Рабочая программа по биологии для 10 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по биологии среднего общего образования (базовый уровень) с учетом авторской программы по общей биологии для 10-11 классов под ред. проф. И. Н. Пономаревой (М., «Вентана - Граф», 2012).
Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010-2014, который входит в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
№п.п | Наименование разделов | Основное содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся |
1 | Введение в курс общебиологических явлений | Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой. | • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: – осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; – с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; – учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). • Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. |
2 | Биосферный уровень организации жизни | Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы А.И.Опарина и Дж. Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня организации живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов. | • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. • В ходе представления проекта давать оценку его результатам. • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. |
3 | Биогеоценотический уровень организации жизни | Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования. | • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
4 | Популяционно-видовой уровень | Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни. | • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. |
№п.п | Дата | Тема урока (лабораторные,практические, контрольные работы) | Оборудование урока | Требования к результату | Виды контроля |
Тема 1. Введение в курс общей биологии (3ч) |
1 | | Содержание и структура курса общей биологии. Уровни организации живой материи. | | Знать: ученых и их вклад в развитие биологической науки Знать: содержание определений ключевых понятий Уметь: Доказывать, что живые организмы – открытые системы Выделять отличительные признаки живой природы | текущий |
2 | | Значение практической биологии | | | фронтальный |
3 | | Методы биологических исследований. | таблицы | Знать: ситуации использования методов познания. Уметь: Характеризовать методы биологических исследований | |
Тема 2. Биосферный уровень жизни (8ч) |
4 | | Учение о биосфере. Происхождение живого вещества | Таблицы, иллюстрирующие границы биосферы, портрет В.И.Вернадского, его книги | Называть свойства биосферы. Приводить примеры типов биосферных веществ Выделять структурные компоненты биосферы Характеризовать особенности компонентов биосферы. Описывать биологический круговорот веществ. Объяснять роль живого вещества биосферы в круговороте воды. | Текущий РТ, С.80 |
5 | | Биологическая эволюция в развитии биосферы | Презентация | Знать: биологический круговорот веществ. Уметь: Объяснять роль живого вещества биосферы в круговороте воды. | |
6 | | Условия жизни на Земле | Таблицы | | фронтальный |
7 | | Биосфера как глобальная экосистема | Таблицы | Знать: компоненты биосферы по заданному критерию. Уметь: Выделять компоненты биосферы как глобальной экосистемы. | тестирование |
8 | | Круговорот веществ в природе | Таблицы «Биоценоз пруда», «Биоценоз дубравы» | | текущий |
9 | | Особенности биосферного уровня организации живой материи | | Знать: Выделять особенности биосферного уровня организации. Уметь:Характеризовать биосферный уровень организации | текущий |
10 | | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы | Презентация | Знать: содержание ключевых понятий Уметь: Характеризовать этапы воздействия человека на биосферу | эссе |
11 | | Обобщение и систематизация знаний по теме 2 «Биосферный уровень жизни» | | | |
Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни (7ч) |
12 | | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Биогеоценоз как био- и экоситема | Таблицы, иллюстрирующие флору и фауну разных частей света, биграфическая карта земного шара. Комнатные растения влажных и засушливых мест обитания, чечела и коллекции, таблицы с изображением биогеоценозов | Знать:содержания изучаемой темы Уметь:Анализировать содержание определений ключевых понятий Сравнивать биогеоценотический и биосферный уровни организации живой материи. | фронтальный |
13 | | Строение и свойства биогеоценоза Лабораторная работа №1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе» | Гербарии растений и препараты животных | Уметь:Приводить примеры коадаптаций | индивидуал |
14 | | Совместная жизнь видов в лесном биогеоценозе | Таблицы, иллюстрирующие многообразие позитивных отношений между организмами | | текущий |
15 | | Причины устойчивости биогеоценозов | | Знать причины устойчивости экосистем Уметь: Выделять механизмы обеспечения устойчивости биогеоценозов. Характеризовать влияние человека на устойчивость экосистем | тестирование |
16 | | Зарождение и смена биогеоценозов | Таблицы, иллюстрирующие смену биоценозов, сезонные изменения в жизни растений | Знать:содержание определений ключевых понятий Уметь: Различать типы смен биогеоценозов. Объяснять причины смены экосистем. | Биол диктант |
17 | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Биогеоценотический уровень жизни» | Оборудование с предыдущих уроков | | тестирование |
18 | | Контрольная работа №1 по темам «Биосферный и биогеоценотический уровни жизни» | | | индивидуадьн |
Тема 4. Популяционно-видовой уровень жизни (17ч) |
19 | | Вид, его критерии и структура Лабораторная работа №2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов». | Презентация «Вид и видообразование», живые экземпляры растений 2-3 видов на каждый стол | Знать: содержание определений ключевых понятий. Уметь: Применять знания о морфологическом критерии для доказательства принадлежности организмов к разным видам. | индивидуальн |
20 | | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система . | Презентация или таблицы «Популяционная структура вида» | Знать: содержание определений ключевых понятий. Уметь: Объяснять, почему вид называют этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции. Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и как основную единицу эволюции. | фронтальный |
21 | | Популяция как основная единица эволюции | | Знать: содержание определений ключевых понятий. Уметь: Объяснять, почему вид называют этапом эволюции, а популяцию – единицей эволюции. Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и как основную единицу эволюции. | текущий |
22 | | Видообразование – процесс возникновения новых видов | Таблица «Микроэволюция» | Знать: содержание определения понятия - видообразование. Уметь: Объяснять причины эволюции, изменяемости видов Характеризовать причины вымирания видов. | тестирование |
23 | | Система живых организмов на Земле | | | текущий |
24 | | Этапы антропогенеза | Таблица «Стадии развития человека» | Знать:признаки, сформированные у австралопитеков в связи с обитанием на открытых пространствах. | фронтальный |
25 | | Человек как уникальный вид живой природы | Научно-популярная литература о происхождении чнловека | Знать: содержание определений ключевых понятий Уметь: Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека. | текущий |
26 | | История развития эволюционных идей | Презентация «Эволюция органического мира», портреты ученых | Знать: основные идеи креационизма и трансформизма Уметь: Характеризовать идеи мировоззрение Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. | |
27 | | Естественный отбор и его формы | Таблица « Естественный отбор» презентация «Жизнь и деятельность Ч.Дарвина | | Биологический диктант |
28 | | Современное учение об эволюции | Презентация «Современная теория эволюции» | Называть основные итоги эволюции. Объяснять сущность основных закономерностей эволюции | текущий |
29 | | Результаты эволюции и ее основные закономерности | | Называть основные итоги эволюции. Объяснять сущность основных закономерностей эволюции | фронтальный |
30-31 | | Основные направления эволюции Лабораторная работа №3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных» | Табл «Современная система органического мира», «Основные ароморфозы в развитии органического мира» | Знать: проявление путей биологического прогресса на основе анализа содержания рисунка. Уметь: Характеризовать связь между тремя основными направлениями эволюции | индивидуальный |
32 | | Особенности популяционно-видового уровня жизни | | Знать: название «популяционно-видовой уровень». Уметь: Выделять основные процессы популяционно-видового уровня | Текущий |
33 | | Всемирная стратегия охраны природных видов | Презентации «Охрана биосферы» | | фронтальный |
34 | | Обобщение и систематизация знаний по теме 4 «Популяционно-видовой уровень жизни». | | | обобщающий |
35 | | Итоговая контрольная работа по курсу биологии 10 класса | | | индивидуальный |