Рабочая программа курса (кружка) «основы ветеринарно-зоотехнического менеджмента»
Рабочая программа курса (кружка) «основы ветеринарно-зоотехнического менеджмента»
Программа «Основы ветеринарно – зоотехнического менеджмента» имеет большое практическое значение в профессиональной ориентации обучающихся, что обусловлено велением времени, и способствует формированию у них мотивации к поступлению в высшие учебные заведения и колледжи по специальностям « Ветеринария», «Зоотехния», «Животноводство». Также программа может быть использована как методический материал для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений соответствующих профилей в практической деятельности при планировании и подготовке теоретических и практических занятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса (кружка) «основы ветеринарно-зоотехнического менеджмента»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА (КРУЖКА) «ОСНОВЫ ВЕТЕРИНАРНО-ЗООТЕХНИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА»
Составитель программы:
Соловьев Сергей Михайлович, учитель биологии и химии,
высшая квалификационная категория
Подольск 2024
Пояснительная записка
Программа курса «Основы ветеринарно – зоотехнического менеджмента» рассчитана на 145 часов (из них 5 часов – резервное время).
Программа является универсальной, количество часов изучаемых разделов можно корректировать (увеличивать или уменьшать), в зависимости от выбранной направленности изучаемых тем. При планировании времени обучения 1 год, количество часов – 4 часа в неделю, при двухгодичном обучении – 2 часа в неделю.
Разработка программы «Основы ветеринарно – зоотехнического менеджмента» обусловлена необходимостью формирования научного мировоззрения и критического мышления обучающихся в ходе усвоения понятий и законов естественных наук, а также методов научного познания; формирования умений и навыков, позволяющих использовать полученные знания в жизни и профессиональной практической деятельности.
Программа включает 13 разделов: 1. Введение; 2. Основы разведения сельскохозяйственных животных; 3. Породы сельскохозяйственных животных и птиц; 4. Корма, оценка их питательности. Принципы нормированного кормления сельскохозяйственных животных и птиц; 5. Кормовые средства. Классификация кормов; 6. Гигиена содержания сельскохозяйственных животных; 7. Скотоводство. Технология производства молока и говядины; 8. Свиноводство; 9. Кролиководство; 10. Птицеводство. Технология производства яиц и мяса птиц; 11. Пчеловодство; 12. Профилактика и лечение болезней сельскохозяйственных животных и птиц; 13. Обобщение курса.
Программа «Основы ветеринарно – зоотехнического менеджмента» имеет большое практическое значение в профессиональной ориентации обучающихся, что обусловлено велением времени, и способствует формированию у них мотивации к поступлению в высшие учебные заведения и колледжи по специальностям « Ветеринария», «Зоотехния», «Животноводство». Также программа может быть использована как методический материал для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений соответствующих профилей в практической деятельности при планировании и подготовке теоретических и практических занятий.
Цель курса (программы): организация профессионального профильного обучения, формирование умений и навыков групповой работы, массовое вовлечение обучающихся в научно – исследовательскую деятельность , развитие у них поликультурных компетентностей с целью подготовки высокопрофессиональных руководителей и специалистов в области ветеринарии, зоотехнии, животноводства для решения и реализации кадровой политики РФ.
Задачи курса (программы): - формирование интереса и познавательной активности к естественно – научным знаниям;
развитие поликультурных и жизненных компетентностей;
формирование активной жизненной позиции и научного мировоззрения обучающихся;
развивать любовь к наукам, творческую деятельность обучающихся, самообразовательную компетентность;
Реализация задач курса осуществляется через проведение теоретических и рпактических занятий, семинаров, экскурсий, проведение научно – исследовательской деятельности и написания научно – исследовательских работ и защиты научных проектов.
Формы оценивания результатов индивидуальной и групповой деятельности обучающихся: портфолио, презентации, научно – исследовательская деятельность, сертификаты, грамоты и дипломы за участие в экологических и природоохранных мероприятиях, научно – практических конференциях и конкурсах различных уровней.
Программа курса (кружка): «Основы ветеринарно – зоотехнического менеджмента"
№
п/п
Кол.
час
Содержание
темы
Учебные достижения обучающихся
1
2
3
4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
1
1
1
1
1
3
2
3
2
3
2
3
2
1
1
1
1
2
4
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
2
3
3
1
1
1
1
3
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
3
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
Введение – 1 час
Краткий курс истории развития животноводства.
Основы разведения сельскохозяйственных животных – 4 часа.
Отбор в животноводстве.
Подбор в животноводстве.
Методы и техника разведения сельскохозяйственных животных.
Организация племенной работы.
Породы сельскохозяйственных животных и птиц – 20 часов.
Крупный рогатый скот. История происхождения. Породы.
Основы селекции крупного рогатого скота.
Породы свиней. История одомашнивания.
Основы селекции свиней.
Породы кур. Происхождение
Пород кур.
Основы селекции кур.
Породы кроликов.
Основы селекции кроликов.
Практическая работа №1 «Определение пород крупного рогатого скота».
Практическая работа № 2. «Определение пород свиней».
Практическая работа № 3. «Определение пород кур».
Практическая работа № 4. «Определение пород кроликов».
Корма, оценка их питательности. Принципы нормированного кормления сельскохозяйственных животных и птиц (10 часов).
Химический состав кормов.
Основы физиологии пищеварения.
Физиология переваривания кормов.
Понятие о кормовой единице.
Принципы нормированного кормления сельскохозяйственных животных и птиц.
Понятие о кормовых рационах и принципах их составления.
Практическая работа № 5. «Изучение методики составления кормовых рационов для животных».
Кормовые средства. Классификация кормов (8 часов)
Зеленый корм. Пастбище.
Понятие о зеленом конвейере. Силосованные корма и сенаж.
Картофель, корнеплоды и бахчевые культуры.
Грубые корма.
Концентрированные корма. Их питательная ценность.
Понятие о кормах животного происхождения. Минеральные корма. Витаминные добавки. Кормовые антибиотики.
Комбинированные корма. Синтетические добавки.
Гигиена содержания сельскохозяйственных животных (13 часов)
- растительных и животных кормов, которые используются в кормопроизводстве.
Характеризует:
- биологические ценности кормов растительного и животного происхождения;
- влияние органических и неорганических веществ на организм животных.
Объясняет:
- значение органических и неорганических веществ для организма животных и птиц;
- необходимость рационального использования кормов.
Сравнивает:
- питательные ценности разных видов кормов;
- экономическую эффективность использования разных кормов в животноводстве.
Обучающийся называет:
- санитарно – гигиенические требования к животноводческим помещениям;
- зоогигиенические требования к строительным материалам;
- требования к основным и вспомагательным помещениям сельскохозяйственных строений для содержания домашних животных и птиц;
- профилактические зоогигиенические мероприятия в сельскохозяйственных помещениях;
- инфекционные и инвазионные болезни животных и птиц и их профилактику.
Приводит примеры:
- планирования зданий для сельскохозяйственных животных и птиц;
- профилактических зоогигиенических мероприятий в животноводческих помещениях;
- инфекионных и паразитарных (инвазионных) болезней и их профилактику.
Характеризует:
- научный подход к выбору участка и планированию сельскохозяйственных построек;
- основные профилактические зоогигиенические мероприятия в животноводческих помещениях;
Объясняет:
- влияние планирования сельскохозяйственных помещений на продуктивность животных и птиц;
- роль профилактических зоогигиенических мероприятий в профилактике инфекционных и инвазионных болезней.
Сравнивает:
- архитектуру сельскохозяйственных зданий для содержания разных видов домашних животных и птиц;
- механизм протекания инфекционных и инвазионных болезней у разных видов животных и птиц,
Применяет знания:
- для практического использования при содержании домашних животных и птиц.
Делает выводы:
- о необходимости научного подхода к сельскохозяйственным постройкам;
- о необходимости зоогигиенических профилактических мероприятий в животноводческих помещениях и птичниках;
- о необходимости профилактических мероприятий относительно инфекционных и инвазионных заболеваний.
Обучающийся называет:
- породы коров;
- биологические особенности крупного рогатого скота;
- особенности кормления и содержания крупного рогатого скота;
- критерии кормовых рационов для крупного рогатого скота и телят;
- санитарно – гигиенические трбования при содержании крупного рогатого скота и телят:
- химический состав и свойства молока:
- технология первичной обработки молока и его
хранения,
Приводит примеры:
- кормовых рационов для откорма разных возрастных групп крупного рогатого скота;
- особенности откорма телят;
- зависимости надоев и качества молока от типов откорма и содержания крупного рогатого скота;
- хранения и первичной обработки молока.
Характеризует:
- биологические особенности крупного рогатого скота:
- зависимость налоев от от типов откорма и содержания коров:
- особенности молочных желез коров и процесса доения;
- химический состав и особенности молока;
- процессы первичной обработки молока и его хранения:
- критерии оценки качества молока,
Объясняет:
- биологические особенности организма крупного рогатого скота;
- научные подходы составления кормовых рационов для кормления крупного рогатого скота;
- зависимость процесса молокоотдачи от условий содержания и кормления коров.
Сравнивает:
- виды кормовых рационов для кормления крупного рогатого скота:
- типы откорма крупного рогатого скота:
- породы крупного рогатого скота ( молочного, мясо – молочного направления).
Применяет знания:
- для практического использования;
- для обоснования научного подхола в скотоводстве;
- для всестороннего развития личности.
Делает выводы:
- экономической эффективности скотоводства;
- о влиянии и зависимости кормов и кормовых рационов на продуктивность крупного рогатого скота.
Обучающийся называет:
- породы свиней;
- биологические особенности свиней;
- особенности содержания и кормления свиней;
- основные корма для свиней;
- особенности кормовых рационов для разных групп свиней;
- санитарно – гигиенические требования содержания свиней.
Приводит примеры:
- биологических особенностей свиней;
- кормовых рационов для кормления разных возрастных групп свиней;
- зависимости продуктивности свиней от типов откорма;
- содержания свиней.
Характеризует:
- биологические особенности свиней;
- зависимость продуктивности свиней от типов откорма;
- пищевые ценности кормов и кормовых рационов;
- химический состав и особенности кормов;
- зоогигиенические требования к помещениям для содержания свиней.
Объясняет:
- биологические особенности организма свиней;
- зависимость продуктивности свиней от типа откорма;
- влияние кормов на тип откорма свиней;
- научные основы составления кормовых рационов для откорма свиней,
Сравнивает:
- типы откорма свиней;
- разновидности кормовых рационов;
- зависимость продуктивности свиней от типов кормления;
- продуктивность пород свиней;
- зависимость продуктивности от способов содержания свиней.
Применяет знания:
- для практического использования;
- для расчета экономической эффективности свиноводства;
- для выполнения научно – исследовательской работы;
- для развития научного мировоззрения;
Делает выводы:
- об экономической эффективности свиноводства;
- зависимости продуктивности свиней от типов откорма;
- влияние кормов на тип откорма свиней.
Обучающийся называет:
- породы кроликов;
- биологические и хозяйственные особенности кроликов;
- особенности содержания и кормления разных хозяйственных и возрастных групп кроликов;
- особенности разведения кроликов;
- условия, влияющие на качество меха;
- технику забоя и правила снятия шкурок;
- технологию первичной обработки и хранения шкурок кроликов.
-Приводит примеры:
- пород кроликов и их особенности;
- содержания и кормления кроликов;
- особенности мясного и мехового кролиководства;
- первичной обработки шкурок.
Характеризует;
- породы кроликов мясного и мехового направления;
-технику содержания и кормления кроликов разных возрастных групп;
- методику разведения кроликов и определения чистопородности особей;
- правила забоя кроликов и технику снятия шкурок;
- технологию обработки и хранения шкурок меховых пород;
- особенности мехового кролиководства.
Объясняет:
- зависимость качества меха от технологии содержания и типа кормления кроликов;
- влияние условий окружающей среды на качество шкурок и меха;
- зависимость технологии обработки шкур кроликов на качество меха.
Сравнивает:
- породы мясо – мехового направления с меховыми породами кроликов;
- влияние разных способов содержания и кормления на продуктивность кроликов;
- разные кормовые рационы для откорма кроликов;
- особенности сухого и комбинированного типов откорма кроликов.
Применяет знания:
- для практического использования;
- для развития научного мировоззрения;
- для планирования содержания кроликов в подсобных хозяйствах;
- для выполнения научно – исследовательских работ.
Обучающийся называет:
- породы сельскохозяйственных птиц;
- биологические особенности сельскохозяйственных птиц;
- особенности содержания и кормления сельскохозяйственных птиц;
- санитарно – гигиенические требования к содержанию птиц.
Приводит примеры:
- биологических особенностей сельскохозяйственных птиц;
- пород сельскохозяйственных птиц;
- основных кормов для птиц;
- особенностей содержания и кормления сельскохозяйственных птиц.
Характеризует:
- биологические особенности птиц;
- зависимость продуктивности сельскохозяйственных птиц от типов откорма и содержания;
- особенности кормления разных возрастных групп птиц;
- энергетическую ценность различных рационов для кормления разных групп сельскохозяйственных птиц;
- санитарные и зоогигиенические требования при содержании сельскохозяйственных птиц.
Объясняет:
- особенности биологии птиц;
- взаимосвязь организма птиц и окружающей среды;
- влияние факторов среды на продуктивность сельскохозяйственных птиц;
- научные основы составления кормовых рационов и комбикормов для кормления разных групп птиц;
- экономическую эффективность птицеводства.
Сравнивает:
- продуктивность разных пород сельскохозяйственных птиц;
- типы кормления птиц;
- влияние разных способов содержания и кормления на продуктивность птиц;
- разные кормовые рационы для откорма сельскохозяйственных птиц;
- пищевую ценность продуктов птицеводства, скотоводства, свиноводства и кролиководства.
Применяет знания:
- для практического использования;
- для планирования содержания сельскохозяйственных птиц;
- для выполнения научно – исследовательских работ;
- для формирования научного мировоззрения.
Обучающийся называет:
- породы пчел;
- биологические особенности пчел;
- особенности содержания и разведения пчел;
- основные медоносные культуры;
- болезни пчел и их профилактику;
- основные продукты пчеловодства.
Приводит примеры:
- породы пчел;
- организации и размещения пасеки;
- основных медоносных культур;
- болезней пчел и их профилактику;
- продуктов пчеловодства, их биологическую ценность.
Характеризует:
- разные породы пчел;
- технологические приемы содержания и разведения пчел;
- медоносные культуры;
- болезни пчел и их профилактику;
- основные продукты пчеловодства, их переработку и использование.
Объясняет:
- влияние условий окружающей среды на продуктивность пчелиной семьи;
- влияние условий содержания пчел на качество продуктов пчеловодства;
- влияние пчел на урожайность сельскохозяйственных и медоносных культур.
Сравнивает:
- породы пчел;
- влияние разных условий содержания на продуктивность пчелиной семьи;
- влияние медоносных культур на качество продуктов пчеловодства.
- Применяет знания:
- для практического использования;
- для планирования содержания пчел и оборудования пасеки;
- для формирования научного мировоззрения.
Обучающийся называет:
- основные инфекционные и инвазионные болезни животных и птиц;
- механизм развития болезней;
- биологические особенности возбудителей болезней;
- профилактические и медикаментозные средства лечения;
- профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных и инвазионных болезней;
- виды иммунитета.
Приводит примеры:
- инфекционных и инвазионных болезней животных и птиц и их возбудителей;
- предупреждения распространения инфекционных и инвазионных болезней.
Характеризует:
- биологические особенности возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных и птиц;
- причины распространения инфекционных и инвазионных болезней животных и птиц.
Объясняет:
- биологические особенности возбудителей болезней;
- механизм развития инфекционных и инвазионных болезней;
- механизм развития иммунитета во время вакцинаций животных и птиц.
Сравнивает:
- виды иммунитета;
- механизм развития инфекционных и инвазионных болезней;
- механизм выработки иммунитета при вакцинации животных и птиц.
Применяет знания:
- в практической деятельности;
-для предупреждения инфекционных и инвазионных болезней животных, птиц и человека;
- для формирования научного мировоззрения.
Обучающийся называет:
- понятие биотехнология, селекция животных, селекция микроорганизмов;
- научные основы новейших технологий в сельском хозяйстве;
- возможности использования биологических знаний с целью обеспечения населения РФ продуктами животноводства.
Приводит примеры:
- достижений генетики и селекции в животноводстве;
- достижения генной и клеточной инженерии;
- особенностей живого, характерных для разных уровней его организации.
Характеризует:
- особенности живых систем;
- методы селекции;
- взаимосвязь генотипов организмов и и условий окружающей среды.
Объясняет:
- общие особенности живых систем;
- перспективы развития животноводства;
- роль генотипа и среды в формировании фенотипа.
Применяет знания:
- в практической деятельности;
- для планирования объема подсобного хозяйства.
Делает выводы:
- об экономической эффективности и целесообразности развития животноводства в Российской федерации.
Программа курса (кружка): «Основы ветеринарно – зоотехнического менеджмента"
Тематический план
№ п/п
Тема
Всего часов
В том числе
Теория
Практич.
работы
Экскурсия
1
Введение.
1
1
2
Основы разведения сельскохозяйственных животных.
4
1
3
Породы сельскохозяйственных животных и птиц.
20
1
4 (№ 1)
(№ 2)
(№ 3)
(№ 4)
4
Корма, оценка их питательности. Принципы нормированного кормления сельскохозяйственных животных и птиц.
10
2
1 (№ 5)
5
Кормовые средства. Классификация кормов.
8
2
1
6
Гигиена содержания сельскохозяйственных животных и птиц.
13
2
7
Скотоводство. Технология производства молока и говядины.
12
1
1 (№ 6)
1
8
Свиноводство.
15
2
1 (№ 7)
1
9
Кролиководство.
20
1
1 (№ 8)
10
Птицеводство. Технология производства яиц и мяса птиц.
21
1
1 (№ 9)
11
Пчеловодство.
7
2
1 (№ 10)
1
12
Профилактика и лечение болезней сельскохозяйственных животных и птиц.
12
1
13
Обобщение курса.
2
1
14
1
1
Итого
145
19
11
4
Содержание программы курса (кружка)
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Темы занятий рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков обучающихся.
1.Введение – 1 час
Краткий курс истории развития животноводства..
2.Основы разведения сельскохозяйственных животных – 4 часа.
Отбор в животноводстве. Естественный и искусственный отбор.
Подбор в животноводстве. Подбор (селекция), Роль работ К. А. Тимирязева, М. Ф. Иванова в селекции организмов.
Методы и техника разведения сельскохозяйственных животных. Чистопородное разведение; промышленное, племенное, вводное и воспроизводительное (заводское) скрещивание , межвидовая гибридизация.
Организация племенной работы. Неплеменные хозяйства, животноводческие комплексы, фермы, племенные хозяйства, государственные племенные книги.
3.Породы сельскохозяйственных животных и птиц – 20 часов.
Крупный рогатый скот. История происхождения. Породы. Красная степная порода, Ярославская, Черно – пестрая породы, Симментальская порода, Швицкая порода, Костромская порода, Калмыцкая порода, Герефордская порода, Шортгорнская порода.
Основы селекции крупного рогатого скота. Селекция, генетика, инбридинг, чистая линия.
Породы свиней. История одомашнивания. Крупная белая порода, Миргородская порода, Муромская порода, Крупная черная, Северокавказская породы, Украинская степная белая, Украинская степная рябая, Эстонская беконная породы, Ландрас.
Основы селекции свиней. Отбор, подбор в селекции свиней.Чистопородность, анализирующее скрещивание.
Породы кур. Происхождение пород кур. Породы кур : Московская, Русская белая, Орловская, Леггорн, Плимутрок, Полтавская, Род – айланд, Корниш, Брама, Нью – чемпшир, Ломанн.
Основы селекции кур. Чистые линии, селекционный отбор.
Породы кроликов. Породы кроликов: Шиншилла, Белый великан, Серый великан, Серебристый, Черно – бурый, Венский голубой, Бабочка.
Основы селекции кроликов. Отбор, подбор, определение чистопородности кроликов, анализирующее скрещивание.
ПР.Р. № 1.«Определение пород крупного рогатого скота».
ПР. Р. № 2. «Определение пород свиней».
ПР. Р. № 3. «Определение пород кур».
ПР. Р. № 4. «Определение пород кроликов».
4.Корма, оценка их питательности. Принципы нормированного кормления сельскохозяйственных животных и птиц (10 часов).
Химический состав кормов. Химический состав кормов, макроэлементы, микроэлементы, органические и неорганические вещества, витамины.
Основы физиологии пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, кишечнике, железы, связанные с пищеварением, ферменты, всасывание.
Физиология переваривания кормов. Коэффициент переваривания кормов, подготовка кормов к скармливанию.
Понятие о кормовой единице. Кормовая единица, питательность кормов, энергетическая кормовая единица.
Принципы нормированного кормления сельскохозяйственных животных и птиц. Нормы кормления сельскохозяйственных животных и птиц.
Понятие о кормовых рационах и принципах их составления. Структура рационов, балансирование рационов, нормы кормления животных.
ПР. Р. № 5. . «Изучение методики составления кормовых рационов для животных».
5.Кормовые средства. Классификация кормов(8часов)
Зеленый корм. Пастбище. Понятие о зеленом конвейере. Естественные и культурные пастбища, зеленый корм, зеленый конвейер, питательность зеленых кормов.
Силосованные корма и сенаж. Силос, комбинированный силос, сенаж, питательная ценность силоса и сенажа.
Картофель, корнеплоды и бахчевые культуры. Картофель, корнеплоды, бахчевые культуры, свекла кормовая и сахарная, турнепс, арбуз, тыква, кабачок.
Демонстрация картофеля, корнеплодов и бахчевых культур
Экскурсия на комбикормовый завод.
6.Гигиена содержания сельскохозяйственных животных (13 часов)
Сельскохозяйственный участок. Планирование размещения животноводческих помещений. Сельскохозяйственный участок, санитарно – гигиенические требования к расположению животноводческих построек, отапливаемые и неотапливаемые животноводческие помещения.
Строительные материалы и зоогигиенические требования к ним. Зоогигиенические требования к строительным материалам, требования к фундаменту, стенам, крыше, полам.
Помещения для содержания крупного рогатого скота. Коровники, телятники, стойла, подсобные помещения.
Помещения для содержания свиней. Свинарники, помещения маточники, помещения для хряков, помещения для поросят, помещения для откорма свиней.
Помещения для сельскохозяйственных птиц. Птицеводство, птичник, содержание птиц на полу (напольное содержание) и в клетках (клеточное содержание).
Зоогигиенические требования к животноводческим помещениям (воздушный, температурный и световой режимы в животноводческих помещениях). Зоогигиенические требования к воздушному, температурному, световому режимам в животноводческих помещениях.
Профилактические зоогигиенические мероприятия в животноводческих помещениях. Профилактические мероприятия, дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Инфекционные заболевания домашних животных и их профилактика. Сибирская язва, некробактериоз, туберкулез, бруцеллез, бешенство, лептоспироз, пастереллез, Болезнь Ауески, ящур, стригущий лишай.
Паразитарные болезни животных и птиц и их профилактика. Финноз, эхинококкоз, трихинеллез, чесотка.
7. Скотоводство. Технология производства молока и говядины (12 часов).
Биологические особенности крупного рогатого скота. Пищеварительная система КРС, физиология размножения, половой цикл, беременность, отел, лактация.
Кормление и содержание крупного рогатого скота. Летнее и зимнее кормление крупного рогатого скота, кормление дойных коров, привязное, беспривязное, боксовое, пастбищное содержание животных.
Откорм крупного рогатого скота на промышленной основе. Специализированные хозяйства, типы кормления, среднесуточный прирост массы. Кормовая база, кормовые рационы, зеленый корм, грубые корма,картофель, корнеплоды и бахчевые культуры,концентрированные корма.
Выращивание телят. Особенности содержания и кормления телят, молозиво, молочный период, Диспепсия, рационы кормления телят.
Молоко, его химический состав и особенности. Химический состав молока, пищевая ценность молока, белки, жиры, углеводы.
Производство молока на промышленной основе. Специализированные молочные хозяйства, фермерские хозяйства, технология производства молока.
Технология хранения и первичная обработка молока. Первичная обработка молока, очистка, охлаждение, пастеризация.
ПР. Р. № 6:«Составление кормовых рационов для крупного рогатого скота».
Экскурсия в НИИ ВИЖИ (Дубровицы, Московская обл.)
Научно – исследовательская работа: «Влияние кормовых рационов на продуктивность коров».
8. Свиноводство ( 15 часов).
Биологические и хозяйственные особенности свиней. Биологические особенности свиней, физиология пищеварения, физиология размножения свиней.
Основные корма для свиней и подготовка их к скармливанию. Основы кормопроизводства, основные корма для свиней: кукуруза, ячмень, овес, бобовые культуры, рожь, отруби, жмых, шрот, сочные корма, зеленые корма, корма животного происхождения.
Кормление и откорм свиней. Кормление свиноматок, кормление поросят, нормы кормления разных групп свиней. Организация откорма свиней на промышленной основе, виды откорма: мясной, беконный, мясо – сальный, сальный.
Техника кормления и содержания свиней. Сухие и влажные кормосмеси, технологический процесс кормления и поения свиней.
ПР. Р. № 7. «Составление кормовых рационов для разных групп свиней».
Научно – исследовательская работа: «Влияние разных кормовых рационов на продуктивность свиней».
Экскурсия в частное хозяйство.
9. Кролиководство (20 часов).
Биологические и хозяйственные особенности кроликов. Биологические особенности кроликов, особенности пищеварения кроликов, физиология размножения кроликов.
Содержание кроликов. Напольное содержание, клеточное содержание кроликов, температурный и воздушный режим содержания.
Особенности кормления разных хозяйственных и возрастных групп кроликов. Кролики самцы, крольчихи, лактирующие крольчихи, кормление молодняка, сукрольные крольчихи.
Условия, влияющие на качество меха кроликов. Качество меха, качество шкурки: размер, дефекты, густота меха, окрас, внешний вид меха.
Забой кроликов и правила снятия шкурок мехового назначения. Техника забоя кроликов, техника снятия шкурок, правило.
Первичная обработка и хранение шкурок. Обработка шкурок солью, мездра.
Дубильные вещества (растворы) и дубление шкурок. Отмока, мездрение, обезжиривание, квашение, пиклевание, дубление, жировка, сушка.
Особенности пухового кролиководства. Пуховые породы кроликов: Ангорская пуховая порода, Белая пуховая, Атласная порода, Гигантская порода, Карликовая порода. Пух, выщипывание, подстригание, зрелость пуха.
ПР. Р. № 8 «Составление рационов кормления кроликов».
Научно – исследовательская работа: «Влияние комбинированного и сухого типов кормления на продуктивность кроликов».
10. Птицеводство. Технология производства яиц и мяса птиц. ( 21 час ).
Биологические особенности сельскохозяйственных птиц. Биологические особенности птиц, физиология пищеварения, физиология размножения птиц.
Инкубация яиц. Строене яйца птиц, оплодотворенные яйца, инкубация яиц сельскохозяйственных птиц, устройство инкубаторов.
Кормление птиц. Типы откорма птиц: сухой, комбинированный. Основные корма для птиц: зерновые, жмыхи, шроты, корнеплоды, картофель, зеленые корма, корма животного происхождения, минеральные и витаминные добавки, премиксы.
Выращивание цыплят. Напольное и клеточное выращивание цыплят. Температурный, световой и воздушный режимы.
Выращивание на мясо уток, гусей и индеек. Напольное и клеточное выращивание птицы, температурный, световой и воздушный режимы, естественные и искусственные водоемы.
Содержание и кормление кур – несушек. Куры – несушки, клеточные батареи, содержание на полу, полнорационные комбикорма.
Содержание и кормление уток, гусей и индеек. Утки, гуси, индейки, нормы кормления, рационы кормления, концентраты, комбикорма.
Содержание и кормление перепелов. Перепела, воздушный и температурный режимы содержания, состав полнорационныхкомбикормов для перепелов.
Содержание и кормление фазанов. Фазаны, помещения и режимы содержания фазанов, рационы для кормления фазанов.
Содержание и кормление цесарок. Цесарка – царская птица, особенности содержания и кормления цесарок, биологические способы борьбы с вредителями огородов.
ПР. Р. № 9. «Составление кормовых рационов для откорма кур».
Научно – исследовательская работа: « Влияние интенсивности освещения на яйценоскость кур».
11. Пчеловодство ( 7 часов).
Пчелиная семья как биологический и хозяйственный объект. Биологические особенности пчел, иерархия пчелиной семьи, матка, трутни, рабочие пчелы.
Основные породы пчел. Группы пчел: дикие и одомашненные. Популярные породы пчел: среднерусская (среднерусская темная лесная). Серая горная кавказская, желтая кавказская, карпатская, степная украинская, итальянская(лигурийская), краинская (карника), дальневосточная, бакфаст, кордован.
Селекционная работа в пчеловодстве. Объект селекции – пчелиная семья, продуктивность матки, рабочие пчелы, трутни, мужской партеногенез.
Организация, размещение и оборудование пасеки. Нормативные требования к размещению пасеки, основные принципы расположения пасеки, правила размещения ульев, ориентация ульев, регистрация и маркировка, Россельхознадзор
Кормовая база, опыление пчелами сельскохозяйственных культур. Кормовая база для пчел, дикорастущие и культурные растения медоносы: абрикос, акация, актинидия, алтей, арония, барбарис, боярышник, бирючина обыкновенная, василек, вереск обыкновенный, вероника длиннолистная, вишня, груша, дейция, дереза (годжи), душица, ежевика, жимолость, золотарник, ива, иван – чай, калина, каштан, кермек, кларкия, клен, гречиха и др.
Профилактика и борьба с болезнями пчел. Инфекционные болезни: американский гнилец, европейский гнилец, мешотчатый расплод, септицемия, гафниоз (паратиф), грибковые: аскосфероз, аспергиллез, меланоз; инвазионные: нозематоз, амебиоз, сенотаиноз, браулез(вызывает пчелиная вошь), акаропидоз ( вызывает клещ), варроатоз (вызывает клещ).
Получение, переработка и использование продуктов пчеловодства. Мед, пчелиная пыльца, пчелиный воск, пчелиный яд, прополис, перга.
Научно – исследовательская работа: «Влияние пород пчел и разных медоносных растений на продуктивность пчелиной семьи».
Экскурсия на пасеку.
12. Профилактика и лечение болезней сельскохозяйственных животных и птиц (12 часов).
Инфекционные болезни жвачных животных. Инфекционные болезни, общие для разных видов животных:
Медикаментозные средства профилактики инфекционных и инвазионных болезней животных и птиц. Медикаментозные средства лечения инфекционных и инвазионных болезней.
13. Обобщение курса ( 2 часа).
Сельскохозяйственная деятельность человека, связанная с обеспечением населения РФ продуктами животноводства, птицеводства и пчеловодства. Использование новейших технологий в сельском хозяйстве. Животноводческие фермы и комплексы, птицеводческие хозяйства и птицефабрики, пасеки.
Календарно-тематическое планирование по программе
№
п/п
Дата
Тема урока
Цель урока
Базовые понятия и термины
Лаб. и практ. Работы
Дом. Зад.
1.
1.Введение – 1 час
Краткий курс истории развития животноводства..
Раскрыть исторические этапы развития животноводства.
2.
3
4.
5
2.Основы разведения сельскохозяйственных животных – 4 часа.
Отбор в животноводстве.
Подбор в животноводстве.
Методы и техника разведения сельскохозяйственных животных.
Организация племенной работы.
Сформировать понятие отбор, естественный и искусственный отбор, бонитировка.
Сформировать понятие подбор,
селекция. Значение работ К. А. Тимирязева, М. Ф. Иванова и др. ученых в селекционной работе.
Сформировать понятия скрещивание, чистопородное разведение, разновидности скрещивания, значение генетики в селекционной работе.
Ознакомить обучающихся с типами хозяйств, методикой организации племенной работы.
Неплеменные хозяйства, животноводческие комплексы, фермы, племенные хозяйства, государственные племенные книги.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
3.Породы сельскохозяйственных животных и птиц – 20 часов.
Крупный рогатый скот. История происхождения. Породы.
Основы селекции крупного рогатого скота.
Породы свиней.
История одомашнивания.
Основы селекции свиней.
Породы кроликов.
Основы селекции кроликов.
Породы кур. Происхождение
пород кур.
Основы селекции кур.
Ознакомить обучающихся с историей происхождения и одомашнивания КРС, с породами крупного рогатого скота, экстерьерными критериями пород, Роль ученых ВИЖИ (Московская обл. Дубровицы).
Искусственное олдодотворение, методика замораживания семени производителей в жидком азоте.
Ознакомить обучающихся с происхождением и историей одомашнивания свиней, определить роль отбора и подбора при выведении пород свиней, роль российских ученых в селекции.
Отбор и подбор в селекции свиней.
Ознакомить обучающихся с породами кроликов мясо – шкуркового (универсального), мясного и пухового направлений.
Отбор и подбор в селекции кроликов
Ознакомить обучающихся с породами кур яичного и мясного направления.
Основные методики селекции кур.
Отбор и подбор в селекции кур. Роль российских ученых в селекции пород кур мясного и яичного направления. Селекционная работа ВИЖИ (Московская область, Дубровицы).
Породы кроликов: Шиншилла, Белый великан, Серый великан, Серебристый, Черно – бурый, Венский голубой, Бабочка.
Отбор, подбор, определение чистопородности кроликов, анализирующее скрещивание.
Породы кур : Московская, Русская белая, Орловская, Леггорн, Плимутрок, Полтавская, Род – айланд, Корниш, Брама, Нью – чемпшир, Ломанн.
Чистые линии, селекционный отбор.
ПР.Р. № 1.
«Определение пород крупного рогатого скота».
ПР. Р. № 2. «Определение пород свиней».
ПР. Р. № 3.
«Определение пород кроликов».
ПР. Р. № 4.
«Определение пород кур».
26
27
28
29
30/31
32/33/34/
35
4.Корма, оценка их питательности. Принципы нормированного кормления сельскохозяйственных животных и птиц (10 часов).
Химический состав кормов.
Основы физиологии пищеварения.
Физиология переваривания кормов.
Понятие о кормовой единице.
Принципы нормированного кормления сельскохозяйственных животных и птиц.
Понятие о кормовых рационах и принципах их составления.
Ознакомить обучающихся с химическим составом кормов, установить взаимосвязь живой и неживой природы.
Раскрыть физиологические особенности пищеварения в разных отделах пищеварительного аппарата, строение пищеварительного аппарата животных.
Рассмотреть особенности переваривания кормов, ее зависимость от вида животных.
Ознакомить обучающихся с понятием кормовая единица, питательность кормов.
Рассмотреть особенности нормированного кормления сельскохозяйственных животных.
Обучающиеся должны знать структуры рационов, суточные кормовые рационы, принципы балансирования кормовых рационов в соответствии с питательностью кормов.
Химический состав кормов, макроэлементы, микроэлементы, органические и неорганические вещества, витамины.
Пищеварение в ротовой полости, в желудке, кишечнике, железы, связанные с пищеварением, ферменты, всасывание.
Коэффициент переваривания кормов, подготовка кормов к скармливанию.
Понятие о кормах животного происхождения. Минеральные корма. Витаминные добавки. Кормовые антибиотики.
Комбинированные корма. Синтетические добавки.
Рассмотреть особенности естественных и культурных пастбищ, состав и питательность зеленых кормов.
Рассмотреть особенности силосования кормов, технологию приготовления комбинированного силоса а также сенажа.
Продолжить рассмотрение особенностей использования для кормовых целей картофеля, корнеплодов и бахчевых культур, ихпитательной ценности.
Продолжить рассмотрение питательных качеств грубых кормов, технологию их приготовления.
Рассмотреть особенности и питательные качества зерновых концентратов, их разновидности и технологию приготовления к скармливанию.
Рассмртреть особенности использования для кормления животных и птиц корма животного происхождения, а также минеральные корма, антибиотики и витаминные добавки,
Продолжить рассмотрение кормовых средств, технологию приготовления комбикормов, их питательную ценность.
Строительные материалы и зоогигиенические требования к ним.
Помещения для содержания крупного рогатого скота.
Помещения для содержания свиней.
Помещения для сельскохозяйственных птиц.
Зоогигиенические требования к животноводческим помещениям (воздушный, температурный и световой режимы в животноводческих помещениях).
Профилактические зоогигиенические мероприятия в животноводческих помещениях.
Инфекционные заболевания домашних животных и их профилактика.
Паразитарные болезни животных и птиц и их профилактика.
Ознакомить обучающихся с правилами выбора участка и расположения на них животноводческих сооружений, с типами помещений и содержанием в них животных.
Рассмотреть с учащимися зоогигиенические требования к строительным материалам и частям сооружений для содержания домашних животных и птиц.
Ознакомить обучающихся с типами помещений для содержания крупного рогатого скота.
Ознакомить обучающихся с типами строений для содержания свиней в зависимости от направлений хозяйств.
Ознакомить обучающихся с типами птичников в зависимости от направления птицеводства.
Ознакомить обучающихся с зоогигиеническими требованиями к воздушным, температурным и световым режимам в животноводческих помещениях.
Рассмотреть с обучающимися основные профилактические мероприятия в животноводческих помещениях.
Раскрыть биологию инфекционных заболеваний домашних животных и птиц, профилактические мероприятия против заболеваний.
Изучить биологию инвазионных болезней животных и птиц, профилактические мероприятия по предупреждению заражений инвазионными болезнями.
Сельскохозяйственный участок, санитарно – гигиенические требования к расположению животноводческих построек, отапливаемые и неотапливаемые животноводческие помещения.
Зоогигиенические требования к строительным материалам, требования к фундаменту, стенам, крыше, полам.
7. Скотоводство. Технология производства молока и говядины (12 часов).
Биологические особенности крупного рогатого скота.
Кормление и содержание крупного рогатого скота.
Откорм крупного рогатого скота на промышленной основе.
Выращивание телят.
Молоко, его химический состав и особенности.
Производство молока на промышленной основе.
Технология хранения и первичная обработка молока.
Научно – исследовательская работа: «Влияние кормовых рационов на продуктивность коров».
Раскрыть особенности процесса пищеварения у крупного рогатого скота, физиологию размножения, беременности, отела и лактации животных.
Рассмотреть особенности кормления разных групп крупного рогатого скота, их содержания.
Продолжить формирование у обучающихся научных основ откорма крупного рогатого скота разными типами пищевых рационов. Виды откорма КРС из наличия и особенностей кормовой базы.
Сформировать научные основы выращивания телят под коровой, при отъеме и в послемолочный период.
Изучить химический состав, особенности молока и его пищевую ценность.
Технология промышленного производства молока,
( непрерывная поставка).
Изучить технологию хранения и первичной обработки молока (пастеризация, охлаждение).
Пищеварительная система КРС, физиология размножения, половой цикл, беременность, отел, лактация.
Летнее и зимнее кормление крупного рогатого скота, кормление дойных коров, привязное, беспривязное, боксовое, пастбищное содержание животных.
«Составление кормовых рационов для крупного рогатого скота».
69/70/71
72/73/74/
75
76/77/78/
79
80/81/82
/83
8. Свиноводство ( 15 часов).
Биологические и хозяйственные особенности свиней.
Основные корма для свиней и подготовка их к скармливанию.
Кормление и откорм свиней.
Техника кормления и содержания свиней.
Научно – исследовательская работа: «Влияние разных кормовых рационов на продуктивность свиней».
Экскурсия в частное хозяйство.
Изучить биологические хозяйственные особенности свиней, физиологию пищеварения и размножения.
Сформировать у обучающихся научные основы кормопроизводства, понятие основных кормов для свиней и технологию подготовки их к кормлению.
Сформировать у обучающихся научные основы кормления свиней разных возрастных групп.
Ознакомить обучающихся с приемами раздачи кормов в хозяйствах, техникой поения свиней.
Биологические особенности свиней, физиология пищеварения, физиология размножения свиней.
Основы кормопроизводства, основные корма для свиней: кукуруза, ячмень, овес, бобовые культуры, рожь, отруби, жмых, шрот, сочные корма, зеленые корма, корма животного происхождения.
Кормление свиноматок, кормление поросят, нормы кормления разных групп свиней.
Организация откорма свиней на промышленной основе, виды откорма: мясной, беконный, мясо – сальный, сальный.
Сухие и влажные кормосмеси, технологический процесс кормления и поения свиней.
ПР. Р. № 7. «Составление кормовых рационов для разных групп свиней».
84/85
86/87
88/89
90/91
92/93
94/
95
96/97
98/
99
100/
101
102/
103
Кролиководство (20 часов).
Биологические и хозяйственные особенности кроликов.
Содержание кроликов.
Кормление кроликов
Особенности кормления разных хозяйственных и возрастных групп кроликов.
Разведение кроликов.
Условия, влияющие на качество меха кроликов.
Забой кроликов и правила снятия шкурок мехового назначения.
Первичная обработка и хранение шкурок.
Дубильные вещества (растворы) и дубление шкурок.
Особенности пухового кролиководства.
Научно – исследовательская работа: «Влияние комбинированного и сухого типов кормления на продуктивность кроликов».
Изучить биологические особенности кроликов, их хозяйственное значение в решении продовольственной программы.
Рассмотреть научные основы содержания кроликов, помещения для кроликов, зоогигиенические требования содержания.
Ознакомить обучающихся с основами кормления кроликов в соответствии с нормами.
Рассмотреть особенности кормления хозяйственных и возрастных групп кроликов.
Ознакомить обучающихся с техникой забоя кроликов и правилами снятия шкурок.
Ознакомить обучающихся с технологией первичной обработки и хранения шкурок кроликов.
Изучить процесс обработки шкурок по этапам:
1 – отмачивание шкурок (отмока);2 – мездрение;3 – обезжиривание;4 – квашение и пикелевание;5 – дубление (таннидное и хромовое) ;6 – жировка и сушка. Также рассмотреть другие методы обработки шкурок.
Рассмотреть особенности пухового кролиководства.
Биологические особенности кроликов, особенности пищеварения кроликов, физиология размножения кроликов.
Напольное содержание, клеточное содержание кроликов, температурный и воздушный режим содержания.
Перепела, воздушный и температурный режимы содержания, состав полнорационныхкомбикормов для перепелов.
Фазаны, помещения и режимы содержания фазанов, рационы для кормления фазанов.
Цесарка – царская птица, особенности содержания и кормления цесарок, биологические способы борьбы с вредителями огородов.
ПР. Р. № 9. «Составление кормовых рационов для откорма кур».
125
126
127
128
129
130
131
Пчеловодство ( 7 часов).
Пчелиная семья как биологический и хозяйственный объект.
Основные породы пчел.
Селекционная работа в пчеловодстве.
Организация, размещение и оборудование пасеки.
Кормовая база, опыление пчелами сельскохозяйственных культур.
Профилактика и борьба с болезнями пчел.
Получение, переработка и использование продуктов пчеловодства.
Научно – исследовательская работа: «Влияние пород пчел и разных медоносных растений на продуктивность пчелиной семьи». Экскурсия на пасеку.
Изучить биологические особенности пчел и иерархию пчелиной семьи.
Изучить породы пчел, их биологические особенности (преимущества и недостатки).
Изучить особенности селекции в пчеловодстве.
Изучить особенности организации и размещения пасеки, необходимое оборудование пасеки.
Изучить дикорастущие и культурные медоносные растения, их биологическую ценность для кормовой базы пчел.
Изучить основные инфекционные и инвазионные болезни пчел, их профилактику и лечение.
Изучить разнообразие продуктов пчеловодства, их пищевую и биологическую ценность, применение и целебные свойства.
Биологические особенности пчел, иерархия пчелиной семьи, матка, трутни, рабочие пчелы.
Группы пчел: дикие и одомашненные. Популярные породы пчел: среднерусская (среднерусская темная лесная). Серая горная кавказская, желтая кавказская, карпатская, степная украинская, итальянская(лигурийская), краинская (карника), дальневосточная, бакфаст, кордован.
Объект селекции – пчелиная семья, продуктивность матки, рабочие пчелы, трутни, мужской партеногенез.
Нормативные требования к размещению пасеки, основные принципы расположения пасеки, правила размещения ульев, ориентация ульев, регистрация и маркировка, Россельхознадзор.
Кормовая база дя пчел, дикорастущие и культурные растения медоносы: абрикос, акация, актинидия, алтей, арония, барбарис, боярышник, бирючина обыкновенная, василек, вереск обыкновенный, вероника длиннолистная, вишня, груша, дейция, дереза (годжи), душица, ежевика, жимолость, золотарник, ива, иван – чай, калина, каштан, кермек, кларкия, клен, гречиха и др.
Профилактика и лечение болезней сельскохозяйственных животных и птиц (12 часов).
Инфекционные болезни жвачных животных.
Инфекционные болезни свиней.
Инфекционные болезни кроликов.
Инфекционные болезни птиц.
Инвазионные болезни животных.
Основные гельминтозы сельскохозяйственных животных и птиц.
Медикаментозные средства профилактики инфекционных и инвазионных болезней животных и птиц.
Изучить основные инфекционные болезни крупного и мелкого рогатого скота бактериальной и вирусной этиологии, их диагностику (по клиническим признакам), их лечение, а также меры борьбы и профилактики.
Изучить основные инфекционные болезни свиней, их диагностику (по клиническим признакам), лечение, а также меры борьбы и профилактики.
Изучить основные инфекционные болезни кроликов, их диагностику (по клиническим признакам), лечение, а также меры борьбы и профилактики.
Изучить основные инфекционные болезни птиц, их диагностику (по клиническим признакам), лечение, а также меры борьбы и профилактики.
Изучить основные инвазионные болезни животных и птиц, их диагностику (по клиническим признакам), лечение, а также меры борьбы и профилактики.
Изучить медикаментозные препараты применяемые при лечении от ленточных и плоских червей, от круглых червей (нематод).
Инфекционные болезни, общие для разных видов животных:
Медикаментозные средства лечения инвазионных болезней.
144/
145
Обобщение курса ( 2 часа).
Сельскохозяйственная деятельность человека, связанная с обеспечением населения РФ продуктами животноводства, птицеводства и пчеловодства.
Использование новейших технологий в сельском хозяйстве.
Изучить основные направления животноводства: скотоводство, свиноводство, овцеводство, козоводство, кролиководство, птицеводство, пчеловодство.
Животноводческие фермы и комплексы, птицеводческие хозяйства и птицефабрики, пасеки.
Литература для учителя
Алексеенко Ф. М. и др. Справочник по болезням и вредителям пчел. К.: Урожай, 1991.
1. И. А. Бакулов. Сельскохозяйственный энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1989.
2. Бессарабов Б. Ф. Ветеринарно – санитарные мероприятия по профилактике болезней птиц. – М.: Россельхозиздат, 1983.
3. Билаш Г. Д., Кривцов Н. И. Разводите пчел. – М.: Агропромиздат, 1992.
4. Борисьева А. Б. Использование отходов желатины при откорме свиней.
5. Бурлаков В. А., Иванова А. Ф. – Откорм свиней пищевыми отходами с добавлением в рацион антибиотиков и микроэлементов. 1969.
6. Вагин Е. А. и др. Скотоводство, свиноводство, овцеводство в приусадебных и крестьянских хозяйствах. М. 1992.
7. Венедиктов А. М. Справочник по кормлению сельскохозяйственных животных. М. – Россельхозиздат, 1983.
8. Верзилин И. М. Внеурочная работа по ботанике и зоологии в живом уголке и на учебно – опытном участке. М. «Просвещение» 1976.
9. Ветеринарный Энциклопедический Словарь. Гл. ред. В. П. Шишков. – М.: « Советская энциклопедия». 1981.
10. Ветеринарное законодательство : учебное пособие / А. С. Тищенко, И. В. Сердюченко ; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина". — Краснодар : КубГАУ, 2021.
11. Ветеринарные препараты: Справочник/Сост.: Ю. Ф. Борисович, Л. В. Кириллов; Под. Ред. Д. Ф. Осидзе – М.: Колос. 1981.
11. Викторов П. И. Совершенствование методов кормления, содержания и разведения свиней. Краснодар. 1988.
12. Все о животноводстве. Сост. Н. З. Быковская, В. Д. Булгаков. Донецк: ПФК «БАО», 2001.
23. Иванов К. М. и др. Приусадебное животноводство. Л.: Агропромиздат. Ленинго. Отделение, 1986.
24. Использование пищевых отходов в рационах для откормочных свиней. Центр исследования по животноводству ГДР, Реферативный журнал. М. 1990. № 6.
25. Калашников А. П., Смирнов Н. И., Стрекозов Н. И. и др. Справочник зоотехника. М. Агропромиздат, 1986.
26. Калоев, Б. С. Кормление сельскохозяйственных животных с основами кормопроизводства. Практикум / Б. С. Калоев. — Санкт-Петербург: Лань, 2022.
27. Кердяшов, Н. Н. Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов : учебное пособие / Н. Н. Кердяшов. — Пенза: ПГАУ, 2022.
28. Кормление свиней/Трончук И. С., Фесина Б. Е., Почерняева Г. М. и др. – М.: Агропромиздат, 1990.
29. Краткий справочник ветеринарного врача/ Н. М. Алтухов, В. И. Афанасьев, Б. А. Башкиров и др.; Сост. А. А. Кунаков, В. В. Филиппов. – М.: Агропромиздат, 1990.
30. Краткий справочник ветеринарного фельдшера. 3 – е изд., дополн. И перераб. Составитель проф. Г. А. Кононов. Л., «Колос», 1974.
31. Кукта Г. М. Технология переработки и приготовления кормов. М., «Колос», 1978.
32. Лечение заболевшей птицы/ авт. – сост. В. И. Авраменко. – М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
33. Лысов В. Ф., Замарин Л. Г., Чернышов А. И. Здоровый молодняк – основа высокопродуктивного стада. – Казань: Татарское кн. изд – во – 1988.
34. Макеева В. А., Никитов А. И. Внеклассная работа в школе. М. Просвещение, 1980.
35. Малис П. З. Разведение водоплавающей птицы в приусадебных хозяйствах. – Чебоксары: Чуваш. кн. Изд – во, 1982.
36. Митяев В. И. Кормовой животный жир в рационе молодняка свиней при концентратно – картофельном типе кормления. Реферативный журнал М. 1990, № 4.
37. Мозгов И. Е. Фармакология. – 8-е изд., доп. И перераб.- М. : Агропромиздат, 1985.
38. Никитин, И.Н. Национальное и международное ветеринарное законодательство. Учебное пособие / И.Н. Никитин. - М.: Лань, 2017.
39. Никитин, И. Н. Национальное и международное ветеринарное законодательство / Никитин И. Н., Никитин А. И. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022.
40. Нога Г. С. Биологические экскурсии в сельскохозяйственное производство. М. «Просвещение», 1979.
41. Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных: Справочное пособие. А. П. Калашников, Н. И. Клейменов, В. Н. Баканов и др. М.: Агропромиздат, 1985.
42. Олконен А. Г. Производство высококачественного молока. – М.: Колос, 1982.
43. Осадчий А. А. Птицы на вашем дворе: Справ. Пособие. – Донецк:Донбасс, 1987.
44. Основы ветеринарии: учебник для студ. вузов по спец. "Зоотехния" / И. М. Беляков, Ф. И. Василевич, А. В. Жаров [и др.]. - М. : Колос, 2004.
45. Паразитология и инвазионные болезни сельскохозяйственных животных / К. И. Абуладзе, Н. А. Колабский, С. Н. Никольский и др.; Под ред. А. И. Абуладзе. – М.: Колос, 1982.
46. Петрухин И. В., Петрухин Н. И. Кормление домашних и декоративных животных. Справочная книга. М. «Нива России» 1992.
47. Поляков И. И., Антиох Г. Г. Основы животноводства. М. «Колос» 1980.
48. Помытко В. Н. и др. Кролиководство. (Монография). М. «Колос», 1975.
49. Практикум по основам сельского хозяйства. И. М. Ващенко и др. М.: Просвещение, 1991.
50. Практикум по ветеринарной санитарии, зоогигиене и биоэкологии. Учебное пособие. - М.: Лань, 2013.
51. Приусадебное животноводство: Справочник/ К. М. Иванов, О. А. Елисеев, А. И. Нетеса и др. – Л.: Агропромиздат. Ленингр. отд – ние, 1986.
52. Прокопенко О. М. Микросвиноферма на пришкольном участке. Школа и производство. 1985, № 10.
53. Профилактика инфекционных болезней молодняка/ М. А. Шесточенко, Л. А. Таранова, В. И. Косенко и др. – М.: Колос, 1983.
54. Разведение пушных зверей / Н. И. Тинаев. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
55. Разведение экзотических домашних птиц / авт. – сост. С. П. Бондаренко. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.
56. Рядчиков, В. Г. Основы питания и кормления сельскохозяйственных животных / В. Г. Рядчиков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022.
57. Современная энциклопедия птицевода. Сост. Булгаков В. – Донецк: ПФК «БАО», 2001.
58. Содержание кур при производстве мяса / авт. – сост. А. Ф. Зипер. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
59. Содержание свиней /Авт. – сост. В. А. Остренко. – М: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2002.
60. Справочник ветеринарного врача. Под ред. П. П. Достоевского, Н. А. Судакова. К.: «Урожай». 1990.
61. Справочник по болезням жвачных / В. К. Чернуха, Е. В. Андреев, И. И. Белоконов и др. К.: Урожай, 1987.
62. Справочник по болезням свиней/ А. И. Собко, В. Ф. Романенко, Г. К. Божко и др.; Под ред. А. И. Собко – 2 – е изд., доп. и перераб. – К.: Урожай, 1988.
63. Справочник по ветеринарии / В. И. Баланин, В. У. Давыдов, Г. Л. Дугин и др. – Л.: Колос, 1979.
64. Справочник ветеринарных препаратов / П. П. Достоевский, П. Ф. Корниенко, Д. М. Вовк и др. – К.: Урожай, 1986.
65. Справочник технолога птицеводческого хозяйства. А. И. Вербовиков, Д. С. Ивлева, Р.И. Пилипчук и др. – К. Урожай, 1992.
66. Справочник по кормлению сельскохозяйственных животных / Сост. А. М. Венедиктов. – М.: Россельхозиздат, 1983.
67. Урбан В. П. Практикум по эпизоотологии и инфекционным болезням с ветеринарной санитарией. – Л.: Агропромиздат. Ленингр. отд – ние, 1987.
68. Червяков Д. К. и др. Лекарственные средства в ветеринарии. Справочник. М., «Колос» 1977.
69. Чернышов Д. Е. Организация опытнической работы в школе. М. «Просвещение», 1971.
70. Чижевский В. В. Все о домашней птице. – Днепропетровск: РВВ ОПДКД, 1999.
71. Чикалев А. И., Юлдашбаев Ю. А. Основы животноводства. Учебник для студентов ВУЗов. Санкт – Петербург: Лань, 2015.
72. Шевченко А. И. Разводите индеек. – М.: Агропромиздат, 1991.
73. Шишков В. П. и др. Ветеринарный энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия» М. 1981.
Литература для обучающихся
1. И. А. Бакулов. Сельскохозяйственный энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1989.
2. Билаш Г. Д., Кривцов Н. И. Разводите пчел. – М.: Агропромиздат, 1992.
3. Венедиктов А. М. Справочник по кормлению сельскохозяйственных животных. М. – Россельхозиздат, 1983.
4. Все о животноводстве. Сост. Н. З. Быковская, В. Д. Булгаков. Донецк: ПФК «БАО», 2001.
5. Демидов Н. В. Гельминтозы животных: Справочник.- ВО «Агропромиздат»:, 1987.
6. Иванов К. М. и др. Приусадебное животноводство. Л.: Агропромиздат. Ленинго. Отделение, 1986.
7. Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных: Справочное пособие. А. П. Калашников, Н. И. Клейменов, В. Н. Баканов и др. М.: Агропромиздат, 1985.
8. Петрухин И. В., Петрухин Н. И. Кормление домашних и декоративных животных. Справочная книга. М. «Нива России» 1992.
9. . Поляков И. И., Антиох Г. Г. Основы животноводства. М. «Колос» 1980.
10. Помытко В. Н. и др. Кролиководство. (Монография). М. «Колос», 1975.
11. Современная энциклопедия птицевода. Сост. Булгаков В. – Донецк: ПФК «БАО», 2001.
12. Чижевский В. В. Все о домашней птице. – Днепропетровск: РВВ ОПДКД, 1999.
13. Шишков В. П. и др. Ветеринарный энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия» М. 1981.
Приложение 1.
Инструктивная карточка проведения практической работы по теме: «Определение пород крупного рогатого скота (свиней, кроликов, кур, пчел)».
Цель работы: определить биологические, экстерьерные и физиологические особенности пород, методику их выведения, продуктивность и сделать выводы об их хозяйственном значении.
Оборудование: презентации, доклады, тексты описания пород, фотографии, рисунки пород животных.
Ход работы:
1. Используя презентации, тексты – описания, фотографии, рисунки пород крупного рогатого скота (свиней, кроликов, кур, пчел) определить особенности пород, методику выведения (приемы и схемы скрещивания при выведении), продуктивные качества.
2. Составить таблицу:
№
п/п
Название породы
Масса
Методика выведения породы
(эволюционное происхождение)
Автор и место выведения породы
Экстеръерные, биологические, физиологические и продуктивные качества породы
3. Сделать выводы об эффективности использования пород крупного рогатого скота (свиней, кроликов, кур,
Приложение 2.
Инструктивная карточка проведения практической работы по теме: «Изучение методики составления кормовых рационов для животных».
Цель работы: научиться определять суточную потребность животных в кормах, составлять кормовые рационы и балансировать их по питательным веществам, анализировать кормовую базу.
Оборудование: таблица суточных норм кормления животных в зависимости от их возраста и массы.
Ход работы:
1. Изучить суточные нормы кормления животных с учетом возрастных особенностей и массы животныз.
2. Ознакомиться по каким критериям балансируются кормовые рационы животных.
3. Составить таблицу суточных норм кормления животных (крупного рогатого скота, свиней, кроликов, кур). Суточные кормовые рационы для животных балансируются по: сухому веществу, кормовым единицам, сырому протеину, перевариваемому протеину, сырой клетчатке, кальцию, фосфору, аминокислотам (лизин, триптофан, метионин, цистеин). Учитывается также обменная энергия кормов.
Вид
жив
Мас
са
Сух.
вещ-
во
Корм.
Един.
Сыр
прот.
Пере-
вар.
прот.
Сыр.
клетч
Сыр
жир
Са
Р
Ли
зин
Тр
ип
то
фа
н
Ме
тио
нин
Цистеин
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
4. Сделать выводы о зависимости продуктивности животных от их полнорационного питания.
Приложение 3.
Инструктивная карточка проведения практической работы по теме:« Составление кормовых рационов кормления крупного рогатого скота (свиней, кроликов, кур).
Цель работы: изучить суточные нормы кормления крупного рогатого скота (свиней, кроликов, кур) с учетом кормовой базы, возраста и массы животных, научиться составлять, балансировать и анализировать кормовые рационы.
Оборудование: таблица суточных норм кормления крупного рогатого скота (свиней, кроликов, кур), примеры обзора кормовой базы (кормов), фотографии пород крупного рогатого скота (свиней, кроликов, кур).
Ход работы:
1. Проанализировать суточные нормы кормления крупного рогатого скота (свиней, кроликов, кур) с учетом возрастного показателя и массы животных.
2. Составить и сбалансировать кормовые рационы для кормления крупного рогатого скота (свиней, кроликов, кур) с учетом массы животных и кормовой базы (наличия кормов).
Кор-
ма
кг
Сух.
в-во
Корм
Ед.
Сыр.
прот
Пере
вар.
прот.
Сыр.
клетч
Сыр.
жир
Са
Р
Ли
зин
Трип
тофан
Ме
тио
нин
Цис
теин
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
3. Сделать выводы о необходимости полноценного кормления животных для максимальной реализации их генетического потенциала.
Примечание: Кормовые рационы балансируются по сухому веществу, кормовым единицам, сырому и перевариваемому протеину, сырой клетчатке, сырому жиру, кальцию, фосфору и аминокислотам: лизину, триптофану, метионину и цистеину.
Приложение 4.
Примерный образец проведения научно – исследовательской работы с животными по теме: «Влияние разных рационов кормления на продуктивность коров (свиней, кроликов).
Цель: определение пород животных по продуктивности, эффективность скрещивания разных пород, применение новых режимов кормления и содержания, введение в рационы разнообразных кормовых добавок. Развивать у учащихся жизненные компетентности, логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, развивать любовь и бережное отношение к природе.
План работы:
1. Введение.
2.Основная часть
2.1. История развития скотоводства.
2.2. Биология крупного рогатого скота.
2.3. История развития скотоводства в РФ.
3. Объекты и методика исследовательской работы.
Отбирают животных по группам (одинаковая порода, пол, возраст, масса), из них формируют две группы, опытную и контрольную.
Опыт делится на три этапа: 1 – й – подготовительный, в котором используют во всех группах основной рацион кормления. В основном периоде животных опытной группы переводят на экспериментальный рацион. Продолжительность этого периода определяется научным руководителем. В ходе эксперимента наблюдают за животными (за их физиологическим состоянием). В заключительном периоде животных опытной и контрольной групп переводят на основной рацион кормления. Результаты эксперимента контролируют методом периодического взвешивания животных, проводят анализ эксперимента и делают выводы об эффективности экспериментального рациона кормления.
4. Результаты и их обобщение.
Обобщают результаты эксперимента, делают выводы об эффективности эксперимента. Составляют графики, диаграммы, таблицы.
5. Выводы.
Делают выводы по работе, ее научное значение, пути использования результатов эксперимента на практике.
6. Литература.
Приложение 5.
Примерный образец проведения научно – исследовательской работы на тему: «Влияние продолжительности светового дня на яйценоскость кур».
Цель: определить вдияние продолжительности светового дня на яйценосность кур, генетические и физиологические возможности организмов кур, биологические особенности пород кур; развивать у обучающихся жизненные компетентности, творческие способности, логическое мышление, практические навыки, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, развивать и формировать любовь и бережное отношение к природе.
План работы:
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. История происхождения и одомашнивания кур.
2.2. Биологические особенности кур.
2.3. Развитие птицеводства в РФ.
3. Объекты и методика исследовательской работы.
Отбирают определенное количество кур одной породы и осенью, когда световой день укорачивается и яйценоскость кур снижается, включают искусственное освещение, за счет чего яйценоскость кур увеличивается.
4. Результаты работы и их обобщение.
Подсчитывают количество яиц за исследуемый период, делают выводы об эффективности эксперимента, составляют графики, диаграммы.
5. Выводы.
Делают выводы о значении птицеводства, результатах эксперимента и их использование.
6. Литература.
Тематика докладов и рефератов.
1.История изучения клетки.
2. История открытия нуклеиновых кислот.
3. История развития генетики. Генетические исследования.
4. Проблемы синтеза и биосинтеза белков.
5. Кормопроизводство.
6. Селекция. Методика выведения новых пород животных.
7. Биотехнология. Клеточная и генная инженерия.
8. Кормовые добавки, антибиотики, их значение в кормлении животных.
9. Роль ученых – биологов России в развитии селекции.
10. Влияние человека на окружающую среду.
11. Природоохранные мероприятия и территории России.
12. Основные источники загрязнения биосферы и их предупреждение.
13. Экологические проблемы России.
14.Роль перепончатокрылых насекомых в природе и жизни человека.