Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Большелогская средняя общеобразовательная школа
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).
- Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 34-х лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности. Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.
Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии. Достижению результатов обучения способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
- формирование ценностного отношения к живой природе; развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемойв процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 245, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, 35ч (1 ч в неделю) в 7, 70 часов (2 ч в неделю) в 8, 9 классах. В рабочую программу внесены изменения, которые связаны с несоответствием количества часов в базисном учебном плане и годовом календарном учебном графике МБОУ Большелогская СОШ. Поэтому КТП составлено на 68 часов в год. Компенсация учебного времени произведена за счет уплотнения учебного материала (объединены уроки №№40-41, №№49-50, №№61-62)
№ | Наименование разделов | Основное содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1 | Введение в основы общей биологии | Биология — наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. | – находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их; – характеризовать основные уровни организации живого; – понимать роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем, а для этого необходимо находить обратные связи в простых системах и их роль в процессах функционирования и развития живых организмов; • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. |
2 | Основы учения о клетке | Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке. Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток. | – перечислять основные положения клеточной теории; – характеризовать основные структурные элементы клетки, их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, особенности строения клеток разных царств живых организмов; – характеризовать обмен веществ в клетке и его энергетическое обеспечение; – характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток; – уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты; • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. | – объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов; – характеризовать индивидуальное развитие организма (онтогенез), образование половых клеток, оплодотворение и важнейшие этапы онтогенеза многоклеточных; – объяснять природу устойчивости нормального онтогенеза; • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве. Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. | – приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления; – характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности; – характеризовать природу наследственных болезней; • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. | – объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы); • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли | • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. |
7 | Учение об эволюции | Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Лабораторная работа. Изучение изменчивости у организмов. | – объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (свидетельства эволюции, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, учения о виде и видообразовании, о главных направлениях эволюционного процесса А.Н. Северцова, теорию искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы); – использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства. • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | – характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни; – объяснять место человека среди животных и экологические предпосылки происхождения человека; – характеризовать основные события, выделившие человека из животного мира. • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
9 | Основы экологии | Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Лабораторные работы: Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды. | – различать основные факторы среды и характеризовать закономерности их влияния на организмы в разных средах обитания; – пользоваться понятиями об экологической нише и жизненной форме, биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях; – характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении; – классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах; – характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем; – характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством; – находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. – применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. • В ходе представления проекта давать оценку его результатам. • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). |
№п.п | Дата 9а | Дата 9б | Дата 9в | Тема урока | Требования к результату | Виды контроля |
1 | План | План | | Биология – наука о живом мире | Знать: общие свойства живого; многообразие форм жизни уровни организации живой природы. Уметь: объяснять значение биологических знаний для современного человека давать характеристику уровням организации живой природы. | Текущий |
факт | факт | |
2 | | | | Методы биологических исследований | .Знать: назначение методов исследования в биологии Уметь: характеризовать и сравнивать методы между собой | Текущий |
| | |
3 | | | | Общие свойства живых организмов | Знать: признаки живых существ Уметь: сравнивать свойства живых организмов и тел неживой природы | Фронтальный |
| | |
4 | | | | Многообразие форм жизни | Знать: 4 среды жизни в биосфере, Отличительные особенности представителей разных царств в живой природе Уметь: характеризовать структурные уровни организации жизни | Текущий |
| | |
5 | | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни» | Знать: роль биологии в жизни человека, свойства живого; Уметь: владеть умением аргументировать свою точку зрения | Тематический. Тестирование |
| | |
6 | | | | Цитология. Многообразие клеток. Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток» | Знать: примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строении;. жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Уметь: Объяснять общность происхождения растений и животных. | Текущий практический |
7 | | | | Химические вещества в клетке | Знать: примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам; неорганич и органич вещества клетки; биологич значение микро и макроэлементов, биологич роль воды, солей неорганических кислот. Уметь: Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот | Фронтальный Биологический диктант |
| | |
8 | | | | Строение клетки | Знать: по немому рисунку прокариот и эукариот. способы проникновения веществ в клетку и функции основных органоидов клетки. | Работа по карточкам |
| | |
9 | | | | Органоиды клетки и их функции Л. р.№1 «Многообразие клеток. Строение растительной и животной клеток» | Уметь: Называть функции основных органоидов клетки. | Практический |
10 | | | | Обмен веществ – основа существования клетки | Знать: определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Уметь: Называть этапы обмена веществ, роль ,АТф и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в | Текущий |
| | |
11 | | | | Биосинтез белка в живой клетке | Знать: определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка Уметь: Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. | Фронтальный |
| | |
12 | | | | Биосинтез углеводов – фотосинтез | Знать: определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Уметь: Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. | текущий |
| | |
13 | | | | Обеспечение клеток энергией | Знать: определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы процесса диссимиляции. Уметь: Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ. | Текущий Биологический диктант |
| | |
14 | | | | Размножение клетки и ее жизненный цикл Л. р. №2 «Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками» | Знать: определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Уметь: Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | Практический Правила ТБ |
| | |
15 | | | | Деление клетки - митоз | Знать: определение понятию размножение; основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения; примеры растений и животных с различными формами и видами размножения; сущность бесполого и полового размножения. биологическое значение бесполого размножения. Уметь: Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза | |
| | |
16 | | | | Образование половых клеток. Мейоз | Знать: по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения. Уметь: Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. | |
| | |
17 | | | | Индивидуальное развитие организмов - онтогенез | Знать: Существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки Уметь: Использовать информационные ресурсы | |
| | |
18 | | | | Из истории развития генетики. Основные понятия генетики | Знать: Существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки Уметь: Использовать информационные ресурсы | |
19 | | | | Генетические опыты Г.Менделя | Знать: Существенные признаки биосистемы «организм»: обмен в-в и превращение энергии, питание, дыхание, транспорт в-в, связи с внешней средой Уметь: Объяснять целостность и открытость биосистемы | |
| | |
20 | | | | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Л. р. №3 «Решение генетически задач» | Знать: существенные признаки бактерий, цианобактерий, вирусов; строение и значение бактерий и вирусов, их размножение Уметь: приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами | |
| | |
21 | | | | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | Знать: Существенные признаки растений и растительной клетки; особенности процессов жизнедеятельности растений: питания, дыхания, фотосинтеза, размножения. Сравнивать способы полового и бесполого способов размножения организмов. Уметь: делать выводы на основе сравнения, объяснять роль растений в жизни человека | |
| | |
22 | | | | Взаимодействие генов и их множественное действие. | Знать: Существенные признаки растений разных групп, особенности строения споровых и семенных растений Уметь: различать и называть органы цветковых растений на натуральных объектах и таблицах, сравнивать значение спор и семян в жизни растений | |
| | |
23 | | | | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом | Знать: Существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов и лишайников на конкретных примерах Уметь: сравнивать строение грибов со строением растений и лишайников, делать выводы | |
| | |
24 | | | | Решение генетических задач | Знать: Существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, поведение животных, роль животных в жизни человека Уметь: различать на натуральных объектах и таблицах органы и системы органов животных | |
| | |
25 | | | | Наследственная изменчивость | Знать: Этапы изучения наследственности организмов, существенный вклад в изучение наследственности и изменчивости Г.Менделя. Современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости | |
| | |
26 | | | | Другие типы изменчивости Л. р. №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях» | Знать: доказательства родства человека с млекопитающими животными Уметь: сравнивать клетки, ткани организма человека и животных, выделять особенности биологической природы человека и его социальной сущности | |
27 | | | | Наследственные болезни, сцепленные полом | Знать: определение понятию размножение; основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения; примеры растений и животных с различными формами и видами размножения; сущность бесполого и полового размножения. биологическое значение бесполого размножения. Уметь: Называть процессы , составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза | |
| | |
28 | | | | Генетические основы селекции организмов | Знать: практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Уметь: Анализировать содержание основных понятий | |
| | |
29 | | | | Особенности селекции растений | Знать: практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Уметь: Анализировать содержание основных понятий Знать: Этапы изучения наследственности организмов, существенный вклад в изучение наследственности и изменчивости Г.Менделя. Современные достижения науки в исследованиях наследственности и изменчивости | |
30 | | | | Центры многообразия и происхождения культурных растений Основы селекции организмов | Знать: Понятия «наследственность» и «изменчивость», механизмы наследственности и изменчивости организмов Уметь: объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости | |
| | |
31 | | | | Особенности селекции животных | Знать: практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Уметь: Анализировать содержание основных понятий. | Практический Правила ТБ |
| | |
32 | | | | Особенности селекции растений | Знать: практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Уметь: Анализировать содержание основных понятий. | Практический Правила ТБ |
| | |
33 | | | | Основные направления селекции микроорганизмов | Знать: практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Уметь: Анализировать содержание основных понятий. | Текущий Биологический диктант |
| | |
34 | | | | Обобщение и систематизация знаний по темам «Общие закономерности жизни. Цитология. Онтогенез. Основы генетики и селекции» | Знать: отличительные признаки живых организмов, существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащим к разным царствам живой природы Уметь: использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций | Тематический |
35 | | | | Контрольная работа №1 по темам «Общие закономерности жизни. Цитология. Онтогенез. Основы генетики и селекции» | | Итоговый |
| | |
36 | | | | Представления о происхождении жизни на Земле в истории естествознания | Знать: основные идеи гипотез о происхождении жизни Уметь: объяснять постановку и результаты опытов Л.Пастера | Текущий |
| | |
37 | | | | Современные представления о возникновении жизни на Земле | Знать: определение термину гипотеза; этапы развития жизни Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. | фронтальный |
| | |
38 | | | | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни | Знать: определение термину Автотрофы, гетеротрофы, про- и эукариоты Уметь: Описывать начальные этапы биологической эволюции | текущий |
| | |
39 | | | | Этапы развития жизни на Земле | Знать: определение термину Ароморфоз, идиоадаптация. Уметь: приводить примеры растений и животных, существовавших в разные периоды развития земли. | текущий |
| | |
40 | | | | Идеи развития органического мира в биологии | Уметь: Давать определение термину эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Дарвина | Фронтальный |
41 | | | | Чарлз Дарвин об эволюции органического мира | Знать: определение термину Наследственность, изменчивость, борьба за существование. Уметь: Называть основные положения эволюционной теории Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование. | Текущий |
| | |
42 | | | | Современные представления об эволюции органического мира | Знать: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. | Текущий |
| | |
43 | | | | Вид, его критерии и структура | Знать: признаки популяции; критерии вида; содержание определения понятий вид, популяция. Уметь: Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции | Работа в группах, взаимоконтроль |
| | |
44 | | | | Процессы образования видов | Знать: примеры различных видов изоляции Уметь: Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования | фронтальный |
| | |
45 | | | | Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | Знать: определения понятиям прогресс и регресс. Уметь: Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. | текущий |
| | |
46 | 25.02 | | | Основные направления эволюции | Знать: определения понятиям Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация; основные направления эволюции. примеры ароморфозов и идиоадаптаций. понятия микро - и макроэволюция. Уметь: Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | Текущий, фронтальный |
| | |
47 | | | | Примеры эволюционных преобразований живых организмов | Знать: эволюционные преобразования животных на примере нервной, пищеварительной, репродуктивной систем. Эволюционные преобразования репродуктивной системы у растений, типы размножения у растительных организмов Уметь: объяснять причины формирования биологического разнообразия видов на Земле | Текущий Биологический диктант |
| | |
48 | | | | Основные закономерности эволюции Л. р.№5 «Изучение изменчивости у организма» | Знать: антропогенные факторы воздействия на экосистемы; последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Уметь: записывать выводы и наблюдения в таблицах, соблюдать правила ТБ | Практический Правила ТБ |
| | |
49 | | | | Эволюция приматов | Знать: действие общих законов развития в эволюции человека. | текущий |
| | |
50 | | | | Эволюционное происхождение человека | Знать: определения понятиям Антропология, антропогенез; происхождение человека, этапы антропогенеза, действие общих законов развития в эволюции человека Уметь: Объяснять место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими | Фронтальный |
| | |
51 | | | | Ранние этапы происхождения человека | Знать: признаки биологического объекта – человека; место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. Уметь: Перечислять факторы антропогенеза | текущий |
| | |
52 | | 14.03 | | Поздние этапы происхождения человека | Знать: признаки биологического объекта – человека; место и роль и человека в природе; родство человека с млекопитающими. Уметь: Перечислять факторы антропогенеза | Текущий тестирование |
| | |
53 | | | | Человеческие расы, их родство и происхождение | Знать: родство, общность происхождения и эволюцию человека. Уметь: Доказывать единство человеческих рас. | фронтальный |
| | |
54 | | | | Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли | Знать: Причины влияния человека на биосферу, результаты этого влияния, конкретные примеры полезной и губительной деятельности человека в природе Уметь: аргументировать необходимость бережного отношения к природе | текущий |
| | |
55 9б 53 | | | | Обобщение и систематизация знаний по темам «Происхождение и развитие жизни. Учение об эволюции. Антропогенез» | Знать: Существенные признаки вида, основные направления и движущие силы эволюции, причины многообразия видов, место человека в системе орг мира Уметь: Находить информацию в Интернете | тематический |
| | |
56 | | | | Контрольная работа №2 по темам «Происхождение и развитие жизни. Учение об эволюции. Антропогенез» | | Итоговый |
| | |
57 | | | | Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы | Знать: Существенные признаки сред жизни на Земле, характерные признаки организмов – обитателей этих сред жизни, черты приспособленности организмов к среде их обитания Уметь: Распознавать и характеризовать экологические факторы среды | Текущий |
| | |
58 | | | | Общие законы действия факторов среды на организмы | Знать: определения понятиям Экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, ограничивающий фактор. Уметь: Приводить примеры абиотических, биотических, антропогенных факторов и их влияние на организмы. | Фронтальный |
| | |
59 | | | | Приспособленность организмов к действию факторов среды Л. р. №6 «Приспособленность организмов к среде обитания» | Уметь: Выявлять приспособления организмов к среде обитания. | Текущий |
| | |
60 | 21.04 | | | Биотические связи в природе | Знать: определения понятиям конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. типы взаимодействия организмов. Уметь: Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов; организмов разных функциональных групп | Текущий |
| | |
61 | | | | Популяции | Знать: Существенные свойства популяции как группы особей одного вида, территориальное поведение особей популяции Уметь: анализировать содержание рисунка учебника, иллюстрирующего свойства популяций | Фронтальный Биологический диктант |
62 | | | | Функционирование популяций во времени | Знать: признаки биологического объекта – популяции; показатели структуры популяции. Уметь: Изучать процессы, происходящие в популяции | Текущий |
| | |
63 | | | | Природное сообщество, биогеоценозы, экосистемы и биосфера | Знать: определения понятиям Популяция, биоценоз, экосистема. компоненты биоценоза; признаки и свойства экосистемы. Уметь: Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Характеризовать структуру наземных и водных экосистем. Знать: вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. биохимич циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Уметь: Объяснять значение круговорота веществ Составлять схемы пищевых цепей. | Фронтальный Текущий |
| | |
64 | | | | Развитие и смена природных сообществ | Знать: Называть признаки экосистем и агроэкосистем; типы сукцессионных изменений; факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Уметь: Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичных и вторичных сукцессиях. Описывать свойства сукцессии. | Текущий |
65 | | | | Основные законы устойчивости живой природы | Знать: Существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем Уметь: Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы | Фронтальный |
| | |
66 | | | | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Лабораторная работа №7 «Оценка качества окружающей среды» | Знать: Уметь: пользоваться наиболее доступными методами оценки загрязнения окружающей среды | Текущий |
| | |
67 | | | | Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 9 класса | | |
| | |
68 | | | | Итоговая контрольная работа по курсу биологии 9 класса | | Заключительный |
| | |
69 | | | | Экскурсия в природу «Изучение и описание экосистемы своей местности» | Знать: современные экологические глобальные проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы, последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы Уметь: соблюдать правила поведения в природе | Практический |