РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ для профессий СПО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ для профессий СПО
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО): 08.01.06 «Мастер сухого строительства»
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
23.01.03 «Автомеханик»
23.01.07 Машинист крана (крановщик)
-Федерального базисного учебного плана;
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ
- Примерной программы по биологии для профессий СПО. Автор: Константинов Владимир Михайлович. Федеральный институт развития образования Минобрнауки России, Москва, 2008 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Для профессий: 08.01.06 «Мастер сухого строительства»
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
23.01.03 «Автомеханик»
23.01.07 Машинист крана (крановщик)
Оренбург 2014 год
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО): 08.01.06 «Мастер сухого строительства»
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
23.01.03 «Автомеханик»
23.01.07 Машинист крана (крановщик)
-Федерального базисного учебного плана;
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ
- Примерной программы по биологии для профессий СПО. Автор: Константинов Владимир Михайлович. Федеральный институт развития образования Минобрнауки России, Москва, 2008 г.
Организация-разработчик: ГАОУ СПО «Оренбургский автотранспортный колледж» корпус №4
Разработчики:
Застела Л.И., преподаватель
Рабочая программа согласована методической комиссией преподавателей общеобразовательного цикла.
Протокол №1 от 28.08.2014 г.
Председатель МО___________________Ю.С.Куприна
Согласовано методическим советом
Протокол №1 от 30.08.2014 г.
Председатель МС_______________С.Н.Петрова
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям 08.01.06 «Мастер сухого строительства»
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
23.01.03 «Автомеханик»
23.01.07 Машинист крана (крановщик)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный блок.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
• оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);
• учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов, самостоятельной работы обучающегося - 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные и практические занятия
8
контрольные работы
3
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе: выполнение домашнего задания
25
Подготовка презентаций, сообщений, рефератов
14
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов итем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объём часов
уровень усвоения
1
2
3
4
Введение.
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
2
2
Раздел 1
Учение о клетке
10
Тема 1.1. Клетка – элементарная живая и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Краткая история изучения клетки. Клеточная теория строения организмов.
2
2
Тема 1.2. Химическая организация клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
2
2
Тема 1.3. Строение и функции клетки.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
2
2
Тема 1.4. Жизненный цикл клетки. Митоз.
Жизненный цикл клетки. Митоз. Фазы митоза, значение митоза.
2
2
Тема 1.5. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
2
2
Практическая работа № 1:«Наблюдение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. Их описание»
1
2
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Современные методы исследования клеток. 2. Борьба с вирусными заболеваниями (сообщение).
3.Подготовка презентации по теме «Митоз»
5
2
Раздел 2 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
6
Тема 2.1. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Образование половых клеток. Оплодотворение.
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
2
2
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов.
Лабораторная работа № 1 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их эволюционного родства»
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
2
2
Тема 2.3. Обобщение и систематизация знаний.
2
2
Лабораторная работа № 1:
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
2
Контрольная работа № 1
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка презентации по теме «Бесполое размножение и его формы»
3
Раздел 3 Основы генетики и селекции
16
Тема 3.1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология.
2
2
Тема 3.2. Гибридологический метод. I и II законы Менделя.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.
2
2
Тема 3.3. Дигибридное скрещивание. III закон Менделя.
Моногибридное и дигибридное скрещивание
2
2
Тема 3.5. Генетика пола.
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
2
2
Тема 3.6. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная (модификационная) изменчивость.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость.
2
2
Тема 3.7. Основные методы селекции: гибридизация и отбор.
Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
2
2
Тема 3.8. Достижения и основные направления современной селекции. Биотехнология
Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
2
2
Тема 3.9. Обобщение по теме.
2
2
Практическая работа № 2 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания»
Практическая работа № 3 «Решение генетических задач»
Контрольная работа № 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Жизнь и научная деятельность Г. Менделя
Решение генетических задач
Наследственные заболевания человека
Подготовка презентации по теме «Биотехнология»
8
Раздел 4 Эволюционное учение
14
Тема 4.1. История развития эволюционных идей. Эволюционная теория Ж-Б Ламарка
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Движущие силы эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
2
2
Тема 4.2. Эволюционное учение Ч.Дарвина.
Естественный отбор. Движущие силы эволюции
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
2
2
Тема 4.3. Вид. Критерии вида. Популяция.
Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы
2
2
Тема 4.4. Современные представления о видообразовании. Микроэволюция
Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов.
2
2
Тема 4.5. Доказательства эволюции органического мира. Формы естественного отбора
Макроэволюция. Доказательства эволюции.
2
2
Тема 4.6. Основные направления эволюционного процесса.
Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
2
2
Тема 4.7. Обобщение знаний по теме.
Контрольная работа №3
«Эволюционное учение».
2
2
Лабораторная работа № 2 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию»
Лабораторная работа № 3 «Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)
2
Контрольная работа №3
Самостоятельная работа обучающихся:
Биология в доэволюционный период
Подготовка презентации (сообщений) по теме: «Многообразие живого мира»
Подготовка презентации по теме: «Относительный характер приспособленности»
7
Раздел № 5.
История развития жизни на Земле
6
Тема 5.1. Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Усложнение живых организмов в процессе эволюции.
Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.
2
2
Тема 5.2. Современные гипотезы о происхождение человека.
Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.
2
2
Тема 5.3. Эволюция человека. Древние люди.
Эволюция человека. Современный человек. Человеческие расы.
Эволюция человека. Древние люди.
2
2
Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Предпосылки возникновения жизни на Земле
Несостоятельность расизма.
3
Раздел № 6.
Основы экологии
18
Тема 6.1. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.
2
2
Тема 6.2. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.
Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии.
2
2
Тема 6.3. Пищевые связи. Круговорот веществ и превращение энергии.
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
2
2
Тема 6.4. Искусственные сообщества
Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
2
2
Тема 6.5. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Изменения в биосфере.
2
2
Тема 6.6.Круговорот важнейших биогенных элементов биосфере
Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
2
2
Тема 6.7. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Ноосфера.
Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
2
2
Практическая работа № 4 Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля)
Лабораторная работа № 4 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»
Тема 7.1. Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Реферат. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
1
Зачёт
2
Обобщение и систематизация знаний
2
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Химия (Биология)» и лаборатории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный вытяжной шкаф;
- уголок охраны труда;
- мойка;
- таблицы плакатные:
Строение живой клетки.
Круговорот веществ в природе.
Строение белковой молекулы.
Синтез белка.
Генетический код.
Набор таблиц «Происхождение человека»
Набор таблиц «Эволюционная теория Ч.Дарвина.
Набор муляжей черепов древних людей.
Набор муляжей мозга человекообразных обезьян и человека.
Конструктор митоза и мейоза из пластмассы.
Оборудование лаборатории:
- микроскоп
- стол препараторский
- тумба-мойка
- вытяжка
- стол-тумба
- шкафы для хранения лабораторной посуды и оборудования – количество – 4
- шкаф для документации количество – 1
- стол письменный
- шкаф для одежды
- стеллажи для учебной и методической литературы.
- стеллажи для хранения тетрадей для контрольных и лабораторных работ
- уголок по Т/Б
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Основные источники: Для обучающихся
1.Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Биология 10 -11 класс М, 2009 г
1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2009. 2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 2006.
Для преподавателей
1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2009. 2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 2006. 3. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2006.
1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии.- М 2006. 2. Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Экология методическое пособие 10-11 класс. – М., 201 3. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Каменского А.А., Крискуного Е.А., Пасечника В.В. «Общая биология. 10-11 классы» 4. Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классах 1 и 2 часть. – Ярославль Академия развития. 5. Скорик А.В., Ларина О.В. «Экология тесты».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
фронтальный опрос, письменная самостоятельная работа, письменная практическая работа в форме отчёта, лабораторная работа
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
фронтальный опрос, письменная самостоятельная работа, решение экологических задач, методы практического самоконтроля
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
письменная самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках фронтальный опрос анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека,
фронтальный опрос, письменная самостоятельная работа, решение экологических задач, методы практического самоконтроля
глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
фронтальный опрос, письменная самостоятельная работа, решение экологических задач, методы практического самоконтроля
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
письменная самостоятельная работа
Знания:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
устный фронтальный опрос
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
устный индивидуальный опрос
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;