2.Пономарёва И.Н., О, А. Корнилова, В. С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6класс. Методическое пособие для учителя. – М.; Вентана – Граф,2005;.
3.. http://www.lift.net Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
4.http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных
5. http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Личностные результаты освоения курса основного общего образования отражают:
1)сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в единстве урочной и воспитательной деятельности:
- об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;
- о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;
2) сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и общества;
- интереса к самопознанию;
- к творческой деятельности;
- готовности к саморазвитию и самообразованию;
- способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной среде;
развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся (популяризация научных знаний);
3)сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного образа жизни, занятий физической культурой и спортом;
-навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарно-гигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);
4)стремление к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности;
-сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);
5)сформированность основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
-формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии (экологическое воспитание).
Метапредметные
Метапредметные результаты освоения курса основного общего образования отражают:
-умение формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;
-способность выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;
-умение самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;
-умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
-умение проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; умение формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты;
-умение использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;
-умение осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;
-умение выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям;
-умение осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
-умение распознавать ложные и истинные утверждения;
-умение устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;
- умение приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;
-умение использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
-умение преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
-умение строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;
-умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
-умение осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.
2) овладение навыками работы с информацией:
-умение работать с информацией (выбор, анализ, ранжирование, систематизация и интерпретация информации различного вида, оценка ее соответствия цели информационного поиска);
- находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета;
-сопоставлять информацию, полученную из разных источников; характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
-самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;
-овладение навыками работы с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;
-умение распознавать достоверную и недостоверную информацию;
-реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;
умение определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;
-умение подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;
-соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
-участие в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями;
3) овладение регулятивными действиями:
-умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);
-умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;
-умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;
-умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи;
-объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;
-овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;
-умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты;
-умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;
-умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
4) овладение коммуникативными и универсальными учебными действиями:
-владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов: определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;
-владение умениями участия в учебном диалоге — следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;
-умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;
-соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;
-умение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.
Предметные:
Первый год обучения.
Учащиеся должны:
перечислять основные признаки жизни (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и
по памяти воспроизводить формулировки определений основных признаков жизни;
по памяти воспроизводить формулировку понятия «биология»;
перечислять разделы, входящие в состав биологии (не менее 7 разделов);
называть объекты изучения основных разделов биологии (ботаника, зоология, анатомия, микология, бактериология, физиология, протистология);
описывать значение биологии для повседневной жизни;
перечислять основные методы изучения природы (наблюдение, измерение, эксперимент);
приводить примеры использования каждого метода при изучении природы;
различать приборы и лабораторное оборудование;
называть и показывать части светового микроскопа;
описывать принцип работы светового микроскопа;
настраивать микроскоп для работы;
соблюдать технику безопасности при работе с микроскопом;
называть и показывать основные части клетки (оболочку, цитоплазму, ядро);
приводить примеры клеток;
указывать, что новые клетки появляются в результате деления;
называть основные элементы, входящие в состав живых организмов (углерод, кислород, водород, азот);
называть основные неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли);
называть основные органические вещества клетки (белки, жиры, углеводы);
описывать главные функции органических веществ клетки;
указывать на то, что тело бактерий состоит из одной клетки;
описывать принцип строения клетки бактерий (отсутствие ядра);
различать формы клетки бактерий;
описывать особенности проявления признаков жизни у бактерий;
приводить примеры бактерий;
описывать значение бактерий в природе и жизни человека.
называть принцип строения тела гриба;
приводить примеры одноклеточных и многоклеточных грибов;
описывать особенности проявления признаков жизни у грибов;
приводить примеры грибов;
описывать значение грибов в природе и жизни человека;
описывать особенности строения клетки растений;
по памяти воспроизводить формулировку определения понятия «фотосинтез»;
описывать особенности проявления признаков жизни у растений;
описывать значение растений в природе и жизни человека;
описывать принцип строения тела простейших; приводить примеры простейших; различать простейших на иллюстрациях;
описывать особенности проявления признаков жизни у простейших; описывать значение простейших в природе и жизни человека;
описывать общий план строения тела позвоночных животных; перечислять основные группы позвоночных животных;
называть 2—3 характерные черты каждой группы беспозвоночных животных;
приводить примеры видов беспозвоночных животных, относящихся к каждой группе;
различать представителей основных групп беспозвоночных животных;
описывать особенности проявления признаков жизни у животных.
описывать общий план строения тела беспозвоночных животных;
перечислять основные группы беспозвоночных животных;
называть 2—3 характерные черты каждой группы позвоночных животных;
приводить примеры видов позвоночных животных, относящихся к каждой группе;
различать представителей основных групп позвоночных животных;
описывать особенности проявления признаков жизни у животных;
описывать значение животных в природе и жизни человека.
перечислять среды жизни организмов;
называть особенности условий каждой из сред жизни;
приводить примеры животных, обитающих в разных средах жизни;
различать приспособления животных к различным условиям среды;
перечислять основные природные зоны Земли;
называть виды растений и животных, характерные для каждой природной зоны;
описывать воздействие человека на природную среду на различных этапах его исторического развития;
называть основные экологические проблемы современности;
описывать прямое и косвенное воздействие человека на редкие и исчезающие виды;
приводить примеры видов, уничтоженных человеком;
приводить примеры видов растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения;
описывать значение биоразнообразия.
Целевые приоритеты воспитания
Воспитательный потенциала данного учебного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов
воспитания,обучающихся ООО:
В воспитании детей подросткового возраста (Уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для:
становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций;
утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру;
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3.Содержание учебного предмета, курса
Содержание программы 5 класс
Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства живых тел природы. Роль живого в природе. Живая и неживая природа — единое целое. Биология — система наук о живой природе. Объекты, процессы и явления живой природы. Основные разделы и задачи биологии. Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники биологической информации: энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и видеоизображения, компьютерные базы данных, Интернет и др. Кабинет биологии. Лабораторное оборудование кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии. Биология и другие естественные науки. Биология и ненаучное познание (религиозное, мифологическое, художественное). Значение биологических знаний для современного человека. Научный метод изучения живой природы. Наблюдение в биологии. Живые и фиксированные объекты. Биологический рисунок. Использование увеличительных приборов для наблюдения. Лупа. Световой и цифровой микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное описание живых объектов. Использование таблиц, диаграмм для описания объектов, процессов и явлений живой природы. Классификация объектов, процессов и явлений живой природы как прием научного познания. Принцип родства и его использование в биологических исследованиях. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина, площадь, объем, масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента. Объяснение результатов эксперимента. Понятие об организме. Основные части организма: клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм — единое целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов растений, животных, грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей единице живой природы. Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция, размножение, рост, развитие. Классификация организмов. Основные царства живой природы. Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания и их характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав почвы, пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Понятие о природном сообществе. Состав и структура сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособление организмов к совместному существованию в природном сообществе. Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества, созданные и поддерживаемые человеком. Значение природных и искусственных сообществ. Природные зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные. Человек — часть природы. Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство, животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и др. Охрана живой природы. Особо охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей страны и края. Жизнь и ее многообразие — общечеловеческая ценность. Планета Земля — наш дом.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№
п/п
дата
Кол-во часов
Раздел, тема
Планируемые результаты обучения (предметные, метапредметные, личностные)
ф
к
Введение - 10
Предметные: - Определять понятия «биология», «экология», «биосфера»,Объяснять роль биологии в практической деятельности людей Определять понятия «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризовать основные методы исследования в биологии. Соблюдатьправила техники безопасности в кабинете биологии Определять принадлежность биологических объектов к царствам живых организмов.Анализировать признаки живого. Составлять план параграфа
Метапредметные: - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; строить монологическую речь, вести диалог; проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;.действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; .ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий; Личностные: - Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; 2.Признавать право каждого на собственное мнение;
1
1
Вводный урок. Предмет изучения биологии.
2
1
Живая и неживая природа – единое целое.
3
1
Биология – система наук о живой природе.
4
1
Методы исследования в биологии.
5
1
Измерения в биологических исследованиях.
6
1
Лабораторная работа. «Измерение объектов»
7
1
Описание результатов исследований.
8
1
Эксперимент в биологии.
9
1
Обобщение. Контрольная работа.
10
1
Увеличительные приборы. Лабораторная работа «Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений»
Строение и многообразие живых организмов - 10
11
1
Увеличительные приборы. Лабораторная работа «Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним» Рассматривание и приготовление микропрепарата.
Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности клетки и объяснять их результаты. Готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Оформлять результаты лабораторной работы в тетрадиСоблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами Метапредметные :- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения лабораторных работ;
2.ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий
3. действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), Личностные - сформированность у обучающихся социально значимых понятий
12
1
Клетка – основная структурная единица.
13
1
Организм – единое целое.
Предметные:-описывать принцип строения тела простейших; приводить примеры простейших; различать простейших на иллюстрациях; описывать особенности проявления признаков жизни у простейших; описывать значение простейших в природе и жизни человека;описывать общий план строения тела позвоночных животных; перечислять основные группы позвоночных животных;Метапредметные -.Планировать пути достижения целей;Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;.Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; Делать умозаключения и выводы на основе аргументации;Личностные - Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
14
1
Жизнедеятельность организмов.
15
1
Разнообразие организмов.
16
1
Царство бактерии: многообразие и значение.
17
1
Царство Грибы: многообразие и значение.
18
1
Царство Растения: многообразие и значение.
19
1
Царство Животные: многообразие и значение.
20
1
Обобщение материала темы. Контрольная работа.
Организм и среда обитания - 14
21
1
Среды обитания организмов.
П. Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания».
М. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачиПроявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
Л. Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку. .Испытывать любовь к природе. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.
22
1
Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
П. Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника
М. Обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую: принятую в словесной форме, переводить в табличную
Л. Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку. Испытывать любовь к природе. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.
23
1
Сезонные изменения в жизни организмов.
П. Составляют творческий отчёт об весенних явлениях в жизни растений .Вести дневник фенологических наблюдений.
М. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачиПроявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
Л. Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку. .Испытывать любовь к природе. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.
24
1
Природные сообщества.
П. Характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.
М. Обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую: принятую в словесной форме, переводить в табличную
Обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую: принятую в словесной форме, переводить в табличную
Л. Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку. Испытывать любовь к природе. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.
25
1
Взаимосвязи организмов в сообществе.
26
1
Сообщества, создаваемые человеком.
27
1
Экосистемы природных зон Земли.
28
1
Природные зоны России.
29
1
Хозяйственная деятельность человека в природе.
П.Характеризуют понятия :
-Хозяйственная деятельность.
-Сельское хозяйство.
-Лесное хозяйство.
-Рыбное хозяйство
М.Обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую: принятую в словесной форме, переводить в табличную
Л.Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку. .Испытывать любовь к природе.. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.
30
1
Охрана природы. Особо охраняемые природные территории.
П.Объяснять для чего создаются особо охраняемые природные территории
Объяснять роль человека в биосфере.
М.Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачиПроявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
Л.Испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку. .Испытывать любовь к природе.. Проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы.