РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Биологическое краеведение. Пожарский район»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Биологическое краеведение. Пожарский район»
Содержательной основой элективного курса "Биологическое краеведение. Пожарский район" является курс "Бактерии. Грибы. Растения", изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится 34 часа, сокращено основное содержание, а так же экологическое. Данна программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно-структурный подход, необходимый для развивающего обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Биологическое краеведение. Пожарский район» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» Пожарского муниципального района Приморского края
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО естественно - научного цикла МОБУ СОШ № 4
__________О.Л.Скоробогатова
Протокол № 1 от
«27»августа 2014 г.
«Согласовано»
Зам. директора школы по УВР МОБУ СОШ № 4
___________ М.А.Третьякова
«28» августа 2014 г.
«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ № 4
_________А.Г.Портнягина
Приказ № ___ от
« 29 » августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Биологическое краеведение. Пожарский район»
6 КЛАСС
По программе всего - 34 часа
По плану – 34 час. (в неделю – 1 час)
Анненковой Оксаны Михайловны
первая квалификационная категория
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержательной основой элективного курса «Биологическое краеведение. Пожарский район" является курс «Бактерии. Грибы. Растения», изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится 34 часа, сокращено основное содержание, а так же экологическое.
Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.
Рабочая программа (элективный курс) по биологии для 6 классов на 2014-2015 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21.12.2012;
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология), утвержденный приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
Примерная программа основного общего образования по биологии;
Авторская программа Врищ А.Э., Гилева Т.В., Соловьева Т.М., Свиридова О.И. Региональный компонент биологического образования Приморского края для основного и среднего (полного) общего образования (рекомендации в помощь учителю) ЕНМО ПИППКРО, Владивосток, 2000. 30 с.
Место предмета в учебном плане.
Для изучения курса «Биологическое краеведение» в учебном плане отводится 1 час в неделю, 34 часа.
Цель курса.
Расширить экологическое содержание школьного курса биологии в 6 классе.
Задачи курса.
показать единство жизни растений с живой и неживой природой;
показать приоритет экологических ценностей;
удовлетворить интерес учащихся к многообразию растений Пожарского района, условиям их обитания;
научить использовать знания в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс показывает единство жизни растений с живой и неживой природой, демонстрирует экологическое разнообразие Пожарского района, возрастные и сезонные изменения, даёт основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.
Программа раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору Пожарского района.
Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе Пожарского района.
Содержание программы курса.
Введение (4 час.)
Что изучает «Экология растений». Среда обитания растений. Условия существования растений. Взаимное влияние и взаимные связи. Растительные сообщества. Особенности взаимодействия растений и животных со средой: способ питания и обмен веществ. Степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования. Реакция на внешние воздействия, способы защиты.
Жизненные формы растений Пожарского района (2 час.)
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев: деревья зоны тайги. Деревья – лианы и деревья – рощи.
Изменения растений в течение жизни (2 час.)
Продолжительность жизни растений: деревьев, кустарников и кустарничков, трав. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний: зародышевый период, период молодости, период зрелости.
Практическая работа:
Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.
Определение возраста сосны по веткам.
Тепло в жизни растений (2 час.)
Тепло – необходимое условие жизни. Температурные условия и прорастание семян. Значение тепла для цветения растений. Тепло и созревание плодов. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Высокие температуры и состояние покоя. Особенности
строения растений, уменьшающие нагревание. Группы растений по отношению к теплу и холоду. Улучшение температурных условий для растений.
Свет в жизни растений (2 час.)
Необходимость света для растений. Свет и питание растений. Влияние света на рост растений. Свет и цветение растений. Разнообразие условий освещения на Земле. Прямой и рассеянный свет. Солнечный спектр. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Регуляция условий освещения растений.
Вода в жизни растений (2 час.)
Необходимость воды для растений. Поступление воды для растений. Поступление воды в растение. Приспособления для удержания воды. Расход воды растениями. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Плавающие растения, растения, полностью погруженные в воду. Водные растения с плавающими листьями. Приспособления водных растений к недостатку кислорода. Земноводные растения. Влаголюбивые растения разных сообществ. Общие приспособления влаголюбивых растений. Растения, требующие умеренного увлажнения: луговые и лесные растения, эфемеры и эфемероиды. Засухоустойчивые растения. Приспособления к увеличению поглощения воды, сокращению расхода воды, запасанию воды. Обеспечение растений водой.
Почва в жизни растений (2 час.)
Состав почвы: минеральные вещества, вода, воздух, органические вещества. почвенные организмы. Почва – субстрат для закрепления растений. Почва – источник минерального питания и воды. Почва – помощник в переживании неблагоприятных условий. Запас семян в почве. Экологические группы растений пот отношению к разным свойствам почвы: растения бедных и богатых почв. Улучшение почв человеком: зелёные удобрения, рыхление. Охрана почв.
Растения и животные (1 час)
Приспособления растений к привлечению опылителей. Животные – опылители. Похитители нектара. Практическое значение нектара. Роль животных в распространении плодов и семян. Распространение сочных плодов. Распространение сухих плодов. Распространение семян муравьями. Распространение цепких и клейких плодов и семян. Сверхдальнеее расселение растений. Разнообразие растительноядных животных. Выпас и его роль в жизни растений. Результаты выпаса. Растения – хищники.
Основные отделы царства растений Пожарского района (6 час.)
Понятие о систематике растений Пожарского района. Растительное царство. Деление его на полцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Названия вида.
Голосеменные растения Пожарского района. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
Характеристика папоротников, хвощей. Значение папоротниковидных в природе и для человека.
Многообразие покрытосеменных растений района. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые.
Царство Грибы (1 час)
Способы питания грибов и растений. Круговорот веществ. Непрерывность жизни. Сожительство растений с грибами и бактериями. Микориза, её роль в жизни растений. Клубеньковые бактерии. Грибковые болезни растений
Особенности флоры Пожарского района (4 час.)
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение – живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих
средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад. Их значение в жизни растений.
Природные сообщества Пожарского района (2 час.)
Естественные растительные сообщества. Искусственные растительные сообщества. Устойчивость естественных растительных сообществ. Результаты взаимных влияний растений в сообществе. Видовой состав естественных и искусственных растительных сообществ. Постоянство видового состава. Количественные отношения видов в растительном сообществе. Разнообразие растений одного вида в природном сообществе. Строение растительных сообществ.
Наземные ярусы. Размещение подземных органов. Значение ярусов и слоёв. Горизонтальная расчленённость растительного сообщества. Изменения растительных сообществ: суточные, сезонные, годовые. Обратимые и необратимые изменения. Зарастание озёр. Экологическое состояние Искусственного водохранилища Приморской ГРЭС. Воздействие человека на растительность.
Охрана растительного мира (2 час.)
Редкие и охраняемые растения. Красная книга. Охраняемые территории Пожарского района (Государственный природный ландшафтный заказник краевого значения «Верхнебикинский». Значение охраняемых территорий.
Учебно-тематическое планирование 6 класс
Название разделов
Количество часов
Практические работы
Контрольные работы
Тема
Введение.
4
ПР № 1
Цифровое фотографирование* растений своей местности и составление тематической фотогалереи (или презентации): «Знакомьтесь, это все клевера (колокольчики, васильки, …», «Малоизвестные, но интересные», «Как цветут наши кустарники», «Мои самые любимые деревья» и др.
* Примечание. Вместо цифрового фотографирования можно предложить ученику осуществить поиск изображений растений в Интернете или воспользоваться изображениями растений, размещенными в готовых электронных изданиях (учебниках, энциклопедиях, фотоколлекциях, др.)
Тема 1
Жизненные формы растений Пожарского района.
2
Тема 2
Изменение растений в течение жизни.
2
ПР №2 Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.
ПР №3 Определение возраста сосны по веткам.
Тема 3
Тепло в жизни растений.
2
Тема 4
Свет в жизни растений.
2
Тема 5
Вода в жизни растений.
2
Тема 6 Почва в жизни растений.
2
Тема 7 Растения и животные.
1
Тема 8
Основные отделы царства растений Пожарского района.
6
ПР №4 Определение дикорастущих деревьев и кустарников в безлистном состоянии.
ПР № 5
Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий.
Тема 9
Царство Грибы.
1
ПР№6 Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов двойников.
Тема 10
Особенности флоры Пожарского района.
4
Тема 11
Природные сообщества Пожарского района.
2
Тема 12
Охрана растительного мира.
2
ПРАКТИКУМ
2
Всего
34
6
Учебно – методическое обеспечение курса:
Список литературы для учителя:
Арзамасцев И.С. Атлас промысловых беспозвоночных водорослей и трав Приморского края. Владивосток: изд-во "Арт-Пилот", 1997. 52 с.
Баркалов В.Ю., Булах Е.М., Врищ А.Э., Говорова O.K. и др. Растительный мир Сихотэ-Алиня (атлас-определитель). «Феникс», WWF. Владивосток, ГУИ ИПК «Дальпресс» 2001. 240 с.
Баркалов В.Ю., Врищ А.Э., Крестов П.В., Якубов В.В. Растительный мир Уссурийской тайги: полевой атлас-определитель. ДВФУ, Фонд «Феникс», WCS. Владивосток, ФГУП ИПК «Дальпресс», 2012. 476 с.
Березнюк C.JL, Врищ А.Э., Солкин В.А. Экологическое образование и просвещение в Приморском крае. // Материалы международной конференции по сохранению амурского тигра. Хабаровск, 25-27 сентября 2003 г. Владивосток: Дальнаука, 2006. С. 167-171.
Врищ А.Э., Гилева Т.В., Соловьева Т.М. Лабораторные работы по ботанике и
зоологии (методическое пособие для 6-8 классов) // Биология. Приложение к газете
«1 сентября» №№ 37, 38, 39, 40, 41, 2002.
Электронная Красная книга Приморского края. [Электронный ресурс].
Сост. А.Э. Врищ Фонд Феникс, Global Grengrants Fund, WebSee, 2011. – Режим
И.В. Измайлов, В.Е.Михлин, Э.В.Шашков и др. Биологические экскурсии. –
М.:Просвещение, 1983.
Генкель П.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1984.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1985.
Жизнь растений: 6 том – М.: Просвещение, 1982.
Культиасов И. М. Экология растений. – М.: Изд – во МГУ,1982.
Набор открыток «Удивительные растения».
Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно – опытные работы
на пришкольном участке – М.: Просвещение, 1980 Познавательная энциклопедия. Экология. – Кристина и К, 1994.
Семёнова – Тян – Шанская А.М. Мир растений и люди. – Л.: Наука,1986 Сохраним наш мир. Учебное пособие по экологии. – Ростов, Гермес, 1995
Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение,1980
Хрипкова А.Г. и др. Естествознание. – М., Просвещение 1995.
Что было до нашей эры. Серия «Экология цивилизации». М., Педагогика- Пресс, 1994 .Экологическое образование школьников/ под ред. И.Д. Зверева и И.Т Суравегиной.
– М.: Педагогика,1983.
Список литературы для учащихся:
Положение о Красной книге Приморского края». Постановление Губернатора края от 17 мая 1999 г. N 216. / Перечень объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Приморского края. -Владивосток: Апостроф, 2002. 48 с.
Адрианов A.B. Уникальность прибрежных морских экосистем Приморского края // Природа без границ: материалы I Международного экологического форума. 4.1. Владивосток, 7-9 июня, 2006 Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 2006. С. 13-20.
http://redbookpk.ru/
Петухова И. П. Рододендроны на юге Приморья. Интродукция, культура.- Владивосток: БСИ ДВО РАН, 2006. - 131 с.
Декоративные деревья, кустарники и лианы в Приморье. / Н. И. Денисов, И. П. Петухова, Л. М. Пшенникова, А. Н. Прилуцкий. Владивосток: Дальнаука, 2005. 211 с.
Пшенникова Л. М. Водные растения российского Дальнего Востока=Aguatic plants of Russian Far East. Владивосток: Дальнаука, 2005. 105 с.
Чипизубова М. Н., Пшенникова Л. М. Деревья и кустарники юга Дальнего Востока России: Атлас для экскурсии в зимний лес=The trees and shrubs of the Russia's southern Far East: Atlas for an excursion to the winter forest. Владивосток: Дальнаука, 2004. 72 с., цв. ил.
Пшенникова Л. М. Новые древесные растения для юга Приморского края. - Владивосток: Дальнаука, 2002. 46 с.
Акимушкин И. Занимательная биология. – М., 1972
Алексеев Б.Д. Гиганты и пигмеи растительного мира. – М., 1978
Головкин Б.Н. Рассказы о растениях – переселенцах. – М., 1984
Книга для чтения по ботанике/ Сост.Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение,1986
Петров В.В. Из жизни зелёного мира. – М., 1982
Энциклопедия для детей. Биология. – М., Аванта +, 1996.
Энциклопедия для детей. Экология. – М., Аванта +, 2003.
Иллюстративный материал:
рисунки, картины с изображением растений разных видов;
гербарные экземпляры;
презентации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рефераты:
Памятники природы Приморского края.
Структура экосистемы таёжного леса, пищевые связи.
Уникальные экосистемы Приморского края.
Красная книга Приморского края.
Незабываемый маршрут (проект: география, биология).
Исследовательская работа:
Государственный природный ландшафтный заказник краевого значения «Верхнебикинский»
(Заказник создан для сохранения в первозданном состоянии уникальных природных комплексов Центрального Сихотэ-Алиня, а также ареалов исчезающих видов животных и растений)
Календарно-тематическое планирование
№
Ур.
№ ур. в теме
Тема урока
Дата
Практические работы
Контрольные работы
план
факт
Введение (4 час)
1
1
Введение. Предмет биологического краеведения.
2
2
Методы исследования. Феносигналы природы.
3
3
Растение – живой организм.
4
4
Экскурсия по городу "Золотая осень в нашем городе".
ПР № 1
Цифровое фотографирование* растений своей местности и составление тематической фотогалереи (или презентации): «Знакомьтесь, это все клевера (колокольчики, васильки, …», «Малоизвестные, но интересные», «Как цветут наши кустарники», «Мои самые любимые деревья» и др.
* Примечание. Вместо цифрового фотографирования можно предложить ученику осуществить поиск изображений растений в Интернете или воспользоваться изображениями растений, размещенными в готовых электронных изданиях (учебниках, энциклопедиях, фотоколлекциях, др.)
Тема 1. Жизненные формы растений Пожарского района (2 час.)
5
1
Разнообразие жизненных форм растений.
6
2
Разнообразие местных видов деревьев: хвойные и широколиственные.
Тема 2. Изменение растений в течение жизни (2 час.)
7
1
Продолжительность жизни растений.
ПР №2 Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.
8
2
Периоды жизни растений и возрастные состояния растений на примере местных видов.
ПР №3 Определение возраста сосны по веткам.
Тема 3. Тепло в жизни растений (2 час.)
9
1
Тепло в жизни растений. Источники тепла и влияние температурных условий Пожарского района на рост и развитие растений.
10
2
Приспособления растений к высоким и низким температурам.
Тема 4. Свет в жизни растений (2 час.)
11
1
Свет в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к свету.
12
2
Экологические группы растений по отношению к свету.
Тема 5. Вода в жизни растений (2 час.)
13
1
Вода в жизни растений. Поступление и удерживание, расход воды в растении (на примере местных видов).
14
2
Экологические группы растений по отношению к воде.
Тема 6. Почва в жизни растений (2 час.)
15
1
Почва в жизни растений. Состав почвы. Улучшение почвы человеком.
16
2
Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы Пож. района.
Тема 7. Растения и животные (1 час.)
17
1
Растения и растительноядные животные Пож. района. Растения – хищники.
Тема 8. Основные отделы царства растений Пожарского района (6 час.)
18
1
Отдел Голосеменные растения. Многообразие хвойных Пожарского района.
19
2
Отдел Покрытосеменные. Многообразие Цветковых Пожарского района.
ПР №4 Определение дикорастущих деревьев и кустарников в безлистном состоянии.
20
3
Семейства класса Двудольные: декоративные и лекарственные виды Пож. района.
21
4
Семейства класса Однодольные. Наиболее распространённые виды в хозяйстве района.
22
5
Плауны. Хвощи. Папоротники. Особенности роста и распространения по территории района.
23
6
Моховидные – растения болот. Роль моховидных в природе.
ПР № 5
Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий.
Тема 9. Царство Грибы (1 час.)
24
1
Ядовитые и съедобные грибы Пожарского района. Многообразие и значение.
ПР№6 Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов двойников.
Тема 10. Особенности флоры Пожарского района (4 час.)
25
1
Ядовитые растения Пожарского района.
26
2
Лекарственные растения Пожарского района (по гербарным экземплярам).
27
3
Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора, хранения, заготовки.
28
4
Плоды растений Пожарского района. Распространение плодов и семян.
Тема 11. Природные сообщества Пожарского района ( 2 час.)
29
1
Своеобразие природного сообщества района.
30
2
Смена природных сообществ. Роль человека.
Тема 12. Охрана растительного мира (2 час).
31
1
Редкие и охраняемые растения Пожарского района. Красная книга.
32
2
Охраняемые территории района и их значение.
ПРАКТИКУМ
33
1
«Исследование процесса цветения травянистых растений» (в дневнике наблюдений).
34
2
«Флористическая миниатюра». Создание композиции в виде картины, подарочной открытки.