kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 5 класс к УМК И.Н.Пономаревой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа является нормативным документом педагога и поможет ему в реализации ООП школы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс к УМК И.Н.Пономаревой»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Ульяновска «Губернаторский лицей №101»



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель творческой лаборатории


___________ Т.А.Артыков

подпись

Протокол № 1 от __.08.2020 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР


____________ О.П. Итяксова

подпись


__.08.2020 г.

«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО»

на заседании Педагогического совета


Протокол № 1 от __.08.2020 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «Губернатоский лицей №101»

________________ Е.В. Малюгина

подпись


Приказ № ____ от ________2020 г.


Рабочая программа

Наименование предмета: Биология

Уровень: основное общее образование

Класс: 5 А, 5 Б, 5 В

Срок реализации программы: 2020 – 2021 учебный год

Количество часов по учебному плану: 34 часа в год, в неделю 1 час

Учебник: Биология, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2020 г. – 128 с.

Программа составлена на основе: Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы (ФГОС) МБОУ «Средняя школа №6 им. И.Н.Ульянова», программа курса «Биология». 5-9 классы авт. - сост. Н.И.Романова 4-е изд.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. – 104 с. – (ФГОС Инновационная школа)


Рабочую программу составил: учитель биологии высшей квалификационной категории Соколов А.М.



Ульяновск, 2020



1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»



Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:



  • - знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • - реализация установок здорового образа жизни;

  • - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

  • - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

  • - формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

  • - формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

2.Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:

Регулятивные: УУД:



  • умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно -популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать опре- 6 деления понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Умение осуществлять оценочную деятельность результатов работы — выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать и оценивать качество и уровень усвоения знаний и умений выполнять учебные действия;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со свер стниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные УУД:



  • - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • -умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Коммуникативные УУД:



  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:



  • - умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

  • - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках



3.Предметными результатами освоения программы по биологии являются:



1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.



2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 ч)



Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов»

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений»

Химический состав клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы.

Великие естествоиспытатели

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология – наука о живом мире».



Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч)

Царства живой природы

Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегом растения».

Животные

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека.

Зависимость от окружающей среды.

Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных».

Грибы

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.

Лишайники

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе.

Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»



Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)



Среды жизни планеты Земля

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе



Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Природные сообщества



Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.



Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь.

Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.



Жизнь организмов на разных материках

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.



Жизнь организмов в морях и океанах

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»





Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)

Как появился человек на Земле

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.



Как человек изменял природу

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля»



Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето.



3.Тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Количество часов

Лабораторных работ

Экскурсий


Биология – наука о живой природе (9 часов)

1.

2.

Наука о живой природе.

Свойства живого.

1

1



3.

4.

Методы изучения природы.

Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

1

1



1


5.

6.

Строение клетки. Ткани.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

1

1



1


7.

8.

9.

Химический состав клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки.

Обобщающий урок по теме «Биология – наука о живой природе». Великие естествоиспытатели.

1

1

1



Многообразие живых организмов (11 часов)

10.

11.

Царства живой природы.

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

1

1



12.

13.

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Растения.

1

1



14.

15.

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Животные. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

1

1

1

1


16.

17.

Рубежный контроль знаний по итогам I полугодия

Грибы.

1

1



18.

19.

Многообразие и значение грибов.

Лишайники.

1

1



20.

Обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов» Значение живых организмов в природе и жизни человека.

1



Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

21.

22.

Среды жизни на планете Земля.

Экологические факторы среды.

1

1



23.

24.

Приспособления организмов к жизни в природе.

Природные сообщества

1

1



25.

26.

Природные зоны России.

Жизнь организмов на разных материках.

1

1



27.

28.

Жизнь организмов в морях и океанах.

Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля

1

1



Человек на планете Земля (4 часа)

29.

30.

Как появился человек на Земле.

Как человек изменял природу.

1

1



31.

32.

Важность охраны живого мира планеты.

Сохраним богатство живого мира.

1

1



Повторение и обобщение материала, изученного в 5 классе

33.

34

35.


Закрепление и повторение за курс 5 класс

Итоговый контроль знаний за курс 5 класса

Экскурсия «Весенние явления в природе». Особо охраняемые природные территории Ульяновской области


1

1

1







1

Итого



4

1



Приложение к рабочей программе по биологии 5 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2020-2021 учебный год



Дата проведения урока

Тема урока

Формы организации деятельности

Планируемые результаты

Примечания

5 А

5 Б

5 В

Предметные

УУД

Личностные


план

факт

план

факт

план

факт

Глава 1. Биология – наука о живом мире (9 часов)


1







Наука о живой природе.

Урок постановки учебной задачи.

Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Живые организмы – важная часть природы. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника.

Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Давать определение наукам биологии, ботанике, зоологии, микробиологии, микологии.

Характеризовать задачи, стоящие перед учёными-биологами


Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательный интерес к естественным наукам


2







Свойства живого.

Урок открытия нового знания.

Способствовать актуализации знаний об отличии живых тел от тел неживой природы, признаках живого.







Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции, согласованность работы органов.

Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого.

Обсуждать стадии развития растительных иживотных организмов по рисунку учебника.

Рассматривать



изображение живого организма и выявлять его органы, их функции

Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности.

Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма

Познавательные УУД: умение проводить эле­ментарные исследования, работать с различными источниками информации

Регулятивные УУД. умение организовать вы­полнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух

Понимание значимости научного ис­следования природы


3







Методы изучения природы.

Урок систематизации ранее полученных знаний

Знакомство школьников с общими методами изучения природы. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

Различать и характеризовать методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Обсуждать способы оформления результатов исследования

Познавательные УУД:: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД. умение организовать вы­полнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, от­вечать на вопросы учителя, работать в группах

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии


4







Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Урок решения частных задач – знакомства с работой увеличительных приборов.

Актуализация знаний о необходимости использования увеличительных приборов при изучении объектов живой

природы.

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Формирование навыков работы с микроскопом.


Объяснять назначение увеличительных приборов.

Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение.

Характеризовать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа.

Находить части микроскопа и называть их.

Изучить и запомнить правила работы с микроскопом.

Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе


5







Строение клетки. Ткани.

Урок открытия нового знания.

Создать условия для приобретения учащимися знаний о клеточном строении организма, особенностях клетки растений; приобретение знаний о тканях.

Называть части клетки по рисункам учебника.

Характеризовать назначение частей клетки.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов


6







Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Урок открытия нового знания.

Создать условия для приобретения учащимися знаний о клеточном строении организма, особенностях клетки растений; приобретение знаний о тканях.

Называть части клетки по рисункам учебника.

Характеризовать назначение частей клетки.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов


7.







Химический состав клетки.

Урок открытия нового знания.

Способствовать приобретению знаний о химических веществах клетки. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя


Понимание научного значения класси­фикации живых организмов


8







Процессы жизнедеятельности клетки.

Урок открытия нового знания.

Актуализация и углубление знаний об основных процессах, происходящих в живой клетке: дыхании, питании, обмене веществ, росте, развитии, размножении. Взаимосвязанная работа частей клетки.

Оценивать значение питания, дыхания, размножения.

Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение.

Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события.

Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки.

Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема)

. Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий


9







Обобщающий урок по теме.

Великие естествоиспытатели.

Урок развивающего контроля.

Диагностика и коррекция ЗУН по теме.

Приобретение знаний о великих учёных- естествоиспытателях (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов).


Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации.

Знакомиться с именами и портретами учёных, слушая сообщения одноклассников.

Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий.

Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии.

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп


Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами


Глава 2.Многообразие живых организмов (12 часов)


10







Царства живой природы

Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Индивидуальная:

Объяснять сущность термина «классификация».

Давать определение науке систематике.

Знать основные таксоны классификации – «царство» и «вид».

Продуктивная:

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами.

Творческая: Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

Познавательные УУД:: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, пре­образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Осознание важности растений в природе и жизни че­ловека




11









Бактерии: строение и жизнедеятельность.



Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии -примитивные одноклеточные организмы. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах.



Приобретение знаний:

Выделять и называть главные особенности строения бактерий, используя рисунок учебника.

Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника.

Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Различать свойства прокариот и эукариот.

Творческая: Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе



Познавателъные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в со­ставе творческих групп



Представление о значении животных в природе, осо­знание их хо­зяйственного и эстетического значения для человека


12







Значение бактерий в природе и жизни человека.

Способствовать актуализации знаний о значении бактерий в природе и жизни человека, об инфекционных заболеваниях и их профилактике.

Приобретение знаний. Характеризовать важную роль бактерий в природе.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».

Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты.

Различать бактерий по их роли в природе.

Приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Характеризовать использование процесса брожения в народном хозяйстве.

Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий

Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самосто­ятельно оформлять конспект урока в тетради.


Регулятивные УУД: раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мнение

Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов.

Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету. Развитие представлений о необходимости вести здоровый образ жизни


13







Растения.

Способствовать приобретению знаний об отличительных свойствах растений. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы.

Строение растений. Размножение растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие.

Характеризовать мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, знать термин «спора».

Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп.

Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека

Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследователь­ской деятельности.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в груп­пах, обмениваться ин­формацией с одноклас­сниками


Представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода


14







Лабораторная работа

«Знакомство с внешним строением побегов растения»


Создать условия для дальнейшего формирования навыков осуществления лабораторных исследований, умения анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты.

Приобретение и закрепление знаний Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части.

Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.

Устанавливать местоположение шишки.

Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны).

Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений

Познавательные УУД: умение давать опреде­ления понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу

Регулятивные УУД: раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Понимание роли генов в хранении и передаче на­следственной информации от родителей к потомству


15







Животные. Лабораторная работа

«Наблюдение за передвижением животных»

Способствовать приобретению знаний об особенностях животных – гетеротрофности, способности к передвижению, наличии органов чувств. Среда обитания, одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных.

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела.

Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД. уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Осознание взаимосвязанности, взаимо­зависимости всех компо­нентов природы


16







Рубежный контроль знаний по итогам I полугодия

Диагностика

Отвечать на вопросы итогового теста, знать термины, уметь работать с рисунками и схемами.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать вы­воды на основании сравнений.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровье сберегающих технологий.



17







Грибы.

Приобретение знаний об особенностях царства Грибы. Общая характеристика грибов. Строение тела гриба. Питание и размножение грибов, микориза.


Устанавливать сходство гриба с растениями и животными.

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.

Определять место царства Грибы среди эукариот.

Называть знакомые виды грибов.

Рассказывать о своих встречах с грибами в лесу.

Характеризовать питание грибов.

Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.


Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание необходимости биологических знаний для хозяй­ственной де­ятельности человека


18







Многообразие и значение грибов.

Актуализация и углубление знаний о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.

Оказание приёмов первой помощи при

отравлении грибами.

Характеризовать строение шляпочных грибов.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин».

Различать съедобные и ядовитые грибы.

Обсуждать правила сбора и использования грибов.

Характеризовать значение грибов для человека и для природы

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мнение

Осознание степени нега­тивного влия­ния человека на природу и необходимос­ти ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе



19







Лишайники

Способствовать знакомству учащихся с общей характеристикой лишайников, их многообразием, значением, местообитанием.

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов - гриба и водоросли.

Различать типы лишайников на рисунке учебника.

Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях


20







Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Обобщающий урок.

Формирование знаний о разнообразии организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека.

Диагностика ЗУН учащихся по темам «Биология – наука о живой природе», «Многообразие живых организмов»


Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.

Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

Выполнять итоговые задания по материалам темы.

Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:: умение работать в составе творческих групп

Представление о существовании живых ор­ганизмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных


Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля


21







Среды жизни на планете Земля

Урок изучения и первичного закрепления знаний

комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль.

Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Познаватель­ный интерес к естественным наукам


22







Экологические факторы среды.


Урок первичного предъявления новых знаний.

Комбинированный урок


Тест по теме «Среды жизни на планете Земля»Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные

Регулятивные УУД. Умение организовать выполнение заданий учителя



23







Приспособления организмов к жизни в природе.


















Урок первичного предъявления новых знаний.

Комбинированный урок


Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся.


















Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп

Понимание необходимости и соответствия приспособлений ор­ганизмов к условиям среды, в которой они обитают









24







Природные сообщества.




Урок формирования первоначальных предметных умений.

комбинированный)


Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Сообщения учащихся « Природные сообщества нашего села» Приобретение и первичный контроль знаний






Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание необходимос­ти и соответс­твия приспо­соблений организмов к условиям сре­ды, в которой они обитают


25







Природные зоны России






















Урок изучения нового.

Урок исследование
















Сообщения учащихся: «Природные зоны нашего региона»

«Животные и растения Красной книги Мурманской области» Приобретение знаний, исследование

Работа с рисунками, таблицами «Животные природных зон»

Тест « Природные зоны России»


Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопррсы.

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание необходимости и соответствия приспо­соблений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Осознание необходимости соблюдения правил, позво­ляющих избежать заражения паразитичес­кими червями



26







Жизнь организмов на разных материках.




Урок изучения нового.

Урок проект






. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний в ходе проектной деятельности

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Осознание влияния фак­торов среды на живые орга­низмы


27







Жизнь организмов в морях и океанах.


Урок изучения нового материала,

мультимедиа-урок

Индивидуальная, фронтальная. Словесные, наглядные. Работа с учебником, с видеофильмом, сообщения учащихся, беседа. Приобретение знаний.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связейРегулятивные УУД: развитие навыков само­оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, ар­гументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Осознание су­ществования разнообразных взаимоотно­шений между живыми орга­низмами в природе. По­нимание причин возникновения

негативных последствий в природе в результате де­ятельности человека.

Принятие правил поведения в природе


28







Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Смотр знаний

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Контроль знаний

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать вы­воды на основании сравнений.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, арументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных ус­ловий на по­верхности планеты.

Понимание важности пи­щевых связей для осущест­вления круго­ворота ве­ществ


Глава 4. Человек на планете Земля


29







Как появился человек на Земле.

Урок открытия нового знания.

Способствовать приобретению знаний о месте человека в системе органического мира; о природной и социальной среде обитания человека, особенностях поведения человека. знаний об

Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.

Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.

Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.

Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей.

Характеризовать существенные признаки современного человека.

Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

Приводить примеры деятельности человека в природе.

Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, об­суждать вопросы со сверстниками

Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения.


30







Как человек изменял природу.

Актуализация и углубление знаний о роли человека в биосфере. Современные экологические проблемы.

Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

Приводить примеры негативного воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр.

Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок.

Аргументировать необходимость охраны природы.

Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

Познавательные УУД. умение работать с раз­личными источниками информации и преобра­зовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структу­рировать учебный мате­риал.

Регулятивные УУД: раз­витие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, ар­гументировать свою точку зрения. Овладе­ние навыками выступ­лений перед аудиторией

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.


31







Важность охраны живого мира планеты.

Способствовать развитию умения прогнозировать последствия деятельности человека в экосистемах.

Называть животных, истреблённых человеком.

Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.

Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся в охране.

Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных

Познавательные УУД: умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установ­ленным правилам рабо­ты в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем




32









Сохраним богатство живого мира. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области.



Дальнейшее развитие умений прогнозирования последствий деятельности человека в природе. Формирование убеждений и знаний о необходимости охраны природы.



Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе.

Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным.

Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул.

Объяснять значение Красной книги Мурманской области.



Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, об­суждать вопросы со сверстниками



Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.



33







Обобщающее повторение.

Обобщение и коррекция ЗУН учащихся.

Отвечать на итоговые вопросы по темам 1- 4. Обсуждать проблемные вопросы темы и курса биологии в парах и малых группах.

Выбирать задание на лето.


Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, об­суждать вопросы со сверстниками

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.



34







Итоговый контроль.

Диагностика ЗУН.

Отвечать на вопросы итогового теста, знать термины, уметь работать с рисунками и схемами.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать вы­воды на основании сравнений.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровье сберегающих технологий.

























Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 им. И.Н. Ульянова



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО учителей естественно-научных предметов


___________ А.М.Соколов

подпись

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР


____________ О.П. Итяксова

подпись


29.08.2019 г.

«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО»

на заседании Педагогического совета


Протокол № 1 от 29.08.2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ СШ № 6 им. И.Н. Ульянова

________________ Е.В. Малюгина

подпись


Приказ № ____ от ________2019 г.


Рабочая программа

Наименование предмета: Биология

Уровень: основное общее образование

Класс: 5 А (индивидуальное обучение)

Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: 17 часов в год, в неделю 0,5 часа

Учебник: Биология, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 128 с.

Программа составлена на основе: Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы (ФГОС) МБОУ «Средняя школа №6 им. И.Н.Ульянова», авторской программы по биологии 5-9 кл., авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. . Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2017

Рабочую программу составил: учитель биологии и химии высшей квалификационной категории Соколов А.М.



Ульяновск, 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 им. И.Н. Ульянова



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО


___________ _______________

подпись

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР


____________ О.П. Итяксова

подпись


29.08.2019 г.

«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО»

на заседании Педагогического совета


Протокол № 1 от 29.08.2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ СШ № 6 им. И.Н. Ульянова

________________ Е.В. Малюгина

подпись


Приказ № ____ от ________2019 г.

Рабочая программа

Наименование предмета: Основы духовно-нравственной культуры народов России

Уровень: основное общее образование

Класс: 5 А (индивидуальное обучение)

Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: 9 часов в год, в неделю 0,25 часа

Учебник: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: 5 класс. Учебник для учащихсяобщеобразовательных организаций. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019


Программа составлена на основе: Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы (ФГОС) МБОУ «Средняя школа №6 им. И.Н.Ульянова», программы к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016; Рабочей программы к учебнику курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.



Рабочую программу составил: учитель высшей квалификационной категории Соколов А.М.



Ульяновск, 2019



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 им. И.Н. Ульянова



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО


___________ _______________

подпись

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР


____________ О.П. Итяксова

подпись


29.08.2019 г.

«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО»

на заседании Педагогического совета


Протокол № 1 от 29.08.2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ СШ № 6 им. И.Н. Ульянова

________________ Е.В. Малюгина

подпись


Приказ № ____ от ________2019 г.


Рабочая программа


Наименование предмета: История Древнего мира

Уровень: основное общее образование

Класс: 5 А (индивидуальное обучение)

Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: 17 часов в год, в неделю 0,5 часа

Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2019

Программа составлена на основе: Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы (ФГОС) МБОУ «Средняя школа №6 им. И.Н.Ульянова», Рабочий программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.). – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2017


Рабочую программу составил: учитель высшей квалификационной категории Соколов А.М.

Ульяновск, 2019



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 им. И.Н. Ульянова



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО


___________ _______________

подпись

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР


____________ О.П. Итяксова

подпись


29.08.2019 г.

«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО»

на заседании Педагогического совета


Протокол № 1 от 29.08.2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ СШ № 6 им. И.Н. Ульянова

________________ Е.В. Малюгина

подпись


Приказ № ____ от ________2019 г.


Рабочая программа


Наименование предмета: Обществознание

Уровень: основное общее образование

Класс: 5 А (индивидуальное обучение)

Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: 9 часов в год, в неделю 0,25 часа

Учебник: «Обществознание» 5 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л. Ф. Издательство «Просвещение» 2018 г.

Программа составлена на основе: Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы (ФГОС) МБОУ «Средняя школа №6 им. И.Н.Ульянова», «Рабочие программы. Обществознание. 5-9 класс». Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова (ФГОС). Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М.: «Просвещение» 2014 г.


Рабочую программу составил: учитель высшей квалификационной категории Соколов А.М.

Ульяновск, 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 им. И.Н. Ульянова



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО


___________ _______________

подпись

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР


____________ О.П. Итяксова

подпись


29.08.2019 г.

«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО»

на заседании Педагогического совета


Протокол № 1 от 29.08.2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ СШ № 6 им. И.Н. Ульянова

________________ Е.В. Малюгина

подпись


Приказ № ____ от ________2019 г.


Рабочая программа


Наименование предмета: География

Уровень: основное общее образование

Класс: 5 А (индивидуальное обучение)

Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: 17 часов в год, в неделю 0,5 часа

Учебник: «География.5-6 класс» : А.И Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др. «Полярная звезда» Москва. Просвещение, 2019.

Программа составлена на основе: Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы (ФГОС) МБОУ «Средняя школа №6 им. И.Н.Ульянова», авторской программы по географии 5-9 кл., авторы: В.В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной – М.: Просвещение, 2017 ;



Рабочую программу составил: учитель высшей квалификационной категории Соколов А.М.

Ульяновск, 2019



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 им. И.Н. Ульянова



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО


___________ _______________

подпись

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР


____________ О.П. Итяксова

подпись


29.08.2019 г.

«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО»

на заседании Педагогического совета


Протокол № 1 от 29.08.2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ СШ № 6 им. И.Н. Ульянова

________________ Е.В. Малюгина

подпись


Приказ № ____ от ________2019 г.


Рабочая программа


Наименование предмета: Основы безопасности жизнедеятельности

Уровень: основное общее образование

Класс: 5 А (индивидуальное обучение)

Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: 9 часов в год, в неделю 0,25 часа

Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс. Н.Ф. Виноградова Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2019

Программа составлена на основе: Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы (ФГОС) МБОУ «Средняя школа №6 им. И.Н.Ульянова», авторская программа «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 классы: программа / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, М.: Вента-Граф, 2017 – 48 с.


Рабочую программу составил: учитель высшей квалификационной категории Соколов А.М.



Ульяновск, 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 им. И.Н. Ульянова



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО


___________ _______________

подпись

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР


____________ О.П. Итяксова

подпись


29.08.2019 г.

«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО»

на заседании Педагогического совета


Протокол № 1 от 29.08.2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ СШ № 6 им. И.Н. Ульянова

________________ Е.В. Малюгина

подпись


Приказ № ____ от ________2019 г.


Рабочая программа


Наименование предмета: Физическая культура

Уровень: основное общее образование

Класс: 5 А (индивидуальное обучение)

Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: 9 часов в год, в неделю 0,25 часа

Учебник: «Физическая культура» 5-7 класс. В.И.Лях Издательство «Просвещение» 2018 г.

Программа составлена на основе: Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы (ФГОС) МБОУ «Средняя школа №6 им. И.Н.Ульянова», комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-11-х классов под руководством доктора педагогических наук В.И. Лях

Рабочую программу составил: учитель высшей квалификационной категории Соколов А.М.



Ульяновск, 2019





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 им. И.Н. Ульянова



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО


___________ _______________

подпись

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР


____________ О.П. Итяксова

подпись


29.08.2019 г.

«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО»

на заседании Педагогического совета


Протокол № 1 от 29.08.2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ СШ № 6 им. И.Н. Ульянова

________________ Е.В. Малюгина

подпись


Приказ № ____ от ________2019 г.


Рабочая программа


Наименование предмета: Технология

Уровень: основное общее образование

Класс: 5 А (индивидуальное обучение)

Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: 9 часов в год, в неделю 0,25 часа

Учебник: «Технология» 5 класс. В.М. Казакевич. – М. : Просвещение, 2019

Программа составлена на основе: Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы (ФГОС) МБОУ «Средняя школа №6 им. И.Н.Ульянова», Примерной программы по технологии 5-9 классы(стандарты второго поколения 2008 г.)

Рабочую программу составил: учитель высшей квалификационной категории Соколов А.М.



Ульяновск, 2019





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 6 им. И.Н. Ульянова



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель ШМО


___________ _______________

подпись

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР


____________ О.П. Итяксова

подпись


29.08.2019 г.

«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО»

на заседании Педагогического совета


Протокол № 1 от 29.08.2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ СШ № 6 им. И.Н. Ульянова

________________ Е.В. Малюгина

подпись


Приказ № ____ от ________2019 г.


Рабочая программа


Наименование предмета: Музыка

Уровень: основное общее образование

Класс: 5 А (индивидуальное обучение)

Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: 9 часов в год, в неделю 0,25 часа

Учебник: «Музыка» 5 класс. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2015г.

Программа составлена на основе: Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы (ФГОС) МБОУ «Средняя школа №6 им. И.Н.Ульянова», примерной программы по музыке «Музыка» 5-7 класс, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2018г.



Рабочую программу составил: учитель высшей квалификационной категории Соколов А.М.



Ульяновск, 2019








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 5 класс к УМК И.Н.Пономаревой

Автор: Соколов Алексей Михайлович

Дата: 19.08.2020

Номер свидетельства: 556059


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства