Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Мир вокруг нас" для 5-6 классов»
Ульяновская область
Новоспасский район
МБОУ «Садовская СШ»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас» для 5-6 классов
(70 часов:1 час в неделю в 5 классе, 1 час в неделю в 6 классе)
Учитель Моршакова Александра Геннадьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учётом нормативно- правовых документов:
Закон РФ «Об образовании».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОН от 06.10.2009»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г .№13-51-28/13»о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса».
Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные начального общего образования. ( Письмо Департамента общего образования МО России от12.05.2011 №03-296)
Программа составлена с учётом методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС второго поколения в учебно - воспитательном процессе образовательных учреждений Ульяновской области, представленной в программе:
Зубарева И.В. Программа кружка «Исследователь»// Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ. В 2 частях. Часть 2/ составители А.П.Мишина, Н.Г.Шевцова; под ред. Н.В. Калининой, В.В.Зарубиной.- Ульяновск: УИПК ПРО, 2011.-76 с.
Е.В. Спирина, М.Н.Карпова. Программа внеурочной деятельности «Исследователи природы» для учащихся 5 классов. Методические рекомендации.- Ульяновск:УИПКПРО,2014,33с.
Основная идея программы внеурочной деятельности – изучение природы родного края в процессе организации исследовательской деятельности учащихся.
Рабочая программа направлена на углубление знаний о природе родного края, взаимосвязях явлений в природе и обществе, знакомстве с принципами и способами охраны природы и способах самостоятельного получения знаний о фактах и явлениях. Общаясь с природой, обучающиеся развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.
Срок реализации программы – 2 года. занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу, за год 35 часов в 5 классе, 35 часов - в 6 классе.
Новизна и практическая значимость программы заключена в том, что изучение краеведческого материала осуществляется в процессе ознакомления и отработки навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение работ, развивающих творческие способности.
В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся теоретические занятия, исследования, экскурсии – осенью и весной.
Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала; развития любви и бережного отношения к природе малой Родины, формирование экологической культуры, навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей.
Задачи программы:
1.образовательные:
расширить и углубить знания о природе родного края;
освоить навыки исследовательской работы;
развивать представления о природе как единой целостной системе;
учить грамотно добывать информацию;
достигать более высоких показателей в учёбе.
2.Воспитательные:
способствовать воспитанию любви к природе родного края;
способствовать пониманию личной ответственности за природные объекты;
способствовать формированию умения и навыков общения, оформления исследовательских работ;
Условия реализации программы:
1.наличие опыта организации исследовательской деятельности у педагога;
2.расположение школы в близости с объектами исследования;
3.наличие методической литературы.
Основные принципы реализации программы:
научность;
доступность;
субъектность;
деятельный и личностный подходы;
результативность.
Формы занятий - теоретические:
1).беседа;
2)доклад;
3)викторина;
4)работа с источниками информации;
Формы занятий – практические:
1).экскурсии;
2)практикум в природе;
3)работа с компьютером.
Программой предусмотрены межпредменые связи:
с уроками географии: работа с картами;
с уроками русского языка: запись понятий, выражений;
с уроками изо: оформление творческих работ;
с уроками информатики: работа с компьютером;
с уроками математики: статическая обработка данных;
с уроками технологии: применение технологических навыков при проведении практических работ и природоохранных акций.
Основные предполагаемые результаты реализации программы:
научиться
Сформировать действия
знать
Видеть проблемы
рефлексировать
Особенности живой и неживой природы родного края
Ставить вопросы
целеполагать
Методики полевых исследовании и обработки данных
Выдвигать гипотезы
планировать
Правила работы в группе
Давать определения понятиям
моделировать
классифицировать
Проявлять инициативу
наблюдать
Вступать в коммуникацию
Проводить эксперименты
Делать выводы
Структурировать материал
Готовить доклады и сообщения
Работать с текстом
Применять полученные знания в жизни.
Основные предполагаемые личностные и метапредметные результаты реализации программы:
личностные
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Осознавать себя частью природы
Определять цель, искать средства её осуществления
Предполагать какая информация нужна
Организовывать взаимодействие в группе
Испытывать гордость за красоту природы села, Новоспасского района
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта
Выбирать основания для сравнения, классификации
Прогнозировать последствия коллективных решений
Самим формулировать простые правила поведения в природе
Составлять план выполнения задач, решения проблем, выполнения проекта совместно с учителем
Устанавливать аналогии и причинно- следственные связи
Оформлять свои мысли устно, письменно, с применением ИКТ.
Осознавать себя гражданином России
Уметь исправлять ошибки
Выстраивать логическую цепь рассуждений
Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Объяснять, что связывает самого себя с историей, культурой, судьбой своего народа
Использовать при работе дополнительные средства
Представлять информацию в виде таблиц, схем, эп.
Быть готовым изменить свою точку зрения.
Искать свою позицию среди мировоззренческих, общественных, эстетических и культурных предпочтений
Учиться давать оценку результатов проекта
Уважать иное мнение
Понимать причины неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации
Вырабатывать в конфликтных ситуациях правила поведения
В процессе освоения содержание программы её результативность проверяется с помощью систем диагностик: психологических, педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
Способы контроля и оценивания достижений обучающихся:
выставка продуктов детского творчества (рисунков, поделок,презентаций);
наблюдение за работой обучающихся;
выпуск листовок ,газет, плакатов, фотоальбома;
презентаций;
Функции контроля:
1.обучающая;
2.проверочная;
3.воспитывающая;
4.корректирующая.
Основные задачи оценивания:
развитие познавательных интересов обучающихся;
создание ситуации успеха для каждого ученика;
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
раскрытие творческих способностей каждого ребёнка.
Оценивание:
Личностных результатов
метапредметных
предметных
Соблюдение норм и правил поведения
Способность и готовность к освоению знаний. Их самостоятельному пополнению.
Способность к решению учебно- познавательных и учебно- практических задач.
Участие в общественной жизни школы и села
Способность к коммуникации
Прилежание и ответственность за результаты обучения
Способность к решению проблем
Готовности и способности делать осознанный выбор образовательной траектории
Способность к использованию ИКТ
Наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика.
Способность к саморегуляции, рефлексии.
Учебный план
5 класс
№
тема
Количество часов
содержание
Количество часов
1.
Введение.
3
Введение.
1
2.
Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем.
1
3.
Географическое положение и природа Новоспасского района
1
4.
Изучаем мир вокруг нас.
27
Экскурсия «Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы»
1
5.
Оформление отчёта об экскурсии
1
6.
Экскурсия «Цветочно-декоративные растения улицы «Школьная»
1
7.
Оформление отчёта об экскурсии
1
8.
Осенние учёты птиц.
1
9.
Оформление отчёта по результатам учётов птиц.
1
10.
Структура исследовательских проектов (знакомство с работами прошлых лет)
1
11.
Компьютер. Правила работы с компьютером. ТБ. Программы: Word, Power Point.
1
12.
Работа с текстовым редактором. Оформление листовок на тему «Птицы -наши друзья»
1
13.
Работа с интернетом, знакомство с поисковыми системами.
1
14.
Птицы Красной Книги Новоспасского района
1
15.
Изготовление кормушек из бросового материала. Правила кормления птиц зимой.
1
16.
Наблюдение за птицами на кормушках. Фотографирование.
1
17.
Оформление проекта «Птицы, зимующие в селе Садовое»
Участие в районном фестивале исследовательских работ
2
35.
Подведение итогов года. летние задания.
1
Содержание программы:
Тема 1. Введение 3 часа.
Ведение. Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование. Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем. Моё село на карте России, Ульяновской области. Географическое положение села и природные особенности Новоспасского района : рельеф, климат, гидрология, флора, фауна.
Тема 2.Изучаем мир вокруг нас 27 часов.
Методы исследований: маршрутный, ведение дневников наблюдений.
Правила обработки экскурсий, оформления отчетов. Методы исследований: обзор источников информации. Структура исследовательского проекта: введение, обзор источников информации, методы исследований, результаты исследования, выводы. Компьютер – помощник при работе над проектом. Правила ТБ при работе с ПК. Программы: Word, Power Point. Компьютер- источник информации. Работа с Интернетом, знакомство с поисковыми системами.
Правила кормления птиц зимой. Основной метод исследования - наблюдение. Наблюдение за птицами на кормушках. Работа над проектом «Птицы, зимующие в селе Садовое».
Библиотека – источник краеведческой информации. Знакомство с охраняемыми животными в ходе индивидуальной работы над проектами.
Знакомство с программой Power Point. Отработка навыков с программой. Презентация мультимедиа – презентация исследовательского проекта.
Музей – источник краеведческой информации. Работа в краеведческом музее. Знакомство с экспонатами прошлого Новоспасского района, ископаемыми останками животных.
Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам. Определение деревьев и кустарников школьной территории по зимующим побегам.
Как изменяет человек природу. Суруловская лесостепь- лесостепной памятник природы Новоспасского района. Пижма тесячелистная, тонкогоног жесткий, ива розмариновая - краснокнижные растения Ульяновской области. Природные символы села Садовое. Конкурс рисунков. Выпуск листовок «Сохраним первоцветы».
Экскурсии:
«Цветочно-декоративные растения улицы Школьная».
«Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы»
«Осенние учёты птиц»
«Следы на слегу»
«Прошлое нашего района»
Практические работы:
Работа с Интернет – ресурсами. Птицы Красной книги Новоспасского района Ульяновской области.
Определение деревьев и кустарников школьной территории по зимующим побегам.
Изготовление кормушек из бросового материала.
Составление картотеки охраняемых растений.
Творческая работа:
«Первоцветы села Садовое»
Тема 3. Подведём итоги. 5 часов.
Презентация полученных знаний умений и навыков. Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок. Защита исследовательских проектов. Фестиваль исследовательских работ. Рефлексия. Подведение итогов года. Летние задания.
Литература для обучающихся:
1.Благовещенский В.В. Редкие и исчезающие растения Ульяновской области /В.В. Благовещенский, Н.С.Раков. В.С.Шустов. – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1989.
2.Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т.Аксакова http: //uobdu-aksakov.org/
3. Ульяновская область. Животный мир. http://ulуanovsk.boom.ru/gm.html.
Литература для учителя:
1.Закон РФ «Об образовании».
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОН от 06.10.2009»
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
4.Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г .№13-51-28/13»о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса».
5.Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».
6.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные начального общего образования. ( Письмо Департамента общего образования МО России от12.05.2011 №03-296)
7.Зубарева И.В. Программа кружка «Исследователь»// Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ. В 2 частях. Часть 2/ составители А.П.Мишина, Н.Г.Шевцова; под ред. Н.В. Калининой, В.В.Зарубиной.- Ульяновск: УИПК ПРО, 2011.-76 с.
8.Е.В. Спирина, М.Н.Карпова. Программа внеурочной деятельности «Исследователи природы» для учащихся 5 классов. Методические рекомендации.- Ульяновск:УИПКПРО,2014,33с.
Учебно- тематическое планирование 5 класс
№
Тема занятия
Количество часов
Тип занятия
Планируемые результаты
Учебные действия
оборудование
предметные
метапредметные
личностные
1.
Введение.
1
Вводная беседа
Цели и задачи курса, значение исследования в получении знаний.
Регулятивные – учитывать ориентиры действия в новом учебном материале;
Познавательные – навыки поиска, анализа, и интерпритации информации;
Коммуникативные – участвовать в диалоге, слушать других, высказывать свою точку зрения
Формирование мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитию; развитие познавательных интересов учащихся, развитие критического и творческого мышления.
Участие в диалоге, формулировании задач
ПК, исследовательские проекты разных лет, грамоты. Сертификаты.
2.
Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем.
1
Поиск новых знаний
Качества характера поведения исследователя
Регулятивные: умение определять цели деятельности;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.
Готовность и способность к образованию.
Участие в диалоге, составление схемы
Фото известных исследователей
3.
Географическое положение и природа Новоспасского района
1
Актуализация знаний
Понятия : Россия, Ульяновская область, Новоспасский район на карте, геоположение, природа.
Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; познавательные: выстраивать логическую цепь рассуждений.
Осознавать себя частью природы и общества, гражданином России.
Работа с картой, анализ информации
Карты мира, России, Ульяновской области
4.
Экскурсия «Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы»
1
экскурсия
Маршрутный метод, наблюдение, фиксация данных.Систематика растений.
Регулятивные: учитывать ориентиры действия в новом материале ;
коммуникативные: готовность сотрудничать с одноклассниками и учителем;
познавательные: анализировать, группировать, сравнивать объекты, факты.
Искать свою позицию в многообразии культурных предпочтений; испытывать чувство гордости за красоту родной природы.
Наблюдение, фиксация данных, исследование.
Определители растений, бланки, планшеты, фотоаппараты.
5.
Оформление отчёта об экскурсии
1
Практическое занятие
Структура отчёта, методы обработки данных.
Регулятивные: использовать средства: справочники, ИКТ, инструменты;
познавательные: анализировать, сравнивать, группировать объекты, явления, факты.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Формирование уважительного отношения к истории и культуре своего села.
Обработка материалов, оформление отчётов.
Проекты прошлых лет
6.
Экскурсия «Цветочно-декоративные растения улицы «Школьная»
1
экскурсия
Деление растений на группы, сорта. Фотография как метод фиксации данных.
Готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Знакомство с проектами. Составление шаблона.
Презентации проектов прошлых лет
11.
Компьютер. Правила работы с компьютером. ТБ. Программы: Word, Power Point.
12.
Работа с текстовым редактором. Оформление листовок на тему «Птицы -наши друзья»
13.
Работа с интернетом, знакомство с поисковыми системами.
14.
Птицы Красной Книги Новоспасского района
15.
Изготовление кормушек из бросового материала. Правила кормления птиц зимой.
16.
Наблюдение за птицами на кормушках. Фотографирование.
17.
Оформление проекта «Птицы, зимующие в селе Садовое»