kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 10 класс, УМК И.Н.Пономаревой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 1 час в неделю, поможет тем учителям, кто работает по линейке учебников "Алгоритм успеха".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс, УМК И.Н.Пономаревой»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии среднего общего образования (базовый уровень) с учетом авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2012).

Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010-2014, который входит в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года

Место учебного предмета в базисном учебном плане. В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312. в рамках основного общего образования на изучение предмета «Биология» в 10 классе выделен 1 час в неделю. Фактическое количество часов в соответствие с годовым календарным графиком МБОУ Большелогская СОШ на 2016-2017 учебный год составило 35 часа.

Планирование предметных результатов освоения предмета

В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать: основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);


  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;


вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;



уметь:


  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;


  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);


  • описывать особей видов по морфологическому критерию;


  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;


  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;


  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;


  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;



































Содержание учебного предмета

п.п

Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Общее количество часов

Сроки изучения

Лабораторные, практические, контрольные работы. Экскурсии

1

Введение в курс общей биологии

Содержание и структура курса общей биологии. Уровни организации живой материи

3



2

Биосферный уровень жизни


8



3

Биогеоценотический уровень жизни


7


Лабораторная работа №1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» Контрольная работа по темам 1-3


4

Популяционно-видовой уровень жизни


17


Лабораторная работа №2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов».

Лабораторная работа №3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных»


Итоговая контрольная работа по курсу биологии 10 класса














































Тематическое планирование

п.п

Наименование разделов

Основное содержание темы

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

1

Введение в курс общебиологических явлений


Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.

Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.

Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент).

Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Живой мир и культура.  Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.



• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.


2

  1. Биосферный уровень организации жизни


Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой материи.

Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.


• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.


3

Биогеоценотический уровень организации жизни

 


 Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.


• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

• Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.



4

Популяционно-видовой уровень

 


Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.

История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции.  Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.

Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).

Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.

Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.

Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.


• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.







Календарно-тематическое планирование

п.п

Дата

Тема урока (лабораторные,практические, контрольные работы)

Оборудование урока

Требования к результату

Виды контроля

Тема 1. Введение в курс общей биологии (3ч)

1


Содержание и структура курса общей биологии. Уровни организации живой материи.


Знать: ученых и их вклад в развитие биологической науки

Знать: содержание определений ключевых понятий

Уметь: Доказывать, что живые организмы – открытые системы

Выделять отличительные признаки живой природы

текущий

2


Значение практической биологии



фронтальный

3


Методы биологических исследований.

таблицы

Знать: ситуации использования методов познания.

Уметь: Характеризовать методы биологических исследований


Тема 2. Биосферный уровень жизни (8ч)

4


Учение о биосфере. Происхождение живого вещества

Таблицы, иллюстрирующие границы биосферы, портрет В.И.Вернадского, его книги

Называть свойства биосферы.

Приводить примеры типов биосферных веществ

Выделять структурные компоненты биосферы

Характеризовать особенности компонентов биосферы. Описывать биологический круговорот веществ.

Объяснять роль живого вещества биосферы в круговороте воды.

Текущий

РТ, С.80

5


Биологическая эволюция в развитии биосферы

Презентация

Знать: биологический круговорот веществ.

Уметь: Объяснять роль живого вещества биосферы в круговороте воды.


6


Условия жизни на Земле

Таблицы


фронтальный

7



Биосфера как глобальная экосистема

Таблицы

Знать: компоненты биосферы по заданному критерию.

Уметь: Выделять компоненты биосферы как глобальной экосистемы.

тестирование

8


Круговорот веществ в природе

Таблицы «Биоценоз пруда», «Биоценоз дубравы»


текущий

9


Особенности биосферного уровня организации живой материи


Знать: Выделять особенности биосферного уровня организации.

Уметь:Характеризовать биосферный уровень организации

текущий

10


Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

Презентация

Знать: содержание ключевых понятий

Уметь: Характеризовать этапы воздействия человека на биосферу

эссе

11


Обобщение и систематизация знаний по теме 2 «Биосферный уровень жизни»




Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни (7ч)

12


Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Биогеоценоз как био- и экоситема

Таблицы, иллюстрирующие флору и фауну разных частей света, биграфическая карта земного шара. Комнатные растения влажных и засушливых мест обитания, чечела и коллекции, таблицы с изображением биогеоценозов

Знать:содержания изучаемой темы

Уметь:Анализировать содержание определений ключевых понятий

Сравнивать биогеоценотический и биосферный уровни организации живой материи.


фронтальный

13


Строение и свойства биогеоценоза

Лабораторная работа №1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

Гербарии растений и препараты животных

Уметь:Приводить примеры коадаптаций

индивидуал

14


Совместная жизнь видов в лесном биогеоценозе


Таблицы, иллюстрирующие многообразие позитивных отношений между организмами


текущий

15


Причины устойчивости биогеоценозов


Знать причины устойчивости экосистем

Уметь: Выделять механизмы обеспечения устойчивости биогеоценозов.

Характеризовать влияние человека на устойчивость экосистем

тестирование

16


Зарождение и смена биогеоценозов

Таблицы, иллюстрирующие смену биоценозов, сезонные изменения в жизни растений

Знать:содержание определений ключевых понятий

Уметь: Различать типы смен биогеоценозов.

Объяснять причины смены экосистем.

Биол диктант

17


Обобщение и систематизация знаний по теме «Биогеоценотический уровень жизни»

Оборудование с предыдущих уроков


тестирование

18


Контрольная работа №1 по темам «Биосферный и биогеоценотический уровни жизни»



индивидуадьн

Тема 4. Популяционно-видовой уровень жизни (17ч)

19


Вид, его критерии и структура

Лабораторная работа №2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов».

Презентация «Вид и видообразование», живые экземпляры растений 2-3 видов на каждый стол

Знать: содержание определений ключевых понятий.

Уметь: Применять знания о морфологическом критерии для доказательства принадлежности организмов к разным видам.

индивидуальн

20


Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

.

Презентация или таблицы «Популяционная структура вида»

Знать: содержание определений ключевых понятий.

Уметь: Объяснять, почему вид называют этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции.

Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и как основную единицу эволюции.

фронтальный

21


Популяция как основная единица эволюции


Знать: содержание определений ключевых понятий.

Уметь: Объяснять, почему вид называют этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции.

Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и как основную единицу эволюции.

текущий

22


Видообразование – процесс возникновения новых видов

Таблица «Микроэволюция»

Знать: содержание определения понятия - видообразование.

Уметь: Объяснять причины эволюции, изменяемости видов

Характеризовать причины вымирания видов.

тестирование

23


Система живых организмов на Земле



текущий

24


Этапы антропогенеза

Таблица «Стадии развития человека»

Знать:признаки, сформированные у австралопитеков в связи с обитанием на открытых пространствах.

фронтальный

25


Человек как уникальный вид живой природы

Научно-популярная литература о происхождении чнловека

Знать: содержание определений ключевых понятий

Уметь: Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека.

текущий

26


История развития эволюционных идей

Презентация «Эволюция органического мира», портреты ученых

Знать: основные идеи креационизма и трансформизма

Уметь: Характеризовать идеи мировоззрение Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина.


27


Естественный отбор и его формы

Таблица « Естественный отбор» презентация «Жизнь и деятельность Ч.Дарвина


Биологический диктант

28


Современное учение об эволюции

Презентация «Современная теория эволюции»

Называть основные итоги эволюции.

Объяснять сущность основных закономерностей эволюции

текущий

29


Результаты эволюции и ее основные закономерности


Называть основные итоги эволюции.

Объяснять сущность основных закономерностей эволюции

фронтальный

30-31


Основные направления эволюции

Лабораторная работа №3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных»

Табл «Современная система органического мира», «Основные ароморфозы в развитии органического мира»

Знать: проявление путей биологического прогресса на основе анализа содержания рисунка.

Уметь: Характеризовать связь между тремя основными направлениями эволюции

индивидуальный

32


Особенности популяционно-видового уровня жизни


Знать: название «популяционно-видовой уровень».


Уметь: Выделять основные процессы популяционно-видового уровня

Текущий

33


Всемирная стратегия охраны природных видов

Презентации «Охрана биосферы»


фронтальный

34


Обобщение и систематизация знаний по теме 4 «Популяционно-видовой уровень жизни».



обобщающий

35


Итоговая контрольная работа по курсу биологии 10 класса



индивидуальный






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии 10 класс, УМК И.Н.Пономаревой

Автор: Зубова Ольга Александровна

Дата: 30.01.2017

Номер свидетельства: 385770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства