменение генома. Искусственное оплодотворение
1
Лабораторная работа №4«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» (демонстр.)
1
Антропогенез
6
1,2,3,
Гипотезы происхождения человека.Лабораторная работа № 5Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
1
Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана. Определение основополагающих понятий: антропогенез, человек разумный (Ното sapiens), австралопитековые, люди (архантропы, палеоантропы, неоантропы), социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь, мышление), расы (европеоидная, монголоидная, американоидная, негроидная, австралоидная), расизм.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении проблем возникновения и развития человека на Земле. Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах эволюции человека на Земле, её критическая оценка и интерпретация.
Положение человека в системе животного мира
1
Прародина человека
1
Движущие силы антропогенеза. Основные стадии антропогенеза
1
Эволюция человека
1
Происхождение и единство человеческих рас
1
Основы экологии
20
1,2,3,4
Экология - как наука
1
Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана. Определение основополагающих понятий: среда обитания, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные, лимитирующие), толерантность, закон минимума, правило толерантности, адаптация. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении влияния экологических факторов на организмы.
Определение основополагающих понятий: биотическое сообщество (биоценоз), экосистема, биогеоценоз, биотоп, искусственные (антропогенные) экосистемы: агробиоценоз, экосистема города, городской ландшафт.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при сравнивании естественных и искусственных экосистем, проблем загрязнения атмосферы.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении типов взаимоотношений организмов в экосистемах.
Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения лабораторной работы «Изучение экологической ниши у разных видов растений». Определение основополагающих понятий: видовая структура, пространственная структура сообщества, трофическая структура, пищевая цепь, пищевая сеть, ярусность, автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты. Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении различных структур экосистем.
Определение основополагающих понятий: пищевая цепь: детритная, пастбищная; пирамида: чисел, биомасс, энергии; правило экологической пирамиды.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении пищевых связей в различных экосистемах вещества, энергии; биогенные элементы, макротрофные вещества, миксотрофные вещества.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах.
Определение основополагающих понятий: сукцессия, общее дыхание сообщества, первичная и вторичная сукцессии.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности. Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения лабораторной работы «Описание экосистем своей местности». Овладение методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях, в процессе выполнения лабораторной работы «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах (на примере аквариума)».
Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Демонстрация навыков познавательной рефлексии. Демонстрация навыков познавательной рефлексии.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с учётом позиций других
участников деятельности.
Организм и среда
1
Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
1
Биологические ритмы
1
Межвидовые отношения
1
Местообитание и экологические ниши
1
Функциональная и пространственная структуры экосистемы
1
Пищевые связи, потоки веществ и превращения энергии в экосистемах
1
Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды.
1
Динамика экосистем и их устойчивость
1
Основные типы воздействия человека на экосистемы и их результаты
1
Экосистемы, трансформированные и созданные человеком
1
Основные типы экологических взаимодействий
1
Основные экологические характеристики популяции, Динамика популяции
1
Экологические сообщества, структура.
1
Причины устойчивости и смены экосистем
1
Экологическая сукцессия. Лабораторная работа № 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
1
Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования. Лабораторная работа № 7 «Решение экологических задач».
1
Экскурсия: Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)
1
Обобщающий урок «Основы экологии»
1
1
Эволюция биосферы и человека
16
2,3,5,6
Биосфера - глобальная экосистема.
1
Самостоятельное определение цели учебной деятельности и составление её плана.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении структуры и границы биосферы.
Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об
учении В. И. Вернадского о биосфере, роли человека в изменении биосферы, её критическая оценка и интерпретация. Определение основополагающих понятий:биогеохимический цикл, закон глобального замыкания биогеохимического круговорота в биосфере.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении круговоротов веществ в биосфере.
Определение основополагающих понятий: первичный бульон, метаногенные археи.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении проблем эволюции биосферы и роли человека в ней.
Определение основополагающих понятий: креационизм, гипотеза стационарного состояния, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, абиогенез, гипотеза РНК-мира.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении гипотез происхождения жизни на Земле.
Самостоятельная информационно-познавательная
деятельность с различными источниками информации о
происхождении жизни на Земле, её критическая оценка
и интерпретация. Формирование собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении проблем возникновения и развития жизни на Земле.
Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах эволюции органического мира на Земле, её критическая оценка и интерпретация.
Определение основополагающих понятий: антропогенез, человек разумный (Ното sapiens), австралопитековые, люди (архантропы, палеоантропы, неоантропы), социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь, мышление), расы (европеоидная, монголоидная, американоидная, негроидная, австралоидная), расизм.
Определение основополагающих понятий: устойчивое развитие.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной учебной деятельности с учётом позиций других участников деятельности при обсуждении роли человека в биосфере.
Демонстрация навыков познавательной рефлексии.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с учётом позиций других
участников деятельности.
Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.
Демонстрация навыков познавательной рефлексии.
Продуктивное общение и взаимодействие в процессе
совместной учебной деятельности с учётом позиций других
участников деятельности.
Самостоятельная информационно-познавательная деятельность с различными источниками информации об основных этапах эволюции органического мира на Земле, её критическая оценка и интерпретация.
Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Роль живых организмов в биосфере
Эволюция биосферы.
1
Гипотезы о происхождении жизни. «Лабораторная работа № 8 Анализ и оценка различных гипотез о происхождении жизни»
1
Отличительные признаки живого
1
Основные этапы развития органического мира на Земле
1
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции
1
1
Глобальные экологические проблемы и пути их решения
1
Последствия деятельности человека в окружающей среде
1
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы
1
Правила поведения в природной среде
1
Экскурсия: Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)
1
Антропогенные воздействия на биосферу.
1
Лабораторная работа № 9 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»
1
Обобщение курса «Общая биология»
1
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания ШМО Заместитель директора по УВР