Рабочая программа курса: внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) «Птицы нашего края»
Рабочая программа курса: внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) «Птицы нашего края»
Планирование составлено на основе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова (ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова) по орнитологии авторской программы Г.Н. Царева, В.А. Назаренко, М.В. Корепова. Птицы нашего края (издание второе, дополненное): Три краеведческих спецкурса по орнитологии: Методическое пособие для учителей. Ульяновск УлГПУ, 2006.-с
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса: внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) «Птицы нашего края»»
Рабочая программа
Наименование курса: внеурочная деятельность (духовно - нравственное направление) «Птицы нашего края»
Класс 6
Уровень общего образования: основное общее образование
Руководитель: Неверова Наталья Федоровна
Сроки реализации программы: 2016 -2017учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 68 часов в год, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова (ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова) по орнитологии авторской программы Г.Н. Царева, В.А. Назаренко, М.В. Корепова. Птицы нашего края (издание второе, дополненное): Три краеведческих спецкурса по орнитологии: Методическое пособие для учителей. Ульяновск УлГПУ, 2006.-с
Рабочую программу составила - Неверова Н.Ф.
Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова (ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова) по орнитологии авторской программы Г.Н. Царева, В.А. Назаренко, М.В. Корепова. Птицы нашего края(издание второе, дополненное): Три краеведческих спецкурса по орнитологии: Методическое пособие для учителей. Ульяновск УлГПУ, 2006.-с
Задачи программы:
I Дать представление о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Познакомить учащихся с особенностями взаимоотношений человека и птиц, с перспективой их развития.
3.Привлечь школьников к практическому участию в охране птиц.
4. Вызвать у учащихся интерес к изучению природы родного края.
Программа рассчитана на 68 учебных часов в год, два занятия в неделю. Программа состоит из теоретических и практических занятий, включает в себя орнитологический вечер развлечений, КВН, час кроссвордов, игру «Поле чудес», конкурс «Отгадай по голосу» и заканчивается итоговым конкурсом «Юный орнитолог». Программа составлена с учетом времени года и годового цикла учебы в школе. Она рассчитана на использование, как в городских, так и в сельских условиях.
Тема №9 19 рассматривается учителем по выбору с учетом расположения школы. Темы№ 2, 3, 4, 27, 28, 29, 30, 31, 32 могут быть рассмотрены в природной обстановке или по усмотрению учителя в связи с природными возможностями и природными условиями. Итоговый конкурс «Юный орнитолог», желательно провести с однодневным выездом на природу. На занятиях необходимо использовать технические средства обучения: диапозитивы, слайды, кинофильмы, аудиозаписи, видеозаписи, карты, таблицы, фотографии со следами деятельности птиц, открытки, иллюстрации и т.д.
Ожидаемые результаты
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностными результатами освоения программы являются:
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами наблюдения и естественных наук;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
-воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
-формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются: -овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;-освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей среднего школьного возраста: формулирование с помощью учителя и самостоятельно цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
-формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Знать:
- основные этапы развития орнитологии.
- вредителей растений и способы борьбы с ними.
- о насекомоядных и зерноядных птицах.
- о необходимости подкормки птиц зимой.
- каких птицы называются хищными.
- охотничье-промысловых птиц.
- об изучении полета птиц и изобретении летательных аппаратов.
- ороли массовых видов птиц (чайки, воробьи, скворцы, грачи, вороны, голуби) в переносе и распространении вирусов.
- об использование пения птиц для лечения заболеваний.
- отношение к хищным птицам в современных условиях. Законодательство по охране хищных птиц.
- влияние деятельности людей на птиц.
- о красных книгах России и субъектов Российской Федерации (в частности Ульяновской обл.).
- какое место занимают птицы па гербах и флагах различных городов и стран.
- о правильном содержание и заботливом уходе птиц в неволе.
- об организациях, занимающихся пропагандой охраны птиц: Союз Охраны Птиц России, Всероссийское Общество Охраны Птиц.
- о том, что урбанизация естественного ландшафта прежде всего, сказывается на жизни птиц.
- о роли птиц как природных санитаров.
- методы защиты от злейших врагов птиц.
- о воздействии человека на природу, о путях увеличения полезных птиц.
- об эстетическом значение птиц.
Уметь:
- применять правила поведения в природе согласно Заповеди «Не навреди!»
- применять, обрабатывать различные источники информации применимо к данной деятельности.
- создавать простейшие засидки для наблюдения за птицами.
- вести дневники наблюдений за птицами согласно инструкциям.
- пользоваться определителем птиц.
- изготавливать кормушки для птиц, устанавливать приспособления для защиты от хищников.
- заготавливать и хранить корм для птиц.
- доносить орнитологическую информацию до остальных учащихся школы.
- обобщать, систематизировать собственные наблюдения.
- поддерживать связь, подавать ценные наблюдения в Союз Охраны Птиц через сайт «Птицы Среднего Поволжья»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Орнитология - наука о птицах.
Основные биологические особенности птиц.
а) Место и условия занятия.
Кабинет биологии. Классная комната.
б) Средства и методы.
Чучело птицы. Таблицы. Открытки.
Занятие проводится методом рассказа и беседы,
в) Содержание и объекты наблюдения.
Орнитология - наука о птицах, одна из самых древних биологических дисциплин. Основные этапы развития орнитологии. Орнитология в нашей стране, крупнейшие орнитологи России. Основные биологические особенности птиц. Птицы - обязательный элемент многих экосистем. Тело покрыто перьями. Передние конечности превратились в крылья. Приспособления птиц к полёту. Энергичный обмен веществ и высокая температура тела. Особенности поведения птиц. Широкое распространение птиц по земле.
2. Птицы и насекомые - вредители садов, полей и лесов.
а) Место и условия занятия.
Природное окружение: лес, поле, сад.
б) Средства и методы.
Таблицы с изображением насекомоядных птиц. Схемы, диаграммы.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Вредители растений и способы борьбы с ними. Агротехнический метод. Механический, физический, химический, биологический методы. Дать понятие о насекомоядных птицах. Биологические методы борьбы с насекомыми - Вредителями сельского хозяйства. Птицы и вредители сада. Птицы и вредители поля . Птицы вредители леса. Примеры. Привлечение птиц в сады, поля, леса.
Таблицы. Рисунки. Открытки с изображениями зерноядных птиц. Занятия проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать понятие о насекомоядных и зерноядных птицах. Рассказать о зерноядных птицах. Дикие голуби: вяхирь, клинтух, горлицы. Куриные птицы: глухарь, тетерев, серая куропатка. Мелкие воробьиные птицы: чечевица, зеленушка, щегол, чиж, коноплянка, овсянки, жаворонки. Их роль в уничтожении семян сорных растений. Птицы - сеятели леса: сойка, кедровка, свиристели, дрозды,
клесты, чечетки, зарянки и т. д. Привести примеры. Птиц поедающих ягоды разделить на тех, кто употребляет мякоть (дрозды, свиристели), и тех, кто – ядра (дубонос).
4. Заготовка кормов для птиц.
а) Место и условия занятия.
Парк. Сквер. Сад. Ближнее природное окружение.-
б) Средства и методы.
Для сбора семян использовать целлофановые пакеты и различные коробки, пластмассовые бутылки.
Занятие проводится методом беседы и практической работы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Рассказать о необходимости подкормки птиц зимой. Познакомить учащихся с местом сбора семян, его особенностями. Рассказать о правилах техник безопасности. В парках, скверах, долинах рек, поросших кустарником, сада, собирают семена ясеня, березы, сирени, акации, ягоды рябины, калины, черемухи шиповника, боярышника и т.д. На пустырях, огородах, в оврагах собирают семена лебеды, крапивы, репейника, конского щавеля и т. д. Дают задание детям собрать семена и ягоды в течение сентября-октября. Провести сбор, сушку и упаковки семян, несоленого сала для подкормки птиц в зимний период. Дома подобрать место для установки кормушки.
Вспомнить вместе с учащимися, какие птицы называются хищными. Каковы особенности строения дневных и ночных хищных птиц. Рассказать о биологии особенно полезных в сельском и лесном хозяйстве хищных птицах: кобчике, пустельге, канюке, коршуне, лунях, орлах. Привести примеры их полезной деятельности в борьбе с грызунами. Рассказать о роли сов в борьбе за урожай.
Остановиться на биологии филина, неясытей, ушастой и болотной совы, сычей. Привести примеры их полезной деятельности. Рассказать об охране хищных птиц и сов, и их привлечении на искусственные гнездовья.
6). Охотничье-промысловое значение птиц.
а) Место и условия занятия.
Кабинет биологии. Классная комната.
б) Средства и методы.
Таблицы. Открытки. Слайды.
Занятие проводится методом рассказа и беседы,
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать понятие об охотничье-промысловых птицах. Рассказать о глухаре, тетереве, рябчике, куропатках, вальдшнепе, болотной и водоплавающей дичи. Познакомить учащихся с их внешним видом и особенностями биологии. Рассказать о распространении, местах обитания и основных способах охоты. Охрана охотничье-промысловых видов птиц в нашей стране. Дать понятие о вреде весенней охоты на птиц. Изготовление кормушек для птиц.
а) Место и условия занятия.
Классная комната. Школьная мастерская.
б) Средства и методы.
Необходимые материалы и инструменты.
Занятие проводится методом рассказа, беседы и практической работы.
а) Содержание и объекты наблюдения.
Рассказать о назначении кормушек. Познакомить учащихся с видами кормушек: столики, лотки, ящики, домики, булавки, бутылочные кормушки и т.д. Дать детям инструкцию по изготовлению дома с родителями кормушку для птиц. Дать детям инструкцию по изготовлению и размеры различных видов кормушек. Разъяснить детям, где лучше установить кормушку и как проводить наблюдения. Коллективно изготовить стационарную кормушку, используя оконную раму, и установить ее на пришкольном участке.
8. Птицы и авиация.
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Иллюстрации из книг и журналов.
Занятие проводится методом рассказа.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Рассказать об изучении полета птиц и изобретении летательных аппаратов. Проблема орнитологической безопасности полетов. История столкновений самолетов с птицами. Повреждения самолетов, аварии и трагические случаи следствие столкновения самолетов с птицами. Примеры столкновений. Авиационная орнитология - область науки, занимающаяся разработкой биологических (хищные птицы - сокола, ястреба) и технических мер (шумы и др.) предупреждения столкновений самолетов с птицами. Сезонная динамика столкновений самолетов с птицами. Защита самолетов oт птиц в период миграций. Орнитологическая обстановка аэродрома «Ульяновск - центральный» (массовые суточные миграции варановых через зону аэропорта).
9. Птицы и медицина.
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средство и методы.
Иллюстрации из книг и журналов.
Занятие проводится методом рассказа,
в) Содержание и объекты наблюдения.
Птицы - наиболее важные хозяева и переносчики вирусов. Значение сезонных миграций птиц в процессе переноса вирусов из одной климатической зоны в другую. Роль массовых видов птиц (чайки, воробьи, скворцы, грачи, вороны, голуби) в переносе и распространении вирусов. Распространение птицами гамазовых клещей, орнитоза, классической чумы птиц, гриппа, энцефалита, гельминтозных заболеваний и т.д. Разработка концепций бактериологических войн с использованием птиц. Использование пения птиц для лечения заболеваний.
10. Соколиная охота.
а) Место и условия занятий.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Таблицы. Иллюстрации из книг и журналов. Открытки.
Занятие проводится методом рассказа.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Использование крупных соколов: кречета, сапсана, балобана в качестве ловчих птиц на соколиной охоте. Использование ястребов (тетеревятник) и орлов (беркут) в качестве ловчих птиц. Забота человека о хищных птицах и их охрана в период расцвета соколиной охоты (пример крайнего критического состояния популяций балобана из-за нелегального отлова в охотничьих целях). Отношение человека к хищным птицам как к конкурентам в связи с изобретением и распространением охотничьего огнестрельного оружия. Компания по борьбе с пернатыми хищниками в начале и середине нашего века, её последствия. Отношение к хищным птицам в современных условиях. Законодательство по охране хищных птиц. Использование ловчих птиц для отпугивания птиц с аэродромов, рыбхозов, виноградников и т.д.
11. Технический прогресс и птицы.
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Иллюстрации из книг и журналов.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Преобразование природы человеком. Влияние деятельности людей на птиц. Причины падения численности многих видов птиц: рубка лесов, сооружение плотин, распашка целинных земель, развитие сельского хозяйства, осушение болот и пойменных лугов, постройка линий электропередач, развитие авиации, загрязнение вод нефтепродуктами, применение ядохимикатов и удобрений и т. д. Противоречивость отношений человека е птицами. Стратегия охраны птиц: сохранение редких и исчезающих видов птиц, защита местообитаний птиц от уничтожения и загрязнений, международное сотрудничество (разнообразные конвенции, договоры и т.д.)
12. Природоохранные территории и их роль в сохранении птиц.
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Географические карты. Иллюстрации. Открытки.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Влияние деятельности людей на снижение численности птиц. Дать классификацию ООПТ, основные отличия и режим различных форм. Рассказать о назначении государственных заповедников и их роли в охране птиц. Дать понятие о заказниках, для чего они создаются. Виды заказников: республиканские и местного значения. Познакомить с основными заказниками нашей области. Рассказать об их значении и охраняемых видах. Дать понятие о национальных парках и их значении. Рассказать о назначении и зеленых зон и их роли в создании благоприятной экологической обстановки и сохранении природных комплексов. Памятники природы. Остановиться на памятниках природы нашей области.
13. Охрана и восстановление редких и исчезающих видов птиц.
а) Место и условия занятия.
Классная комната. Отдел природы краеведческого музея.
б) Средства и методы.
Открытки. Плакаты. Иллюстрации.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать понятие о красных книгах России и субъектов Российской Федерации (в частности Ульяновской обл.). Привести примеры видов птиц, занесенных в красные книги, познакомить учащихся с их биологией и охраной. Краснокнижные исчезающие виды птиц нашей области (и красную книг Ульяновской области занесено 58 видов).
14. Орнитологический вечер развлечений.
а) Место и условия занятия.
Актовый зал. Классная комната.
Соответствующее праздничное оформление.
б) Средства и методы.
Киноаппарат. Видеоматериал. Магнитофон. Проигрыватель. Записи голосов птиц. Дидактический материал к играм и т. д.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Провести конкурс на инсценированную песню, сказку, басню о птицах. Провести конкурс новогодних игрушек «Птица чудо природы». Занимательная викторина, игры орнитологического содержания. Кинофильм о птицах и т.д.
15. Птицы на гербах и флагах разных стран, и коллекциях нумизматов и филателистов.
а) Место и условия занятия.
Классная комната. Клуб нумизматов или филателистов.
б) Средства и методы.
Открытки, иллюстрации, коллекции монет и марок.
Занятие проводится методом рассказа, беседы. Просмотр коллекций.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Рассказать о том, какое место занимают птицы па гербах и флагах различных городов и стран. Дать понятие о нумизматике. Образ птицы на монетах. Дать понятие о филателии. Образ птицы на марках. Познакомиться с коллекциями нумизматов и филателистов.
16. КВН «Птицы - наши друзья».
а) Место и условия занятия.
Классная комната. Соответствующее оформление.
б) Средства и методы.
Чучела птиц. Гнезда. Открытки. Листовки и плакаты.
Занятие проводится методом игры.
в) Содержание и объекты наблюдения.
План проведения: Размещение болельщиков и зрителей. Выбор капитанов болельщиков. Открытие КВН ведущими. Знакомство с составом жюри. Выход и приветствие команд. Разминка команд. Ведущими задаются по два вопроса каждой команде, на обдумывание - 30 секунд. Конкурс эрудитов. Конкурс команд. Конкурс художников. Конкурс болельщиков. Домашнее задание. Номера художественной самодеятельности. Оценка конкурсов и подведение итогов.
17. Друзьям птиц. Несколько полезных советов.
а) Место и условия занятия.
Кабинет биологии. Живой уголок. Классная комната.
б) Средства и методы.
Различные клетки и вольеры. Кормушки и поилки. Купалки. Гнездовые устройства. Открытки. Иллюстрации.
Метод рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Чаще всего в неволе держат птиц. Правильное содержание и заботливый уход –гарантия хорошего состояния и долгой жизни птиц в условиях неволи. Рассказать о подборе клетки, отвечающей требованиям данного вида. Состав кормов и кормление птиц. Корм должен быть приближен к естественному. Остановиться на правилах гигиены. Особенности содержания зерноядных птиц: чижей, щеглов, овсянок, жаворонков, коноплянок, снегирей, и т. д. Особенности содержания насекомоядных птиц: соловьев, славок, дроздов, зарянок и т.д.
Практические советы: размещение клетки, роль света в жизни птиц, защита от сквозняков, витаминная подкормка, сохранение у птиц яркой окраски, линька. Особенности группового содержания птиц.
18. Могут ли птицы приносить вред?
Методы предупреждения возможного вреда.
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Иллюстрации книг и журналов.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Зависимость вреда и пользы птицы от комплекса различных условий. Каждый вид птицы занимает свое место в биоценозе. Питание птиц в разные времена года может быть совершенно различным. Скворцы, воробьи - примеры изменения хозяйственной значимости птиц в зависимости от времени года. Изменение деятельности птиц в зависимости от погоды, времени дня и т.д. Зависимость полезности, либо вредности вида от его численности, и численности естественного корма (ястреба, орлы). Экологические аспекты защиты от биоповреждений, вызываемых птицами. Методы предупреждения вреда, причиняемого птицами. Методы борьбы и отпугивания.
19.Практическое значение птиц своею города, населенного пункта (по выбору).
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Иллюстрации из книги журналов. Фотографии. Открытки.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание объекта наблюдения.
Рассказать о том, что урбанизация естественного ландшафта прежде всего, сказывается на жизни птиц. Происходит быстрое изменение городских ландшафтов. Экологическая пластичность и приспособления птиц к урбанизированным ландшафтам. Типичные птицы-горожане ведут оседлый образ жизни. Взаимодействие различных видов между собой. Массовые виды: серые вороны грачи, голуби, чайки, воробьи Численность массовых видов. Влияние озеленения озеленение городов на численность гнездящихся видов. Взаимоотношения птиц и человека в городе, Регуляция численности массовых видов птиц. Птицы индикаторы общего состояния урбанизированного ландшафта. Птицы и архитектурные сооружения. Медицинское значение птиц в городах. Изменение городской орнитофауны под воздействием антропогенного фактора. Способы охраны и привлечении птиц в условиях города (подкормка, искусственные гнездовья, пропаганда охраны). Дать детям задание-инструкцию по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
20. Час кроссвордов.
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Бумага, линейки, карандаши, ручки. Литература по орнитологии.
Занятие проводится методом рассказа, беседы и практического выполнения заданий по составлению и решению кроссвордов.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Дать понятие о кроссвордах. Познакомить с методикой их составления.
Составить кроссворды по темам:
Орнитология.
Отечественные орнитологи.
Птицы нашей родины.
Птицы родного края.
Зимующие птицы.
Хищные птицы.
Водоплавающие птицы.
Птицы леса.
Птицы открытых пространств: поля, луга, степи.
Певчие птицы.
Охотничье-промысловые птицы.
Птицы города.
Птичья столовая.
Дать домашнее задание: составить кроссворды по избранной теме и красочно их
оформить.
Определить лучшие кроссворды.
21. Разведение редких видов птиц.
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Иллюстрации из книг. Экскурсии в питомники, центры помощи диким птицам.
Занятие проводится методом рассказа.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Вольерное разведение редких гнид - новый этап в охране диких птиц. Работа питомников по разведению редких видов птиц. Устройство и оборудование питомников. Основные правила ухода за птицами. Подготовка птиц к размножению. Выращивание птенцов. Pеипродукция птиц в природу. Примеры разведения диких птиц: журавлеобразных (Окский заповедник), дрофиных, гусеобразных, куриных, хищных.
22. Пропаганда охраны редких видов птиц.
Выпуск листовок и плакатов по охране птиц.
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Бумага, краски, тушь и т.д.
Занятие проводится методом рассказа, беседы и практической работы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Рассказать об организациях, занимающихся пропагандой охраны птиц: Союз Охраны Птиц России, Всероссийское Общество Охраны Природы и т.д. Использование печати, радио, телевидения для пропаганды охраны птиц. Птицы на календарях, спичечных этикетках, конвертах, значках, наклейках и т.д. Выпуск листовок, плакатов, буклетов по охране птиц. Организация выставки. Самый лучший способ пропаганды - это вовлечение большего количества детей и взрослых в практическую работу по охране и привлечению птиц.
Птицы, истребляющие мух - разносчиком различных желудочно-кишечных заболеваний, выполняющие санитарную роль: серии мухоловка, лапочки, стрижи, трясогузки и т.д. Вороны, сороки, коршуны, грифы и некоторые орлы, поедая падаль и различные отбросы, выполняют санитарную рот. Привести примеры. Рассказать о роли хищных птиц в уничтожении больных и ослабленных животных и птиц, что способствует оздоровлению их популяции (естественный отбор). Привести примеры.
24. Враги птиц и методы борьбы с ними.
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Иллюстрации из книг и журналов.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Бродячие домашние кошки - злейшие враги птиц. Методы защиты птиц от кошек. Разоряют гнезда, а при случае и ловят взрослых птиц собаки, лисицы, ласки, хорьки, ежи, куницы, кабаны и даже белки. Защита гнезд птиц от лазающих хищников.
Разоряют гнезда врановые птицы. Способы защиты искусственных, гнездовий от серых ворон, галок и сорок. Регулирование численности таких хищных птиц, как болотный лунь, ястреб-тетеревятник и перепелятник в охотничьих хозяйствах. Борьба с браконьерством.
25. Игра «Поле чудес» по теме «Птицы».
а) Место и условия занятия.
Актовый зал. Классная комната.
б) Средства и методы.
Рулетка. Призы. Черный ящик и т. д. Занятие проводится в виде игры.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Игра проходит в три тура. В каждом туре участвуют по 3 игрока – победители конкурса кроссвордов. Игроки вращают рулетку, набирают очки и отгадывают буквы в словах-заданиях.
Примеры заданий:
1. Какая птица носит птенцов на спине? (Чомга), (Большая поганка).
2. Какая птица имеет название известной детской игрушки? (Волчок), (Малая выпь).
3. Какая наша сумеречная птица может издавать звуки, похожие на шум
работающего мотора? (Козодой).
Победители трех туров участвуют в финале. Примеры заданий для финала:
1. Какой наш голубь гнездится в дуплах деревьев? (Клинтух).
2. Какая водоплавающая птица в брачный период, главным образом на зорях, может издавать громкие разнообразные звуки, напоминающие стон, карканье, мяуканье и даже хохот? (Гагара).
Примеры заданий для супер игры:
1. Самцы какой птицы в брачном наряде имеют характерные воротники, хохолки,
бороды и совершенно индивидуальную окраску? (Кулик Турухтан).
Примеры задания игры со зрителями:
1.Какую птицу в народе называю'! «баба», «баба птица», «бабуся», «баба-яга»,
«кудрявая баба»? (Кудрявый пеликан).
2. Каких птиц на земле больше всего" (Куры 1 миллиарда, на втором месте воробьи).
Победители игры награждаются призами
26. Охота - страсть миллионов.
а) Место и условия занятия.
Классная комната.
б) Средства и методы.
Иллюстрации из книг и журналов.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Охота - древнейшее занятие человека. Любителъская охота в наши дни является фактором оздоровления населения, активного отдыха, источником бодрости и духовного равновесия. Она дарит людям радость общения с природой. Охота - массовый, подлинно народный вид спорта. Миллионы людей в нашей стране посвящают охоте свой досуг. Охот увлечение людей различных профессий и возрастов.
Разнообразие видов охот в нашей стране. Охота - путь познания родной природы.
Охота в русской классической прозе и потаим. Выдающиеся и известные охотники. Охота и ее роль в накоплении знаний по биологии и экологии. Отечественный и зарубежный опыт ведения охотничьего хозяйства. Охота на пернатую дичь - самая спортивная охота. При этом охота должна быть разумна, и не должна приносить ущерб жизнеспособности популяций диких птиц.
27. Дичеразведение. Биотехника. Пути увеличения полезных птиц.
Занятие проводится методом рассказа, беседы и практических действий.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Рассказать о том, что современное охотничье хозяйство ведется в условиях
интенсивного воздействия человека на природу. Это отрицательно сказывается на жизни животных и птиц. Чтобы уменьшить отрицательное воздействие деятельности человека на животный мир, в охотхозяйствах занимаются дичеразведением и биотехническими мероприятиями. и биотехническим мероприятиям относятся: зимняя подкормка животных и птиц, улучшение кормовых и гнездопригодных условий, создание искусственных водоемов и зон покоя, создание галечников, порхалищ и искусственных гнездовий, борьба с воронами, хищниками и болезнями. Принять участие в посильных биотехнических мероприятиях: развешивание искусственных гнездовий, установить на скворечники и дуплянки защитные устройства от кошек и ворон, расставить аншлаги с природоохранным содержанием, провести посадку деревьев, чистку гнездовий и т.д.
28. Охота за голосами. Конкурс: «Отгадай по голосу»
а) Место и условия занятия.
Природное окружение. Классная комната.
б) Средства и методы.
Записи голосов птиц.
Занятие проводится методом рассказа, беседы, прослушивания голосов птиц.
в) Содержание и объекты наблюдения.
«Язык» птиц. Научное и практическое значение изучения «Языка» птиц.
Разнообразие и классификация звуков, издаваемых птицами. Неголосовые звуки.
Голосовые сигналы птиц: Призывные сигналы; Сигналы тревоги; Сигналы специального назначения. Пересмешники и говорящие птицы. Что надо знать и уметь, чтобы записывать голоса птиц. Способы и приемы охоты за голосами. Прослушивание голосов птиц. Провести конкурс: «Отгадай по голосу». Прослушать записи пения соловья, певчего дрозда, зяблика, чечевицы, иволги, садовой славки, жаворонка, пеночек.
29. Охрана птиц при лесных и сельскохозяйственных работах.
а) Место и условия занятия.
Лес. Поле. Классная комната.
б) Средства и методы.
Иллюстрации из книг и журналов.
Занятие проводится методом рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Большое значение для сохранности птичьих гнезд имеет время производства различных лесных работ. Рубка леса, вывоз хвороста и дров, раскорчевка пней в период гнездования гибельны для птиц. В кучах хвороста гнездятся очень многие виды птиц. При беспокойстве птицы крупные птицы могут покинуть свои гнездовья. Сохранение дуплистых деревьев или использование их для изготовления дуплянок. Недопустим выпас скота в лесу в местах концентрации птиц в период гнездования. Гибель птиц под сельскохозяйственными машинами в период проведения полевых работ. Правила проведения сельхозработ: скашивание трав и жатва хлебов, сохранение лугов и водно-болотных угодий. Создание небольших прудов для привлечения птиц в безводных районах.
30. Птицы в объективе (о фотоохоте).
а) Место и условия занятия.
Лес. Парк. Сквер. Классная комната. Живой уголок.
б) Средства и методы.
Фотоаппараты. Фотографии птиц. Слайды. Иллюстрации из книг и журналов.
Занятие проводится методом рассказа, беседы и практического фотографирования птиц.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Что такое фотоохота. Технические средства фотоохоты. Виды и способы фотоохоты. Охота на засидке (съемка из укрытия). Ходовая охота (съемка с подхода). Съемка птичьих гнезд. Снаряжение и организация фотоохоты. Современные средства фотографирования (цифровые, зеркальные фотоаппараты, длиннофокусные объективы). Обработка трофеев. Просмотр с учащимися фотографий и слайдов птиц. Фотографирование птиц в живом уголке. Практическое занятие по фотографированию птиц в природе.
31. Значение рыбоядных птиц и отношение к ним человека.
История необоснованного преследования рыбоядных птиц человеком. Изучение питания рыбоядных птиц и их значение. Показать положительное значение многих видов рыбоядных птиц. Роль рыбоядных птиц на рыборазводных прудах. Рыбоядные птицы: гагары, поганки, цапли, выпи; чайки, крачки, скопа, орлан белохвост, черный коршун. Распространение глистных заболеваний рыбоядными птицами. Показать на примерах, что в целом рыбоядные птицы не причиняют большого вреда рыбному хозяйству, а многие из них являются на самом деле полезными и украшают нашу природу.
Записи голосов птиц. Таблицы. Открытки. Иллюстрации.
Занятие проводится методом наблюдения, рассказа и беседы.
в) Содержание и объекты наблюдения.
Птицы - неотъемлемая часть природы, помогающая эстетическому воспитанию человека. Рассказать о внешней красоте птиц. Привести примеры яркоокрашенных птиц: иволга, сизоворонка, щурка золотистая, зимородок, снегирь, щегол, свиристель, щур и т.д. Рассказать о лучших певцах и влиянии человека на их пение: соловей, варакушка, дрозды, славки, жаворонки и т.д.
Продемонстрировать грациозность и красоту орлов и соколов. Прослушать пение птиц в природе или записи. Прочитать стихи, написанные о наших лучших певцах. Птицы - украшение наших городом, парком и садом.
33. Конкурс «Юный орнитолог».
а) Место и условия занятия.
Лес. Долина реки. Озеро. Природное окружение. Классная комната.
б) Средства и методы.
Фотографии. Гнезда. Записи голосов птиц.
Бумага. Карандаши. Ручки.
Конкурс проводится в виде теоретического и практического туров.
в) Содержание и объекты наблюдения,
Теоретический тур проводится в письменном виде. Учащиеся дают краткие ответы на конкретно поставленные вопросы. Практический тур проводится в виде практических заданий но определению птиц в природе по их внешнему виду, поведению, пению. Проводится определение гнезд, следов деятельности птиц, определение птиц по фотографиям. Определение принадлежности перьев птиц. Узнавание птиц по пению с использованием записей голосов птиц и т.д.
Все задания оцениваются в очках или баллах. Сумма подсчитывается, определяются и награждаются победители. Готовится отчет работы за год. Выпускается стенгазета «Птицы - наши друзья».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПТИЦЫ – НАШЕГО КРАЯ 6 КЛАСС
№ п/п
Дата по плану
Дата по факту
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Всего
Теор.занятия
Лабор, практ, экскурсии и др.
Контрольные занятия
1
Орнитология-наука о птицах. Основные биологические особенности птиц.
2
2
Птицы и насекомые – вредители садов, полей и лесов.
2
1
3
Птицы - истребители сорняков и сеятели леса.
2
1
4
Заготовка кормов для птиц.
3
2
5
Значение хищных птиц в борьбе за урожай.
2
6
Охотничье-промысловое значение птиц.
2
7
Изготовление кормушек для птиц.
3
8
Птицы и авиация.
2
9
Птицы и медицина.
2
10
Соколиная охота.
2
11
Технический прогресс и птицы.
2
12
Природоохранные территории и их роль в сохранении птиц.
2
13
Охрана и восстановление редких и исчезающих видов птиц.
2
1
14
Орнитологический вечер развлечений
2
2
15
Птицы на гербах и флагах разных стран, в коллекциях и нумизматов и филателистов.
2
16
КВН «Птицы - наши друзья».
1
1
17
Друзьям птиц. Несколько полезных советов.
2
18
Могут ли птицы приносить вред? Методы предупреждения возможного вреда.
2
19
Практическое значение птиц своего города, населенного пункта. ( По выбору).
3
3
20
Час кроссвордов.
2
2
21
Разведение редких видов птиц.
2
22
Пропаганда охраны редких видов птиц.
2
23
Птицы-санитары.
2
24
Враги птиц и методы борьбы с ними.
2
25
Игра «Поле чудес» по теме «Птицы».
2
2
26
Охота - страсть миллионов.
2
27
Дичеразведение. Биотехника. Пути увеличения полезных птиц.
2
1
28
Охота за голосами. Конкурс: «Отгадай по голосу»
2
1
29
Охрана птиц при лесных и сельскохозяйственных работах.
2
1
30
Птицы в объективе. (О фотоохоте).
3
3
31
Значение рыбоядных птиц и отношение к ним человека.