Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» 7класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» 7класс
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет школьный курс биологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» 7класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
р.п. Гидроторф, Балахнинский район, Нижегородская обл.
Согласовано:
на заседании Методического совета
Протокол № 1
От 30 августа 2019г.
Утверждаю:
Директор
МБОУ «СОШ №11»
_______________А.С. Мослов
(подпись)
Приказ №______
от "____"________2019___г.
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника биологии»
7класс
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст учащихся: 12-14лет
Срок реализации: 1 год (34часа)
Составила: учитель биологии ВКК
Шардыкова Ирина Михайловна
р.п.Гидроторф
2019-2020г.
Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;
методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;
письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет школьный курс биологии.
Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.
В школьном курсе «Биология», недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате не охватывается0 материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала.
Данный курс знакомит обучающихся с многообразием представителей живой природы. Задача курса - значительное расширение знаний учащихся о видовом многообразии царств живой природы.
Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации.
Цели
Формирование у обучающихся понятий о систематике
Расширение и углубление знаний о видовом многообразии
Воспитание бережного отношения к природе
Повышение интереса обучающихся к биологии
Формирование базовых компетентностей обучающихся
Задачи
Познакомить обучающихся с основными таксономическими единицами
Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Простейших
Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Грибов
Познакомить обучающихся с видовым разнообразием Растений и Животных
Расширить знания обучающихся о влиянии человека на окружающую среду
Воспитывать бережное отношение к природе
Ожидаемые результаты работы по программе и методика его оценки.
В результате работы по программе обучающиеся получат более широкие знания о многообразии органического мира.
Требования к результатам освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности: Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач;
умениеорганизовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью;
формирование компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных место обитаний видов растений и животных;
Список литературы
Литература для учителя
ЛатюшинВ.В.,Шапкин В.А Биология. Животные 7 класс- М.: Дрофа,2017г
Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс- М.: Дрофа, 2016г
Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа,2010г
«Рабочие программы. Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М.Пальдяева», ФГОС к УМК В.В.Пасечника «Биология 5-9 классы» Издательство: Дрофа, 2014г.
Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Многообразие организмов 7 класс: Методическое пособие к учебнику М.: Дрофа, 2009.
Акперова А.И. Уроки биологии в 7 классе по учебно-методическому комплекту
Биология. Многообразие организмов. 7 класс Н.И.СонинаА.И.Акперова. – М.: Дрофа, 2005. – 288 с.
Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию,.
Регулятивные:
формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов
2
Грибы карлики и гиганты .Грибы, паразиты растений.
12.09
практикум
Расширить информационный
кругозор о самых крупных и плесневых грибах и грибах паразитах растений.
Коммуникативные:
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Видео урок
3
Растительные ткани, их строение
19.09
Лекция,
практикум
фронтальная работа с классом
Работа с микропрепаратами
Настройка микроскопа Узнавание тканей растений.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения
практикум
4
Какие бывают листья, пигменты содержатся в
зеленом листе.
Флуоресценция хлорофилла.
26.09
практикум
Индивидуальная практическая работа
Работа с микропрепаратами
Настройка микроскопа Узнавание тканей растений.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
практикум
Комбинированный
практикум
индивидуальна
я работа
Работа с микропрепаратами
Настройка микроскопа Узнавание тканей растений.
Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план.
Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач
практикум
5.
Видоизменение корней.Осмос.
Дыхание растений
03.10
лекция
Фронтальная работа с классом,
Познакомиться с основными видами и значением корней. Видоизмененные корни.
Особенности дыхания растений. Поглощения влаги.
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
Презентация
6.
Вегетативное размножение растений. Прививка.
10.10
лекция,
коррекция
использование презентации
Познакомиться с основными приемами размножения растений
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
Презентация
7.
Семейства растений.
Формулы цветка.
17.10
Лекция.
Поисковая деятельность
использование презентации
Научиться определять семейства растений и писать формулы цветов.
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач
Урок лекция презентация.
Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по систематике растений.
Коммуникативные: организовывать
и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
8.
Удивительные растения; цветки, семена, плоды.
24.10
практикум
Фронтальная работа с классом,
использование
презентации
Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по систематике растений. Познакомить со строением видами соцветий и цветков. Писать формулы цветов.
Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принимать коллективное решение. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: учиться основам смыслового чтения научных и познавательных текстов
Творческие задания
9.
Растения: гиганты и карлики.
07.11
лекция,
коррекция
использование
презентации
Систематизировать знания и умения учащихся и расширение кругозора по многообразию растений.
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: оценивать
Совершенствовать навыки работы с микроскопом. Типы питания и систематика
одноклеточных животных
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.
Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
практикум
11
Кишечнополостные. Многообразие медуз и коралловых полипов.
21.11
лекция, закрепление
Фронтальная работа с классом,
использование
презентации
Совершенствовать культуру учащихся и расширить кругозор.
Показать связь строения живого организма со средой обитания.
Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.
Регулятивные: осознавать учащимся
уровень и качество усвоения результата. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач
Урок-игра
12.
Многообразие червей.
Черви паразиты человека.
28.11
лекция,
практикум
индивидуальная работа
Познакомиться с основными характеристиками классов видов, научиться сравнивать и анализировать
информацию, представленную в различном виде
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: применять таблицы, схемы, модели для получения информации
Творческие задания - поиск
13.
Многообразие моллюсков. Особенности строения тела головоногих моллюсков.
05.12
лекция,
практикум
индивидуальная работа
Расширить кругозор обучающихся.
Показать связь строения со средой обитания.
Коммуникативные:
воспринимать текст с учетом поставленной учебной
задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов
Презентация.
14.
Многообразие паукообразных.
Приспособления к среде обитания.
12.12
лекция,
практикум
индивидуальная работа
Познакомиться с основными характеристиками классов видов, научиться сравнивать и анализировать
информацию, представленную в различном виде
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: применять таблицы, схемы, модели для получения информации
Творческие задания - поиск
15.
Насекомые, многообразие. Паразиты человека и животных.
19.12
практикум
Фронтальная – лекционная работа
Совершенствовать знания
о развитии и взаимоотношениях у общественных насекомых.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Творческие задания - поиск
памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи
16
Жизнь пчелиной семьи.
26.12
лекция,
практикум
презентации
Совершенствовать знания
О развитии, и взаимоотношениях у общественных насекомых Ролевые задачи в пчелиной семье.
Коммуникативные:
воспринимать текст с учетом поставленной учебной
задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов
Поиск информации.
17
Водные насекомые.
Приспособление к среде обитания.
Комбини-
рованное
Фронтальная работа с классом,
использование презентации
Познакомиться с основными приспособлениями животных к жизни в воде.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Презентация, урок поиск.
18.
Морские животные.
Тип иглокожие.
Видео урок
Фронтальная,
использованием презентации
Познакомиться с многообразием иглокожих и
приспособлениями животных к жизни в воде.
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач
Видео урок
19.
Многообразие костных рыб.
Катадровые виды рыб.
Лекция.
Поисковая деятельность
использование презентации
Научиться определять виды рыб и изучить перемещение рыб в водной среде.
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
Урок лекция презентация.
20.
Хрящевые, двоякодышащие рыбы.
Десять самых опасных акул.
Видео урок
Фронтальная работа с классом,
использование презентации
Познакомиться с многообразием хрящевых рыб, особенностями жизнедеятельности акул
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные:
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.
Урок- поиск
22
Опасные пресмыкающиеся
лекция,
практикум
индивидуальная работа
Расширить кругозор обучающихся.
Познакомить обучающихся с опасными рептилиями и различными видами их ядов.
Первая помощь при укусах.
Коммуникативные:
воспринимать текст с учетом поставленной учебной
задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов
Презентация.
23
Многообразие рептилий
Познавательная
литература
Научиться приобретать знания о самых удивительных животных
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач
Урок-поиск
Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
24.
Многообразие птиц.
Нелетающие птицы.
Познават.
литература
Научиться приобретать знания о нелетающих птицах. Птичьи гнезда.
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач
Урок-поиск
25
Размножение птиц.
Птичьи голоса.
Лекция.
Поисковая деятельность
использование презентации
Познакомиться с многообразием птичьих яиц и гнезд и способом выведения потомства..
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
Урок лекция презентация.
26
Перелетные птицы.
Птицеводство
Лекция.
Поисковая деятельность
использование презентации
Познакомиться с перелетными птицами нашего региона, особенностями содержания домашних птиц.
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач
Урок-поиск
27
Водные млекопитающие
лекция, комбиниро ванное
Презентация
Систематика и представители водных животных. Экологические проблемы.
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
Урок- лекция
28
Хищные млекопитающие
лекция, комбиниро ванное
Презентация
Систематика и представители хищных животных.
Многообразие и образ жизни.
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
Урок- лекция
29
Непарнокопытные и парнокопытные млекопитающие.
практикум
Фронтальная – лекционная работа
Совершенствовать знания
о развитии и взаимоотношениях у млекопитающих.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Творческие задания - поиск
30
Китообразные млекопитающие.
Видео урок
Фронтальная работа с классом,
использова
нием презентации
Познакомиться с образом жизни китообразных и
приспособлениями животных к жизни в воде.
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач
Видео урок
31
Домашние питомцы.
Породы собак и кошек
лекция, комбиниро ванное
Презентация
Иторияодамашнивания, селекция, как наука еѐ задачи. Виды о особенности ухода за животными.
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач
Урок- поиск
32
Секреты маскировки.
Интересные факты из мира животных.
Видео
Виды приспособлений мимикрия, окраска животных-как результат отбора.
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач
33
Подготовка к олимпиадам.
Текущий тестовый контроль
Предьявлять знания в новых условиях
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
Урок-игра
34
Игра «Путешествие в мир природы»
контроль
Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности
Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач